Наблюдение – основной метод ознакомления детей с природным миром

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
• проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
• определить сущность понятия "наблюдение";
• рассмотреть виды и структуру наблюдений;
• разработать рекомендации по организации наблюдений за объектами живой и неживой природы для детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Наблюдение - как основной наглядный метод в обучении дошкольников
2 Руководство наблюдением
3 Особенности проведения наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста
4 Ознакомление детей с растительным и животным миром
5 Исследовательская работа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Наблюдение основной метод ознакомления детей с природным миром.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Рассматривание  растения начинается с обозначения и выделения самого яркого, броского признака — будет ли это цветок или ярко расцвеченные листья, а иногда и необычный стебель. После этого определяют основные особенности внешнего строения растения: рассматривают по порядку величину, форму стебля (или ствола), листья, вновь цветки и т. д. Такая последовательность необходима потому, что внимание дошкольников еще недостаточно устойчиво, во многом непроизвольно. Однако в конце следует упорядочить представления, сложившиеся в ходе наблюдения. Используя различные приемы для подачи задания, воспитатель приучает детей к последовательному рассказу о наблюдаемом: величина, форма предмета, покров, цвет, периферийные части и их особенности, а при наблюдении животного — и его поведение. Такой порядок необходим особенно тогда, когда дети знакомятся с новым объектом.

При повторных наблюдениях, когда задачей является установление состояния растения или животного (например, рассматривание дерева с расцвеченными листьями осенью или цветущего весной, наблюдение за поведением воробьев, купающихся в весенней луже), можно начинать с решения основной задачи. Во всех случаях воспитатель, организуя наблюдение, должен соблюдать последовательность в переходе от одной конкретной задачи наблюдения к другой, от фактов к связям, от накопления представлений к их сопоставлению, а затем к выводам. Каждое наблюдение решает небольшую, конкретную задачу ознакомления детей с природой. Поэтому, проводя наблюдение, воспитатель всегда должен устанавливать возможные связи настоящего наблюдения с проводимыми ранее, учитывать последующую работу.

Организуя длительное наблюдение объектов природы, воспитатель заранее разбивает его на ряд эпизодических наблюдений, которые проводятся тогда, когда изменения, скажем, в развитии животного выступят достаточно ярко. Воспитатель предлагает детям рассмотреть его, отметить признаки, сопоставить состояние его с тем, что наблюдали раньше, выделить новые признаки, свидетельствующие об изменении. Иногда дети сразу замечают, что изменилось в животных, но и в этом случае воспитатель обращается к сравнению, для того чтобы отмеченные изменения были ясны для всех. В заключительном наблюдении следует восстановить всю картину развития, наблюдаемую детьми. Этому поможет дневник наблюдения (он может быть разным: в виде рисунков, гербария, а в старших группах и как схематическое отражение изменений). [10]

ВЫВОД: Самостоятельного опыта для полноценного развития ребенка недостаточно. Процессом  ознакомления детей с предметами и явлениями окружающего мира нужно планомерно и целенаправленно руководить. В ходе работы педагог должен создавать условия, необходимые для поддержания природного любопытства детей, поощрять любое проявление интереса к окружающему миру.

Полезно организовывать совместное с детьми наблюдение, которое  должно сочетаться с интересными играми и занятиями. В процессе таких наблюдений дети на собственном опыте знакомятся с различными свойствами объектов живой и неживой природы, получают общее представление о природном и социальном мире.

 

3. Особенности проведения наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста

Успех в экологическом  воспитании 2-3-летних малышей обеспечивается, прежде всего, пониманием воспитателя  их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и  непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.

Задача младшего дошкольного  возраста - заложить первые ориентиры  в мире природы, в мире растений и  животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни. [8]

Для младшего дошкольника характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся прежде всего в ближайшем окружении. Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей, а также с освоением простейших форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Важно включать малышей в посильную деятельность по уходу за живыми существами. Это способствует установлению первых естественных взаимоотношений детей с миром природы, возникновению добрых чувств ко всему живому, появлению любопытства и любознательности, проявлению переживаний, связанных с красотой природы. [5]

Удержать  внимание ребенка младшего дошкольного  возраста очень не просто. Поэтому наблюдения должны быть короткими (не более 7-10 минут), яркими, интересными, содержательными, несущими в себе новизну. Этому способствуют, во-первых, сами объекты наблюдения и всплеск положительных эмоций малышей при виде их; во-вторых, образная речь взрослого, его умение использовать стихотворные тексты, загадки, пословицы и поговорки, которые воспринимаются детьми с большим интересом, обогащают их словарный запас, развивают эстетические чувства.

