Мозговой штурм в системе воспитательных форм ВУЗа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 04:19, реферат

Краткое описание

Целью исследования является раскрытие особенностей мозгового штурма как инновационного метода обучения и воспитания в высшем профессиональном образовании. Исследование особенностей организации и этапов проведения мозгового штурма с целью повышения эффективности Обучения и воспитания в высшей.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования выдвигаются следующие задачи:
1) раскрыть и охарактеризовать особенности воспитательных форм ВУЗа;
2) рассмотреть традиционные и инновационные методы воспитания и опыт их реализации.
3) обобщить изученную литературу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретический модуль
Система воспитательной работы…………………………………………
Опыт реализации традиционных /нетрадиционных форм воспитания и обучения в ВПО……………………………………………….
Инновационные формы воспитания и обучения в ВПО………………...13
Вывод по первой главе…………………………………………………………19
Глава II. Технологический модуль
. История возникновения «мозгового штурма»…………………………20
2.2. Условия проведения «мозгового штурма»…………………………..23
2.3 Правила проведения мозгового штурма……………………………..…27
2.4. Этапы проведения мозгового штурма…………………….………….29
2.5. Существующие классификации «мозгового штурма»………………32
Вывод по второй главе……………………………….………………………..38
Заключение……………………………………………………………………..39
Список литературы……………………………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по Мозговому штурму.docx

— 75.24 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Правила проведения мозгового штурма

Правило 1: Запрещается всякая критика  идей, высказываемых во время проведения мозгового штурма

Принцип проведения мозгового штурма заключается в приоритете количества высказанных идей над их качеством. Высказываемые участниками идеи, пусть даже самые сумасшедшие, могут служить отправной точкой для развития мыслительного процесса других участников. В этом и заключается преимущество коллективного мышления над индивидуальным. Любая, даже самая малая, оценка высказанной идеи может повлиять на весь процесс проведения мозгового штурма. Он будет успешным, если каждый участник направит свои усилия в конструктивное русло.

Правило 2: Свободный полет мыслей и поощрение самых «безумных» идей

Целью мозгового штурма, как коллективного  творческого процесса, является поиск  нестандартных, нетрадиционных идей. В  противном случае этот процесс может  превратиться в обычное совещание, на которых чаще всего предлагаются и обсуждаются именно стандартные идеи и решения, которые не всегда являются результативными и эффективными.

Для появления творческих идей необходим  определенный настрой, когда мысли  свободно проносятся в нашей голове. Это состояние характеризуется  включением в работу нашего подсознания. Для появления такого настроя  участников мозгового штурма следует проводить специальную разминку с задачами на анализ и синтез, ассоциативные связи и т. д.

Высказывая свое идеи, участникам необходимо помнить, что совершенно не имеет значения, применимы они на практике или нет, так или иначе, многие из них, возможно, помогут найти эффективное решение.

 

 

Правило 3: Выдвижение как можно большего количества идей

Как уже упоминалось, для проведения мозгового штурма наиболее важно количество высказанных идей, чем их качество. Так как генерировать идеи участники должны (и могут) в течение небольшого ограниченного времени, то они должны научиться использовать уже высказанные другими участниками идея для быстрого обдумывания и предложения новых.

В практике работы таких групп можно  отметить, что целью проведения мозгового  штурма является выдвижение более 100 идей за 20 минут. Самым продуктивным (успешным) мозговым штурмом является тот, при  проведении которого за 20 минут предлагается 200 - 250 идей.

Правило 4: Обязательная фиксация всех идей

При проведении мозгового штурма должна быть зафиксирована каждая идея, даже если она повторяется. Все участники  группы должны видеть все зафиксированные  идеи, поэтому следует заранее  к этому подготовиться.

Обычно идеи записывают маркерами  на больших листах бумаги. Развесить их лучше заранее, перед началом мозгового штурма и разместить на стенах таким образом, чтобы они были хорошо видны каждому участнику.

Правило 5: Инкубация идей

После того, как все идеи высказаны  н зафиксированы, необходимо время  для того, чтобы их обдумать н оценить. Зачем нужен этот этап? Дело в том, что инкубационный период позволяет человеку оправиться от усталости, связанной с решением проблемы. Перерыв в трудной проблеме позволяет также забыть несоответствующие подходы к ней.

Решению проблемы может мешать функциональная закрепленность, и не исключено, что во время инкубационного периода человек забывает старые и безуспешные способы ее решения. Опыт показывает, что в период инкубации человек продолжает работать над задачей бессознательно. Кроме того, во время перерыва в процессе решения проблемы может происходить реорганизация материала.

 

2.4. Этапы проведения мозгового штурма.

