Моделирование в развитии математических представлений дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 14:59, курсовая работа

Краткое описание

С этой точки зрения представляется актуальным исследование всех аспектов умственного воспитания, его задач и организационных методов. Одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспитания является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.
Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии математических представлений дошкольников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Сущность метода моделирования…………………………………………..5
2. Виды моделей…………………………………………………….……………6
3. Моделирование в развитии математических представлений дошкольников…………………………………………………………………..7
3.1 Моделирование в раннем и дошкольном детстве………………………..10
3.2 Использование моделирования в развитии математических представлений детей среднего дошкольного возраста……………………………………...13
3.3 Применение моделирования для развития математических представлений старших дошкольников………………………………………………………18
3.3.1 Сложение………………………………………………………………...20
3.3.2 Вычитание……………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………29
Список литературы……………………..…………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа макроэкономика.docx

— 49.81 Кб (Скачать файл)

 

Сложность познания свойств  и отношений предметов в дошкольном возрасте обусловлена противоречием  между образностью мышления дошкольника  и логикой, абстрактностью свойств, отношений, связей.

 

В ряде исследований доказана необходимость разработки и использования  дополнительных моделей — более  конкретных, сконструированных в  соответствии с особен­ностями детского восприятия, с целью эффективного их понимания и использования дошкольниками.

 

3.1 Моделирование  в  раннем и дошкольном детстве

 

Моделирование - приблизительное  воспроизведение каких либо объектов которые по своей сложности и величине не поддаются или плохо поддаются исследованию и изготовлению в натуре. Моделирование, проводимое в процессе обучения и воспитания детей, служит развитию их способностей, углублению знаний по основам наук и по технологии обработки материалов. Оно способствует связи   теории с практикой, формированию практических  навыков, является  средством расширения  политехнического кругозора ребят. Объекты, выбираемые для моделирования, должны отражать в своей тематике достижения науки и техники, иметь общественно полезную направленность, соответствовать возрастным особенностям, интересам и уровню подготовки детей.

 

Для того чтобы дошкольник мог развернуть сюжет игры, смоделировать  ту или иную деятельность взрослых, он должен понять ее смысл, мотивы, задачи и нормы отношений, существующие между взрослыми. Самостоятельно сделать  это ребенок не может. Лишь подготовленное воспитателем ознакомление с доступными детям дошкольного возраста видами труда раскрывает им смысл трудовых взаимоотношений взрослых, значение выполняемых ими действий. На этой основе возникает игра, и ребенок, реализуя взятую роль, начинает глубже вникать в смысл, понимать мотивы и задачи деятельности людей, а также  значение своей роли и своих действий.

 

Сенсорное развитие ребенка—это  развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах  предметов: их форме, цвете, величине, положении  в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

 

Значение сенсорного моделирования  в раннем и дошкольном детстве  трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.) Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

 

В книге Зеньковского  В.В. „Психология детства” (Екатеринбург, 1995) автор говорит о том, что:  «сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного  развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда».

 

С восприятия предметов и  явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение  — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное  восприятие.

 

В детском саду ребенок  обучается сенсорному моделированию, рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать  основы математики и грамоты. Овладение  знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к  внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так, для  того чтобы получить в рисунке  сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно  уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует  исследования формы предмета (образца), его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения  частей в прост­ранстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы умножить.

 

Не менее важно иметь  в виду значение развития сенсорного моделирования  для человеческой деятельности в целом, особенно для  творческой деятельности. Важнейшее  место в ряду способностей, обеспечивающих успехи архитектора,  конструктора, занимают сенсорные моделирование  способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних  свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед, теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.  Здесь-то и приходит на помощь сенсорное моделирование — последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

 

Большое значение в сенсорном  воспитании имеет формирование у  детей представлений о сенсорных  эталонах— общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои — во вкусовом, обонятельном восприятии.

 

Усвоение сенсорного моделирования— длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорного моделирования— это использова­ние их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

 

Ознакомление с этими  свойствами составляет основное содержание сенсорного моделирования в детском  саду. И это естественно, так как  именно форма, величина и цвет имеют  определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах  и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных  предметов в школе, от него зависит  и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.

 

 

3.2 Использование моделирования  в развитии математических представлений  детей среднего  дошкольного возраста

 

«Большинство современных  исследований посвящено изучению возможности  развития моделирования и использования  модели в старшем дошкольном возрасте. Однако в среднем дошкольном возрасте уже существуют предпосылки развития моделирования, использования модели в познании. В этом возрасте происходят изменения в познавательной деятельности ребенка, изменяются содержательная и  операционная стороны, зарождаются  познавательные мотивы. Поэтому данный возраст называют возрастом «множества открытий». Ребенок активно познает  предметные эталоны, овладевает умениями учитывать и использовать свойства предметов в практической деятельности. Дошкольник осваивает разнообразные  способы исследования, становится «почемучкой», интересующимся всем, что его окружает». (13,с.146)

 

При выраженном интересе к  окружающему миру ребенок среднего дошкольного возраста не владеет  адекватными средствами получения  необходимой информации поэтому педагог призван помочь ему в овладении средствами дознания, выработанными человечеством и позволяющими самостоятельно открывать новое. В связи с этим давайте рассмотрим возможности овладения моделированием как средством познания свойств и отношений предметов детьми среднего дошкольного возраста.

