Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:20, реферат
Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении образование - это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.
1. Понятие и сущность содержания образования. 2
2. Источники и факторы формирования содержания школьного образования. 3
3. Проблема введения образовательных стандартов в общеобразовательной школе. 6
4. Учебный план средней образовательной школы, место занятий физической культурой в учебном плане. 8
5. Анализ государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего образования по разделу «Физическая культура» 11
6. Стратегия развития вариативного образования в России. 16
7. Модель построения 12-летней общеобразовательной школы 18
Литература. 23
В обязательном минимуме содержания образования по физической культуре выделяются три структурных раздела, которые соотносятся с системными компонентами двигательной (физкультурной) деятельности: «Знания», «Способы» и «Физическое совершенствование». Все эти разделы функционально взаимосвязаны между собой и в своем содержании ориентируются на реализацию целей стандарта общего образования:
- в начальной школе содержание ориентируется на укрепление здоровья обучающихся их физическое развитие и общую физическую подготовку, обучение жизненно-важным двигательным навыкам и умениям, формам коллективного взаимодействия и сотрудничества, организации самостоятельных занятий физической культурой в условиях активного отдыха и досуга;
- в основной школе содержание образования ориентируется на профилактику и укрепление здоровья учащихся, коррекцию физического развития и повышение функциональных возможностей основных систем организма, развитие физических качеств и физических способностей, обучение техническим действиям из базовых видов спорта и комплексам физических упражнений оздоровительной направленности, формам организации индивидуальных занятий физической культурой;
- в старшей школе (общеобразовательный профиль) содержание образования нацеливается на гармоничное физическое развитие и прикладно- ориентированную физическую подготовку, укрепление индивидуального здоровья и профилактику вредных привычек, обучение современным оздоровительным системам и технике физических упражнений в избранном виде спорта, развитие творческого отношения и компетенций в организации самостоятельных занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью, исходя из показаний собственного здоровья и физического развития, сложившихся интересов к физической культуре;
- в
старшей школе (профильный
Новизна стандарта содержания образования по физической культуре определяется реализацией личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов, разработанных в отечественной педагогике, а также рядом принципов, определяющих основы развитие как собственно процесса образования, так и его учебного содержания.
Личностно-
Деятельностный и практико-ориентированный подходы отражают стратегию современной образовательной политики, необходимость формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. И здесь, уже недостаточно обучение отдельным знаниям, навыкам и умениям, воспитание отдельно взятых качеств и способностей. Здесь необходим образовательный процесс, ориентированный на целостное развитие личности учащихся, на единство их физического, психического и нравственного развития. В качестве такого процесса выступает процесс формирования самостоятельности учащихся, самостоятельного мышления и инициативности, готовности проявлять творческий подход и искать нестандартные способы решения, активно включаться во взаимодействие с людьми и положительно относиться к новациям. Как следствие этого, для формирования самостоятельности учащихся в содержание образования по физической культуре впервые вводятся темы по обучению школьников разнообразным способам физкультурной (двигательной) деятельности, которые используются как в индивидуальных, так и коллективных формах занятий. При этом, отбор учебного содержания, ориентированного на формирование самостоятельной деятельности, осуществляется с учетом возрастных интересов учащихся, которые, согласно теории ведущего вида деятельности в онтогенезе, на каждой степени образования неоднозначны. Отбор учебного материала в соотнесении с интересами учащихся, обеспечивает активное их включение в самостоятельный процесс по совершенствованию собственной физической природы, индивидуализировать направленность этого процесса с учетом возрастных интересов каждого ученика. Ориентация на самостоятельную деятельность, связанную с удовлетворением индивидуальных интересов, побуждает учащихся к самообразованию, самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию соответствующей информации, активному взаимодействию и творческому сотрудничеству, как со своими сверстниками, так и взрослыми людьми. Таким образом, содержание образования по физической культуре, ориентированное в государственном стандарте на формирование самостоятельности, посредством обучения учащихся основам физкультурной (двигательной) деятельности, создает возможности целостного развития личности, способной творчески заниматься собственным физическим развитием и укреплением собственного здоровья.
Разгрузка содержания образования по физической культуре в образовательном стандарте осуществлялась на основе принципов доступности, целесообразности и достаточности, что позволило сократить количество учебных тем в среднем на 24%, провести перераспределение учебных тем по ступеням образования (4%) и включить новые учебные темы (9%). Основное сокращение приходится на учебные темы из разделов «Знания» и «Физическое совершенствование».