Изучив правила мозгового штурма, теперь можно уделить внимание отдельным  этапам успешного проведения мозгового  штурма и оценки идей после их «инкубации»

Этап 1

Подготовка  к мозговому штурму включает следующие  шаги:

•определение  цели занятия, конкретизация учебной  задачи;

•планирование общего хода занятия, определение времени  каждого этапа занятия;

•подбор вопросов для разминки;

•разработка критериев для оценки поступивших  предложений и идей, что позволит целенаправленно и содержательно  провести анализ и обобщение итогов занятия.

Руководитель должен ознакомить участников группы с правилами проведения мозгового  штурма. Лучше всего записать эти правила на плакате и на каждом собрании группы вывешивать его на стену таким образом, чтобы он был хорошо виден всем участникам.

Этап 2

Для успешного проведения мозгового штурма участникам необходимо настроиться на творческий лад. Руководитель проводит с участниками разминку, решая различные задачи на ассоциативное мышление, анализ и синтез и т. д. Лучше всего сотрудникам, являющимся участниками постоянно действующей команды, постоянно развивать свои творческие способности.

Затем рекомендуется провести репетицию  мозгового штурма. Группе необходимо выбрать проблему (лучше бытового характера), в решении которой каждый из участников в некоторой степени компетентен, и провести краткий мозговой штурм (разминку) с целью перестройки мышления на творческий процесс.

Делайте так всегда, ведь только кажется, что каждый без труда сможет включиться в работу, но в действительности этого не происходит!

Этап 3

Участникам группы следует подготовиться к проведению мозгового штурма: развесить на стены большие листы бумаги, на которых будут зафиксированы поступающие идеи. При этом необходимо помнить, что при быстром темпе выдвижения идей могут появиться трудности в необходимости фиксирования их на бумаге. Фиксировать идеи в таком случае могут 2-3 человека поочередно. Можно принять и такие условия: участники фиксируют свои идеи на небольшом листе бумаги и высказывают их по очереди по просьбе ведущего.

Этап 4

Далее следует подготовиться к  началу мозгового штурма. Здесь могут  быть возможны следующие варианты.

1. Проблема уже сформулирована, но ее определение слишком общее, требующее уточнения. В этом случае первоначальную формулировку следует разместить в качестве заголовка на большом листе бумаги,

2. Группа не знает, над какой проблемой она будет работать, но в этом случае надо попытаться сформулировать общее направление поиска. В этом случае лучше всего начало общего заголовка может звучать так: «Каким образом мы можем... » и далее закончить фразу (что-то преобразовать, улучшить и т. д.). После окончательного выбора темы ее определение в виде заголовка также размещается на большом листе бумаги.

Этап 5

Процесс выдвижения идей может происходить  разными способами. Существует много различных методик, основанных на принципах проведения мозгового штурма, некоторые из них описаны далее в данной главе. Но при разных вариантах проведения мозгового штурма обычно используют два подхода к процессу выдвижения идей.

1подход. Участники могут высказывать идеи по очереди, в определенном порядке. Обычно руководитель предлагает высказаться очередному члену группы. Если кто-нибудь из участников не знает, что предложить, то он говорит: «Я пропускаю» и право высказаться переходит к следующему участнику. Руководитель (или специально выделенный для этого участник группы) фиксирует высказанные идеи на больших листах бумаги. Участникам же рекомендуется свои идеи фиксировать на небольших листках, чтобы не забыть их, пока он ждет своей очереди высказаться. В этом случае идеи поступают упорядочение и их легко зафиксировать. Кроме того, в процессе участвуют все члены группы.

2 подход. Второй подход является бессистемным, так как каждый участник группы может в любое время высказать свои идеи. В данном случае идеи высказываются свободно и естественно, но есть большая трудность с фиксацией идей. В этом случае можно увеличить количество человек, которые будут фиксировать идеи (обычно 2 — 3 человека). Минус такого подхода состоит в том, что такой подход не стимулирует направление мысли и не дает гарантии вовлечения в процесс выдвижения идей всех участников.

Этап 6

После того как все идеи зафиксированы, необходимо время для того, чтобы  их обдумать и оценить. Участникам группы рекомендуется после проведения мозгового штурма расстаться не менее  чем на неделю, чтобы обдумать все  высказанные идеи.

Лучше всего развесить листы  с зафиксированными идеями на видном месте, где участники группы смогут постоянно видеть их. Кроме того, к обсуждению идей, высказанных во время проведения мозгового штурма, другие сотрудники предприятия добавляют свои идеи на развешенные листы (мозговая атака на доске).

