Мозговой штурм в системе воспитательных форм ВУЗа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 04:19, реферат

Краткое описание

Целью исследования является раскрытие особенностей мозгового штурма как инновационного метода обучения и воспитания в высшем профессиональном образовании. Исследование особенностей организации и этапов проведения мозгового штурма с целью повышения эффективности Обучения и воспитания в высшей.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования выдвигаются следующие задачи:
1) раскрыть и охарактеризовать особенности воспитательных форм ВУЗа;
2) рассмотреть традиционные и инновационные методы воспитания и опыт их реализации.
3) обобщить изученную литературу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретический модуль
Система воспитательной работы…………………………………………
Опыт реализации традиционных /нетрадиционных форм воспитания и обучения в ВПО……………………………………………….
Инновационные формы воспитания и обучения в ВПО………………...13
Вывод по первой главе…………………………………………………………19
Глава II. Технологический модуль
. История возникновения «мозгового штурма»…………………………20
2.2. Условия проведения «мозгового штурма»…………………………..23
2.3 Правила проведения мозгового штурма……………………………..…27
2.4. Этапы проведения мозгового штурма…………………….………….29
2.5. Существующие классификации «мозгового штурма»………………32
Вывод по второй главе……………………………….………………………..38
Заключение……………………………………………………………………..39
Список литературы……………………………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по Мозговому штурму.docx

— 75.24 Кб (Скачать файл)

6. Кейс-метод концентрирует в  себе значительные достижения  технологии «создание успеха».  В нём предусматривается деятельность  по активизации студентов, стимулирования  их успеха, подчеркивание достижений  обучаемых. Именно ощущение успеха  выступает одной из главных  движущих сил метода, формирования  устойчивой позитивной мотивации,  наращивания познавательной активности.

7. Технология кейс-метода представляет  собой 

процесс формирования информационного  поля, его активизации, организации  информационных коммуникаций, сталкивания  позиций, пополнения поля информацией  и использования информации, накапливающейся  в нём. Интеллектуальное поле, которое  складывается из мыслеформ, создаваемых  студентами и преподавателем, служит благодатной средой не только обучения, но и воспитания личности. Само нахождение в развитом информационном поле, «проживание» в нем от истоков до разрешения проблемы благотворно для личности, которая «пропитывается» информацией, многообразными чувствами, рельефно ощущает  методы и приемы мыслительной деятельности.

Мозговой  штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

  Метод и термин  «мозгового штурма» были предложены американским психологом Алексом Осборном в книге «Управляемое воображение»  за основу взят вариант эвристической беседы Сократа с широким использованием свободных ассоциаций, одновременно созданием психоэвристического микроклимата в малых группах для повышения эффективности решения творческих, особенно изобретательских задач. 

Использование метода мозгового штурма в учебном  процессе позволяет решить следующие  задачи:

•творческое усвоение школьниками учебного материала;

•связь  теоретических знаний с практикой;

•активизация  учебно-познавательной деятельности обучаемых;

•формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении  актуальной задачи;

•формирование опыта коллективной мыслительной деятельности. Проблема, формулируемая на занятии  по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес  школьников. Общим требованием, которое  необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма —  возможность многих неоднозначных  вариантов решения проблемы, которая  выдвигается перед учащимися    как учебная задача.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по первой главе.

В системе ценностных ориентаций студенческой молодежи патриотизм и  национальное достоинство занимают последнее место. Значит, система  формирования патриотических качеств  личности студента в современных  условиях нуждается в существенном обновлении. В условиях трансформирующегося общества важно помочь молодому человеку не только определиться в понимании патриотических ценностей, но и помочь ему следовать им.

Формы воспитания — это  внешнее выражение процесса воспитания. По количеству охватываемых процессом  воспитания людей формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые и массовые. Большинство современных воспитательных систем использует групповые формы воспитания, отличающиеся достаточной эффективностью и относительно низкой экономической стоимостью педагогических услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Технологический модуль

 

2.1. История возникновения  «мозгового штурма»

Общепринятым считается мнение, что интеллектуальная творческая работа относится к разряду сугубо индивидуальной деятельности. Но в 1957 г. это мнение решил опровергнуть Алекс Осборн, профессиональный рекламщик, который  предложил свой метод групповой  интеллектуальной работы. Он назвал его  «брейнсторминг», или «мозговой штурм».

Широко пропагандируя брейнсторминг, Осборн представлял его как универсальный способ решения творческих проблем, пригодный как для нахождения ответов на трудные вопросы, так и для изобретений, открытий в любых отраслях деятельности: в науке, бизнесе, политике, образовании и т.д. И надо отметить, рекламная кампания Осборна удалась. Метод завоевал популярность сначала в США, затем в Европе. Интересна его судьба в нашей стране, где бейнсторминг получил всенародную известность (правде не под этим названием, да и вообще без ссылок на авторство и даже на страну происхождения) в середине 70-х гг. теперь уже прошлого ХХ в., благодаря чрезвычайно популярной развлекательной телепередаче «Что? Где? Когда?», которая целиком была простроена на правилах мозгового штурма А. Осборна.

