Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 16:52, статья
Человек, Земля, Вселенная… Для современного человека эти слова имеют прежде всего глобальный, космический смысл. А каким значением они обладали в стародавние времена для древних обитателей прекрасно украшенной Земли Русской? Каким они видели мир и себя в нём? Для древнего русича Мать-сыра-Земля была не только землей-кормилицей, но и частицей Космоса, и отделить одно представление от другого он не мог. А что знает об этом современный житель России? Какими представляет он себе своих предков, какой видит культуру России прошлых веков и тысячелетий?
В истории человечества имеются
примеры обращения к народному
искусству как к образцу и
«строительному материалу» новой культуры.
Достаточно назвать художественное
направление европейского романтизма
с его ярко выраженной ориентацией
на фольклор в области литературы,
музыки, драматургии, театра или исторический
стиль европейского и русского модерна.
Совершенно особое значение приобретали
народные традиции в процессе формирования
национальной культуры угнетенных народов
на Балканах и на территории Австро-Венгерской
империи, в Прибалтике. Они здесь
включались в культуру не только как
составной элемент
В современной многонациональной
России самобытная культура каждого
народа, проживающего на её территории,
имеет право на изучение, сохранение
и поддержку. И автономные республики,
области, края и районы уделяют собственным
национально-культурным достижениям
первостепенное внимание. Именно народная
художественная культура оказалась
в наибольшей степени способной
к саморазвитию. Её позитивный социокультурный
потенциал, направленность на самосохранение
этноса стали основой, на которой
формировались экономическая, социокультурная
и образовательная деятельность
в различных регионах России. Развитие
традиционной культуры обеспечивает возможность
преодоления многих проблем и
аномалий, возникших и прогрессирующих
в общественной жизни на протяжении
последних десятилетий. Руководство
различных государственно-
В современном мире роль образования стала чрезвычайно значимой. Особое его значение подчеркивается тем, что XXI век объявлен ЮНЕСКО «веком образования». Отсутствие профессионализма и культуры проявляется на всех уровнях государственной власти [14, 8-9]. Налицо сложилась необходимость новых подходов и новых принципов в образовательной деятельности. Важнейшей чертой нововведений явилось использование этнопедагогики, являющейся частью народной художественной культуры. Применение этнопедагогики представляет неоценимое значение в формировании высокообразованной, интеллигентной личности, ведь невежество в сочетании с безнравственностью особенно опасно. К тому же этнопедагогика является базисной характеристикой системы непрерывного образования, связывающего все ступени воспитания и обучения детей и молодежи.
Знакомство с народной культурой является наиболее простым и в то же время мощным средством духовного развития подрастающего поколения. Приобщение ребенка с раннего возраста к культуре своего народа способствует возрождению генетической и культурной памяти детей и развитию их духовного потенциала. Народная художественная культура изначально воспитательна, она дает детям уроки стройности, порядка, образованности, нравственности. Целенаправленное ознакомление дошкольников с народной культурой представляет собой процесс решения совокупности различных педагогических задач, из которых, на наш взгляд, наиболее важной является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и красоте, развитие творческого потенциала, творческого самовыражения ребенка, формирование этических нравственных ценностей, лежащих в основе народной культуры, духовное развитие. Народная художественная культура позволяет гармонизировать социально-семейную среду, укрепляя отношения между поколениями. Следует отметить и такую важную задачу, как развитие у ребенка способности осознать свою принадлежность к определенной культуре. Среди детей и молодежи за последние годы явственно обозначился интерес к национальным культурным традициям и желание их освоить. Активное включение подрастающего поколения в сферу восстановления народной художественной культуры позволяет укрепить у детей и юношества национальный иммунитет, воспитать чувства добропорядочности, ответственности, любви к Родине, сохранить психическое и физическое здоровье.
