Мотивы учебной деятельности в юности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 06:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение особенностей мотивации учебной деятельности в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: выступает предположение о том, что уровень мотивации учебной деятельности в юношеском возрасте недостаточно сформирован.
Задачи:
1. Подбор и анализ литературы по проблеме мотивации учебной деятельности.
2. Организация и проведение практического исследования по проблеме изучения особенностей мотивации учебной деятельности в юношеском возрасте.
Обобщение теоретических и практических результатов исследования, разработка практических рекомендаций для педагогов.

Вложенные файлы: 2 файла

Мотивы учебной деятельности в юности ап59.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования обусловлена приоритетностью проблемы качества образования как основного направления модернизации российского образования. С позиций модернизации образования учитель рассматривается не только как источник знаний, но и как организатор учебной деятельности, выполняющий управленческие функции.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего среднего образования ориентирует на широкое использование инновационных технологий обучения, направленных на развитие личности школьника, мотивированной на образование и самообразование в течение всей жизни, на учебные достижения и способного осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность.

В современных исследованиях проблемы человека растет интерес к изучению таких процессов и явлений, которые раскрывают внутренние факторы развития растущего человека: саморазвитие, самооценка, самореализация. Особое значение приобретает проблема мотивации как фактора, влияющего на развитие личности школьника и качество образования.

Однако в современных психолого-педагогических исследованиях и в практике общеобразовательных школ внимание к проблеме мотивации учения учащихся несколько ослабло. Следует отметить, что встречаются учащиеся первых классов с низким мотивационным уровнем, и это негативно влияет на весь процесс дальнейшего обучения в школе. Сложную задачу развития мотивации учения необходимо решать на основе новых подходов к обучению в современной образовательной школе.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных процессов, формирования у них активной жизненной позиции.

Учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В чем сущность потребности в знаниях, мотивации учения? Как она возникает? Эти вопросы актуальны сегодня как никогда, волнуют многих педагогов и родителей, а так же и самих учащихся.

Объектом нашего исследования стали учащиеся старших классов.

Предметом исследования – мотивация и эмоциональное отношение к учению учащихся старших классов.

Цель: изучение особенностей мотивации учебной деятельности в юношеском возрасте.

Гипотеза исследования: выступает предположение о том, что уровень мотивации учебной деятельности в юношеском возрасте недостаточно сформирован.

Задачи:

1. Подбор и анализ литературы по проблеме мотивации учебной деятельности.

2. Организация и проведение практического исследования по проблеме изучения особенностей мотивации учебной деятельности в юношеском возрасте.

  1. Обобщение теоретических и практических результатов исследования, разработка практических рекомендаций для педагогов.

Методы исследования:

- Теоретический анализ литературы.

- Эмпирического исследования по  методике «Мотивации учения и эмоционального отношения к учению» автор Спилберг Ч.Д.

Структура работы состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложения.

 

  1. Теоретический анализ проблемы исследования

 1.1 Изучение проблемы сформированности учебной деятельности

 

Понятие учебной деятельности в данной курсовой работе рассматривается с позиций концепции учебной деятельности, разрабатываемой с начала 60-х годов Д. В. Элькониным, В. В. Давыдовым, В. В. Репкиным и др.

Учебная деятельность понимается как особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения, вследствие чего она и начинает выступать в качестве непосредственной основы его развития. 1

В процессе осуществления учебной деятельности «ребенок под руководством учителя овладевает содержанием развитых форм общественного сознания и умениями действовать в соответствии с их требованиями. Содержание этих форм общественного сознания имеет теоретический характер.

При переходе к школьному обучению предметом усвоения становятся научные понятия, теоретические знания, что в первую очередь и определяет развивающий характер учебной деятельности. Л. С. Выготский указывал, что основные изменения школьного возраста – осознание и овладение психическими процессами – обязаны своим происхождением именно обучению: «осознание приходит через ворота научных понятий».

Учебная деятельность специфична не только по содержанию, но и по своему результату. Эту ее важнейшую особенность специально подчеркивал Д. Б. Эльконин.

«Результат учебной деятельности , в которой происходит усвоение научных понятий, прежде всего изменение самого ученика, его развитие… Это изменение есть приобретение ребенком новых способностей, т.е. новых способов действия с научными понятиями».

Таким образом, учебная деятельность – это деятельность по самоизменению, самосовершенствованию, а ее продукт – те изменения, которые произошли при ее выполнении в самом субъекте, т.е. ученике.

К моменту поступления в школу ребёнок является субъектом разнообразных видов деятельности, и у него формируется потребность в, расширении сферы реализации себя как субъекта. Однако у него нет потребности в самоизменении, ни тем более - способности к нему. И то и другое может возникнуть, оформиться и развиться лишь в процессе самого школьного обучения. Превращение ребёнка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, составляет основное содержание развития школьника в процессе начального обучения. Другое дело - реализуется или не реализуется эта возможность: ребёнок может участвовать в учебном процессе как субъект только в том случае, если он приобретает способность самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач. А такие возможности определяются теми условиями, которые будут созданы в процессе обучения. За счет усвоения способов решения разнообразных частных задач получить развитие способности к самостоятельному нахождению способов решения невозможно, - нужно овладение общими принципами решения задач определённых классов. Для этого ученик должен открыть внутренние свойства и отношения объектов действия (слова, предложения, число, мера и пр.), т.е. те их свойства, которые определяют закономерности их функционирования и преобразования. 2

Последнее же составляет содержание научного (теоретического) понятия, и овладение системой таких понятий выступает предпосылкой и основанием самостоятельного определения способов решения задач определённого класса. Для того же, чтобы общин принцип построения действий был осознан учеником именно в этом своем качестве, ученик должен действовать с объектом, выявляя в ходе возникающих при этом изменений свойства этого объекта, анализируя и обобщая условия задачи, фиксируя их в форме понятия.

