Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 14:52, контрольная работа
Развитие новых методов образования становится настоятельной необходимостью. Использование современных информационных технологий не только повышает эффективность образовательного процесса, но и содействует его привлекательности в глазах учащихся. Одновременно новые технологии позволяют развивать сетевые формы организации образования, а также образовательные среды. Серьезное внимание необходимо уделять повсеместному внедрению современных информационных технологий в учебный процесс.
Введение. Стр. 3
1. Глава 1. Технологии модульного обучения. Стр.4-15
1.1 Сущность модульного обучения. Стр.4
1.2 Понятие «модуль». Стр.4-7
1.3 Структура модульного обучения. Стр.7-9
1.4 Принципы модульного обучения. Стр.9-14
1.5 Основные отличия модульного обучения
от других систем обучения. Стр.13-14
1.6 Преимущества модульного обучения. Стр.14-15
2. Глава 2. Модульное обучение на уроках экономики. Стр.16-17
Заключение. Стр.18
Библиографический список. Стр.19
Модульная технология обучения состоит из двух компонентов. Первым из них является модульная программа, которая составляется учителем. В ней прописываются цели обучения и последовательность изучения каждой темы (последовательность уроков). Следует отметить, что модульная программа – это не конспект урока или планирование учебного материала учителем, это программа деятельности учащегося по изучению определенной темы. Модульные программы в зависимости от цели освоения информации, могут быть познавательного или деятельностного типа. Последние подразделяются на рецептурно-операционные и системно-операционные. Такая классификация обусловлена спецификой содержания учебного материала, усвоение которого при овладении способами деятельности возможен подход, основанный на выделении отдельных функций при обучении соответствующим операциям. В этом случае формируются модули рецептурно-операционного типа, в которых предъявление информации отличается рецептурным характером. В модульных программах, предусматривающих развитие умений практической деятельности, ставятся задачи овладения теоретическими знаниями, а также формирования профессионального творческого мышления. Такие программы относятся к системно-операционному типу. Представленная в них информация содержит знания, направленные на развитие конкретных навыков в соответствии с характером деятельности. Таким образом, структура модульной программы включает в себя целевой план действий, модели, содержащие отдельные элементы обучения, и методическое руководство. На основании комплексной дидактической цели обучения деятельности строится план действий, на базе которого разрабатываются модули, состоящие из отдельных элементов обучения конкретным приемам, творческому мышлению, самоконтролю. Овладение элементами обучения помогает достижению частных дидактических целей, как автономных, так и взаимосвязанных.
Модульная
программа составляется в несколько
этапов:
1. Определение комплексной
цели обучения для учащихся и их формулирование.
2. Отбор содержания учебного
материала и приемов учебной деятельности
по овладению им.
3. Распределение содержания
по урокам с учетом исходного уровня владения
учебным материалом (входной контроль),
блока информации (теоретического материала
темы), необходимости отработки содержания
обучения (семинары, практикумы, лабораторные
работы и т.п.), необходимости контроля
усвоения знаний (итоговый контроль) и
коррекции ошибок в усвоении содержания
обучения.
4. Подбор литературы для
учащихся с указанием перечня обязательной
и дополнительной литературы.
5. Написание модульной программы
и ее распечатка для каждого ученика.
В качестве второго компонента модульной технологии охарактеризуем модульный урок. Приступая к его разработке, необходимо помнить, что он должен продолжаться не менее двух академических часов (в условиях профильного обучения практически все уроки сдвоенные). При составлении плана модульного урока следует придерживаться следующего алгоритма:
Каждый учебный элемент модульного урока - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть много (максимальное количество 7), но среди них обязательны: УЭ-0 - направлен на определение интегрирующей цели по достижению результатов обучения; УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня знаний по теме, а также задания, направленные на овладение новым материалом и т.д.; УЭ-2 и т.д. - отработка учебного материала; УЭ-n (где n - номер последнего учебного элемента) - включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия, выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным с учетом успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку своей работы с учетом оценки окружающих).
Таким образом, в ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь - средство для достижения целей этого важнейшего процесса.