В настоящее время ученых
и педагогов волнует также
появление компьютерного
В каком же состоянии находятся проблемы народной художественной культуры в настоящее время? Первоначально сбором данных народной культуры занялись этнографы и фольклористы. Благодаря их деятельности удалось многое найти, зафиксировать, изучить. Это направление научного поиска и анализа сохранилось и в настоящее время. Но параллельно сформировалось, если можно так определить, этнографическое отношение к народному искусству, которое на местах часто проявляется в своего рода консервации народной культуры прежних времен. Нельзя превращать жемчужины Русского Севера или города Золотого кольца в подобие индейских резерваций. В них американские индейцы вели как будто бы обычный для них образ жизни, занимались своими ремеслами, но теряли оригинальность, традиционность, жизненность: геометрический орнамент заменялся никогда ранее не использовавшимся растительным, изделия делались не своеобычные и необходимые индейцам, а те, которые охотно покупались «белыми» туристами и т.д. Достаточно вспомнить московский Арбат и набережную Екатерининского канала в Петербурге, где торгуют не изделиями народных мастеров, а грубейшими подделками под них, оскорбляющими чувство «национальной гордости великороссов». Такое же отношение вызывают и имитации на темы музыкального народного творчества, когда народные песни и танцы приводятся в соответствие с требованиями сцены и вкуса не знающего истинной народной музыки и танца зрителя и интерпретатора. Народная художественная культура многими свободно толкуется и как самодеятельное творчество, и как примитивное (наивное) искусство, и как китч. Традиционное прикладное искусство, известное всему миру своими локальными центрами (хохломским письмом, вологодскими кружевами, северодвинскими росписями, каргопольской и дымковской игрушками и т.д.), ныне заменено грубыми и примитивными изделиями, деликатно именуемыми «контрафактной продукцией».
Из средств массовой информации,
культурной жизни России полностью
исчезло все, что служило ранее
культурно-просветительской деятельности
в области народной художественной
культуры. Где можно ознакомиться
в современном мире с её образцами?
Получается, что только в художественной
самодеятельности и музеях. Именно
музеи широко развернули в своё время
работу, которая впоследствии оформилась
в музейную педагогику. В них были
организованы центры народных ремесел,
например, в Российском этнографическом
музее и Всероссийском музее
декоративно-прикладного и
Единственными охранителями
и деятелями по развитию народной
художественной культуры остаются сфера
образования, включающая учебные заведения:
общеобразовательные, профессиональные,
дополнительного образования
В педагогической теории и практике сформировался ряд нерешённых проблем, препятствующих полноценной реализации духовно-нравственного потенциала традиций народной художественной культуры. Среди них — недостаточная разработанность региональных аспектов народного художественного творчества; отсутствие во многих регионах преемственных учебных планов, программ, учебных и учебно-методических пособий для этнохудожественного образования; отсутствие специальной подготовки педагогических кадров в области теории, истории и методики преподавания народной художественной культуры; слабая координация педагогической деятельности социально-культурных и образовательных учреждений, отсутствие перспективы у выпускников профессиональных учебных заведений вследствие прекращения деятельности народных хоров, танцевальных ансамблей, предприятий народных художественных промыслов [см. 5].
В ходе реализации программы
«Сохранение и восстановление традиций
народной культуры как основы развития
культуры села» Вологодский областной
научно-методический центр культуры
столкнулся с тем, что развитие практической
деятельности по восстановлению традиционной
культуры области замедлялась
Традиционная народная культура
требует нового уровня её понимания,
изменения отношения к ней. Проблемы
сохранения и развития народной художественной
культуры становятся всё более актуальными
и на международном уровне. Не случайно
ЮНЕСКО выступила в поддержку
традиционной народной культуры, направив
в свои национальные советы «Рекомендацию
по сохранению фольклора» (в западно-европейской
науке словом «фольклор» определяется
практически вся традиционная художественная
культура, а не словесно-музыкально-
В современных условиях, когда утрачены традиционные, прежде всего этнопедагогические, механизмы передачи многовекового опыта и знаний народа, этноса, основная роль в сохранении и развитии русского художественного наследия, как всенародного достояния, должна принадлежать региональным системам. В них необходимо оказывать приоритетное внимание и поддержку традиционной русской художественной культуре как культуре коренного субэтноса (так его определил Л.Н. Гумилёв). Народная художественная культура должна восприниматься как целостное этнокультурное явление и рассматриваться с точки зрения формирования системы взаимодействия всех учреждений, организаций, в том числе общественных организаций, отдельных лиц, значение которых нельзя преуменьшать, по возвращению народных традиций в различные сферы общественной жизни и жизнедеятельности человека. Региональным властям прежде всего необходимо разработать целостные, многоуровневые, вариативные образовательные системы на базе народной художественной культуры, включающие дошкольные и внешкольные, образовательные, социальные, культурно-досуговые учреждения, специализированные учебные заведения всех уровней. Но более перспективным направлением представляется разработка комплексных научно-практических программ включения народной культуры во всех её ипостасях в жизнь современного российского социума.
На местах и в центре
следует стимулировать и
Информация о работе Народная художественная культура: теория и практика в современном социуме