Методы обучения рисованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является изучить различную литературу, касающуюся темы «Организации учебных занятий по рисованию с натуры», найти и выделить краткие сведения, касающиеся истории возникновения методов обучения рисованию. А также рассмотреть психолого-педагогические аспекты, а именно рисование с натуры, как вид занятий по изобразительному искусству. Рассмотрев все выше сказанные вопросы, следует определить роль наглядных пособий на уроках рисования, и обозначить основные этапы выполнения натюрморта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....2
Глава 1. История возникновения методов обучения рисованию……………..4
1.1. Зарубежные методы обучения. …………………………………………….4
1.2. Методы обучения рисованию в России…………………………………....9
1.3. Краткие сведения о методах обучения рисованию в советской школе...11
Глава 2. Психолого-педагогические аспекты…………………………………13
2.1. Рисование с натуры, как вид занятий по изобразительному искусству.13
2.2. Роль наглядных пособий на уроках изо…………………………………..16
Глава 3. Выполнение натюрморта…………………………………………….18
3.1. Последовательность работы над натюрмортом……………………….....18
3.2 Рисование натюрморта…………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………..24
Список литературы…………………………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая .doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

   Роль наглядных пособий на уроках изобразительного искусства очень велика. Без наглядности дети не смогут в полной мере осознать и усвоить даваемый им материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Выполнение натюрморта.

 3.1. Последовательность работы над натюрмортом. .

   В изобразительном искусстве натюрмортом (франц. nature morte — мертвая природа) называют изображение различных предметов, размещенных, как правило, в реальной, бытовой среде и организованных в единую композиционную группу.

   Для работы над учебным  рисунком натюрморта  нам необходимы  такие материалы, как карандаш, резинка и бумага.   Карандаши используют твердо-мягкие и остро заточенные. Резинка должна быть мягкая и поделенная на две части по диагонали (эта операция дает две резинки с острыми углами). Резинка является таким же важным инструментом, как и карандаш. Бумага подбирается гладкой и высокой плотности, формата А2, A3 Карандаши графитовые дифференцируются по твердости и обозначаются буквами Т (Н), ТМ (НВ), М (В) с цифровым показателем перед буквой. Степень мягкости карандашей обозначают буквой М, 2М, ЗМ и так далее. Степень твердости обозначают буквой «Т». В качестве оборудования используется мольберт, на котором крепится лист бумаги таким образом, чтобы луч вашего зрения был перпендикулярен к центру листа (стороны которого должны быть параллельны сторонам мольберта), (рис 1.3.).

      

 

Рис. 1.3. Положение руки и карандаша  при рисовании за мольбертом 

   Рисуют стоя и на вытянутую  руку. Можно выполнять рисунок  и сидя, но тогда вы ограничиваете свои движения в пространстве около рисунка, потому что на рисунок полезно смотреть как можно чаще с расстояния, превышающего расстояние вытянутой руки. Когда вы рисуете с натуры, мольберт не должен перекрывать вам постановку; если рисуете правой рукой, то натюрморт вы должны видеть слева от мольберта. 

                         

 Рис. 1.4. Положение руки и карандаша  при рисовании:

а - при работе над маленьким рисунком;

б - при работе над большим рисунком на наклонной доске;

в - при рисовании под острым углом к бумаге;

г - неправильное положение руки.  

    От положения карандаша  в вашей руке зависит многое  в рисунке (рис 1.4.). Начиная работу над рисунком, нельзя держать карандаш в руке, как ручку для письма. Потому что в таком случае при работе с большими пропорциональными отношениями, требующей определенной свободы движений за мольбертом, вам никогда не провести прямую и ровную линию кисть руки скована и ограничена в движениях. Карандаш нужно держать так, чтобы движения руки не были стеснены. В начале работы его нужно держать дальше от заточенной части. Это даст возможность делать быстрые и длинные штрихи, необходимые в начальной стадии выполнения рисунка, а также позволит все время видеть поле изображения. По мере продвижения работы над рисунком, к моменту окончания и уточнения формы изображаемых предметов, карандаш в руке передвигают так, чтобы его заточенная часть была ближе к пальцам. Так вырабатывается твердость руки для проведения точных штрихов и проработки мелких деталей.