Затем, по прошествии какого-то времени (чаще недели), участники группы проводят новый мозговой штурм по списку идей, составленному на предыдущей встрече.

Этап 7

Он дает начало процессу оценки. Это  обычно происходит на следующем собрании группы. Наилучший способ организовать оценку идей из списка — это сгруппировать  их по темам, прежде чем некоторые  предложения будут отвергнуты как  нереальные. После получения списка идей, сгруппированных по темам, следует  рассмотреть каждую из них, чтобы  выявить наилучшие идеи, которые  могут быть быстро и легко реализованы.

Дальнейшие действия группы зависят  от предмета мозгового штурма. Если его целью было определение проблемы, над которой предстоит работать, то группа должна выбрать основную тему, а затем сконцентрировать внимание на идеях, относящихся к ней, чтобы  выявить наиболее подходящие для рассмотрения. В другом случае, если в результате мозгового штурма группа получила набор возможных вариантов решения проблемы, то следующим этапом будет их анализ методом Парето для выявления одного или двух наиболее пригодных вариантов. Принцип Парето также можно использовать для тщательного изучения идей при принятии точных решений.

 

 

 

 

 

 

2.5.    Существующие классификации «мозгового штурма»

У мозгового  штурма есть достаточно много разновидностей, большинство из которых можно  применять на деловых совещаниях для решения профессиональных задач. К ним относятся: обратный, теневой  и комбинированный мозговые штурмы, брейнрайтинг, индивидуальный мозговой штурм, мозговой штурм на доске, мозговой штурм в стиле «Соло», визуальный мозговой штурм, мозговой штурм по-Японски. Рассмотрим характеристики перечисленных технологий.

1.Обратный мозговой штурм

Его предпочтительно  применять при создании нового улучшенного  образца, новой услуги или разработки новой идеи, когда решаются две творческие задачи:

· выявление  в существующих изделиях, услугах, идеях  максимального числа недостатков;

· максимальное устранение этих недостатков во вновь  разрабатываемом изделии или услуге.

«Цель метода обратного мозгового штурма заключается  в составлении наиболее полного  списка недостатков рассматриваемого объекта или идеи, на которые обрушивается ничем не ограниченная критика» (4, С. 223).

В результате обратного мозгового штурма составляется максимально полный список недостатков, дефектов и потенциальных проблем  у рассматриваемого объекта, прогнозируются недостатки и трудности эксплуатации на 10-20 лет вперед, чтобы полученный список недостатков обеспечил наиболее длительную конкурентоспособность объектов.

2.Теневой мозговой штурм

Далеко  не каждый человек может заниматься творческой деятельностью в присутствии  и при активном вмешательстве  посторонних лиц. В связи с  этим при проведении мозгового штурма на деловом совещании бывает целесообразно  для части генераторов идей обеспечить условия одновременного присутствия и отсутствия. Разрешить эти противоречия возможно с помощью теневого мозгового штурма.

Сеанс проводится двумя подгруппами генераторов  идей. Одна из них - собственно генераторы - называют идеи вслух при соблюдении условий критики. Другая подгруппа - теневая следит за ходом работы генераторов, но не принимает в обсуждении непосредственного участия. Каждый ее участник записывает свои идеи, возникающие  под воздействием обсуждения, проводимого активной подгруппой.

Перечень  выдвинутых генераторами идей и списки решений, предложенных всеми участниками  теневой подгруппы, передаются после  завершения сеанса в группу экспертов, в задачу которых входит не только оценка идей, но и их развитие, комбинирование, т.е. творческий процесс в этой группе переходит в новую фазу.

3. Комбинированный мозговой штурм

Вышеописанные методы прямого (или теневого) и обратного  мозгового штурма могут быть совместно  использованы в различных комбинациях.

Двойной прямой мозговой штурм заключается  в том, что после проведения прямого  мозгового штурма делается перерыв  в течение 2-3 дней, после чего он повторяется  еще раз. Во время перерыва у участвующих  в деловом совещании специалистов включается в работу мощный аппарат  решения творческих задач - подсознание  человека, синтезирующее неожиданные фундаментальные идеи.

Обратно - прямой мозговой штурм, как правило, используется для прогноза развития мозгового штурма. Сначала с помощью  обратного мозгового штурма выявляют все недостатки и слабые плохо  проработанные или недостаточно обоснованные стороны существующего  объекта, идеи и выделяют среди них  главные. Затем проводят обратный мозговой штурм с целью устранения выявленных главных недостатков и разрабатывают  проект принципиально нового решения. С целью увеличения времени для  прогнозирования этот цикл стоит повторить.

Информация о работе Мозговой штурм в системе воспитательных форм ВУЗа