Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:14, курсовая работа
Под оказанием помощи, альтруистическим, или просоциальным поведением могут пониматься любые направленные на благополучие других людей действия. Действия эти весьма многообразны. Диапазон их простирается от мимолетной любезности (вроде передачи солонки) до помощи человеку, оказавшемуся в опасности, попавшему в трудное или бедственное положение, вплоть до спасения его ценой собственной жизни. Соответственно могут быть измерены затраты помогающего своему ближнему: внимания, времени, труда, денежные расходы, отодвигание на задний план своих желаний и планов, самопожертвование.
1. Мотивация просоциального поведения
1.1. Понятие просоциального поведения
1.2. Затраты и польза
1.3. Нормы
1.4. Самооценка и самоподкрепление
1.5. Сопереживание
2. Мотивация агрессивного поведения
2.1. Понятие агрессии
2.2. Теория агрессивного поведения
2.3. Ситуационные факторы агрессивного поведения
2.4. Мотивационные тенденции
Список литературы
1 .4 САМООЦЕНКА И САМОПОДКРЕПЛЕНИЕ.
Одно из последствий
действия - наступающая за ним и
осуществляемая самим субъектом
оценка того, насколько он, совершая
это действие, оставался верным внутренне
принятым им нормативным ценностям
(т.е. самоподкрепление). Привлекательность
для субъекта в этом случае определяется
предвосхищаемыми эмоциональными состояниями:
с одной стороны, такими, как удовлетворенность
верностью требованиям
Модель просоциального поведения с привлекательнотью самооценок разработал и обосновал С.Шварц. В его модели мотивирующий фактор содержится в самооценке потенциального субъекта помощи. Восприятие бедственного положения другого человека актуализирует относящиеся к самому себе ожидания, и именно они ведут к переживанию морального долга. Далее поведение " мотивируется желанием действовать в согласии со своими ценностями так, чтобы сохранить представление о себе и избежать ущемления чувства собственного достоинства". В своей модели альтруистического действия Шварц различает складывающиеся из 9 этапов 4 стадии : актуализацию личной ответственности, актуализацию моральной обязанности, проверку и отклонение и, наконец, действие (или бездействие ). Более конкретно эти фазы выглядят следующим образом: "[.Стадия актуализации: восприятие нужды и ответственности.
1. Осознание того,
что человек находится в
2. Понимание того, что существуют действия, способные облегчить его положение.
3. Признание своей
способности содействовать
4. Восприятие себя
в определенной мере
II. Стадия обязанности:
конструирование норм и
5. Активация существовавших ранее или заданных ситуацией личностных норм.
III. Стадия защиты:
рассмотрение потенциальных
6. Определение затрат
и оценка возможных исходов
( если какая-либо из реакций
приводит к очевидно
7. Переопределение
ситуации и ее переоценка
а) состояния нужды ( его реальности или серьезности );
Ь) ответственности за свое действие;
с) уместности актуализированных перед этим норм или чего-либо другого.
8. Повторение предшествующих этапов с учетом произведенных переоценок.
IY. Стадия реакции,
9. Действие или бездействие."
Мотивацию, побуждающую
к оказанию помощи, он видит в
переживании личной моральной обязанности
вмешаться и оказать помощь. Это
переживание морального долга основано
на актуализации когнитивных структур
внутренне обязательных норм. Причем
под влиянием требующей помощи ситуации
( ее восприятия и оценки ) структура
норм в большей или меньшей
степени преобразуется так, чтобы
максимально соответствовать
1.5 СОПЕРЕЖИВАНИЕ ( ЭМПАТИЯ ).
Нормы могут мотивировать
действие помогающего, выступая в качестве
подкрепления со стороны других людей,
или самоподкрепления. Однако в оказании
помощи важную роль играет способность
человека к сопереживанию. Акт помощи
может устойчиво и
Сопереживание другому предполагает, что субъект не слишком поглощен собой и своими стремлениями. Как отмечает Л.Берковитц , в том случае, когда человек в своих переживаниях чрезмерно сосредоточен на себе, его готовность к оказанию помощи на самом деле уменьшается. Вместе с тем радостное настроение, вызванное, например, переживанием успеха или внушенным состоянием приподнятости, повышает готовность к помощи.
В целях прямого
доказательства эмпатийного подкрепления
Ж.Аронфрид разработал теоретическую
концепцию, согласно которой в основе
альтруистического поведения
К настоящему времени
объяснение роли сопереживания при
оказании помощи наиболее разработано
Ж.Коком, С.Бэтсо-ном и К.Мак-Дэвисом.
Они предложили двухступенчатую
модель, согласно которой принятие
на себя роли нуждающегося в помощи
( постановка себя на его место ) сначала
порождает эмоцию сопереживания , которая,
в свою очередь, ведет к осуществлению
действия помощи. Как таковая постановка
себя на место другого, если она не
сопровождается опосредующей эмоцией
сопереживания, оказанию помощи не способствует.
Эту зависимость авторы подтвердили
с помощью экспериментов . Как
показали Кок и его коллеги, эмоциональное
сопереживание состоянию
2 .МОТИВАЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
2.1 ПОНЯТИЕ АГРЕССИИ.