3.2Рисование натюрморта  

   Рисование натюрморта следует  начинать с предварительного  анализа всей постановки. Для  этого полезно рассмотреть ее  с разных точек зрения и выбрать наиболее интересную . Также немалое значение имеет освещение натюрморта. Наиболее выразительно предметы будут выглядеть при верхнебоковом освещении.  

Весь процесс рисования натюрморта состоит из ряда этапов (рис 1.).

Рис. 1. Линейно-конструктивные рисунки предметов быта

Первый этап.

      Композиционное размещение рисунка на листе. Если вся постановка имеет большую протяженность в вертикальном направлении, то лист бумаги располагаем большей стороной по вертикали. Если натюрморт имеет одинаковую протяженность по вертикали и по горизонтали, целесообразно сделать несколько вариантов композиционного решения, изображении размещая  в разных форматах, и наиболее выразительный вариант перенести на основной лист.

   Важно продумать, как лучше  расположить натюрморт на листе  бумаги — в вертикальном или  горизонтальном положении (рис 1.).Целесообразно сделать несколько вариантов композиционного решения, разместив изображение в разных форматах. Наиболее выразительное композиционное решение переносят на основной лист. При рисовании натюрморта необходимо выделить его композиционный центр, т. е. главный в смысловом отношении предмет. Остальные предметы постановки являются второстепенными и подчинены композиционному центру.    

    Очень важно скомпоновать  всю группу предметов так, чтобы  лист бумаги был заполнен равномерно. Рисунок не должен упираться в края листа, но и не должен «плавать» на нем. Удачным будет такое композиционное размещение, в котором изображение умещается на листе целиком и не возникает желания сдвинуть рисунок в ту или иную сторону. На этом этапе необходимо выделить композиционный центр, т.е. главный предмет в смысловом отношении. Остальные предметы натюрморта должны быть подчинены композиционному центру.

   Начиная работу на основном  листе, намечаем общую форму, в  которую вписывается силуэт всего  натюрморта, уточняем соотношения общих масс предметов и их пропорций (рис 2. а).

Рис. 2. Последовательность рисования натюрморта

 

Второй этап. 

   Линейно-пространственное  построение форм предметов с  учетом их перспективного сокращения. При построении предметов постановки необходимо исходить из характера их форм и конструкций, учитывать изменения их форм в перспективе и пропорциональные соотношения предметов между собой и каждого предмета отдельно. На этом этапе следует прорисовывать как видимые, так и невидимые части предметов (рис 2. б).

Третий этап.

   Выявление объемности предметов  с помощью светотени. Передача  объемности предметов, выявление пространственных планов и степени освещенности достигается, как нам уже известно, при помощи тона и различных по нажиму линий. Когда все предметы постановки прорисованы, приступают к прокладке светотени, легко намечая основные большие плоскости света, полутона и тени. Легким штрихом намечают падающие тени.      

    Определив основные тональные отношения(рис 2. в), приступаем к дальнейшей лепке формы предметов тоном. В процессе этой работы необходимо выявить не только объем, но и разность фактур. Для передачи пластики предметов штрих следует класть по форме. Необходимо обращать внимание на передачу пространственных планов. Предметы на переднем плане требуют более тщательной прорисовки, нежели предметы, лежащие на дальнем плане.

    Необходимо учесть, что  фон играет вспомогательную роль  и способствует выявлению характера  предметов натюрморта, поэтому не  стоит его тщательно прорабатывать. В процессе работы над рисунком натюрморта для достижения цельности необходимо постоянно сравнивать предметы друг с другом, соблюдать тональные отношения между предметами и фоном.