По первому разделу «Знания», за счет укрупнения тем, сокращен объем знаний по истории физической культуры и Олимпийского движения, физиологическим и гигиеническим основам физического воспитания, влиянию занятий физической культурой на развитие психических процессов и формирование качеств личности. В свою очередь, во втором разделе «Физическое совершенствование». сняты упражнения со сложно координированной структурой и представляющие опасность для здоровья школьников при их обучении и выполнении (гимнастика), упражнения подготовительного и подводящего характера (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры), упражнения малоэффективные для прикладной физической подготовки и физического развития учащихся (гимнастика, лыжные гонки, легкая атлетика). Сокращение учебных тем за счет их перераспределения по ступеням образования коснулось в основном начальную школу. Отсюда, в основную школу перенесены учебные знания по истории физической культуры и физические упражнения, на обучение которым затрачивается относительно большой объем учебного времени (гимнастика, лыжные гонки, плавание). Помимо этого, разгрузка образования достигается за счет использования нового формата стандарта образования, в котором выделение дидактических единиц курсивом определяет снижение требований к их освоению и, следовательно, позволяет экономить учебное время. За счет образовавшегося резерва времени в содержание образования были введены темы по обучению учащихся способам самостоятельной деятельности.
Уровневая структура образования, реализуется в старшей школе и предназначена для выбора каждым учеником собственной траектории образования. Как и многие учебные предметы, физическая культура представлена на двух уровнях – базовом и профильном. Оба уровня имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач:
- базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации;
- профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.
Отличительными особенностями образования на профильном уровне являются:
-
содержание образования,
- увеличение объема времени до 4 часов в неделю с возможностью формировать элективные курсы, расширяющие и углубляющие содержание образования по физической культуре;
-
введение учебных тем,
-
увеличение объема времени на
общую и специальную
-
введение учебных тем,
Ориентация на формирование общих умений и обобщенных способов деятельности. Важнейшей особенностью педагогической концепции государственного стандарта общего образования является переход от суммы «предметных результатов» (т.е. образовательных результатов, достигаемых по отдельным учебным предметам) к интегративным, межпредметным результатам. Такие межпредметные результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, специфика формирования которых достигается системной организацией целостного образовательного процесса, организуемого на каждой ступени образования. С этой целью каждый учебный предмет конструируется на принципах деятельностного подхода и своим содержательным наполнением обеспечивает совершенствование и расширение круга общих учебных умений и обобщенных способов деятельности. Ориентация на формирование общих умений и способов деятельности заложена и в содержании учебного предмета по физической культуре. Здесь, на этапе основного общего образования в качестве приоритетных в своем активном совершенствовании, выделяются следующие общие умения и обобщенные способы деятельности:
- познавательная деятельность: использование наблюдений, измерений и моделирования; комбинирование известных алгоритмов действий в ситуациях, не предполагающих стандартного их применения; исследование несложных практических ситуаций;
- информационно-коммуникативная деятельность: умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; умение составлять планы и конспекты; умение использовать знаковые системы (таблицы, схемы и т.п.);
- рефлексивная деятельность: самостоятельная организация учебной деятельности; владение навыками контроля и оценки своей деятельности; соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни; владение умениями совместной деятельности.
Приоритетами для учебного предмета «Физическая культура» на этапе среднего (полного) образования являются:
- познавательная деятельность: определение существенных характеристик изучаемого объекта; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; формулирование полученных результатов;
- информационно-коммуникативная деятельность: поиск нужной информации по заданной теме; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.
Приоритетные направления в преподавании предмета. Содержание стандарта образования, акцентируя внимание к личностным аспектам учебного предмета по физической культуре, предъявляет новые требования не только к подготовке учащихся, но и к обновлению профессионального «арсенала» учителя физической культуры. За последнее десятилетие в теории и практике преподавания физической культуры разработано немало перспективных технологий, позволяющих достаточно эффективно решать задачи образования и развития учащихся, формировать их самостоятельность и активность на уроках. Среди перспективных технологий используемых по преимуществу в старших классах, особенно выделяется т.н. проектная деятельность - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном результате деятельности, соблюдение этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана и программ, выбор форм организации деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта. В организации уроков физической культуры в начальной и основной школе необходимо активно внедрять групповые методы работы, творческие задания, элементы деловых и ролевых игр.
Информация о работе Модель построения 12-летней общеобразовательной школы