Методы психолого- педагогического воздействия на личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 01:56, доклад

Краткое описание

В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека.В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции - наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане.

Содержание

Введение 2
Понятия: педагогика, педагог, воздействие 3
Методы воздействия на личность 4
Методы психологического воздействия на личность 8
Психологическая коррекция личности 13
Заключение 18
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

методы психолого-педагогич воздействия на личность.docx

— 56.42 Кб (Скачать файл)

 

Убеждение

 

Убеждение подразумевает "мягкое" воздействие на индивида, 
ставящее целью радикально скорректировать его взгляды, чтобы тем самым повлиять на последующее поведение. Данный вариант является самым этичным способом влияния, ибо здесь нет грубого насилия или коварного внедрения в подсознание объекта.

 

Метод убеждения задействуется для:

- долговременного изменения представлений и установок человека в

  требуемом направлении;

- привлечения к сотрудничеству;

- побуждения объекта к нужному поступку.

 

По техническому исполнению убеждение представляет собой явную, иной раз и скрытую дискуссию, дополняемую неким стимулирующим воздействием. Каждый человек имеет свой настрой (точнее - установку) в отношении к чему-либо или кому-либо.

 

 Существуют три градации подобного настроя:

- явная симпатия (склонность к принятию чего-либо);

- безразличие (с легким смещением в ту или иную сторону);

- отрицание (неприятие).

 

Всякая попытка грубо навязать желаемое мнение приведет лишь к отрицательному результату, ибо человек всегда сопротивляется ограничению свободы выбора. Для изменения отношения индивида к чему-либо, нужно переориентировать его настрой.

Убеждение — это метод воздействия  на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию.

Используя метод убеждения, психологи  исходят из того, что оно ориентировано  на интеллектуально-познавательную сферу  человеческой психики. Его суть в  том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться от человека внутреннего согласия с определенными  умозаключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить  новые установки (или трансформировать старые), соответствующие поставленной цели.

 

 

 

Внушение

 

Внушение (суггестия) –  форма непосредственного психического воздействия, связанная с ослаблением сознательного контроля; выступает как стихийный компонент повседневного общения или как специально организуемый вид коммуникации, рассчитанный на некритическое восприятие информации.

 

Внушение–  воздействие на поведение и психику человека, предполагающее некритическое восприятие им особенностей информации.

 

Внушение носит вербальный характер, т.е. внушать можно только через слова, но это вербальное сообщение имеет сокращенный характер и усиленный экспрессивный момент. Очень велика здесь роль интонации голоса (90% эффективности зависит от интонации, которая выражает убедительность, авторитетность, значительность слов).

 

Внушаемость - степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации, различна у разных людей.

 Внушаемость выше у  лиц с слабой нервной системой, а также у лиц с резкими колебаниями внимания.

 

 

Внушение  подразделяется на непосредственное и опосредованное.

 Непосредственное– прямое воздействие на людей.

Прямое  внушение- достигается путем непосредственного словесного воздействия эмоционально насыщенным, повелительным тоном . Словесная формула при этом имеет вид прямой речи, обращенной к объекту воздействия. В ней выражается требуемое поведение либо состояние, которое должно наступить сразу же после высказанных слов. Фразы должны быть резкими (но не оскорбительными),которые легко запоминаются. Наиболее важные фразы следует повторять несколько раз. Речь внушающего может сопровождаться средствами, усиливающими эффект воздействия(жесты, мимика, интонация и ритм) . Громкость речи варьируется в зависимости от индивидуальных состояний и важности той или иной фразы в формуле.

 

 

Опосредованное внушение осуществляется вне личных контактов, через систему средств информации, кино, радио, телевидение, прессу, наглядные средства.

 В этом случае  эффект внушения зависит от  авторитетности источника и жизненной  значимости информации, которые  могут вызвать доверие и снизить  сопротивление внушаемому воздействию.

 Внушение этого  вида довольно эффективно используется  в практике. В отличие от прямого,  при косвенном внушении всегда  прибегают к помощи добавочного  раздражителя. Словесной формулы  может не быть совсем.

Примеры приёмов внушения:

Приемы прямого  внушения -  совет, предложение, внушающее  наставление, команда, приказ.

Приемы косвенного внушения -  намек, одобрение, осуждение, "обманутое ожидание" и др.

Приемы скрытого внушения - трюизм, иллюзия выбора, предоставление всех вариантов, увязывание действительного  и желаемого.

 

 

Психологическая коррекция  личности

 

Одно из значений термина  «коррекция» в переводе с латинского языка – поправка, частичное исправление  или изменение (лат. correctio).

 

Психологическая коррекция личности – совокупность специальных воздействий на индивида, связанных с устранением причин, факторов, условий, вызывающих те или иные недостатки в его развитии и психической деятельности. Современный взгляд на психологическую коррекцию личности представляет еѐ в новом свете, как саморазвивающийся процесс, как обретение возможности раскрытия собственных внутренних ресурсов.

Под психологической коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению особенностей психического развития.

Из истории  психологической коррекции:

 

Псих. коррекция возникла в рамках специализации психологии и дефектологии.

