Мозговой штурм в системе воспитательных форм ВУЗа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 04:19, реферат

Краткое описание

Целью исследования является раскрытие особенностей мозгового штурма как инновационного метода обучения и воспитания в высшем профессиональном образовании. Исследование особенностей организации и этапов проведения мозгового штурма с целью повышения эффективности Обучения и воспитания в высшей.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования выдвигаются следующие задачи:
1) раскрыть и охарактеризовать особенности воспитательных форм ВУЗа;
2) рассмотреть традиционные и инновационные методы воспитания и опыт их реализации.
3) обобщить изученную литературу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретический модуль
Система воспитательной работы…………………………………………
Опыт реализации традиционных /нетрадиционных форм воспитания и обучения в ВПО……………………………………………….
Инновационные формы воспитания и обучения в ВПО………………...13
Вывод по первой главе…………………………………………………………19
Глава II. Технологический модуль
. История возникновения «мозгового штурма»…………………………20
2.2. Условия проведения «мозгового штурма»…………………………..23
2.3 Правила проведения мозгового штурма……………………………..…27
2.4. Этапы проведения мозгового штурма…………………….………….29
2.5. Существующие классификации «мозгового штурма»………………32
Вывод по второй главе……………………………….………………………..38
Заключение……………………………………………………………………..39
Список литературы……………………………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по Мозговому штурму.docx

— 75.24 Кб (Скачать файл)

4. Брейнрайтинг

Эта методика основана на технике мозговой атаки, но участники группы выражают свои предложения не вслух, а в письменной форме. Они пишут свои идеи на листках  бумаги и затем обмениваются ими  друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая  вносится в полученный листок. Группа обмениваются листками с течение 15 минут.

5. Индивидуальный мозговой штурм

Данный  метод, по - существу, не отличается от метода коллективного мозгового  штурма и проводится по тем же правилам. Единственное различие - сеанс проводится одним специалистом. Он сам генерирует идеи, сам их регистрирует, часто  сам делает оценку своих идей. Длительность сеанса не должна превышать 3-10 мин. Все  возникшие идеи обязательно фиксируются  на бумаге. К их оценке автору следует  приступить не сразу, а через некоторое время, например через неделю.

Для успешного  применения индивидуального мозгового  штурма необходимо научиться задавать самому себе вопросы с возможными альтернативными ответами.

6. Мозговой штурм на доске

В специальном  помещении, где проводится деловое  совещание, необходимо повесить на стену  специальную доску, чтобы сотрудники размещали на ней листки с записями тех творческих идей, которые придут им в голову в течение рабочего дня. Эту доску следует повесить на самом видном месте. В центре ее должна быть написана - большими яркими (разноцветными) буквами - требующая разрешения проблема.

7. Мозговой штурм в стиле «соло»

Этой  технологией можно пользоваться как при коллективной работе, так  и индивидуальной. Если кто-то из специалистов хочет воспользоваться техникой мозговой атаки самостоятельно, то лучше создать для своих идей специальную картотеку. Занесения  в картотеку заслуживают абсолютно  все идеи - удачные, не очень удачные, а то и вовсе кажущиеся абсурдными или пустыми. Затем необходимо рассортировать все свои идеи, что-то добавить, улучшить и подвести итоги, выбрав те мысли, которые будут оптимально способствовать достижению поставленной цели, решению проблемы.

8. Визуальный мозговой штурм

Как правило, идеи появляются быстро, одна за другой, и зарисовка сделанная в момент рождения идеи позволит не только зафиксировать удачную мысль, но и не потерять темп в процессе размышления.

Основные  принципы визуальной мозговой атаки:

· Скорость и гибкость мышления

· Отсутствие преждевременной критики

· Быстрая  реакция

9. Мозговой штурм по-японски

Существует  также японская (кольцевая) система  принятия решений -- «кингисё», суть которой состоит в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:

а) большинства  голосов -- выбирается решение, имеющее наибольшее число сторонников;

б) диктатора -- за основу берется мнение одного лица.

Этот  принцип характерен для военных  организаций, а так же для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;

в) принцип  Курно используется в том случае, когда коалиций нет, т.е. предлагается число решений, равное числу экспертов.

г) принцип  Пярето используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию.

д) принцип  Эджворта используется в том случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по второй главе.

Мозговому штурму также как и многим другим коллективным методам принятия решений  свойственны определенные достоинства  и недостатки.

Одно из наиболее важных преимуществ мозгового штурма заключается в том, что во время  мозгового штурма поощряется творческое мышление, причем генерирование идей происходит в условиях комфортной творческой атмосферы.

 Идет  активизация всех участников  процесса. Они глубоко вовлечены  в ход генерирования идей и  их обсуждение, более гибко осваивают  новые идеи, чувствуют себя равноправными.

Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального «огонька» в условиях применения этой технологии снимаются практически  автоматически. Раскованность активизирует интуицию и воображение.

Происходит  выход за пределы стандартного мышления. Интерактивное взаимодействие порождает  синергический эффект. Чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются, уменьшается шанс упустить конструктивную идею.

Привлекается  большое количество идей, предложений, что позволяет избежать стереотипа мышления и отобрать продуктивную идею.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом технологии мозгового штурма имеют большую значимость, т.к. полезны не только для коллективного решения проблем, развития творческого потенциала его участников, повышения активности каждого из участников, но также для развития смысловой, коммуникативной и эмоциональной компетентности студентов, формируют у них эффективные навыки говорения и слушания. В данной работе были рассмотрены как существующие виды мозгового штурма, так и инновации в этой области; методология, принципы и этапы проведения мозгового штурма; основные виды технологий мозгового штурма и его модификации.

По-моему  мнению, мозговой штурм является неотъемлемой частью процесса обучения и воспитания в высшем профессиональном образовании. Несомненно, что педагог-новатор (преподаватель) должен всегда держать на вооружении данную технику принятия решений, ведь она способствует мышлению роста, ориентации на развитие и поиску возможностей, управлению смыслом. Это позволяет коллективу не только выжить в условиях интеллектуальной конкуренции, но и благодаря компетентности и эмоциональной грамотности при внедрении инноваций создать корпоративную культуру, способствующую стабильному успеху, и помочь понять более глубокие причины перемен.

Выводы:

1. Метод мало формализован.

2. Нагрузочность и конфликтность.

3. Результаты чрезвычайно сильно  зависят от подготовки и проведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

    1. Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 1986
    2. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: «Народное образование», 2001
    3. Дакупин Использование активных методов обучения // «Вестник высшей школы» № 8 1993
    4. Дидактика средней школы. / Под ред. Сластенина М.Н. М., 1982
    5. Маршев В.И., Лукаш Е.Н. Методы активного обучения управлению. Изд.: МГУ, 1991
    6. Педагогика / Под ред. Нойнера Г., Бабанского Ю.К. М., 1984
    7. Педагогика / Под ред. Питкасистого П.И. М., 1996
    8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – C. 254-255
    9. Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995

Информация о работе Мозговой штурм в системе воспитательных форм ВУЗа