Наблюдение – основной метод ознакомления детей с природным миром

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
• проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
• определить сущность понятия "наблюдение";
• рассмотреть виды и структуру наблюдений;
• разработать рекомендации по организации наблюдений за объектами живой и неживой природы для детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Наблюдение - как основной наглядный метод в обучении дошкольников
2 Руководство наблюдением
3 Особенности проведения наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста
4 Ознакомление детей с растительным и животным миром
5 Исследовательская работа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Наблюдение основной метод ознакомления детей с природным миром.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Дети рассматривают  всходы, затем воспитатель предлагает каждому ребенку осторожно пальцами выделить из рядка 1—2 растения, показать его листочки. Спрашивает, одинаковы ли по цвету, форме листочки у всех маленьких растений в рядке. Обобщая наблюдения детей, воспитатель подчеркивает: «Мы с вами сажали на этой грядке семена гороха, и выросло много растений. Для того чтобы скорее вырос вкусный сладкий горох, грядки нужно хорошо поливать». (Показывает, как нужно поливать растения из лейки с ситечком — «как дождик», приглашает детей помочь в поливке, раздает им лейки.)

Позднее можно  провести более продолжительные  по времени наблюдения за ростом знакомых растений. Цель их — закрепить первые элементарные представления о том, что растения растут и изменяются, учить выделять характерные особенности растений. Например, рассматривая с детьми растения гороха, воспитатель обращает внимание малышей на то, что тонкие стебли их падают, клонятся к земле. Предлагает помочь растениям — поставить палочки, а потом посмотреть, помогли ли они подняться гороху.

Через 2—3 дня дети увидят, что растения не падают, зацепились усиками за опору. Наблюдения за усиками, которые уже спустя 1—2 дня начинают завиваться вокруг палочки, занимают детей.

Не менее  интересным будет для малышей  сбор первого урожая овощей.[17]

Таким образом, основное средство познания природы – наблюдение. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности, познакомить с природными явлениями, объяснить причины и взаимосвязь.[13]

Наблюдение  — как метод познания животного мира — характеризуется следующими особенностями:

а) его можно организовывать в обстановке, естественной для животного, где оно ведет себя свободно, непринужденно;

б) наблюдение позволяет отметить динамику жизни, развития и поведения животного, которое становится объектом длительного изучения;

в) оно способствует непосредственному общению с животным (покормить, погладить, поиграть и т. д.).

Планировать наблюдение воспитатель должен с учетом требований, предъявляемых к его организации и проведению:

  • необходимо заранее определить место наблюдения, найти типичную для того или иного животного среду обитания;
  • наблюдение не должно причинить вреда животному (привести к его гибели, смене места обитания, порче его жилища и т. п.);
  • в процессе наблюдения нужно учитывать особенности конкретного представителя животного мира (величину, характер движения, возможность или невозможность общения). Это является основанием для планирования индивидуальных, групповых или фронтальных наблюдений;
  • целенаправленность наблюдения и содержание сопроводительной беседы во многом определяются характером проявлений животного в данное время. Поэтому воспитатель намечает заранее лишь план занятия, успех которого будет зависеть от гибкости, наблюдательности самого педагога. Решая основную задачу данного наблюдения, следует обратить внимание детей и на неожиданные моменты поведения животного.

В детских садах наблюдения за домашними животными проводятся как на занятиях (рассматривание котенка, щенка, кролика), так и в естественной обстановке (наблюдение на прогулке за лошадью, коровой).

Наблюдения за домашними  животными с малышами должны быть недлительными. Особенно важно продумать организацию работы: посадить малышей так, чтобы всем был виден объект наблюдения; с самого начала сосредоточить внимание ребят, заинтересовать их; создать условия для животного, чтобы в его поведении проявились наиболее характерные особенности и повадки. Малыши выражают свои переживания возгласами, жестами, смехом, часто повторяют звуки, издаваемые животными. Воспитатель должен спокойно реагировать на первые эмоциональные реакции детей, дать им возможность высказаться, а затем интересным вопросом, несложным заданием привлечь их к целенаправленному наблюдению.

Наблюдения в младшей  группе должны, прежде всего, вызывать эмоционально-положительную реакцию ребенка, его интерес к животному, желание общаться с ним. На это нацеливаются первые вопросы и высказывания воспитателя: «Посмотрите, какой симпатичный котенок, пушистый, полосатый...», «Кто это такой пушистый, мохнатый, словно меховой шарик? Щенок!» Возникновению первых эмоциональных реакций способствуют загадки, потешки, которые предшествуют началу непосредственного наблюдения.

Вопросы, задаваемые во время  непосредственного наблюдения, должны направляться, прежде всего, на уточнение и обогащение представлений детей о внешнем виде животного (основные части тела, покров, цвет, величина) и его проявлениях (движения, питание, издаваемые звуки).