Обучение на основе модулей приводит к нескольким положительным эффектам. Во-первых, ученик, вооруженный дидактическими материалами и инструкциями, приобретает большую самостоятельность в освоении учебного предмета. Во-вторых, функция преподавателя с лекционной смещается на консультационную, а у ученика уменьшается доля пассивного восприятия материала и появляется возможность его активного обсуждения с преподавателем. В-третьих, появляются точки промежуточного контроля освоения материала, совпадающие с окончанием каждого модуля. Этот контроль важен как для студента, так и для преподавателя. В-четвертых, происходит более легкое освоение всего предмета путем пошагового изучения завершенных по содержанию модулей. В-пятых, модульная технология обучения предусматривает управление учебным процессом в соответствии с выдвигаемыми требованиями по специализации, что позволяет уменьшить, а, иногда, и исключить адаптацию к конкретному виду деятельности.
1.4 Принципы модульного обучения.
Теория модульного обучения основывается на специфических принципах, тесно связанных с общедидактическими. Общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методик организации определяют следующие принципы: модульности; выделения из содержания обучения обособленных элементов; динамичности; действенности и оперативности знаний и их системы; гибкости; осознанной перспективы; разносторонности методического консультирования; паритетности. Рассмотрим каждый подробнее.
1. Принцип модульности определяет подход к обучению, отраженный в содержании, организационных формах и методах. В соответствии с этим принципом обучение строится по отдельным функциональным узлам – модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Для реализации этого принципа надо выполнять следующие педагогические правила.
* Учебный материал
нужно конструировать таким
* Он должен быть
представлен настолько
* В соответствии с учебным
материалом следует интегрировать
различные виды и формы обучения, подчиненные
достижению
намеченной цели.
2. Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов требует рассматривать учебный материал в рамках модуля как единую целостность, направленную на решение интегрированной дидактической цели, т. е. модуль, имеет четкую структуру.
Данный принцип сходен с принципом деления учебного материала на части (порции, шаги) в программированном обучении, однако есть и существенное отличие. В программированном обучении необходимо дробить материал на небольшие, тесно связанные, изложенные в обязательном порядке постепенного их усложнения, части.
Руководствуясь
В интегрированной дидактической цели надо выделять структуру частных целей;
3. Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение содержания модулей с учетом социального заказа. Высокие темпы научно-технического прогресса вызывают быстрое старение социальных, общетехнических знаний и даже время от времени заставляют заново взглянуть на ценность общенаучных знаний. Инертность, присущая всем звеньям образования, является одной из причин разрыва между образованием и условиями жизни общества.
Учебный материал должен постоянно, чуть ли не ежегодно перерабатываться и обновляться. Один из путей выхода из сложного положения состоит в том, чтобы обеспечить такое построение учебного материала, разделы переменной части которого могли бы быть достаточно независимыми друг от друга и позволили бы быстро изменять, дополнять и развивать учебный материал каждого раздела.
Разрешить противоречие между стабильным и меняющимся содержанием учебного материала возможно, реализуя принцип динамичности. Его педагогические правила следующие:
4. Большое значение имеет принцип действенности и оперативности знаний и их системы. В звеньях сферы образования возникла проблема формирования действенных знаний у обучаемых, что отрицательно повлияло на уровень профессиональной подготовки специалистов. Выход из создавшегося положения — обучать не только видам деятельности, но и способам действий. Деятельностный подход к модульному обучению важен, но его ограниченность в том, что он не предъявляет к процессу обучения требований развития творческого отношения.
Оперативные знания приобретаются успешнее при условии, если обучаемые в ходе самостоятельного решения задач проявляют инициативу, находчивость, способность использовать имеющиеся знания в ситуациях, отличных от тех, в которых или для которых они приобретались. О системе действенных и оперативных знаний можно говорить только при их неразрывном единении с умениями. Имеется в виду система общенаучных, общетехнических и специальных знаний и умений, которую обучающийся может свободно и самостоятельно применять в практической деятельности. Педагогические правила, которыми следует руководствоваться при реализации принципа действенности и оперативности знаний и их системы, следующие:
5. Принцип гибкости требует построения модульной программы и соответственно модулей таким образом, чтобы легко обеспечивалась возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых.
Реализация принципа гибкости требует соблюдения следующих педагогических правил:
6. Принцип осознанной перспективы требует глубокого понимания обучающимися близких, средних и отдаленны стимулов учения. Необходимо найти оптимальную меру соотношения связей управления со стороны педагога и самостоятельности обучаемых. Слишком жесткое управление деятельностью лишает обучаемых инициативы, принижает роль самостоятельного учения.
Если использовать возможности самоуправления обучающихся, необходимо дать им ясно понять и осознать цели учения. В модульном обучении они должны выступать в качестве значимых результатов деятельности, поэтому должны осознаваться учащимися как перспективы познавательной и практической деятельности.