Модель построения 12-летней общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:20, реферат

Краткое описание

Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении образование - это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.

Содержание

1. Понятие и сущность содержания образования. 2
2. Источники и факторы формирования содержания школьного образования. 3
3. Проблема введения образовательных стандартов в общеобразовательной школе. 6
4. Учебный план средней образовательной школы, место занятий физической культурой в учебном плане. 8
5. Анализ государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего образования по разделу «Физическая культура» 11
6. Стратегия развития вариативного образования в России. 16
7. Модель построения 12-летней общеобразовательной школы 18
Литература. 23

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВО.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

     В обязательном минимуме содержания образования  по физической культуре выделяются три  структурных раздела, которые соотносятся  с системными компонентами двигательной (физкультурной) деятельности: «Знания», «Способы» и «Физическое совершенствование». Все эти разделы функционально взаимосвязаны между собой и в своем содержании ориентируются на реализацию целей стандарта общего образования: 

     - в начальной школе содержание ориентируется на укрепление здоровья обучающихся их физическое развитие и общую физическую подготовку, обучение жизненно-важным двигательным навыкам и умениям, формам коллективного взаимодействия и сотрудничества, организации самостоятельных занятий физической культурой в условиях активного отдыха и досуга;

     - в основной школе содержание  образования ориентируется на  профилактику и укрепление здоровья учащихся, коррекцию физического развития и повышение функциональных возможностей основных систем организма, развитие физических качеств и физических способностей, обучение техническим действиям из базовых видов спорта и комплексам физических упражнений оздоровительной направленности, формам организации индивидуальных занятий физической культурой;

     - в старшей школе (общеобразовательный профиль) содержание образования нацеливается на гармоничное  физическое развитие и прикладно- ориентированную физическую подготовку, укрепление индивидуального здоровья и профилактику вредных привычек, обучение современным оздоровительным системам и технике физических упражнений в избранном виде спорта, развитие творческого отношения и компетенций в организации самостоятельных занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью, исходя из показаний собственного здоровья и физического развития, сложившихся интересов к физической культуре;

    - в  старшей школе (профильный уровень)  основу содержания составляет  содержание базового уровня образования, а также углубленное обучение физическим упражнениям и технико-тактическим действиям соревновательной деятельности в избранном виде спорта, формирование компетенций в самостоятельной спортивно-оздоровительной деятельности, развитие интересов к профессиональной деятельности специалиста в области физической культуры и спорта

5. Анализ государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего образования по разделу «Физическая культура»

 

     Новизна стандарта содержания образования  по физической культуре определяется реализацией личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов, разработанных в отечественной педагогике, а также рядом принципов, определяющих основы развитие как собственно процесса образования, так и его учебного содержания.

     Личностно-ориентированный  подход в образовательном процессе предполагает рассматривать физическую культуру не только как средство укрепления здоровья и развития физических кондиций человека, но и как явление общечеловеческой культуры, проявляющейся в культуре здоровья, культуре телосложения, культуре движения, как способ жизнедеятельности человека, проявляющийся через творческую активность, культуру поведения и общения, культуру взаимодействия с людьми. По мере развития мышления, происходящего под воздействием целостного образовательного процесса, физическая культура приобретает для учащихся собственный личностной смысл и направленность, раскрывается в личностно и общественно востребованных качествах и ценностных ориентациях, что позволяет школьникам осознанно определять собственную идентичность, рассматривать себя как элемент исторически сложившегося сообщества, социума, коллектива. Формирующаяся под влиянием изучения предмета физической культуры личностная самоидентификация усиливает мотивацию учащихся на овладение предметным содержанием физической культуры, обуславливает активное использование освоенного содержания в процессе самопознания и последующего самоопределения. Таким образом, овладение содержанием учебного предмета физической культуры государственного стандарта обеспечивает не только всестороннее физическое развитие и физическую подготовленность учащихся, укрепление их здоровья, но и способствует развитию их гуманитарной культуры, содействует активному включению в социальные процессы, в здоровый образ жизни.

     Деятельностный  и практико-ориентированный  подходы отражают стратегию современной образовательной политики, необходимость формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. И здесь, уже недостаточно обучение отдельным знаниям, навыкам и умениям, воспитание отдельно взятых качеств и способностей. Здесь необходим образовательный процесс, ориентированный на целостное развитие личности учащихся, на единство их физического, психического и нравственного развития. В качестве такого процесса выступает процесс формирования самостоятельности учащихся, самостоятельного мышления и инициативности, готовности проявлять творческий подход и искать нестандартные способы решения, активно включаться во взаимодействие с людьми и положительно относиться к новациям. Как следствие этого, для формирования самостоятельности учащихся в содержание образования по физической культуре впервые вводятся темы по обучению школьников разнообразным способам физкультурной (двигательной) деятельности, которые используются как в индивидуальных, так и коллективных формах занятий. При этом, отбор учебного содержания, ориентированного на формирование самостоятельной деятельности, осуществляется с учетом возрастных интересов учащихся, которые, согласно теории ведущего вида деятельности в онтогенезе, на каждой степени образования неоднозначны. Отбор учебного материала в соотнесении с интересами учащихся, обеспечивает активное их включение в самостоятельный процесс по совершенствованию собственной физической природы, индивидуализировать направленность этого процесса с учетом возрастных интересов каждого ученика. Ориентация на самостоятельную деятельность, связанную с удовлетворением индивидуальных интересов, побуждает учащихся к самообразованию, самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию соответствующей информации, активному взаимодействию и творческому сотрудничеству, как со своими сверстниками, так и взрослыми людьми. Таким образом, содержание образования по физической культуре, ориентированное в государственном стандарте на формирование самостоятельности,  посредством обучения учащихся основам физкультурной (двигательной) деятельности, создает возможности целостного развития личности, способной творчески заниматься собственным физическим развитием и укреплением собственного здоровья.