Детям младшего дошкольного  возраста целесообразно предлагать конкретные, четко и коротко сформулированные вопросы, которые уточнят их представления о названии животного (кто это?), его проявлениях (что делает?) и внешнем виде (какое оно?). Учитывая особенности возраста, иногда целесообразно задавать наводящие вопросы, в которых есть варианты ответа. Например: «Уши у кролика длинные или короткие?», «Кролики бывают разного цвета: белые, серые, черные. Посмотрите, какого цвета шерсть у нашего кролика», «Вот здесь, в миске, я приготовила все, что любит кролик. Скажите, что он ест». [9]

Животное рассматривается  по плану: сначала голова, затем туловище, лапы, хвост. Нужно дать детям целостное  представление о живом существе, подчеркивая, что оно двигается, ест, т.е. обратить внимание на повадки животного. Можно предложить одному - двоим малышам покормить, скажем, кролика, при этом обратить внимание на то, как он ест.

Для первого наблюдения следует выбрать такое животное, которое дети смогли бы не только рассмотреть, но и погладить. Очень важно отношение, которое проявляет к животному  сам воспитатель: его внимательность, заботливость – лучший пример для подражания. [14]

Малыши быстро утомляются, поэтому педагогу не следует затягивать наблюдение длинными объяснениями. Воспитатель должен обобщать высказывания детей короткой, образной фразой: «Кролик белый, пушистый, длинноухий, прыгает ловко, любит морковку».

В связи с  тем, что занятия, проводимые с детьми младшего дошкольного возраста, коротки, а живой объект вызывает у них обычно большой интерес и эмоциональную активность, при проведении наблюдения не нужно увлекаться использованием таких средств, как художественная литература и иллюстративный материал. Внимание детей в процессе наблюдения должно быть сосредоточено на животном, поэтому использовать указанные средства можно лишь в начале или в конце занятия.

Начинать занятие можно с загадки, небольшого стихотворения об этом животном, а заканчивать показом картинок с изображением животного с детенышами или его жилища, места обитания. Дети могут придумать животному кличку, послушать про него песенку или спеть ее вместе с воспитателем. Это придает занятию завершенность и вместе с тем нацеливает продолжение разговора о наблюдаемом животном.

Таким образом, при ознакомлении детей с животным миром решаются три воспитательные задачи: формирование представлений о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе [9]

 

Организация наблюдений:

1. Наблюдаемый объект  должен быть доступен для восприятия  каждому ребенку, участвующему  в наблюдении. В каждом конкретном  случае воспитатель продумывает,  сколько детей могут одновременно  участвовать в работе и как они должны стоять или сидеть, чтобы иметь возможность получить необходимую чувственную информацию об объекте. Так вокруг аквариума можно разместить не более пяти человек.

2. Словесная информация  воспитателя не должна подменять  непосредственного восприятия объекта. Воспитатель должен словесно обозначать все то, что видят дети, но слово должно следовать за восприятием: только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.

3. Восприятие любых  объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение - это психическая деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдений дети не должны разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей младшего дошкольного возраста - от 3 до 10 минут.

4. Наблюдение строится  по определенной структуре: начало, основная часть и заключительная  часть. 

Перед началом наблюдений необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Здесь нецелесообразно использовать неожиданные эффекты, вызывающие сильные эмоции: эмоциональное возбуждение не позволит детям включиться в интенсивную умственную работу. Наилучшими являются организационные приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность детей к совместной деятельности с педагогом:

  • призыв вместе посмотреть что-то интересное;
  • ласковая интригующая интонация;
  • загадка-описание, загадка-действие о предмете наблюдения.

Вторая - основная - часть  обеспечивает детям самостоятельное получение чувственной информации. Педагог предлагает малышам посмотреть на объект и задает им вопросы. Между вопросами должны быть паузы в 2-3 секунды. Эти секунды молчания и тишины очень важны: они позволяют детям сосредоточиться и, наблюдая за рыбкой, камнем, растением, найти ответ на вопросы.

Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Но по прошествии нескольких секунд наблюдения можно предложить детям показать, как рыба открывает и закрывает рот, как она двигает плавником. Наблюдения, удачно сопряженные с действиями, помогают детям понять механизмы жизнедеятельности наблюдаемых организмов, облегчают получение информации.

Завершить работу можно  игрой или чтением сказки, стихотворения, рисованием.

Для того чтобы работа по наблюдению за природными объектами  была эффективной, педагог должен к  ней подготовиться:

  • продумать место и время проведения занятия, способ оптимального размещения детей вокруг объекта;
  • убрать предметы, которые могли бы отвлечь малышей;
  • настроить правильную подсветку и так далее.

Правильно организованные наблюдения позволят активизировать исследовательскую  деятельность детей, побудят их к  самостоятельному экспериментированию  и будут способствовать формированию бережного отношения ребенка к окружающему миру.

 

Заключение

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования  в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Для того чтобы дети правильно  воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими  природы. Без приближения детей  к природе и широкого использования  ее в воспитательно-образовательной  работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического. [2]

Каждое знакомство с природой –  урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает у него удивление, радость, восторг,  желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.

