Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 06:58, курсовая работа
Цель: изучение особенностей мотивации учебной деятельности в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: выступает предположение о том, что уровень мотивации учебной деятельности в юношеском возрасте недостаточно сформирован.
Задачи:
1. Подбор и анализ литературы по проблеме мотивации учебной деятельности.
2. Организация и проведение практического исследования по проблеме изучения особенностей мотивации учебной деятельности в юношеском возрасте.
Обобщение теоретических и практических результатов исследования, разработка практических рекомендаций для педагогов.
В 10 классе 55% учащихся имеют высокий уровень познавательной активности, 40% - средний уровень,5% - низкий
.По мотивации достижений: 60% имеют высокий уровень, 40% - средний. – см. рисунок 3.
Рис. 3. Распределение учащихся 10 класса по уровням познавательной активности, мотивации достижения.
Распределение учащихся 9«А» класса(18 чел) по 5 уровням мотивации учения:
- второй уровень- 17% учащихся,
- третий – 71%,
- четвертый уровень -6%,
- пятый -6%.- см. рисунок 4.
Рис. 4. Распределение учащихся 9 «А» класса по 5 уровням мотивации учения.
Рис. 5. Распределение учащихся 9 «Б» класса по 5 уровням мотивации учения.
Распределение учащихся 9 «Б» класса(22 чел) по 5 уровням мотивации учения:
- второй уровень- 13% учащихся,
- третий – 72%,
- четвертый уровень -10%,
- пятый -5%.-см. рисунок 5.
Распределение учащихся 10 класса (20 чел.) по 5 уровням мотивации учения: первый уровень – 10% учащихся, второй уровень- 30%,третий уровень -55%, четвертый уровень – 5%.-см. рисунок 6.
Рис. 5. Распределение учащихся 10 класса по 5 уровням мотивации учения.
Таким образом:
- преобладают ученики со средним показателем познавательной активности (60%) и средней мотивацией достижения (63%);
- в мотивации учения преобладает процент учеников со средним уровнем с несколько сниженной познавательной мотивацией 3 уровень (71%);
- продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу.
2 уровень – 15% учащихся;
5% учащихся имеют 4 уровень, сниженную мотивацию, отрицательное эмоциональное отношение к учению;
6% -учащихся, имеют 5 уровень, резко отрицательное отношение к учению.
В 10 классе:
- преобладают ученики с высоким показателем познавательной активности (55%) и с высокой мотивацией достижения (60%);
- в мотивации учения преобладает процент учеников со средним уровнем с несколько сниженной познавательной мотивацией (3 уровень, 55%); продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу – 30% учащихся;
10% учащихся имеют первый уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;
5% учащихся имеют 4 уровень, сниженную мотивацию, отрицательное эмоциональное отношение к учению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.
Каждое действие человека основано на мотиве. Успех в каждой деятельности зависит не столько от способностей навыков или знаний человека, сколько от мотивации (желания работать и получать высокие результаты). Чем более мотивирован человек и чем выше его активность, тем лучше он может справляться с поставленной задачей.
Мотив — внутреннее побуждение человека к активным действиям для удовлетворения своих личных потребностей. По мотиву можно понять, какую потребность человек желает удовлетворить.
Мотив человека зависит от ситуации, окружения и рода деятельности.
Мотивация — совокупность факторов (как внутренних, так и внешних), побуждающих к действию, направленному на удовлетворение собственных потребностей человека. Мотивация есть психический процесс, управляющий(влияющий) поведением человека. Кроме того, мотивация определяет направленность и организованность, устойчивость и активность личности.
Формирование мотивации познавательной деятельности учащихся является целенаправленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены. Формирование мотивов учения – это создание в школе условий для проявления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.
Мы изучили характеристику юношеского возраста, который является самым сложным периодом, так как в этот промежуток времени идет становление личности.
Было организовано и проведено практическое исследование, состоящее из двух методик (Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению Спилберг Ч.Д. направленное на определение целей учения старшеклассников и выявления уровней мотивации достижения на базе средней общеобразовательной школы.
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что учебная мотивация меняется и зависит от возрастных особенностей.
Средний уровень мотивации является ведущим во всех возрастных группах.
В 10 классе наблюдается рост мотивации высокого уровня. Учебная мотивация у учащихся 10 класса характеризуется, как правило, направленностью на продолжение образования после окончания средней школы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А.
Памятка для педагогов
Причины спада школьной мотивации:
Приложение Б.
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ Спилберг-Андреева
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций, входящие в опроснике, состоят из 10 пунктов, расположенных в следующем порядке (см. таблица1)
Таблица 1.
Ключ
Шкала
Пункты, номер | |
Познавательная активность |
2 6 10 14 18 22 26 30 34 38 |
Мотивация достижения |
4 8 12 16 20 24 28 32 36 40 |
Тревожность |
1 5 9 13 17 21 25 29 33 37 |
Гнев |
3 7 11 15 19 23 27 31 35 39 |
Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. минимальная оценка по каждой шкале – 10 баллов, максимальная – 40 баллов.
Если пропущен 1 пункт из 10, то можно посчитать среднее значение по шкале.
ОЦЕНКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:
ПА+МД+(-Т) +(-Г), где
ПА – балл по шкале познавательной активности;
МД – балл по шкале мотивации достижения;
Т – балл по шкале тревожности
Г – балл по шкале гнева.
Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.
Распределение баллов по уровням представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Уровень
Суммарный балл | |
I |
45 – 60 |
II |
29 – 44 |
III |
13 – 28 |
IV |
(-2) – (+12) |
V |
(-3) – (-60) |
1 Рубинштейн, С.Л. Избранные философско-психологические труды: основы онтологии, логики и психологии / С.Л. Рубинштейн - М.: Наука, 2011. – 463 с.
2 Дубовицкая Т.Д. Диагностика значимости учебного предмета для развития личности учащегося // Вестн. Оренбургского ун-та. 2010. № 2
3 Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2011
4 Лернер И.Я. Дидактические основы обучения. - М.: Педагогика, 2011.
5 Маркова А.К., МатисТ.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 2011
6 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб.: Питер, 2010.
7 Орлов, А.Б. развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации / А.Б. Орлов // Вопросы психологии. - 2010. - № 5.
8 Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность: В 2 т. - Т. 1 / Под ред. Б.М. Величковского - М., 2012. - 408 с.
9 Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон - М., 2010
10 Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. / С.Л. Рубинштейн - М., 2012.
11 Общая психодиагностика // Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Сталина. - М: Изд-во МГУ, 2010. С. 68-70.