Методы психолого- педагогического воздействия на личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 01:56, доклад

Краткое описание

В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека.В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции - наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане.

Содержание

Введение 2
Понятия: педагогика, педагог, воздействие 3
Методы воздействия на личность 4
Методы психологического воздействия на личность 8
Психологическая коррекция личности 13
Заключение 18
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

методы психолого-педагогич воздействия на личность.docx

— 56.42 Кб (Скачать файл)

Оглавление:

 

 

 

Введение                                                                            2

Понятия: педагогика, педагог, воздействие                      3

Методы воздействия на личность                                       4

Методы психологического воздействия на личность       8

Психологическая коррекция  личности                              13

Заключение                                                                           18

Список литературы                                                                19     

 

 

 

 

 

Введение

В современных словарях воспитатель  определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий  на себя ответственность за условия  жизни и развитие личности другого  человека.В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции - наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане.

С момента возникновения  педагогической профессии за учителями  закрепилась прежде всего воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду

А. С. Пушкин, посвящая строки своему любимому учителю,  профессору нравственных наук А. П. Куницыну.

 Задачи, встававшие перед  школой, существенно менялись на  разных этапах развития общества. Выдающиеся учителя были у  всех народов и во все времена.

Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский - отец русских учителей. Созданные  им учебники выдержали небывалый  в истории тираж. Например, "Родное слово" переиздавалось 167 раз. Его  наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня.

Проблема психолого-педагогического  воздействия на учебную группу является одной из наиболее значимых и трудно решаемых в педагогической практике. В последние годы она обострилась еще сильнее в результате коренных изменений, происходящих на всех уровнях жизни нашего общества и объективно повлекших за собой отказ от прежней и создание новой концепции воспитания. В такой переходный период обостряются проблемы, связанные с формированием личности учащегося и учебной группы, и, как следствие, возникает необходимость совершенствования прежних и поиска новых методов воспитательного воздействия на группу и личность в отдельности, отвечающих требованиям действительности.

 

 

Понятия: педагогика, педагог, воздействие

 

Педагогика- это наука  о закономерностях обучения и  воспитания с помощью специальной  целенаправленной системы образования.

Педагогическая наука  в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает  причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько  объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения  в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Научные знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять  педагогическим процессом развития личности.

Педагог- (от греч. paidagogos - воспитатель) - лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи, имеющее специальную подготовку в этой области.

Воздействие- это любое  действие, направленное на объект с  целью повлиять на него, вызвать  изменение.

 

 

Методы воздействия на личность

 

Метод воздействия на личность - это система педагогических приемов, позволяющих решать те или иные педагогические задачи.

В теории и практике педагогического  процесса употребляется и такое  понятие как прием.

Прием   выступает как элементарное звено педагогического процесса, как практический акт реализации того или иного метода в различных педагогических ситуациях. (Беседа, диспут, разъяснение - это примеры приемов убеждения. Одобрение, похвала, благодарность - приемы поощрения.)

Реализацию целей воспитания и образования называют педагогическим процессом.

Систему воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и учащихся, называют методом обучения.

Разделение средств и  методов на воспитательные и образовательные  весьма условно, а порой даже искусственно, поэтому будем пользоваться в  дальнейшем универсальными понятиями "средства воздействия на личность" и "методы воздействия на личность".

 
Технологическая схема педагогического  процесса выглядит примерно так:

Прежде всего педагог убеждает учащегося в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи. На следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.

 

 

Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:

1. убеждение;

2. упражнения и приучения;

3. обучение;

4. стимулирование;

5. контроль и оценка.

 

 

Рассмотрим названные выше методы воздействия на личность.

1. Убеждение

Убеждение - это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут. Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ряда педагогических требований, наиболее важные из них:

1. Высокий авторитет педагога.

2. Опора на жизненный опыт воспитанников.

3. Искренность, конкретность и доступность убеждения.

4. Сочетание убеждения и практического приучения.

5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

 

2. Упражнение и приучение

Упражнение - это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности.

Приучение -   это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек.

Упражнение (приучение) как метод педагогического воздействия применяется для решения самых разнообразных задач гражданского, нравственного, физического и эстетического восприятия и развития. Без систематического применения разумно поставленных упражнений нельзя добиться действенности воспитательной работы. В практике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений:

 

-упражнения в полезной деятельности;

-режимные упражнения;

-специальные упражнения.

 

Упражнения в полезной деятельности имеют целью выработать привычки в труде, в общении воспитанников со старшими и друг с другом. Главное в этом виде упражнений состоит в том, чтобы его польза осознавалась воспитанником, чтобы он, испытывая радость и удовлетворение от результата, привыкал самоутверждаться в труде и через труд.

