Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:14, курсовая работа
Под оказанием помощи, альтруистическим, или просоциальным поведением могут пониматься любые направленные на благополучие других людей действия. Действия эти весьма многообразны. Диапазон их простирается от мимолетной любезности (вроде передачи солонки) до помощи человеку, оказавшемуся в опасности, попавшему в трудное или бедственное положение, вплоть до спасения его ценой собственной жизни. Соответственно могут быть измерены затраты помогающего своему ближнему: внимания, времени, труда, денежные расходы, отодвигание на задний план своих желаний и планов, самопожертвование.
1. Мотивация просоциального поведения
1.1. Понятие просоциального поведения
1.2. Затраты и польза
1.3. Нормы
1.4. Самооценка и самоподкрепление
1.5. Сопереживание
2. Мотивация агрессивного поведения
2.1. Понятие агрессии
2.2. Теория агрессивного поведения
2.3. Ситуационные факторы агрессивного поведения
2.4. Мотивационные тенденции
Список литературы
Еще одна точка зрения на происхождение агрессивного поведения была представлена в теории социального научения Л.Берковитц. Для того чтобы агрессивное поведение возникло и распространилось на определенный объект, необходимо соблюсти два условия: первое - чтобы препятствие, возникшее на пути целенаправленной деятельности, вызвало у человека реакцию гнева и второе - чтобы в качестве причины возникновения препятствия был воспринят другой человек.
Самая современная
точка зрения на происхождение агрессивного
поведения связана с
1 . Оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных.
2. Наличие фрустрации.
3. Наличие эмоционального
перевозбуждения типа аффекта
или стресса,
4. Наличие подходящего
объекта агрессивного
2.3 СИТУАЦИОННЫЕ
ФАКТОРЫ АГРЕССИВНОГО
Немаловажную роль в порождении и регулировании агрессивного поведения играют восприятие и оценка человеком ситуации, в частности - намерений, приписываемых другому лицу, возмездия за агрессивное поведение, способности достичь поставленной цели в результате применения агрессивных действий, оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки.
а) Намерение: когда
человек видит, что другой собирается
напасть на него или помешать ему,
то решающим оказывается прежде всего
то обстоятельство, приписываются ли
этому другому агрессивные
Ь) Ожидание достижения
цели агрессии и возмездия за агрессивное
поведение: Пока субъект располагает
возможностями совершения прямой агрессии,
реализация которых не представляет
трудностей, ожидание вероятности нанесения
вреда жертве и тем самым достижение
цели агрессивного действия играют незначительную
роль. Существенное значение это ожидание
приобретает лишь в том случае,
когда ответная агрессия субъекта не
может достигнуть инициатора агрессии
непосредственно, например нет возможности
с ним встретиться. Тогда может
последовать непрямая агрессия типа
нанесения ущерба собственности
агрессора или его репутации.
Вероятность, что подобные косвенные
агрессивные действия на самом деле
поразят агрессора, весьма различна
и является в качестве ожидания последствий
результата действия - одним из решающих
детерминантов. Например, если единственное,
что человек может сделать, состоит
в жалобе на агрессора начальнику,
а поведение последнего не позволяет
надеяться на его заинтересованность
в содержании жалобы и в принятии
им мер, то часть возникшей агрессивной
тенденции останется
с) Благоприятствующие
агрессии ключевые раздражители: Особенности
контекста влияют на оценку ситуации,
указывая субъекту, какой смысл ей
следует приписать . Один из примеров
это так называемый эффект оружия.
Если в лабораторном помещении находится
оружие, то агрессивность испытуемого
будет повышаться . Ключевые раздражители
оказывают мотивирующее воздействие
лишь в том случае, когда отвечают
текущему мотивационному состоянию. Усиление
мотивации под воздействием ключевых
раздражителей, соответствующих по
своему содержанию наличному мотивационному
состоянию, было продемонстрировано в
исследованиях Р.Джина и Д.
эффекта оружия, согласно
которому совпадение содержания мотивации
и ключевого раздражителя эту
мотивацию усиливают. Испытуемые , перед
просмотром фильма подвергшиеся агрессии,
проявляли большую
d) Удовлетворение, приносимое
достигнутым в ходе агрессии
результатом: Результаты
Самооценка: Процессы
самооценки представляют собой решающий
детерминант агрессивности
Оценка другими людьми: В ряде исследований было вскрыто ее значение как предвосхищаемого субъектом последствия агрессии и как действенного мотивационного стимула. Усиливающий или тормозящий агрессию эффект оказывает уже само присутствие других лиц, которым субъект приписывает определенное отношение к агрессивности.
2.4 МОТИВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ.
У человека есть две
различные мотивационные
Аналогичных взглядов
придерживается Н.Корнадт также
основывающий свой анализ на двух гипотетических
мотивах - агрессии и подавлении агрессии.
По его мнению, вся последовательность
событий начинается с вызываемого
каким - либо препятствием, угрозой
или причиненной субъекту болью
аффекта гнева. Если в результате
когнитивных процессов
Мотив торможения агрессивных действий оказывается решающим в актуализации определенных поведенческих тенденций. В ряде экспериментальных психологических исследований, в которых для оценки мотива - тенденции к агрессии применялась проективная методика, был получен пародоксальный на первый взгляд результат: те люди, которые в процессе тестирования обнаружили высокие показатели склонности к агрессии, в реальной жизни, как выяснилось, эту склонность не проявляли, подавляя ее даже больше, чем те, чьи показатели мотива агрессивности были выше. Этот результат объясняется, в частности, развитостью у них тенденции к торможению внешних проявлений агрессии, которая становится тем сильнее, чем значительнее мотивация к агрессии.
Источники торможения агрессии могут быть как внешними, так и внутренними. В качестве примера внешних источников можно назвать страх перед возможным возмездием или наказанием за агрессивное поведение, а в качестве примера внутреннего источника - переживание вины за несдержанное, агрессивное поведение по отношению к другому живому существу. Было показано, что обычных подростков от тех, кто совершил правонарушение и находится в местах отбывания наказания, отличают именно внутренние источники торможения агрессивных действий. Сильным тормозным фактором в проявлении подростками агрессии является также позиция взрослых, в частности родителей, по отношению к агрессивному поведению детей.
Анализ индивидуальных
различий в агрессии показывает, что
люди с высоким мотивом агрессии
сначала испытывают гнев и только
потом адекватно оценивают
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Немов P. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии.-М.: Просвещение: Владос, 1994.- 576 с.
2. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. T.I. -М .: Мир, 1986.-450 с.
Дата добавления:
05.03.2001
Читать полностью:http://www.km.ru/
Информация о работе Мотивация просоциального и агрессивного поведения