Мотивы учебной деятельности в юности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 06:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение особенностей мотивации учебной деятельности в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: выступает предположение о том, что уровень мотивации учебной деятельности в юношеском возрасте недостаточно сформирован.
Задачи:
1. Подбор и анализ литературы по проблеме мотивации учебной деятельности.
2. Организация и проведение практического исследования по проблеме изучения особенностей мотивации учебной деятельности в юношеском возрасте.
Обобщение теоретических и практических результатов исследования, разработка практических рекомендаций для педагогов.

Вложенные файлы: 2 файла

Мотивы учебной деятельности в юности ап59.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

В 10 классе 55% учащихся имеют высокий уровень познавательной активности, 40% - средний уровень,5% - низкий

.По мотивации достижений: 60% имеют высокий уровень, 40% - средний. – см. рисунок 3.

Рис. 3. Распределение учащихся 10 класса по уровням познавательной активности, мотивации достижения.

Распределение учащихся 9«А» класса(18 чел) по 5 уровням мотивации учения:

- второй уровень- 17% учащихся,

- третий – 71%,

- четвертый уровень -6%,

- пятый -6%.- см. рисунок 4.

Рис. 4. Распределение учащихся 9 «А» класса по 5 уровням мотивации учения.

 

Рис. 5. Распределение учащихся 9 «Б» класса по 5 уровням мотивации учения.

Распределение учащихся 9 «Б» класса(22 чел) по 5 уровням мотивации учения:

- второй уровень- 13% учащихся, 

- третий – 72%,

- четвертый уровень -10%,

- пятый -5%.-см. рисунок 5.

Распределение учащихся 10 класса (20 чел.) по 5 уровням мотивации учения: первый уровень – 10% учащихся, второй уровень- 30%,третий уровень -55%, четвертый уровень – 5%.-см. рисунок 6.

Рис. 5. Распределение учащихся 10 класса по 5 уровням мотивации учения.

Таким образом:

  1. В 9-х классах

- преобладают ученики со средним показателем познавательной активности (60%) и средней мотивацией достижения (63%);

- в мотивации учения преобладает процент учеников со средним уровнем с несколько сниженной познавательной мотивацией 3 уровень (71%);

- продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу.

2 уровень – 15% учащихся;

5% учащихся имеют 4 уровень, сниженную мотивацию, отрицательное эмоциональное отношение к учению;

6% -учащихся, имеют 5 уровень, резко отрицательное отношение к учению.

В 10 классе:

- преобладают ученики с высоким показателем познавательной активности (55%) и с высокой мотивацией достижения (60%);

- в мотивации учения преобладает процент учеников со средним уровнем с несколько сниженной познавательной мотивацией (3 уровень, 55%); продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу – 30% учащихся;

10% учащихся имеют первый уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

5% учащихся имеют 4 уровень, сниженную мотивацию, отрицательное эмоциональное отношение к учению.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.

Каждое действие человека основано на мотиве. Успех в каждой деятельности зависит не столько от способностей навыков или знаний человека, сколько от мотивации (желания работать и получать высокие результаты). Чем более мотивирован человек и чем выше его активность, тем лучше он может справляться с поставленной задачей.

Мотив — внутреннее побуждение человека к активным действиям для удовлетворения своих личных потребностей. По мотиву можно понять, какую потребность человек желает удовлетворить.

Мотив человека зависит от ситуации, окружения и рода деятельности.

Мотивация — совокупность факторов (как внутренних, так и внешних), побуждающих к действию, направленному на удовлетворение собственных потребностей человека. Мотивация есть психический процесс, управляющий(влияющий) поведением человека. Кроме того, мотивация определяет направленность и организованность, устойчивость и активность личности.

Формирование мотивации познавательной деятельности учащихся является целенаправленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены. Формирование мотивов учения – это создание в школе условий для проявления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.

Мы изучили характеристику юношеского возраста, который является самым сложным периодом, так как в этот промежуток времени идет становление личности.

Было организовано и проведено практическое исследование, состоящее из двух методик (Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению Спилберг Ч.Д. направленное на определение целей учения старшеклассников и выявления уровней мотивации достижения на базе средней общеобразовательной школы.

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что учебная мотивация меняется и зависит от возрастных особенностей.

Средний уровень мотивации является ведущим во всех возрастных группах.