В обыденном языке слово " агрессия " означает множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека ( или группы людей), наносят ему материальный ущерб , препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению. Различение агрессивных и неагрессивных действий путем описания соответствующих поведенческих актов имеет мало смысла. Так, нарушение целостности тела в случае хирургического вмешательства не представляет собой агрессии, однако оно является ею в случае нападения с ножом в руках.
Различение великого множества похожих и непохожих друг на друга способов поведения лишь тогда достигают своей цели, когда последствия, к которым стремится субъект, осуществляя действие, можно свести к одному общему знаменателю - намеренному причинению вреда другому человеку. Уже в 1939 году в своей монографии " фрустрация и агрессия " Ж.Доллард, Л.Дуб, Н.Миллер, О.Моурер, Р.Сирс в определении агрессии отвели место намерению повредить другому своим действием: "акт, целевой реакцией которого является нанесение вреда организму".
Впоследствии такие
авторы, как А.Бусс, А.Бандура, Р.Уолтерс
попытались описать агрессию как
причинение вреда. Однако большинство
исследователей сочли такое определение
неудовлетворительным и отказались
от него, ибо оно ведет к рассмотрению
непреднамеренного нанесения
"Агрессия может
быть определена как
"Мы полагаем,
что мотивом агрессии является
такое нанесение вреда другим
или интересам других, которое
устраняет источники
Оба приведенных
выше определения - одно из которых
принадлежит зоопсихологу (Л.Валзелли),
а автором другого является специалист
в области когнитивной
Вместе с тем
возможны и такие случаи агрессии,
которые не являются реакцией на фрустрацию,
а возникают "самопроизвольно",
из желания воспрепятствовать, навредить
кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо,
кого-нибудь оскорбить. Поэтому необходимо
различать реактивную и спонтанную
агрессию. Ряд немаловажных различий
отметил С.Фешбах, разграничив друг
от друга экспрессивную, враждебную
и инструментальную агрессию. Экспрессивная
агрессия представляет собой непроизвольный
взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный
и быстро прекращающийся, причем источник
нарушения спокойствия не обязательно
подвергается нападению ( типичным примером
могут служить приступы упрямства
у маленьких детей ). Наиболее важно
различение враждебной и инструментальной
агрессии. Целью первой является главным
образом нанесение вреда
Инструментальную агрессию Фешбах подразделяет на индивидуально и социально мотивированную, можно также говорить о своекорыстной и бескорыстной, или антисоциальной и просоциальной агрессии.
Важность этих различий
В.Рул подтвердил определенными
экспериментальными данными. Испытуемые
должны были прочитать нечто вроде
показаний участника о трех случаях
агрессии, связанных с потерянным
кошельком, и высказать свое мнение
о том, является ли эта агрессия правомерной
и заслуживает ли наказания. В
первом случае рассказчик доходит до
физического столкновения с оказавшимся
бесчестным нашедшим кошелек человеком
ради того, чтобы вернуть кошелек
законному владельцу (просоциальная
инструментальная агрессия). Во втором
он отбирает кошелек и оставляет
его себе (антисоциальная инструментальная
агрессия), в третьем - ударяет присвоившего
кошелек человека, побуждаемый моральным
негодованием (враждебная агрессия). Как
показали результаты, 16-17 школьники
считают просоциальную
Нередко агрессия, возникающая
как инструментальная, приобретает
компоненты враждебности, например если
ее жертва оказывает сопротивление.
Из этого рассмотрения сложности
и многоликости агрессивных действий
становится понятно, почему, с одной
стороны, эти действия могут быть
очень похожими на действия помощи,
а с другой - принадлежать к сфере
деятельности власти. Последнее особенно
характерно для инструментальных про-
или антисоциальных форм агрессии,
направленных на то, чтобы заставить
жертву сделать нечто такое, что
она сама по себе делать не будет. В
качестве источников власти в таких
случаях применяется
2.2 ТЕОРИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Склонность человека
к агрессивным действиям
В настоящее время,
однако, уже почти никто не придерживается
подобной точки зрения, считая ее слишком
биологизаторской и односторонней,
отрицающей влияние общества на проявление
агрессивности у человека. Критиками,
однако, не оспаривается, что человеческая
агрессивность имеет свои эволюционные
и физиологические корни. К числу
физиологических факторов агрессии
относятся половые гормоны. Хотя
современное состояние
Новый взгляд на истоки и причины агрессивного поведения связан с теорией фрустрации. Согласно этой теории, агрессия - это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же не наступление состояния, к которому он стремился. Эта теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Однако в приведенной выше формулировке оба эти постулата не подтвердились. Не всякая агрессия возникает вследствие фрустрации, в частности, с фрустрацией не связана ни одна из форм инструментальной агрессии. И не всякая фрус-трация повышает уровень стремления к агрессии, например, этого не происходит, если подвергшийся фрустрации человек воспринимает ее как непреднамеренную или как вполне оправданную.
Информация о работе Мотивация просоциального и агрессивного поведения