 

 

 

 

Режимные упражнения – это такие упражнения, главный педагогический эффект от применения которых дает не результат, а хорошо организованный процесс – режим.

Специальные упражнения - это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку и закрепление умения и навыков.

В учебном процессе все упражнения - специальные, а в воспитательной работе - это приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой.

(Так, первокурсников "тренируют" вставать при входе преподавателя.) Специальные упражнения применяются и с целью преодоления недостатков. (Так, нарушителя дисциплины делают ответственным за порядок.) Упражнение лишь на самых ранних стадиях можно рассматривать как простое повторение. В дальнейшем упражнение - это совершенствование, которое идет нарастающим итогом. (Так же, как репетиция спектакля не есть его простое повторение, а этап все большего приближения к тому состоянию, которое материализирует режиссерский замысел, этап совершенствования на пути к эталону.)

 

3. Обучение

Методы обучения подразделяют по доминирующим средствам на словесные, наглядные и практические.

Их классифицируют также в зависимости от основных дидактических задач на:

-методы приобретения новых знаний;

-методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;

-методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

 

Эту классификацию дополняют  методами закрепления изучаемого материала  и методами самостоятельной работы учащихся.

 

4. Методы стимулирования

Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию.

Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри каждого метода. Но есть методы, главное назначение которых - оказывать дополнительное стимулирующее влияние и как бы усиливать действие других методов, которые по отношению к стимулирующим (дополнительным) принято называть основными.

Соревнование. Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям, но особенно молодежи. Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача - не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой.

 

 

 

Поощрение. Поощрение - это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения - возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех.

Наказание. Наказание - один из самых старейших методов воспитания. На самых древних дошедших до нас папирусах встречаются рисунки на темы педагогической практики тех лет: мальчик в характерной позе и учитель с розгами над ним. Обосновывая правомерность наказания как метода воспитания А. С. Макаренко писал: "Разумная система взысканий не только закончена, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их". Наказание - это самоутверждение наоборот, которое порождает потребность изменить свое поведение, а при планировании будущей деятельности - чувство опасения пережить еще раз комплекс неприятных чувств. Главное чувство наказанного - чувство отчужденности, отстраненности от других, от коллектива. А. С. Макаренко называл это состояние "выталкиванием из общих рядов". Вот почему не рекомендуются коллективные наказания, при которых создаются условия для сплочения на нездоровой основе.

 

 Педагогические требования к применению мер наказания следующие:

-нельзя наказывать за неумышленные поступки;

-нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению:

лучше простить десять виновных, чем наказать одного невинного;

-сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;

-строго соблюдать педагогический такт;

-опора на понимание и поддержку общественного мнения;

-учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

 

Методы психологического воздействия  на личность

Метод влияния

Определение

1.Убеждение

Сознательное аргументированное  воздействие на другого человека или группу людей, имеющие своей  целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения.

2. Внушение

Сознательное неаргументированное  воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение  их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям.

3. Самопродвижение

Объявление своих целей  и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества на выборах, при назначении на должность и др.

4. Заражение

Передача своего состояния  или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или  отношение. Передаваться состояние  может как непроизвольно, так  и произвольно, усваиваться —  также непроизвольно или произвольно. По другим источникам: процесс перехода эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта, фактор спонтанного  социального сплочения. Однако при  выходе из-под контроля психическое  заражение (индукция) приводит к распаду  нормативно-ролевого поведения, возникает  деструктивный "эффект толпы" [5].

5. Пробуждение импульса  к подражанию

Способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность  может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого повеления и образа мыслей) также может быть как произвольным, так и непроизвольным.

6. Формирование благосклонности

Привлечение к себе непроизвольного  внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности  и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему  услуги.

7. Просьба

Обращение к адресату с  призывом удовлетворить потребности  или желания инициатора воздействия

8. Принуждение

Угроза применения инициатором  своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности — это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его  жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно  принуждение переживается как давление: инициатором — как собственное давление, адресатом — как давление на него со стороны инициатора или "обстоятельств".

9. Деструктивная критика

Высказывание пренебрежительных  или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное  осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Разрушительность такой критики — в том. что она не позволяет человеку "сохранить лицо", отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя.

10. Манипуляция

Скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных  целей.

По другим источникам: система  средств идеологического и социально-психического воздействия с целью изменения  позиций и поведения людей  вопреки их интересам. Манипуляция  массовым сознанием и поведением – характерная особенность административно-командной  системы [5].

Информация о работе Методы психолого- педагогического воздействия на личность