Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:14, курсовая работа
Под оказанием помощи, альтруистическим, или просоциальным поведением могут пониматься любые направленные на благополучие других людей действия. Действия эти весьма многообразны. Диапазон их простирается от мимолетной любезности (вроде передачи солонки) до помощи человеку, оказавшемуся в опасности, попавшему в трудное или бедственное положение, вплоть до спасения его ценой собственной жизни. Соответственно могут быть измерены затраты помогающего своему ближнему: внимания, времени, труда, денежные расходы, отодвигание на задний план своих желаний и планов, самопожертвование.
1. Мотивация просоциального поведения
1.1. Понятие просоциального поведения
1.2. Затраты и польза
1.3. Нормы
1.4. Самооценка и самоподкрепление
1.5. Сопереживание
2. Мотивация агрессивного поведения
2.1. Понятие агрессии
2.2. Теория агрессивного поведения
2.3. Ситуационные факторы агрессивного поведения
2.4. Мотивационные тенденции
Список литературы
Мотивация просоциального и агрессивного поведения
СОДЕРЖАНИЕ
1. Мотивация просоциального поведения
1.1. Понятие просоциального поведения
1.2. Затраты и польза
1.3. Нормы
1.4. Самооценка и самоподкрепление
1.5. Сопереживание
2. Мотивация агрессивного поведения
2.1. Понятие агрессии
2.2. Теория агрессивного поведения
2.3. Ситуационные факторы агрессивного поведения
2.4. Мотивационные тенденции
Список литературы
1. МОТИВАЦИЯ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
1.1 ПОНЯТИЕ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Под оказанием помощи, альтруистическим, или просоциальным поведением могут пониматься любые направленные на благополучие других людей действия. Действия эти весьма многообразны. Диапазон их простирается от мимолетной любезности (вроде передачи солонки) до помощи человеку, оказавшемуся в опасности, попавшему в трудное или бедственное положение, вплоть до спасения его ценой собственной жизни. Соответственно могут быть измерены затраты помогающего своему ближнему: внимания, времени, труда, денежные расходы, отодвигание на задний план своих желаний и планов, самопожертвование.
Некоторые психологи
считают, что за таким поведением
лежит особый мотив, и называют его
мотивом альтруизма ( иногда - мотивом
помощи, иногда - заботы о людях ). Вот
как определил этот важный человеческий
мотив Г.Маррей, который одним
из первых назвал его в своих работах.
Данный мотив проявляется в том,
чтобы "высказывать сочувствие и
удовлетворять потребности
Альтруистическое, или просоциальное, поведение можно определить как такое, которое осуществляется ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. Альтруистически мотивированное поведение в большей степени ведет к благополучию других людей, чем к собственному благополучию того, кто его реализует. При альтруистическом поведении акты заботы о других людях и оказания помощи им осуществляется по собственному убеждению человека, без какого бы то ни было давления на него со стороны или собственного расчета.
Едва ли можно
сформулировать этот критерий более
выразительно, чем это сделано
в притче о сострадательном
Любая форма поведения
может быть объяснена как внутренними,
так и внешними причинами. Обобщая
результаты, достигнутые в исследованиях
деятельности помощи к настоящему времени,
Г.Хекхаузен сформулировал
1.2 ЗАТРАТЫ И ПОЛЬЗА.
Модель " затрат и
пользы " использовали В.Латане и
Ж.Дарли для объяснения результатов
своих исследований. Они предложили
элементарную схему использования
этой модели, сводящуюся к вычислению
соотношения затрат и пользы действий
только помогающего субъекта в случае
оказания и неоказания им помощи и
сопоставлению между собой
Нагляден также
эксперимент " с потерянным долларом
". " Потерянная " долларовая банкнота
лежала либо в бумажнике ( где был
также и адрес его владельца
), либо в конверте, адресованном в
университетскую кассу, либо просто
на полу или на стуле. Доллар мог
быть найден в одном из трех различных
помещений: в одной из лабораторий
своего ( психологического ) факультета,
где нашедший его студент в
одиночестве выполнял задание в
качестве испытуемого; в помещении
чужого факультета, где студент слушал
курс по какой-либо вспомогательной
дисциплине; в умывальной комнате
университетского туалета. Как и
следовало ожидать, доллар присваивался
тем чаще, чем большей анонимностью
характеризовалось место
В тоже время независимо от места находки доллар в бумажнике чаще возвращался, чем в конверте, а последний чаще, чем просто лежащий доллар ( и соответственно, реже присваивался). Исходя из анализа понесенных затратГ.Хек-хаузен рассматривал личностную атрибуцию как дополнительный объясняющий фактор. Чем более условия ситуации препятствуют присвоению доллара, т.е. чем оно рискованнее ( скажем, случай своего факультета ), и чем большим представляется вред, наносимый владельцу ( скажем, доллар в бумажнике ), тем в большей степени оно приписывается личностным переменным ( отрицательным чертам характера ). С другой стороны, чем больше ситуация благоприятствует этому поступку, т. е. чем он менее рискован (скажем, вариант умывальной комнаты) и чем меньше вредит владельцу ( скажем, просто лежащий доллар), тем в большей степени он представляется обусловленным ситуационными факторами. Если исходить из понесенных затрат, то в ситуации присвоения доллара следует учитывать затраты трех типов: затраты, которых стоила владельцу доллара его потеря; затраты нашедшего, связанные с возможностью попасться; затраты нашедшего, связанные с понижением самооценки. Таким образом затраты и польза могут состоять не только материальных благах, затрачиваемых субъектом усилиях, времени и т.д., но и в потере или приобретении возможностей реализации других, направленных на достижение своего собственного блага мотивов. На деле оказывающий помощь принимает также в расчет соотношение затрат и пользы для обратившегося за помощью, особенно в тех случаях, когда последствия неоказания помощи были бы слишком существенны.
