Народная художественная культура: теория и практика в современном социуме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 16:52, статья

Краткое описание

Человек, Земля, Вселенная… Для современного человека эти слова имеют прежде всего глобальный, космический смысл. А каким значением они обладали в стародавние времена для древних обитателей прекрасно украшенной Земли Русской? Каким они видели мир и себя в нём? Для древнего русича Мать-сыра-Земля была не только землей-кормилицей, но и частицей Космоса, и отделить одно представление от другого он не мог. А что знает об этом современный житель России? Какими представляет он себе своих предков, какой видит культуру России прошлых веков и тысячелетий?

Вложенные файлы: 1 файл

лекция 1.docx

— 39.98 Кб (Скачать файл)

 

В истории человечества имеются  примеры обращения к народному  искусству как к образцу и  «строительному материалу» новой культуры. Достаточно назвать художественное направление европейского романтизма с его ярко выраженной ориентацией  на фольклор в области литературы, музыки, драматургии, театра или исторический стиль европейского и русского модерна. Совершенно особое значение приобретали  народные традиции в процессе формирования национальной культуры угнетенных народов  на Балканах и на территории Австро-Венгерской империи, в Прибалтике. Они здесь  включались в культуру не только как  составной элемент профессионального  искусства, но проникали буквально  во все сферы культуры, быта, деятельности национальной интеллигенции. Достаточно интенсивно процесс использования  традиций народной культуры протекал в русском профессиональном искусстве XVIII — начала XIX века. В современной  Финляндии продолжается процесс  развития традиций народного ремесла, который проходил свое становление  одновременно с деятельностью русского земства по возрождению кустарных  промыслов во второй половине XIX века. Всё более пристальное внимание к народной культуре проявляется  в африканских странах, где вопросы  национальных культур и национальной идентичности всё более остро  встают на повестку дня. Таким образом, в ходе исторического развития наций  народная культура становится важным, иногда определяющим фактором национального  самосознания.

 

В современной многонациональной  России самобытная культура каждого  народа, проживающего на её территории, имеет право на изучение, сохранение и поддержку. И автономные республики, области, края и районы уделяют собственным  национально-культурным достижениям  первостепенное внимание. Именно народная художественная культура оказалась  в наибольшей степени способной  к саморазвитию. Её позитивный социокультурный  потенциал, направленность на самосохранение этноса стали основой, на которой  формировались экономическая, социокультурная  и образовательная деятельность в различных регионах России. Развитие традиционной культуры обеспечивает возможность  преодоления многих проблем и  аномалий, возникших и прогрессирующих  в общественной жизни на протяжении последних десятилетий. Руководство  различных государственно-территориальных  образований придает особое значение поддержке самобытных видов народного  творчества, их изучению, систематизации, хранению. В последние годы большое  внимание на местах уделяется также  подготовке специалистов в области  народной художественной культуры и  широкому использованию учреждений образования и социально-культурной сферы в целях трансляции в  современный социум лучших региональных и общероссийских традиций народной художественной культуры [9]. Во многих регионах России образовались русские национально-культурные центры и общества, авторские фольклорные центры, школы народных ремесел (Архангельск, Астрахань, Белгород, Владимир, Вологда, Екатеринбург, Иркутск, Красноярск, Москва, Новгород, Новосибирск, Пенза, др.). Определенную помощь в подготовке специалистов оказало открытие в государственных вузах и колледжах подготовки специалистов по специальностям «Народное художественное творчество» и «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество».

 

В современном мире роль образования стала чрезвычайно  значимой. Особое его значение подчеркивается тем, что XXI век объявлен ЮНЕСКО «веком образования». Отсутствие профессионализма и культуры проявляется на всех уровнях  государственной власти [14, 8-9]. Налицо сложилась необходимость новых  подходов и новых принципов в  образовательной деятельности. Важнейшей  чертой нововведений явилось использование  этнопедагогики, являющейся частью народной художественной культуры. Применение этнопедагогики представляет неоценимое значение в формировании высокообразованной, интеллигентной личности, ведь невежество в сочетании с безнравственностью особенно опасно. К тому же этнопедагогика является базисной характеристикой системы непрерывного образования, связывающего все ступени воспитания и обучения детей и молодежи.

