Модель построения 12-летней общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:20, реферат

Краткое описание

Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении образование - это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.

Содержание

1. Понятие и сущность содержания образования. 2
2. Источники и факторы формирования содержания школьного образования. 3
3. Проблема введения образовательных стандартов в общеобразовательной школе. 6
4. Учебный план средней образовательной школы, место занятий физической культурой в учебном плане. 8
5. Анализ государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего образования по разделу «Физическая культура» 11
6. Стратегия развития вариативного образования в России. 16
7. Модель построения 12-летней общеобразовательной школы 18
Литература. 23

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВО.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

    Обновленная структура общего среднего образования  дает возможность более полно  учесть интересы, потребности и возможности участников образовательного процесса, рационально перераспределить учебный материал по ступеням обучения, устранить имеющиеся диспропорции в компонентах содержания образования, создать условия для индивидуализации обучения.

    Введение в России общепринятой в мировом сообществе продолжительности обучения в средней школе позволит не допустить увеличения технологического разрыва с экономически развитыми странами, обеспечит конкурентоспособную подготовку выпускников и предоставит им дополнительные возможности для выбора индивидуальной образовательной программы.

    В новых социально-экономических условиях обострились проблемы трудоустройства  выпускников школ, их социальной адаптации. Десятилетнее обязательное обучение позволит устранить ситуации, когда значительная часть 15-летних подростков оказывается "на улице", образуя "резерв" для вовлечения в криминальную деятельность. Социальный статус выпускника 16-летнего возраста (по сравнению с 15-летним) способствует обоснованному выбору профессиональной деятельности, более высокой степени готовности к самостоятельной жизни. При 12-летнем образовании ученики заканчивают школу в 18-19 лет и будут обладать всеми конституционными правами граждан России.

    Преемственность уровней образования. Переход к 12-летнему образованию создает предпосылки для решения проблемы преемственности уровней образования.

    Увеличение  периода обучения в основной школе  способствует повышению уровня общеобразовательной  подготовки и социализации поступающих  в учреждения начального и среднего профессионального образования.

    Профильное, углубленное изучение ряда дисциплин  в старших классах средней  школы позволяет обеспечить достаточную  подготовку выпускников к продолжению  образования. Вместе с тем профильное обучение в старших классах не должно подменять начальное профессиональное образование. В 2009 г. число выпускников средней школы составит приблизительно 1,3 млн человек, а сегодня число мест для поступающих в учреждения профессионального образования (начального, среднего и высшего) - 1,7 млн. Это дает возможность ввести прием в большинство высших учебных заведений на новых принципах вступительных испытаний (например, централизованное тестирование и др.), способствующих реализации равных прав на образование, социальной справедливости.

    Структура 12-летней общеобразовательной школы. В основе организационной структуры 12-летней школы лежит периодизация развития личности, основным содержанием  которой является типология ведущих  видов деятельности, характерных  для разных возрастных периодов.

    I ступень - начальное общее образование  (обязательное), I-IV классы. Начальный  возраст обучающихся - не менее  6 лет на 1 сентября (продолжительность  обучения 4 года). В этот период  происходит интенсивное умственное  развитие, формирование приемов  учебной деятельности, способностей самостоятельного приобретения знаний и их применения при решении познавательных задач, развиваются коммуникативные умения детей.

    В I -IV классах происходит становление  личности младшего школьника, выявление  и целостное развитие его способностей, формирование умения, мотивов и желания учиться. Учащиеся обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами творческой самореализации, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

    II ступень - основное общее образование (обязательное), V-X классы. Продолжительность обучения 6 лет. В подростковом возрасте начинается интенсивное социальное развитие личности, становление нравственных норм. Подросток может ставить перед собой личностно значимые цели, у него возникают профессиональные намерения, которые выражаются в первичной ориентировке в различных сферах профессиональной деятельности.

    Формируется образ Я, составляющий основу для  самоопределения. Основная школа предоставляет  условия для освоения знаний о природе, обществе, человеке, развивает умения и навыки в разнообразных видах предметно-практической, познавательной и духовной деятельности.

    Увеличение  возраста выпускников второй ступени  обеспечивает более высокий уровень  их социализации, соответствует возрастному рубежу расширения гражданских прав и наступления юридической ответственности. В этом возрасте на основе развитых форм учебной деятельности складываются механизмы самоорганизации личности и общие способы теоретического мышления, происходит овладение методами научного познания, возникают профессиональные и познавательные намерения и осуществляется первичная ориентировка в различных сферах деятельности.

    Десятилетняя  основная школа предполагает относительно завершенное образование, являющееся базовым для продолжения обучения в полной средней общеобразовательной или профессиональной школе, создает условия для подготовки учеников к выбору профиля и способа дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования. Учитывая индивидуальные возможности и склонности учащихся, образовательные учреждения могут осуществлять профильное обучение.

    В 16 лет учащиеся более осознанно  относятся к выбору профиля обучения в средней школе, дальнейшего  профессионального образования.

    III ступень - среднее (полное) общее образование (общедоступное), XI-XII классы. Продолжительность обучения 2 года. На основе овладения системой знаний о природе, обществе и человеке у школьников в возрасте от 16 до 18 лет возможно формирование целостной мировоззренческой позиции, проектирование своего будущего, путей достижения своих целей. В этом возрасте появляются стремление к самореализации в общественной жизни, способности реально оценить свои учебные и профессиональные возможности и наметить пути дальнейшего образования и профессионального самоопределения.

    На  старшей ступени школы обучение строится на основе профильной дифференциации, в том числе через индивидуальные образовательные программы. Профильное обучение может реализовываться  в следующих формах: профильные образовательные учреждения, классы, группы и иные формы. При этом могут сохраниться непрофилированные общеобразовательные классы.

    Определение профилей обучения (естественнонаучного, гуманитарного, художественно-эстетического  и др.) осуществляется на основе познавательных интересов и способностей учащихся, а также с учетом возможностей педагогического коллектива образовательного учреждения, структуры региональной образовательной системы, традиций и особенностей социокультурной среды.

    Профильный  характер старшей ступени реализуется на основе государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования путем формирования индивидуальных образовательных программ.

    Таким образом, педагогические функции средней (полной) 12-летней школы отличаются от существующей модели завершенностью, вариативностью, уровневой и профильной дифференциацией, регионализацией, индивидуализацией и практико-ориентированной направленностью.

 

Литература.

1. Дидактика средней школы./под ред. М.Н. Скаткина. М.,1982.

2. Леднев В.С. Содержание образования. М., 1989.

3. Педагогика.Учебное пособие/под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое    общество России, 1998.-640 с.

4. Подласый И.П.  Педагогика. Учебник для студентов  высших пед.учеб. заведений.- М.: Просвещение, 1996.- 432 с. 

5. Теоретические основы содержания общего среднего образования /под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., 1983.

Информация о работе Модель построения 12-летней общеобразовательной школы