Разнообразие, яркость, красота  природы, наглядность ее связей и  зависимостей обеспечивают доступность  их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учиться элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать. [3]

Метод наблюдения в экологическом  воспитании детей является основным. Необходимость и значение его  использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний – это представления, т.е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений.

Наблюдение позволяет  показать детям природу в естественных условиях во всем многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует понимание природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.[16]

Таким образом, наблюдение является очень важным методом экологического воспитания детей: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и, благодаря им, богатое восприятие. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни в природе.

 

Список использованных источников.

  1. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. Конспект занятий. / Н.В.Алешина. -  Изд.4-е.– М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2008. – 96 с.
  2. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой: учебник для учащихся пед.училищ по специальности «Дошкольное воспитание». / С.А.Веретенникова. – М.: Просвещение, 1980. – 271 с.
  3. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей  в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя дет. сада / Н.Ф.Виноградова. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1982. – 112 с.
  4. Вовк, Г.А. Ознакомление дошкольников с окружающим миром (Экологическое воспитание в детском саду): книга для воспитателей детских садов / Г.А.Вовк, Л.С.Згурская. – Благовещенск, 2002. - 164 с.
  5. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова [и др.]; под ред. Т.И.Бабаевой. – 2-е изд., переработанное. – СПб.: Акцидент, 1996. – 224 с.
  6. Дыбина, О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. / О.В.Дыбина. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 80 с.
  7. Залкинд, Э. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей / Э. Залкинд // Дошкольное воспитание. – 2010. - №1. – С. 110 – 114.
  8. Зенина, Т. Экологическое воспитание / Т.Зенина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №7. – С. 16 – 26.
  9. Золотова, Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: кн. для воспитателя дет. сада / Е.И.Золотова; под ред. Н.Ф.Виноградовой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 159 с.: ил.
  10. Как знакомить дошкольников с природой. / Каменева Л.А., Матвеева А.К., Маневцова Л.М. и др.; Сост. Каменева Л.А.; Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1978. – 223 с.
  11. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 с.
  12. Комратова, Н.Г. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. / Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 144 с. (Программа развития)
  13. Лучич, М.В. Детям о природе: Кн. для воспитателя дет. сада. / М.В.Лучич. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 143 с.
  14. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. / М.М.Марковская. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 144с.
  15. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Сост. Л.В. Русскова. – М.: Просвещение, 1986. – 400 с.
  16. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцевой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998. – 319 с.
  17. Наблюдения и труд детей в природе. Пособие для воспитателей дет. сада. / Сост. А.Ф.Мазурина. – изд. 3-е, перераб. и испр. – М.: Просвещение, 1976. – 206 с.
  18. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. / С.Н.Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.
  19. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. / С.Н.Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
  20. Павлова, Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром: Кн. для работников дошк. учреждений. / Л.Н.Павлова. – М.: Просвещение, 1987. – 224 с.
  21. Павлова, Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. / Л.Н.Павлова, Е.Б.Волосова, Э.Г.Пилюгина. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 152 с.
  22. Пантюхина, Г.В. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. / Г.В. Пантюхина, К.Л.Печора, Э.Л.Фрухт / Министерство здравоохранения СССР, Москва, 1979. – 87 с.
  23. Печора, К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. / К.Л.Печора. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 96 с.
  24. План – программа образовательно-воспитательной работы в детском саду: Методическое пособие для воспитателей. / Сост. Н.В.Гончарова и др.; под ред. З.А. Михайловой. – СПб: Акцидент, 1997. – 221 с.
  25. Попова, М.Ю. Экологическое воспитание дошкольников на материале ознакомления с комнатными растениями: Методические рекомендации для воспитателей и студентов дошкольного отделения педагогического университета. / М.Ю.Попова, Л.С.Згурская. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2001. – 69 с.
  26. Программа воспитания и обучения детей в доме ребенка – Министерство здравоохранения СССР Москва, 1987. – 107 с.
  27. Смирнова, Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста / О.Е.Смирнова, Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 160 с.
  28. Соломенникова, О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. / О.А.Соломенникова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 48 с.
  29. Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. / О.А.Соломенникова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 122 с.
  30. Сотникова, В.М. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. / В.М. Сотникова, Т.Е. Ильина. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 206. – 80 с.
  31. Теплюк, С.Н. Занятия на прогулке с малышами: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. / С.Н.Теплюк. – М.:Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.
  32. Тонкова-Ямпольская, Р.В. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка: Кн. для работников дома ребенка. / Р.В. Тонкова-Ямпольская, Э.Л. Фрухт, Л.Г. Голубева и др.; Сост. Э.Л. Фрухт. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.
  33. Экологическое воспитание дошкольников. Пермь. Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество охраны природы. Пермский областной совет. / Под ред. к. п. н., доц. А. М. Федотовой. – 1992. – 287 с.

Информация о работе Наблюдение – основной метод ознакомления детей с природным миром