 

Знакомство с народной культурой является наиболее простым  и в то же время мощным средством  духовного развития подрастающего  поколения. Приобщение ребенка с  раннего возраста к культуре своего народа способствует возрождению генетической и культурной памяти детей и развитию их духовного потенциала. Народная художественная культура изначально воспитательна, она дает детям уроки стройности, порядка, образованности, нравственности. Целенаправленное ознакомление дошкольников с народной культурой представляет собой процесс решения совокупности различных педагогических задач, из которых, на наш взгляд, наиболее важной является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и красоте, развитие творческого потенциала, творческого самовыражения ребенка, формирование этических нравственных ценностей, лежащих в основе народной культуры, духовное развитие. Народная художественная культура позволяет гармонизировать социально-семейную среду, укрепляя отношения между поколениями. Следует отметить и такую важную задачу, как развитие у ребенка способности осознать свою принадлежность к определенной культуре. Среди детей и молодежи за последние годы явственно обозначился интерес к национальным культурным традициям и желание их освоить. Активное включение подрастающего поколения в сферу восстановления народной художественной культуры позволяет укрепить у детей и юношества национальный иммунитет, воспитать чувства добропорядочности, ответственности, любви к Родине, сохранить психическое и физическое здоровье.

 

В настоящее время ученых и педагогов волнует также  появление компьютерного рационализма, ведущего к потере человеком способности  диалектического восприятия мира и  снижения его интуитивных возможностей. Опасность потери способности человека к интуиции отнюдь не безобидна. Без  интуиции невозможна творческая деятельность человека, формирование личности человека, его самосовершенствование и  самовоспитание. Человек в структуре  культурных ценностей является исходным и определяющим компонентом и  фактором. Он - вершитель, носитель и  одновременно адресат культурной трансформации. Уникальность сложившейся ситуации состоит в том, что в течение  всей обозримой истории человек  еще ни разу не попадал в горнило  столь тотальной перековки сознания, такой вязкой зависимости от созданной  им самим среды обитания, не знал таких изощренных искушений многочисленными  техническими благами цивилизации, как сегодня. Иными словами, его  природа еще не подвергалась подобным испытаниям, да к тому же в масштабах  столь глобального эксперимента [2, 52]. Поэтому только привычных средств  и методов его становления  и развития совершенно недостаточно. Жизненно необходимым оказывается  привлечение всех возможностей народной художественной культуры для формирования будущего человека и обеспечения его жизнедеятельности.

 

В каком же состоянии находятся  проблемы народной художественной культуры в настоящее время? Первоначально  сбором данных народной культуры занялись этнографы и фольклористы. Благодаря  их деятельности удалось многое найти, зафиксировать, изучить. Это направление  научного поиска и анализа сохранилось  и в настоящее время. Но параллельно  сформировалось, если можно так определить, этнографическое отношение к  народному искусству, которое на местах часто проявляется в своего рода консервации народной культуры прежних времен. Нельзя превращать жемчужины Русского Севера или города Золотого кольца в подобие индейских резерваций. В них американские индейцы вели как будто бы обычный для них образ жизни, занимались своими ремеслами, но теряли оригинальность, традиционность, жизненность: геометрический орнамент заменялся никогда ранее не использовавшимся растительным, изделия делались не своеобычные и необходимые индейцам, а те, которые охотно покупались «белыми» туристами и т.д. Достаточно вспомнить московский Арбат и набережную Екатерининского канала в Петербурге, где торгуют не изделиями народных мастеров, а грубейшими подделками под них, оскорбляющими чувство «национальной гордости великороссов». Такое же отношение вызывают и имитации на темы музыкального народного творчества, когда народные песни и танцы приводятся в соответствие с требованиями сцены и вкуса не знающего истинной народной музыки и танца зрителя и интерпретатора. Народная художественная культура многими свободно толкуется и как самодеятельное творчество, и как примитивное (наивное) искусство, и как китч. Традиционное прикладное искусство, известное всему миру своими локальными центрами (хохломским письмом, вологодскими кружевами, северодвинскими росписями, каргопольской и дымковской игрушками и т.д.), ныне заменено грубыми и примитивными изделиями, деликатно именуемыми «контрафактной продукцией».