     Разгрузка содержания образования  по физической культуре в образовательном стандарте осуществлялась на основе принципов доступности, целесообразности и достаточности, что позволило сократить количество учебных тем в среднем на 24%, провести перераспределение учебных тем по ступеням образования (4%) и включить новые учебные темы (9%). Основное сокращение приходится на учебные темы из разделов «Знания» и «Физическое совершенствование».

     По  первому разделу «Знания», за счет укрупнения тем, сокращен объем знаний по истории физической культуры и Олимпийского движения, физиологическим и гигиеническим основам физического воспитания, влиянию занятий физической культурой на развитие психических процессов и формирование качеств личности. В свою очередь, во втором разделе «Физическое совершенствование». сняты упражнения со сложно координированной структурой и представляющие опасность для здоровья школьников при их обучении и выполнении (гимнастика), упражнения подготовительного и подводящего характера (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры), упражнения малоэффективные для прикладной физической подготовки и физического развития учащихся (гимнастика, лыжные гонки, легкая атлетика). Сокращение учебных тем за счет их перераспределения по ступеням образования коснулось в основном начальную школу. Отсюда, в основную школу перенесены учебные знания по истории физической культуры и физические упражнения, на обучение которым затрачивается относительно большой объем учебного времени (гимнастика, лыжные гонки, плавание). Помимо этого, разгрузка образования достигается за счет использования нового формата стандарта образования, в котором выделение дидактических единиц курсивом определяет снижение требований к их освоению и, следовательно, позволяет экономить учебное время. За счет образовавшегося резерва времени в содержание образования были введены темы по обучению учащихся способам самостоятельной деятельности.

     Уровневая структура образования, реализуется в старшей школе и предназначена для выбора каждым учеником собственной траектории образования. Как и многие учебные предметы, физическая культура представлена на двух уровнях – базовом и профильном. Оба уровня имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач:

     - базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации;

     - профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

     Отличительными особенностями образования на профильном уровне являются:

     - содержание образования, ориентирующееся  на учащихся, относящихся по состоянию  здоровья к основной медицинской группе;

     - увеличение объема времени до 4 часов в неделю с возможностью  формировать элективные курсы, расширяющие и углубляющие содержание образования по физической культуре;

     - введение учебных тем, ориентирующих  на развитие самостоятельности  учащихся, освоение ими способов организации индивидуальных занятий в избранном виде спорта;

     - увеличение объема времени на  общую и специальную физическую  подготовку, техническое освоение соревновательных упражнений в избранном виде спорта и подготовку к соревновательной деятельности;

     - введение учебных тем, предназначенных  для подготовки учащихся к продолжению образования по специальности «Физическая культура и спорт».

     Ориентация  на формирование общих  умений и обобщенных способов деятельности. Важнейшей особенностью педагогической концепции государственного стандарта общего образования является переход от суммы «предметных результатов» (т.е. образовательных результатов, достигаемых по отдельным учебным предметам) к интегративным, межпредметным результатам. Такие межпредметные результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, специфика формирования которых достигается системной организацией целостного образовательного процесса, организуемого на каждой ступени образования. С этой целью каждый учебный предмет конструируется на принципах деятельностного подхода и своим содержательным наполнением обеспечивает совершенствование и расширение круга общих учебных умений и обобщенных способов деятельности. Ориентация на формирование общих умений и способов деятельности заложена и в содержании учебного предмета по физической культуре. Здесь, на этапе основного общего образования в качестве приоритетных в своем активном совершенствовании, выделяются следующие общие умения и обобщенные способы деятельности:

     - познавательная деятельность: использование наблюдений, измерений и моделирования; комбинирование известных алгоритмов действий в ситуациях, не предполагающих стандартного их применения; исследование несложных практических ситуаций;

     - информационно-коммуникативная  деятельность: умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; умение составлять планы и конспекты; умение использовать знаковые системы (таблицы, схемы и т.п.);

     - рефлексивная деятельность: самостоятельная организация учебной деятельности; владение навыками контроля и оценки своей деятельности; соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни; владение умениями совместной деятельности.

     Приоритетами  для учебного предмета «Физическая  культура» на этапе  среднего (полного) образования являются:

     - познавательная деятельность: определение существенных характеристик изучаемого объекта; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; формулирование полученных результатов;

     - информационно-коммуникативная  деятельность: поиск нужной информации по заданной теме; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

     - рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.

     Приоритетные  направления в  преподавании предмета. Содержание стандарта образования, акцентируя внимание к личностным аспектам учебного предмета по физической культуре, предъявляет новые требования не только к подготовке учащихся, но и к обновлению профессионального «арсенала» учителя физической культуры. За последнее десятилетие в теории и практике преподавания физической культуры разработано немало перспективных технологий, позволяющих достаточно эффективно решать задачи образования и развития учащихся, формировать их самостоятельность и активность на уроках. Среди перспективных технологий используемых по преимуществу в старших классах, особенно выделяется т.н. проектная деятельность - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном результате деятельности, соблюдение этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана и программ, выбор форм организации деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта. В организации уроков физической культуры в начальной и основной школе необходимо активно внедрять групповые методы работы, творческие задания, элементы деловых и ролевых игр.

Информация о работе Модель построения 12-летней общеобразовательной школы