Чтобы продлить интерес  к рассматриванию, взрослый должен привлекать детей к активным высказываниям  и действиям путем постановки вопросов, собственной заинтересованностью происходящим; вызывая сопереживание, сочувствие, сопричастность к необычным событиям в окружающей среде. Главное - не оставлять детей равнодушными при виде ярких образов природного окружения.

Интерес к ежедневным наблюдениям поддерживается тем, что детям каждый раз предлагается новый объект для непосредственного ознакомления. Наблюдения за растениями, животными, птицами и насекомыми перемежаются знакомством с людьми разных профессий, ознакомлением с общественной жизнью – жизнью улицы. Целевые прогулки за пределы участка также способствуют возникновению стойкого желания наблюдать. [31]

Первые наблюдения проводятся с небольшим количеством детей. Основная задача воспитателя — сформировать у них элементарные навыки, необходимые  при наблюдении: более или менее длительно сосредоточивать внимание на наблюдаемом предмете, отвечать на поставленные вопросы, выделять яркие признаки (2—3). Малышей привлекает яркое, движущееся, поэтому первые наблюдения с детьми этого возраста лучше проводить за животными. Их движения, питание, издаваемые звуки вызывают непроизвольный интерес у маленьких детей.

При первом ознакомлении внимание детей приковано к непосредственному  рассматриванию животного. Поэтому, руководя наблюдением, воспитатель различными приемами побуждает животное к движению (например, кладет пищу на некотором расстоянии), привлекает детей к кормлению, останавливает их внимание на том, как животное ест: хрустит, держит еду лапами; называет действия словами. Дети вслед за воспитателем повторяют слова. При последующих наблюдениях воспитатель ставит вопрос о том или другом действии животного, побуждая детей к использованию известных им слов. Например, щегол клюет зерна, и воспитатель спрашивает: «Что делает птичка? Что она клюет?» и т. д. При этом важно, чтобы вопрос совпадал с действием животного. Так постепенно дети учатся принимать конкретную задачу наблюдения, заключенную в вопросе.

Чтобы удержать внимание детей, воспитатель дает некоторым из детей поручения: насыпать зерно в кормушку или дать морковку, налить воду в поилку. Используются и игровые приемы: имитация движений, звуков, установление своеобразных контактов: «Птичка поет песенку для детей»; «Рыбка плывет к Коле, а теперь к Маше».

При коллективных повторных  наблюдениях, для того чтобы вызвать у детей внимание и интерес, можно использовать своеобразные сюрпризные моменты: вносят корзину, покрытую тканью, ее снимают — в корзине кролик. В конце наблюдения можно прочитать стихи, спеть песенку. Требовать от малышей рассказа о наблюдаемом нецелесообразно. [10]

ВЫВОД: Ребенок младшего дошкольного возраста познает мир по-своему, на эмоционально-чувственной ориентировочной основе, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его пониманию. Необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми, сохраняя свою значимость для последующего освоения действительности. Поэтому познавательное развитие ребенка 2-го года жизни не следует понимать упрощенно: он не только накапливает впечатления, расширяя чувственный опыт, учится ориентироваться в окружающем его мире – у него начинают формироваться система знаний.

Познание окружающего  мира и складывающаяся система первых знаний являются фундаментом, началом  деятельности.

 

4. Ознакомление детей с растительным и животным миром

Дети младшего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающем, они овладевают речью, способами умственной деятельности, у них проявляются познавательный интерес, отношение к окружающим. [1]

Наблюдения обогащают  представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение  к природе. Следует учить детей  наблюдать за различными объектами  и явлениями; при этом не обязательно  наблюдать только за теми объектами  и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными. И взрослый не должен упускать такую возможность. Педагог должен стимулировать детскую любознательность; учить ребят видеть изменения в природе, самостоятельно делать элементарные выводы.[28]

Основная цель наблюдения – привлечь внимание детей к растениям, вызвать интерес к ним, воспитывать  бережное отношение к живым организмам.

