Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 04:19, реферат
Целью исследования является раскрытие особенностей мозгового штурма как инновационного метода обучения и воспитания в высшем профессиональном образовании. Исследование особенностей организации и этапов проведения мозгового штурма с целью повышения эффективности Обучения и воспитания в высшей.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования выдвигаются следующие задачи:
1) раскрыть и охарактеризовать особенности воспитательных форм ВУЗа;
2) рассмотреть традиционные и инновационные методы воспитания и опыт их реализации.
3) обобщить изученную литературу.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический модуль
Система воспитательной работы…………………………………………
Опыт реализации традиционных /нетрадиционных форм воспитания и обучения в ВПО……………………………………………….
Инновационные формы воспитания и обучения в ВПО………………...13
Вывод по первой главе…………………………………………………………19
Глава II. Технологический модуль
. История возникновения «мозгового штурма»…………………………20
2.2. Условия проведения «мозгового штурма»…………………………..23
2.3 Правила проведения мозгового штурма……………………………..…27
2.4. Этапы проведения мозгового штурма…………………….………….29
2.5. Существующие классификации «мозгового штурма»………………32
Вывод по второй главе……………………………….………………………..38
Заключение……………………………………………………………………..39
Список литературы……………………………………………………………41
6. Кейс-метод концентрирует в
себе значительные достижения
технологии «создание успеха».
В нём предусматривается
7. Технология кейс-метода
процесс формирования информационного
поля, его активизации, организации
информационных коммуникаций, сталкивания
позиций, пополнения поля информацией
и использования информации, накапливающейся
в нём. Интеллектуальное поле, которое
складывается из мыслеформ, создаваемых
студентами и преподавателем, служит
благодатной средой не только обучения,
но и воспитания личности. Само нахождение
в развитом информационном поле, «проживание»
в нем от истоков до разрешения
проблемы благотворно для личности,
которая «пропитывается»
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Метод и термин «мозгового штурма» были предложены американским психологом Алексом Осборном в книге «Управляемое воображение» за основу взят вариант эвристической беседы Сократа с широким использованием свободных ассоциаций, одновременно созданием психоэвристического микроклимата в малых группах для повышения эффективности решения творческих, особенно изобретательских задач.
Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
•творческое усвоение школьниками учебного материала;
•связь теоретических знаний с практикой;
•активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
•формирование
способности концентрировать
•формирование
опыта коллективной мыслительной деятельности.
Проблема, формулируемая на занятии
по методике мозгового штурма, должна
иметь теоретическую или
Вывод по первой главе.
В системе ценностных ориентаций студенческой молодежи патриотизм и национальное достоинство занимают последнее место. Значит, система формирования патриотических качеств личности студента в современных условиях нуждается в существенном обновлении. В условиях трансформирующегося общества важно помочь молодому человеку не только определиться в понимании патриотических ценностей, но и помочь ему следовать им.
Формы воспитания — это внешнее выражение процесса воспитания. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые и массовые. Большинство современных воспитательных систем использует групповые формы воспитания, отличающиеся достаточной эффективностью и относительно низкой экономической стоимостью педагогических услуг.
Глава II. Технологический модуль
2.1. История возникновения «мозгового штурма»
Общепринятым считается мнение, что интеллектуальная творческая работа относится к разряду сугубо индивидуальной деятельности. Но в 1957 г. это мнение решил опровергнуть Алекс Осборн, профессиональный рекламщик, который предложил свой метод групповой интеллектуальной работы. Он назвал его «брейнсторминг», или «мозговой штурм».
Широко пропагандируя
Повальное увлечение брейнстормингом на Западе привлекло к нему внимание социальных психологов (они тоже неравнодушны к чужим успехам), после чего последовали многочисленные эмпирические проверки метода. В итоге выяснилось, что слухи о его чрезвычайной эффективности оказались сильно преувеличенными.
Так уже в 1958 г. Д. Тайлор, П. Берри и К. Блок установили, что количество предложений, высказанных группой, действительно больше количества идей, предложенных любым индивидом, работающим в одиночку. Однако, когда количество идей, высказанных четырьмя раздельно работающими по правилам мозгового штурма индивидами, сложили вместе, то оно почти в два раза превысило сумму предложений, выработанных членами группы из четырех человек, работающих совместно то же самое количество времени. Тот же результат был получен и тогда, когда испытуемыми в эксперименте стали ученые-исследователи, работающие группой по инструкции брейнсторминга (Kelley H. & Thibaut J., 1969). Большинство исследователей, изучающих брейнсторминг, утверждают, что работающие группой участники штурма высказывают меньше предложений, чем то же количество людей, но работающих по- одиночке.