Повальное увлечение брейнстормингом на Западе привлекло к нему внимание социальных психологов (они тоже неравнодушны к чужим успехам), после чего последовали многочисленные эмпирические проверки метода. В итоге выяснилось, что слухи о его чрезвычайной эффективности оказались сильно преувеличенными.

Так уже в 1958 г. Д. Тайлор, П. Берри и К. Блок установили, что количество предложений, высказанных группой, действительно больше количества идей, предложенных любым индивидом, работающим в одиночку. Однако, когда количество идей, высказанных четырьмя раздельно работающими по правилам мозгового штурма индивидами, сложили вместе, то оно почти в два раза превысило сумму предложений, выработанных членами группы из четырех человек, работающих совместно то же самое количество времени. Тот же результат был получен и тогда, когда испытуемыми в эксперименте стали ученые-исследователи, работающие группой по инструкции брейнсторминга (Kelley H. & Thibaut J., 1969). Большинство исследователей, изучающих брейнсторминг, утверждают, что работающие группой участники штурма высказывают меньше предложений, чем то же количество людей, но работающих по- одиночке.

Почему так происходит? Причин здесь  несколько, но большинство из них  – психологические. Одни исследователи  критикуют групповой метод мозгового  штурма за то, что в группу часто  объединяются люди, которые друг друга  не знают. В этих условиях они ведут  себя настороженно и не очень-то спешат раскрепоститься. Во всяком случае участники неохотно выражают свои мысли перед незнакомыми людьми даже при том, что основное правило метода запрещает любую критику высказываемых предложений. Запрет запретом, но каждый участник группы штурма опасается про себя, что другие сочтут его за «чокнутого» ил «прибабахнутого». Кроме того, считают Д. Коэн, Дж. Уайтмаир и У. Фанк (1960), что поскольку группы штурма временные, т. к. создаются для решения какой-то сегодняшней проблемы, то у их участников нет долговременной, постоянной мотивации для повышения продуктивности своей деятельности (Kelley H. & Thibaut J., 1969).

Майклу Дейлу и Вольфгангу Штребе (1987) удалось добиться увеличения количества вырабатываемых группой решений лишь за счет того, что они объявили, что будет учитываться и оцениваться сумма идей, выдвинутых каждым членом группы по отдельности, а не общий результат (Уилк Х. и Кнеппернбрг Э., 2001). Таким образом, большая продуктивность была достигнута благодаря снижению социальной лености, которая, оказывается, свойственна не только группам физического, но и интеллектуального труда.

Снижает продуктивность группы брейнстогминга также и когнитивные помехи, обусловленные ситуацией групповой работы. Ведь высказываться членам группы приходится по очереди, и пока один человек говорит, остальные слушают, дожидаясь своей очереди, и одновременно удерживают в памяти свои собственные идеи. Но поскольку возможности оперативной памяти достаточно ограничены, то участникам штурма трудно удерживать в уме уже имеющиеся у них идеи, думать над следующей, да еще и выслушивать предложения человека, говорящего в эту минуту. Таким образом члены группы вынуждены одновременно выполнять три когнитивные операции: а) сосредоточивать внимание на том, что говорит очередной выступающий; б) хранить в памяти уже имеющиеся у них идеи; в) искать новые идеи и их обдумывать. Одновременное выполнение этих операций мало кому под силу, если оно вообще достижимо.

Все вышеперечисленные причины  вызывают блокирование продуктивности групп мозгового штурма. Таким  образом, даже несмотря на возможности  увеличения персонального вклада каждого  участника штурма в общий результат, группа в целом, работая лицом  к лицу, все же менее продуктивна, чем ее члены, работающие раздельно, полагает Дж. МакГрас (1984).

М. Дейл и В. Штребе на основании серии экспериментов (1987) пришли к выводу, что брейнсторминг будет более эффективным, если члены группы сначала в индивидуальном порядке станут нарабатывать и фиксировать все возникшие у них идеи, а уж затем совместно их обсуждать. При такой форме мозгового штурма продуктивность участников группы не будет тормозиться. Следовательно, на первом этапе – этапе наработки идей и решений, гораздо эффективнее действуют индивиды, объединенные в номинальную группу, т.е. работающие над одной проблемой, но поодиночке.

Совместная деятельность лицом  к лицу лучше подходит на втором этапе, когда идеи и предложения  обсуждаются, оцениваются, выбраковываются, отбрасываются, и отбираются оптимальные. С этой задачей группа справляется лучше, чем индивиды.