Уголок природы в детском саду – это маленькая лаборатория, где дети не только приобретают знания, умения и навыки по уходу за его обитателями, главное, что в уголке природы возможно осуществлять экологическое воспитание, развивать нравственные и эстетические чувства.

Комнатные растения – живые объекты, простые в содержании и доступные наблюдению в течение всего года, дают возможность педагогу знакомить детей с жизнью растений, учить уходу за ними. Растения привлекательны лишь в том случае, если они здоровы, ухожены, правильно подобраны и со вкусом размещены. Выполнение работ по уходу, проведение наблюдений за комнатными растениями способствуют выработке у детей приемов и навыков познавательной деятельности. Человек, привыкший с детства заботиться о растениях или других живых существах, переносит это чувство на свое отношение ко всему окружающему миру. Комнатные растения могут давать ребенку ощущение контакта с природой, наглядно покажут ее ранимость, хрупкость и беззащитность.

Работу необходимо начинать с рассматривания комнатных растений в уголке природы, учить детей обращать внимание на красиво цветущие растения, находить и показывать их по просьбе взрослого. Ежедневно обращать внимание на комнатные растения.

В уголке природы хорошо содержать несколько экземпляров  растений, всего до десяти растений. Декоративно-лиственные комнатные растения: бегония королевская, сансевиера, колеус, драцена, хлорофитум, диффенбахия; декоративноцветущие: гибискус, герань, бальзамин, фуксия, амазонская лилия. Знакомство с комнатными растениями организуются во время наблюдений и ухода за ними.

Основные знания о  растениях дети получают в повседневной жизни. Поэтому необходимо целенаправленно  и постоянно вести эту работу, поддерживать их любознательность и  активность. Вот как можно организовать знакомство с обитателями уголка природы.

Воспитатель ставит цель – научить детей находить в  групповой комнате место, где  расположены растения; заботиться о  них; любоваться результатами своего труда; выражать свои чувства. Вместе с тем важно познакомить детей с правилами обращения: нельзя трогать руками листья, цветы, их можно нюхать; помогать педагогу ухаживать за ними.[25]

Первое знакомство детей  с растениями цветника можно провести после укоренения рассады. Воспитатель подводит малышей к клумбе, показывает им яркие иллюстрации цветов для того, чтобы привлечь их внимание, вызвать желание иметь такие же цветы на своей клумбе. Затем на участке рассматривают растения. Воспитатель отмечает, что они еще маленькие. Предлагает полить растения, чтобы они хорошо росли. (Показывает, как надо это делать — под корень, чтобы не сломать листочки.) В последующие дни воспитатель привлекает некоторых ребят к поливке, объясняет, что после поливки растения хорошо растут, скорее появятся цветы.

При появлении  первых цветов воспитатель подводит детей к клумбе, спрашивает, почему она стала такой красивой, что новое появилось на ней. Дети рассматривают цветы, воспитатель называет их. Затем предлагает каждому ребенку выбрать цветок, который ему нравится, не срывая, показать и назвать его, сказать, какого он цвета.

Для повышения интереса детей к растениям и умения различать и правильно называть их можно использовать игру с любимой  куклой. Кукла «просит» детей сказать, как называются желтые цветы на клумбе, показать петунью или другой цветок, о котором узнали, найти растения, на которых еще нет цветов, затем спросить, что нужно делать, чтобы цветы скорее появились.

Подобные  наблюдения по мере появления цветов проводятся неоднократно с небольшими группами детей. Воспитатель продолжает учить детей узнавать и называть некоторые цветы, различать их по окраске, величине.

Время от времени  воспитатель с участием ребят  срезает небольшое количество цветов, ставит букет в групповой комнате для близкого рассматривания их вместе с детьми.

Знакомство с ростом овощей лучше всего начать тогда, когда у растений на грядках появится первый лист. С этого момента можно привлекать детей и к уходу за ними (к поливке).

Первые наблюдения воспитатель организует с целью  закрепления представлений детей о том, что растения вырастают из семян. Предлагает пойти на огород посмотреть, что там выросло; расположив малышей вокруг грядки, предлагает вспомнить, что они на ней сажали, спрашивает, что же выросло из посаженных семян.

Информация о работе Наблюдение – основной метод ознакомления детей с природным миром