Четвертый этап.

    На завершающем этапе, когда рисунок в основном закончен, обобщаем все его части. Сравнивая рисунок с натурой, необходимо отказаться от излишней детализации, добиться цельности и выразительности, обобщая второстепенные детали и задние планы. Последовательность рисования натюрморта «основана на принципах академической школы: от общего к частному и опять к общему.

   Подводя итог, выделим общие задачи, которые ставятся при рисовании натюрморта с натуры:

1. Определение пропорций;

2. Взаимное расположение предметов в пространстве;

3. Линейно-конструктивное построение с учетом законов перспективы;

4. Лепка светотенью объемной формы каждого предмета;

5. Передача тоновых отношений между предметами натюрморта;

6. Тональное и композиционное обобщение рисунка.

 

 

 

 

 

 

Заключение. 
    Целью нашей работы являлось изучить различную литературу, касающуюся темы «Организации учебных занятий по рисованию с натуры», найти и выделить краткие сведения, касающиеся истории возникновения методов обучения рисованию. А также рассмотреть психолого-педагогические аспекты, а именно рисование с натуры, как вид занятий по изобразительному искусству.  

    Рассмотрев все выше  сказанные вопросы, следует определить  роль наглядных пособий на  уроках рисования, и обозначить  основные этапы выполнения натюрморта  с натуры.

   Изучив различные источники, которые касаются истории возникновения и дальнейшее развитие методов обучения рисованию, можно сказать, что на протяжении многих лет методика претерпевала множество изменений и до сего времени авторы различных подходов пытаются внести свою лепту в наше образование.

   Как говорится, все мнения могут применяться на практике, но с моей точки зрения все-таки лучшим методом является метод рисования с натуры. На занятиях рисования с натуры ученик не должен лукавить, выдумывать, сочинять Он должен откликаться своими переживаниями на то, что его волнует в данной натуре, но выражать это в своем рисунке грамотно. Развивающееся пространственное и образное мышление во время работы с натуры заставляет ребенка по-новому видеть и воспринимать окружающий мир, по-новому его отображать в своих рисунках.

    Психологические основы наглядности заключаются в том, что в сознании человека решающую роль играют ощущения, то есть если человек не видел, не слышал, не ощущал, у него нет необходимых данных для суждения. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание предмета у человека глубже и вернее.(5.135)Роль наглядных пособий на уроках изобразительного искусства очень велика. Без наглядности дети не смогут в полной мере осознать и усвоить даваемый им материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Альберти Леон Батиста «Десять  книг о зодчестве». Т2.

2. Альберти Л.Б. «Три книги о  живописи».

3. Дюрер А. «Дневники, письма, трактаты». М., 1957, т 2

4. Леонардо да Винчи «Книга  о живописи». М., 1934.

5. Ростовцев Н.Н. «Методика преподавания изобразительного искусства в школе» 
6. Ченнино Ченнини «Трактат о живописи». М., 1933

7. Репин И.Е. «Далекое близко». М., 1960. 8. Чистяков П.П. «Письма. Записные  книжки. Воспоминания». М., 1953.

9. Векослав Кощевич пособие «Современное рисование в народной школе» (перевод с хорватского Н. Бахтин., СПб, 1911) 

10. Бакушинский А.В. «Художественное  творчество и воспитание». М., 1925

11. Крупская Н.К. «Об искусстве  и литературе». М.,1963.

12. Кирцер Ю.М. «Рисунок и живопись». М., «Высшая школа» 1992

13. Сокольникова Н. М. «Основы живописи», изобразительное искусство часть 2, Обнинск, издательство «Титул», 1996

14. Беда Г.В. «Живопись», М., 1966.

15. Ростовцев Н.Н. «Академический  рисунок», М., «Просвещение», 1995.

16. Кузив В.С., Кубышкина Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе», издательство дом «Дрофа

 

 

 


Информация о работе Методы обучения рисованию