Почему так происходит? Причин здесь
несколько, но большинство из них
– психологические. Одни исследователи
критикуют групповой метод
Майклу Дейлу и Вольфгангу Штребе (1987) удалось добиться увеличения количества вырабатываемых группой решений лишь за счет того, что они объявили, что будет учитываться и оцениваться сумма идей, выдвинутых каждым членом группы по отдельности, а не общий результат (Уилк Х. и Кнеппернбрг Э., 2001). Таким образом, большая продуктивность была достигнута благодаря снижению социальной лености, которая, оказывается, свойственна не только группам физического, но и интеллектуального труда.
Снижает продуктивность группы брейнстогминга также и когнитивные помехи, обусловленные ситуацией групповой работы. Ведь высказываться членам группы приходится по очереди, и пока один человек говорит, остальные слушают, дожидаясь своей очереди, и одновременно удерживают в памяти свои собственные идеи. Но поскольку возможности оперативной памяти достаточно ограничены, то участникам штурма трудно удерживать в уме уже имеющиеся у них идеи, думать над следующей, да еще и выслушивать предложения человека, говорящего в эту минуту. Таким образом члены группы вынуждены одновременно выполнять три когнитивные операции: а) сосредоточивать внимание на том, что говорит очередной выступающий; б) хранить в памяти уже имеющиеся у них идеи; в) искать новые идеи и их обдумывать. Одновременное выполнение этих операций мало кому под силу, если оно вообще достижимо.
Все вышеперечисленные причины вызывают блокирование продуктивности групп мозгового штурма. Таким образом, даже несмотря на возможности увеличения персонального вклада каждого участника штурма в общий результат, группа в целом, работая лицом к лицу, все же менее продуктивна, чем ее члены, работающие раздельно, полагает Дж. МакГрас (1984).
М. Дейл и В. Штребе на основании серии экспериментов (1987) пришли к выводу, что брейнсторминг будет более эффективным, если члены группы сначала в индивидуальном порядке станут нарабатывать и фиксировать все возникшие у них идеи, а уж затем совместно их обсуждать. При такой форме мозгового штурма продуктивность участников группы не будет тормозиться. Следовательно, на первом этапе – этапе наработки идей и решений, гораздо эффективнее действуют индивиды, объединенные в номинальную группу, т.е. работающие над одной проблемой, но поодиночке.
Совместная деятельность лицом к лицу лучше подходит на втором этапе, когда идеи и предложения обсуждаются, оцениваются, выбраковываются, отбрасываются, и отбираются оптимальные. С этой задачей группа справляется лучше, чем индивиды.
Подводя итог, необходимо отметить, что эффективность трудовой деятельности во многом зависит от характера решаемой задачи. В некоторых случаях группа в состоянии действовать лучше, чем индивид. Так, например, если задачу можно разделить на подзадачи, полагает Иван Стайнер (1972), то каждую из них может выполнить такой человек, который обладает необходимыми знаниями, опытом и умениями. Однако когда задача не делится на составляющие или когда у членов группы нет должного мастерства и умения, тогда результаты групповой деятельности могут оказаться ниже потенциальных возможностей группы, т.е. не очень впечатляющими.
2.2. Условия проведения «мозгового штурма»
Наиболее подходящее время для проведения мозгового штурма – утро (с 10 до 12 часов), но также после обеда (с 14 до 18).
Типы проблем решаемых методом мозгового штурма.
Метод мозгового штурма позволяет решать любую проблему, имеющую несколько возможных вариантов решения. Проблемы, имеющие одно или ограниченное количество решений, не подходят для решения этим методом.
Рекомендуется использовать три правила представления идеи или проблемы:
Основные функции руководителя заключаются в информировании всех участников о правилах мозговой атаки, в контроле за их соблюдением, а также в общем контроле за дискуссией, чтобы она оставалась в рамках или границах обсуждаемой темы или проблемы.
Информация о работе Мозговой штурм в системе воспитательных форм ВУЗа