 

Из средств массовой информации, культурной жизни России полностью  исчезло все, что служило ранее  культурно-просветительской деятельности в области народной художественной культуры. Где можно ознакомиться в современном мире с её образцами? Получается, что только в художественной самодеятельности и музеях. Именно музеи широко развернули в своё время  работу, которая впоследствии оформилась в музейную педагогику. В них были организованы центры народных ремесел, например, в Российском этнографическом  музее и Всероссийском музее  декоративно-прикладного и народного  искусства. Теперь мы лишаемся музея, созданного В.А. Гуляевым в 1982 году, он переименовывается  в Российский музей декоративно-прикладного  искусства, а из экспозиции убирается  всё, что имеет отношение к  народному искусству. При полном молчании московской общественности полностью  исчез из культурной жизни столицы  некогда всемирно знаменитый Музей  народного искусства.

 

Единственными охранителями и деятелями по развитию народной художественной культуры остаются сфера  образования, включающая учебные заведения: общеобразовательные, профессиональные, дополнительного образования детей, и культурно-просветительские учреждения. Отдельное место занимают высшие профессиональные учебные заведения  и специальности «Декоративно-прикладное искусство», «Народное художественное творчество», «Дизайн». Определенную роль в пропаганде народного творчества играет журнал «Традиционная культура», который ранее назывался «Народное  творчество». Но и профессиональная подготовка по этим специальностям не ликвидирует проблему полного отсутствия квалифицированных специалистов в  сфере изучения и сохранения народной художественной культуры. Особо важным следует признать вопрос отсутствия методологии введения детей в  мир народной художественной культуры и обучения их основам традиционного  искусства. Увеличивается количество выпускаемых отдельных учебно-методических изданий, но их содержание не отвечает требованиям современного социума. И даже деятельность учреждений дополнительного  образования детей таких, как  Детская школа народных ремесел  г. Архангельска, не спасает положения, поскольку они приобретают в  современном социуме уникальный характер.

 

В педагогической теории и  практике сформировался ряд нерешённых проблем, препятствующих полноценной  реализации духовно-нравственного  потенциала традиций народной художественной культуры. Среди них — недостаточная разработанность региональных аспектов народного художественного творчества; отсутствие во многих регионах преемственных учебных планов, программ, учебных и учебно-методических пособий для этнохудожественного образования; отсутствие специальной подготовки педагогических кадров в области теории, истории и методики преподавания народной художественной культуры; слабая координация педагогической деятельности социально-культурных и образовательных учреждений, отсутствие перспективы у выпускников профессиональных учебных заведений вследствие прекращения деятельности народных хоров, танцевальных ансамблей, предприятий народных художественных промыслов [см. 5].

 

В ходе реализации программы  «Сохранение и восстановление традиций народной культуры как основы развития культуры села» Вологодский областной  научно-методический центр культуры столкнулся с тем, что развитие практической деятельности по восстановлению традиционной культуры области замедлялась недостаточной  обеспеченностью её источниковыми материалами, отражающими специфику местных традиций [9, 20]. Материалы, собранные научными экспедициями, в силу недостаточного финансирования работ по их описанию, изучению и оформлению, не воплощаются в публикации, методические пособия, фильмы. Так, даже исследования на базе последних экспедиций ныне не существующего Научно-исследовательского института художественной промышленности были опубликованы Т.М. Разиной почти 10 лет спустя после их завершения. Важнейшую роль должна сыграть и дальнейшая разработка теории народной художественной культуры. На сегодняшний день имеется возможность воспользоваться только теоретическими очерками о народной художественной культуре Е.В. Гусева, изданными в 1993 году [4].