В 10 классе наблюдается рост мотивации высокого уровня. Учебная мотивация у учащихся 10 класса характеризуется, как правило, направленностью на продолжение образования после окончания средней школы.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб.: Питер, 2010.
  2. Вартанова И. И. Проблема мотивации учебной деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2010. № 4.
  3. Дубовицкая Т.Д. Диагностика значимости учебного предмета для развития личности учащегося // Вестн. Оренбургского ун-та. 2010. № 2.
  4. Дубовицкая Т.Д. Психологическая диагностика в контекстном обучении. - М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2013.
  5. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2011.
  6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2010.
  7. Лернер И.Я. Дидактические основы обучения. - М.: Педагогика, 2011.
  8. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 2013.
  9. Маркова А.К., МатисТ.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 2011
  10. Общая психодиагностика // Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Сталина. - М: Изд-во МГУ, 2010. С. 68-70.
  11. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. Смирнова С.А. - М., 2012.
  12. Орлов, А.Б. развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации / А.Б. Орлов // Вопросы психологии. - 2010. - № 5.
  13. Рубинштейн, С.Л. Избранные философско-психологические труды: основы онтологии, логики и психологии / С.Л. Рубинштейн - М.: Наука, 2011. – 463 с.
  14. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. / С.Л. Рубинштейн - М., 2012.
  15. Сайт «Форум открытых уроков».
  16. Фопель, К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего / К. Фопель - М., 2010.
  17. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность: В 2 т. - Т. 1 / Под ред. Б.М. Величковского - М., 2012. - 408 с.
  18. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. В 2 т. - Т.2. / Х. Хекхаузен - М.: Педагогика, 2010.
  19. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен - СПб: Речь, 2011. - 240 с.
  20. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон - М., 2010.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А.

Памятка для педагогов

Причины спада школьной мотивации:

  1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
  2. Отношение ученика к учителю.
  3. Отношение учителя к ученику.
  4. У девушек в возрасте 14 – 16 лет снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с особенностями юношеского возраста.
  5. Личная значимость предмета.
  6. Умственное развитие ученика.
  7. Продуктивность учебной деятельности.
  8. Непонимание цели учения.
  9. Страх перед школой.

 

 

 

 

Приложение Б.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ Спилберг-Андреева

 

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций, входящие в опроснике, состоят из 10 пунктов, расположенных в следующем порядке (см. таблица1)

Таблица 1.

Ключ

Шкала

Пункты, номер

Познавательная активность

2 6 10 14 18 22 26 30 34 38

Мотивация достижения

4 8 12 16 20 24 28 32 36 40

Тревожность

1 5 9 13 17 21 25 29 33 37

Гнев

3 7 11 15 19 23 27 31 35 39


Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. минимальная оценка по каждой шкале – 10 баллов, максимальная – 40 баллов.

Если пропущен 1 пункт из 10, то можно посчитать среднее значение по шкале.

ОЦЕНКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:

ПА+МД+(-Т) +(-Г), где

ПА – балл по шкале познавательной активности;

МД – балл по шкале мотивации достижения;

Т – балл по шкале тревожности

Г – балл по шкале гнева.

Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.

Распределение баллов по уровням представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Уровень

Суммарный балл

I

45 – 60

II

29 – 44

III

13 – 28

IV

(-2) – (+12)

V

(-3) – (-60)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Рубинштейн, С.Л. Избранные философско-психологические труды: основы онтологии, логики и психологии / С.Л. Рубинштейн - М.: Наука, 2011. – 463 с.

 

2 Дубовицкая Т.Д. Диагностика значимости учебного предмета для развития личности учащегося // Вестн. Оренбургского ун-та. 2010. № 2

3 Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2011

4 Лернер И.Я. Дидактические основы обучения. - М.: Педагогика, 2011.

5 Маркова А.К., МатисТ.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 2011

6 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб.: Питер, 2010.

7 Орлов, А.Б. развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации / А.Б. Орлов // Вопросы психологии. - 2010. - № 5.

8 Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность: В 2 т. - Т. 1 / Под ред. Б.М. Величковского - М., 2012. - 408 с.

9 Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон - М., 2010

10 Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. / С.Л. Рубинштейн - М., 2012.

11 Общая психодиагностика // Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Сталина. - М: Изд-во МГУ, 2010. С. 68-70.


Отчет.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Информация о работе Мотивы учебной деятельности в юности