 

Часть свойств и отношений (цвет, размер, форма) осваивается детьми достаточно полно. Дети устанавливают  отношения, успешно понимают простые  логические связи, поясняют их. Другие свойства и отношения осваиваются  недостаточно глубоко, дети затрудняются в определении сенсорных эталонов, «смешивают» объемы представлений (на­пример, неверно употребляют  термины — большой вместо тяжелый, мягкий вместо легкий и т.п.). Неравномерность освоения свойств и отношений связана как с особенностями самих свойств (частотой их проявления, степенью выраженности), так и с уровнем овладения способами их познания. Низкий уровень освоения свойств и отношений, их «размытость» обусловлены, по нашему мнению, следующими причинами:

 

В существующей практике наблюдается  перенос акцентов на развитие познавательных операций без достаточного расширения сенсорных представлений. Расширение и углубление представлений о  свойствах и отношениях происходит попутно, следствием чего является разрыв связи между сенсорными и логическими  компонентами познания.

 

Обособленное изучение свойств  и отношений не всегда способствует развитию системного видения объектов мира. Так форму и размер рассматривают  как математические свойства и отношения, цвет связывают с изобразительной  деятельностью, шероховатость ассоциируют  с природоведческими знаниями. Разделение содержания согласно методикам отражается на развитии таких же раздельных представлений  об объектах.

 

В программах развития и воспитания детей дошкольного возраста содержание свойств и отношений объединено, нет четкого определения представлений  и умений их обследования детьми.

 

У педагогов отсутствуют  конкретные знания и умения, позволяющие  им расширять и развивать опыт освоения свойств  и отношений  предметов детьми дошкольного возраста.

 

Применение модели при  группировке фигур позволяет  детям более успешно выделять и удерживать основания для образования  групп. Если до этого дети часто изменяли основания, группировали предметы по двум свойствам одновременно, переключались на игру, то при использовании модели они более успешно обследуют  предметы, группируют  их, поясняя свои действия педагогу.

 

Количественный анализ показал, что у большинства детей пятого года жизни уровень освоения свойств  и отношений предметов при  использовании модели повысился Сенсорные модели помогают детям выявить конкретные отличия свойств, а модели логического содержания способствуют  лучшему выделению связей, отношений, обобщению и логизации содержания. Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ее элементами повышают  интерес детей к заданиям, вызывают желание экспериментировать, ис­следовать предметы и модель. Это свидетельствует о том, что использование модели в освоении свойств и отношений предметов может стать увлекательным средством познания.

 

Одной из форм организации  детской деятельности, учитывающей  выявленные особенности освоения свойств  и отношений предметов и способствующей проявлению детской самостоятельности  в познании, наряду с экспериментированием, решением практических и познавательных задач, является игра и игровые упражнения.

 

Возможность моделирования  разнообразного содержания, сопоставления  предметов и модели, вариативность  форм проведения игр и игровых  упражнений с моделями позволяют:

 

• последовательно усложнять  систему работы по освоению моделирования  как средства познания свойств и  отношений предметов детьми среднего дошкольного возраста, развивать  умения осваивать содержание, моделировать, осознавать семиотическую функцию;

 

• использовать разнообразные  виды моделей (по отражению содержания, по степени условности содержания, по способу выражения), оптимально сочетая  познание самой модели и новые  знания об окружающем мире при ее применении;

 

• накапливать опыт познания посредством моделирования и  использования модели в повседневной деятельности через обогащение предметно-развивающей  среды;

 

• повысить интерес детей  к познанию, пробудить у них  желание наблюдать и экспериментировать со свойствами предметов и явлениями  мира.

 

Освоению умений моделировать разнообразное содержание способствуют игры и игровые упражнения представленные в работах Л.А.Венгера, О.М.Дьяченко, Г.А.Глотовой и других авторов. С учетом индивидуальных особенностей детей можно сконструировать интересные игры для любой группы. Общая цель таких игр — расширение и углубление представлений детей о свойствах и отношениях предметов посредством модели. Материалом для игр и ис­следования могут выступать «привычные» на первый взгляд  объекты: игрушки, природный, бросовый материал, любые предметы, окружающие дошкольника. Использование различных по форме и содержанию моделей в ходе обследования одних и тех же предметов позволяет ребенку «увидеть» многообразие свойств, отношений и связей предмета, активизирует его интерес к обычным, хорошо знакомым вещам. Однако следует помнить, что модель является лишь средством познания содержания, «подсказкой-помощником», следовательно, она не должна заменять собой реальные свойства и отношения. Модели могут лишь направлять исследование, помогать абстрагированию свойств, логизированию и обобщению отношений, выступать средством измерения.

 

Преимущество игр заключается  в возможности их усложнения и  вариативности форм проведения, при  этом как индивидуально с тем  или иным ребенком, так и с различными группами детей.

 

Информация о работе Моделирование в развитии математических представлений дошкольников