 

Традиционная народная культура требует нового уровня её понимания, изменения отношения к ней. Проблемы сохранения и развития народной художественной культуры становятся всё более актуальными  и на международном уровне. Не случайно ЮНЕСКО выступила в поддержку  традиционной народной культуры, направив в свои национальные советы «Рекомендацию  по сохранению фольклора» (в западно-европейской науке словом «фольклор» определяется практически вся традиционная художественная культура, а не словесно-музыкально-хореографическое народное творчество, как принято отечественными исследователями). Одним из важных направлений будущей деятельности в регионах считается интеграция деятельности различных социальных институтов, участвующих в сохранении и развитии традиционной художественной культуры народов России. Народное искусство как проблема культуры есть проблема человека и нации, проблема мировоззрения. В связи с этим приобретает важнейшую значимость научный подход к проблемам сохранения и трансляции в будущее народной художественной культуры с обязательным использованием достижений философии, эстетики и искусствоведения, других гуманитарных наук.

В современных условиях, когда утрачены традиционные, прежде всего этнопедагогические, механизмы передачи многовекового опыта и знаний народа, этноса, основная роль в сохранении и развитии русского художественного наследия, как всенародного достояния, должна принадлежать региональным системам. В них необходимо оказывать приоритетное внимание и поддержку традиционной русской художественной культуре как культуре коренного субэтноса (так его определил Л.Н. Гумилёв). Народная художественная культура должна восприниматься как целостное этнокультурное явление и рассматриваться с точки зрения формирования системы взаимодействия всех учреждений, организаций, в том числе общественных организаций, отдельных лиц, значение которых нельзя преуменьшать, по возвращению народных традиций в различные сферы общественной жизни и жизнедеятельности человека. Региональным властям прежде всего необходимо разработать целостные, многоуровневые, вариативные образовательные системы на базе народной художественной культуры, включающие дошкольные и внешкольные, образовательные, социальные, культурно-досуговые учреждения, специализированные учебные заведения всех уровней. Но более перспективным направлением представляется разработка комплексных научно-практических программ включения народной культуры во всех её ипостасях в жизнь современного российского социума.

 

На местах и в центре следует стимулировать и поддержать проведение комплексных исследований народной художественной культуры, обратив  особое внимание на их локальные традиции (См. диссертацию И.Я. Богуславской «Проблемы  формирования местных художественных особенностей в народном искусстве». — М., 1987). При этом организовать исследования необходимо таким образом, чтобы их результаты стали важной основой более целостного осмысления исторической, национально-культурной обусловленности региональной специфики народной культуры во всем многообразии проявлений её векового бытования. Изучению и освоению подлежат фольклор (словесный, музыкальный, театральный), народная одежда, художественные промыслы и ремесла, др. сферы народного знания. Особое внимание следует уделять установлению ценностных философских, социально-культурных, психолого-педагогиче-ских, общеэстетических ориентиров. В связи с этим важная миссия выпадает на долю центральных и провинциальных музеев и отдельных специалистов. Поэтому к исследованиям и пропаганде их результатов необходимо привлечь представителей различных сфер культуры, искусства, образования, социальные институты, средства массовой информации, радио, телевидение, общественные организации. Такие местные программы помогут жителям различных регионов России в удовлетворении своих духовно-культурных и художественно-творческих запросов и интересов; формировании региональных культурных ландшафтов, сохранении национального, в том числе и регионального, культурного наследия, обеспечении социально-исторической и духовно-генетической преемственности поколений. Особо следует предусмотреть правовое и экономическое обеспечение таких программ.

Информация о работе Народная художественная культура: теория и практика в современном социуме