  • Первый период — описательный, связан с описанием медицинских наук и педагогических вопросов коррекции аномального развития. Э. Сеген предложил комплексный подход к воспитанию умственно отсталых детей и описал оригинальные методы коррекции и диагностики умственного развития детей (методика «Доска Сегена»). Пётр Трошин предложил оригинальные методы диагностики и психокоррекционных воздействий, направленных на изучение познавательных процессов.
  • Второй период — этап возникновения теории и практики психокоррекции. Психокоррекция на этом этапе тесно связана с внедрением экспериментально-психологических методов в систему психологических исследований; появляются методы коррекционной работы. Этот этап связан с именем М. Монтесори. Она разработала коррекционные материалы, направленные на развитие познавательных (сенсо-моторных) процессов ребёнка. Центральным звеном её теории является «концепция сензитивных периодов развития ребёнка».
  • Третий период связан с именем Л. С. Выготского, который создал единую концепцию аномального развития, наметил основные направления коррекции и заложил методологические понятия психокоррекции как самостоятельного направления. Также разрабатывались психодиагностические и коррекционные процедуры к другим категориям детей (дети с нарушением речи, зрения, слуха).* Четвёртый период связан с интенсивным формированием практической психологии. В это время создаются системы психологической помощи конкретным группам детей с конкретными дефектами; вводится должность практического психолога в специальных и учебных учреждениях

 

 

 

 

 

 

 

Основные виды психологической коррекции:

 

По коррекционным задачам:

  • семейная коррекция;
  • игровая коррекция;
  • нейропсихологическая коррекция;
  • коррекция личностного роста.

 

По характеру направленности:

  • симптоматическая;
  • каузальная.

 

По способу коррекционных  воздействий:

  • директивные виды;
  • недирективные виды.

 

По форме организации:

  • общая психокоррекция (мероприятия общепедагогического порядка, нормализующие социальную среду ребёнка; нормализация и регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок ребёнка, работа по психогигиене и психопрофилактике, педагогической этике, лечебно-оздоровительные мероприятия, организация специальных занятий по плаванию, усиленному питанию детей);
  • частная психокоррекция (набор психолого-педагогических воздействий, то есть системы специально разработанных психокоррекционных мероприятий, применяемых в общей системе образовательных процессов. Игровая, музыкальная, драмотерапия);
  • специальная психокоррекция (комплекс приёмов, мер, методов, методик, работы с кокретным ребёнком или группой детей по решению психологических проблем).

 

Сфера применения психокоррекции

а) коррекция эмоционального развития ребёнка;

б) коррекция сенсо-перцептивной и интеллектуальной деятельности;

в) психокоррекция поведения детей и подростков;

г) коррекция развития личности.

 

Применительно к проблемам  детей в школе:

а) коррекция недостатков  когнитивной деятельности;

б) коррекция недостатков  эмоционально-волевой сферы;

в) коррекция поведения.

 

Все выделенные виды психокоррекции в целом дают системное представление об организационно-содержательных началах психокоррекционного процесса.

 

Целями применения психологической коррекции является оптимизация, исправление и приведение в норму каких-либо психических функций человека, отклонений от оптимального уровня его индивидуально-психологических особенностей и способностей.

Выделяется пять видов  стратегий психологической коррекции (Ю.С.Шевченко):  
 
1. Психокоррекция отдельных психических функций и компонентов психики (внимание, память, конструктивное и вербальное мышление, фонематическое восприятие, ручная умелость, познавательная деятельность и т.д.), либо коррекция личности.  
 
2. Директивная или недирективная стратегия психокоррекционного воздействия.  
 
3. Коррекция, направленная на индивида или сконцентрированная на семье.  
 
4. Психокоррекция в форме индивидуальных или групповых занятий.  
 
5. Психокоррекция как компонент клинической психотерапии в комплексном лечении нервно-психических заболеваний, либо как основной и ведущий метод психологического воздействия на человека с отклонениями в поведении и социальной адаптации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Констатирующий и формирующий  психологический эксперимент

ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum - опыт, проба)-    в педагогике и психологии, один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности;

в психолого-педагогическом исследовании направлен на выявление изменений в поведении человека при планомерном манипулировании определяющими это поведение факторами (переменными).

 В отличие от наблюдателя  исследователь создаёт необходимые  для возникновения процессов  условия. 

Существенная черта эксперимента - строгое выделение одного исследуемого фактора или его вариаций и  регистрация тех изменений, которые  связаны с действием этого  фактора.

Поскольку в педагогике и  психологии абсолютная изоляция фактора  невозможна, выделение его осуществляется обычно подбором и сравнительным  изучением двух ситуаций, двух групп  испытуемых и т.д.

Эксперименты различаются  по форме проведения, количеству переменных, целям и характеру организации  исследования.

 По форме  проведения выделяют лабораторный  и естественный эксперимент.

-Лабораторный эксперимент проводится в специально организованных искусственных условиях, призванных обеспечить чистоту результатов.

-Естественный эксперимент проводится в обычных условиях в рамках привычной для испытуемого деятельности. Существенный недостаток естественного эксперимента - неизбежное наличие неконтролируемых помех, т.е. факторов, влияние которых не установлено и не может быть количественно измерено.

По целям различают  констатирующий и формирующий эксперименты.

-Констатирующий эксперимент - это эксперимент, устанавливающий наличие какого-либо непреложного факта или явления. Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых.

Цель констатирующего  эксперимента - измерение наличного  уровня развития, получение первичного материала для организации формирующего эксперимента. Формирующий (преобразующий, обучающий) эксперимент ставит своей  целью активное формирование или  воспитание тех или иных сторон психики, уровней деятельности и т.д.; используется при изучении конкретных путей формирования личности ребёнка, обеспечивая соединение психологических исследований с  педагогическим поиском и проектированием  наиболее эффективных форм учебно-воспитательной работы.

Информация о работе Методы психолого- педагогического воздействия на личность