Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 14:52, контрольная работа
Развитие новых методов образования становится настоятельной необходимостью. Использование современных информационных технологий не только повышает эффективность образовательного процесса, но и содействует его привлекательности в глазах учащихся. Одновременно новые технологии позволяют развивать сетевые формы организации образования, а также образовательные среды. Серьезное внимание необходимо уделять повсеместному внедрению современных информационных технологий в учебный процесс.
Введение. Стр. 3
1. Глава 1. Технологии модульного обучения. Стр.4-15
1.1 Сущность модульного обучения. Стр.4
1.2 Понятие «модуль». Стр.4-7
1.3 Структура модульного обучения. Стр.7-9
1.4 Принципы модульного обучения. Стр.9-14
1.5 Основные отличия модульного обучения
от других систем обучения. Стр.13-14
1.6 Преимущества модульного обучения. Стр.14-15
2. Глава 2. Модульное обучение на уроках экономики. Стр.16-17
Заключение. Стр.18
Библиографический список. Стр.19
Ярославский
государственный педагогический университет
им. Ушинского.
Модульное
обучение на уроках
экономики.
План:
Введение.
1. Глава 1. Технологии модульного обучения. Стр.4-15
1.1 Сущность модульного обучения. Стр.4
1.2 Понятие «модуль».
1.3 Структура модульного обучения. Стр.7-9
1.4 Принципы модульного обучения. Стр.9-14
1.5 Основные отличия модульного обучения
от других систем обучения.
1.6 Преимущества модульного обучения.
2. Глава 2. Модульное обучение на уроках экономики. Стр.16-17
Заключение.
Библиографический
список.
Введение.
Развитие новых методов образования становится настоятельной необходимостью. Использование современных информационных технологий не только повышает эффективность образовательного процесса, но и содействует его привлекательности в глазах учащихся. Одновременно новые технологии позволяют развивать сетевые формы организации образования, а также образовательные среды. Серьезное внимание необходимо уделять повсеместному внедрению современных информационных технологий в учебный процесс. Ускорение темпов обновления технологий приводит к необходимости смены подходов к разработке содержания образования и технологий обучения. В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей передача «готовых» знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционной организации обучения.
Все
большее распространение
Глава 1. Модульное обучение.
1.1 Сущность модульного обучения.
Развитие учебного процесса в школе может осуществляться двумя путями: медленным совершенствованием его отдельных частей или кардинальным изменением с реализацией системного подхода. Модульное обучение дает возможность провести в жизнь второй путь развития.
В
настоящее время учебный
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному. Именно оно интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Так из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется ориентировочная основа деятельности. Из психологии используется рефлексивный подход.
Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся почти самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. В этом случае функции педагога варьируются от информационно-контролирующих до консультативно-координирующих.
1.2 Понятие «модуль».
Термин «модуль» пришел в педагогику из информатики, где им обозначают конструкцию, применяемую к различным информационным системам и структурам и обеспечивающую их гибкость, перестроение. Термин «модуль» - интернациональный. В тезаурусе ЮНЕСКО имеется несколько производных от него: модульный метод, модульная подготовка, модульное расписание, модульный подход. Модульный подход обычно трактуется как оформление учебного материала и процедур в виде законченных единиц с учетом атрибутивных характеристик.
Итак, исходя из того, что модуль – это относительно самостоятельная часть какой-нибудь системы, несущая определенную функциональную нагрузку, то в теории обучения это определенная «доза» информации или действия, достаточная для формирования тех или иных профессиональных знаний либо навыков будущего специалиста. Учитывая вышесказанное, можно дать следующее определение модуля.
Модуль – это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. Иначе говоря, это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательные и профессиональные аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем. Модуль также можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Каждый модуль имеет свою
Модуль содержит познавательную и профессиональную характеристики, в связи, с чем можно говорить о познавательной (информационной) и учебно-профессиональной (деятельностной) части модуля. Задача первой формирование теоретических знаний, функции второй – формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний.
В качестве информационных модулей могут быть взяты как целые дисциплины, так и некоторые разделы дисциплин, спецкурсы, факультативы. Деятельностным модулем могут служить лабораторные практикумы и лабораторные работы, спецпрактикумы, технологические и педагогические практики, курсовые и дипломные работы.
На рисунке ниже представлена структурная схема модуля. Основным его ядром, раскрывающим содержание отельной темы курса, является информационное обеспечение, реализуемое в ходе учебного процесса в форме лекций, практических и лабораторных занятий, самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы. Завершающим этапом работы должны быть конкретные рекомендации учащимся для использования на практических занятиях. Предлагаемая структура модуля позволяет в простой и наглядной форме выделить внутри каждого модуля внутренние и внешние связи и на этой основе дать научно обоснованные рекомендации по изучению курса.
Содержание и объем модулей могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу. Модули могут быть обязательными и элективными. Сами модули формируются: как структурная единица учебного плана по специальности; как организационно-методическая междисциплинарная структура, в виде набора разделов из разных дисциплин, объединяемых по тематическому признаку базой; или как организационно-методическая структурная единица в рамках учебной дисциплины.
Необходимым элементом модульного обучения обычно выступает рейтинговая система оценки знаний, предполагающая балльную оценку успеваемости обучающихся по результатам изучения каждого модуля. В случае его реализации оценка формируется не в традиционном режиме, включающем в себя «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», а строиться на многоступенчатой основе, включающей в себя частички оценки за выполнение отдельных заданий, активность, своевременность, аналитичность и пр. В этом случае зачетный балл формируется статистически, обеспечивая элемент вариативности, соревнования, борьбы за достижение результатов на различных этапах и разнообразные навыки и умения.
Подобный подход к организации контроля обеспечивает заинтересованность студентов в формировании отдельных качеств, обеспечивающих наличие, в конечном итоге, свойств и качеств человека умеющего использовать экономическую информацию многоаспектно. Каждая из составляющих для определения уровня условно может оцениваться в 5 баллов. Следует отметить, что педагог мотивированно, в зависимости от сложности заданий изменяет уровень оценки, в доступной для аудитории форме.
Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика. Следовательно, модульное обучение – это способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации.
1.3 Структура модульного обучения.
Традиционная
система организации