 По сути это совершенно  особая деятельность, принципиально  отличающаяся от обычных действий  при усвоении готовой системы  понятий, и предлагаемый традиционным обучением - потому она и получила название «квазилсследовательская».

Такая деятельность непременно требует критического сопоставления процесса ей и результата с методами и результатами других учеников, потому приобретает исключительно важная форма общения между учениками и учителем как коллективный учебный диалог. Он создает условия для так называемого «обмена деятельностями» между его участниками, представляющего своеобразную форму активности, получившую название коллективно-распределенной деятельности.

Если все указанные особенности обеспечиваются в учебном процессе, то задача на поиск принципов построения определенного действия приобретает для ученика глубокий личностный смысл, выступает в качестве задачи на самоизменение, и тем самым становится собственно учебной задачей. Тогда-то, наконец, и появляются возможности формировать ее компоненты учебной деятельности и механизмы ее регуляции, возникает заинтересованность учащегося не только в успешном решении отдельных учебных задач, по их систем, а в итоге затем возникает потребность в самоизменении.

Растущая заинтересованность всё более объединяет отдельные учебные действия и их комплексы в сложную систему, а этот процесс приводит к возникновению и последующему развитию действий контроля и оценки в качестве самостоятельных компонентов учебной деятельности. Их появление означает, что структура учения наполняется всеми компонентами, и тогда происходит специфическое обобщение способов осуществления отдельных систем учебных действий в целостное образование, обеспечивающее то, что обычно называют умением учиться.

Таким образом, развёрнутая во времени картина становления учебной деятельности есть процесс многоплановый, сложный, и ход его может идти многообразными путями. Центральные зависимости определяются тем, как будет обеспечено формирование ведущих компонентов этого процесса: мотивов учебной деятельности, особенностей целеполагания, учебных действий, контроля и оценки.

Процесс научения может осуществляться в форме попутного научения или в форме целенаправленного учения. Попутное научение происходит в ходе деятельности, имеющей иную цель. Так, ребенок, выполняя действие с каким-либо предметом, попутно знакомится с его свойствами — цветом, формой, величиной. Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения.

Основоположником деятельностной теории учения является Л.С. Выготский, который внес принципиальные изменения в теоретические представления о данном процессе. Деятельность, направленную на учение, он рассматривал как специфическую деятельность, в которой происходит формирование психических новообразований через присвоение культурно-исторического опыта. Источники развития, таким образом, заложены не в самом ребенке, а в его деятельности учения, направленной на освоение способов приобретения знаний.

Целенаправленное учение возможно либо в форме учебной деятельности, либо в форме самостоятельной работы. Собственно психологическая теория учебной деятельности сформировалась в общей теории учения. К числу ее разработчиков относят Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызину, А. К. Маркову. Учебная деятельность - это особая форма учения, направленная на овладение обобщенными способами учебных действий и саморазвитие в процессе решения учебных задач, специально поставленных педагогом.3 

Учебная деятельность может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на совершенствование, развитие, формирование личности обучаемого через осознанное, целенаправленное присвоение им общественного опыта.

 Отметим основные характеристики  учебной деятельности, отличающие ее от других форм учения:

- она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

- в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;

- общие способы действий предваряют решение задач (И. И. Ильясов);

- учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте (Д. Б. Эльконин, И. Лингарт);

- изменение психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов его собственных действий (И. Лингарт).

Учебная деятельность имеет определенное предметное (психологическое) содержание. В нем выделяется предмет учебной деятельности, средства, способы, продукт и результат.

Предметом учебной деятельности является усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего происходит развитие самого ученика.

В качестве средств учебной деятельности выступают интеллектуальные действия (знаковые, языковые, вербальные средства), в форме которых усваивается знание, а также фоновые знания, при помощи которых структурируется индивидуальный опыт ребенка Способы учебной деятельности могут быть совершенно разными. К ним относят репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия.

Продуктом учебной деятельности являются структурированное знание, новообразования в психике и поведении ученика, его индивидуальный опыт. Результат учебной деятельности - потребность ее продолжать либо уведение от нее.

Д. Б. Эльконин выделяет деятельностные характеристики этой формы учения. Учебная деятельность носит общественный характер: по содержанию, так как направлена на усвоение общественного опыта, накопленного человечеством; по смыслу, поскольку она общественно значима и общественно оцениваема  по форме, потому что она соответствует общественно выработанным нормам общения и протекает в специальных общественных учреждениях. Кроме того, учебная деятельность, как и любая другая, характеризуется субъектностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью. Она имеет определенную внешнюю структуру.4

Внешняя структура учебной деятельности включает пять основных компонентов:

Отчет.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Информация о работе Мотивы учебной деятельности в юности