Чем менее понятно
действие помощи с точки зрения анализа
затрат, тем скорее оно объясняется
особенностями личности оказавшего
помощь человека, его бескорыстием.
Если анализ затрат применить к притче
о сострадательном
1.3 НОРМЫ.
Сколь бы ни оказалось
сильным влияние
Существует несколько
социальных норм нравственного порядка,
характерных для поведения
Ответственность, основанная
на зависимости другого человека,
может видоизменяться под влиянием
различных факторов, особенно под
влиянием каузальной атрибуции возникновения
потребности в помощи. Чем больше
нуждающийся в помощи человек
оказывается виновником своего положения,
тем меньше окружающие чувствуют
себя ответственными за оказание ему
помощи. В случаях, когда зависимость
нуждающегося в помощи человека достигает
столь высокой степени, что начинает
чересчур сильно ограничивать внутренне
переживаемую свободу действий субъекта
помощи, может наблюдаться своеобразная
"реактивность": ожидаемое или
требуемое оказание помощи представляется
субъекту действием слишком
Другой социальной нормой, определяющей оказание альтруистической помощи, является норма взаимности. Смысл ее состоит в моральном обязательстве человека платить добром за добро. Действенность нормы взаимности наглядно демонстрирует лабораторный эксперимент. Так, испытуемые значительно больше помогают в выполнении определенной работы другому испытуемому, если он до того не отказывался помочь им самим. Признательность оказывается особенно сильной, если человек приходит на помощь не вследствие предписания, а по доброй воле. Помощь, оказываемая с расчетом на взаимность , может преследовать различные цели. Во-первых, субъект может хотеть получить компенсацию за оказанную помощь. Во-вторых, он может хотеть обязать получившего помощь человека помогать ему ( тому, кто помог ) в будущем. Наконец, помощь может быть оказана с тем, чтобы благодарность как погашение долга получившего помощь человека была возможна лишь в определенной степени. Мера субъективно переживаемой обязательности выполнения нормы взаимности получившим помощь человеком зависит главным образом от оценки намерений помогающего и самой оказанной помощи. Мотивация помогающего воспринимается тем недоверчивее, чем утрированнее кажется помощь и чем менее она отвечает особенностям положения попавшего в беду человека. В таких случаях возникает подозрение, что оказывающий помощь преследует корыстные цели, обязывая получающего помощь в соответствии с нормой взаимности компенсировать эту помощь в будущем. Вместе с тем помощь, не рассчитанная на взаимность, также может вызвать слабую благодарность или даже враждебность. Это происходит, когда получивший помощь чувствует себя чрезмерно обязанным и не имеет возможности отблагодарить за нее, здесь мы опять встречаемся с ведущим к "реактивности" ограничением свободы действий. Напротив, получивший помощь будет тем сильнее стремиться к взаимности, чем быстрее она последовала и чем больше отвечала ситуации, чем бескорыстнее (не связанными с расчетом на взаимность) были намерения помогающего и чем выше оказались затраты на оказание помощи.
Действенность выше
перечисленных норм с точки зрения
личностных различий зависит от того,
насколько каждый человек присвоил
себе эти нормы. Чем менее они
переживаются личностью как внутренне
обязательные стандарты, тем более
их влияние на действие ограничивается
предвосхищением позитивных и негативных
санкций, которые будут наложены
извне в виде наказания или
награды. В этом случае соответствие
действия нормам сильно зависит от
того, насколько оно доступно последующей
оценке и подкреплению другими людьми
. Напротив, чем более нормы
Информация о работе Мотивация просоциального и агрессивного поведения