Подводя итог, необходимо отметить, что  эффективность трудовой деятельности во многом зависит от характера решаемой задачи. В некоторых случаях группа в состоянии действовать лучше, чем индивид. Так, например, если задачу можно разделить на подзадачи, полагает Иван Стайнер (1972), то каждую из них может выполнить такой человек, который обладает необходимыми знаниями, опытом и умениями. Однако когда задача не делится на составляющие или когда у членов группы нет должного мастерства и умения, тогда результаты групповой деятельности могут оказаться ниже потенциальных возможностей группы, т.е. не очень впечатляющими.

2.2.    Условия проведения «мозгового штурма»

  • Жестких ограничений нет, но лучше включать в группу участников с относительно равным опытом.
  • При решении специфических задач необходимо приглашать специалистов, но в качестве консультантов, а не участников.
  • Рекомендуется формировать смешанные группы (из мужчины и женщины). Как правило наличие представителей разного пола оживляет атмосферу работы.
  • При проведении мозгового штурма желательно, чтобы количество активных и умеренных членов группы было примерно поровну.
  • Необходимо чтобы разница в возрасте, служебном положении между членами группы была минимальной. Присутствие начальства также ограничивает ход протекания мозгового штурма.
  • Не рекомендуется приглашать на проведение мозгового штурма скептически настроенного руководителя, даже в роли наблюдателя.
  • Целесообразно время от времени вводить в группу новых людей, новые люди вносят новые взгляды, идеи, стимулирующие мышление
  • Оптимальный состав группы от 6 до 12 человек. Оптимальное число – 7.
  • Не рекомендуется разбивать участников группы на более мелкие (2 и более).
  • Количество людей также зависит от количества в ней активных и умеренных членов. Если больше активных, то количество человек должно быть меньше, больше умеренных- наоборот.
  • Для проведения мозгового штурма целесообразно использовать аудиторию, или отдельную комнату, вдали от постороннего шума. На стене можно повесить плакаты с основными правилами проведения мозгового штурма.
  • Желательно иметь магнитофон, человек может не успеть вникнуть в идею и упустить ее.
  • Желательно иметь доску, которую участники могут использовать для отображения своих идей. Столы и стулья рекомендуется поставить в виде буквы П, О, круга или полуэллипса. Это облегчает контакт участников и повышает коммуникабельность. Если группа не большая (5-6 человек)- наиболее удобен круглый стол.
  • Не забывайте, юмор во время собрания необходим. Это способствует созданию непринужденной обстановке и творческой атмосферы.
  • При решении простых задач или при ограничении времени наиболее подходящая продолжительность обсуждения.

Наиболее подходящее время для  проведения мозгового штурма – утро (с 10 до 12 часов), но также после обеда (с 14 до 18).

Типы проблем решаемых методом мозгового штурма.

Метод мозгового штурма позволяет  решать любую проблему, имеющую несколько  возможных вариантов решения. Проблемы, имеющие одно или ограниченное количество решений, не подходят для решения  этим методом.

  • Необходимо избегать слишком решения общих, абстрактных проблем.
  • Рекомендуется избегать полного решения проблемы за одну сессию. Если начальная формулировка слишком широка и обобщена, следует подразделить ее на ряд проблем.
  • Метод мозговой атаки можно с успехом использовать для сбора информации, а не идей, т. е. для выяснения источников или формирования вопросов анкеты
  • Проблемы для обсуждения рекомендуется ф ормулнровать просто и ясно.

Рекомендуется использовать три правила представления идеи или проблемы:

  • Показать или проиллюстрировать путь развития проблемы или ситуации. Если это возможно, то лучше графически.
  • Дать рекомендации по выбору основных точек соприкосновения. Использовать диаграммы, модели и все, что нанлучшим образом подходит для этой цели. Желательно все это показать и объяснить просто и четко.
  • Суммировать имеющиеся точки зрения, показать их. преимущества и недостатки. Еще раз подчеркнуть необходимость решения.

Основные функции руководителя заключаются в информировании всех участников о правилах мозговой атаки, в контроле за их соблюдением, а также в общем контроле за дискуссией, чтобы она оставалась в рамках или границах обсуждаемой темы или проблемы.

  • Важно, чтобы руководитель сам участвовал в генерировании идей. Он одновременно должен исполнять роль стимулятора или катализатора в случае замедления темна генерирования идей. Хороший руководитель, как правило, должен заранее иметь список возможных решений проблемы..
  • Эффективный руководитель постоянно подбрасывает «дикие» и безрассудные идеи н предложения, чтобы продемонстрировать, что они поощряются.
  • Иногда бывает, что группе участников трудно избавиться от традиционный подходов, стереотипов в решении проблемы. В этом случае рекомендуем использовать маленькую хитрость: руководитель останавливает ход мозгового штурма и вводит ограничения: в течение 2-3 минут предлагать только непрактичные, самые необычные идеи.
  • Часто бывает, что участники продолжают генерировать интересные идеи и после проведения собрания. В этом случае задача руководителя — собрать группу через несколько дней и зафиксировать эти идеи.

Информация о работе Мозговой штурм в системе воспитательных форм ВУЗа