Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 16:52, статья
Человек, Земля, Вселенная… Для современного человека эти слова имеют прежде всего глобальный, космический смысл. А каким значением они обладали в стародавние времена для древних обитателей прекрасно украшенной Земли Русской? Каким они видели мир и себя в нём? Для древнего русича Мать-сыра-Земля была не только землей-кормилицей, но и частицей Космоса, и отделить одно представление от другого он не мог. А что знает об этом современный житель России? Какими представляет он себе своих предков, какой видит культуру России прошлых веков и тысячелетий?
Как видно, проблемы изучения, сохранения и дальнейшей эволюции народной художественной культуры на сегодняшний день требуют особо пристального внимания и соединения усилий различных органов власти, учреждений и организаций культуры, искусства и образования, усилий общества и отдельных личностей. Социокультурный, философский, образовательный, нравственно-эстетический потенциал этого феномена отечественной культуры еще недостаточно исследован, способы и методы его применения слабо изучены и апробированы, а перспективы недооценены.
Нельзя забывать, что настоящая русская культура всегда была патриотической и государственной. Народная художественная культура как сложная динамическая система обладает множественностью функций: социальной, познавательной, ритуальной, этической, эстетической, нормативной, информативной, коммуникативной, воспитательной, организующей, этикетной и др. И эти функции необходимо использовать в полном объеме и в самых различных сферах социальной, культурной, образовательной, экономической деятельности регионов. Народная культура есть культура органическая, она есть сама природа, что сохраняет и формирует во времени сознание человека, неизменно живущего своей причастностью к народному целому, чувством своего места в космосе [10, 4]. Народная художественная культура является фундаментом современной культуры, корневой системой национальной культуры. Её «генеральной функцией» является «воспроизводство человеческого в человеке», воссоздание связей личности с общенародным, общечеловеческим при сохранении национальной укоренённости, т.е. формирование гражданина будущей России.
Литература
1. Ананьев Ю.В. Культура как интегратор социума. — Н. Новгород, изд-во Нижегородского университета, 1996. — 174 с.
2. Блюменкранц М. В поисках имени и лица. Феноменология современного ландшафта. // Вопросы философии, 2007, № 1. — С. 47-60.
3. Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры (гуманитарный комментарий к естествознанию). — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1992. — 320 с.
4. Гусев В.Е. Русская
народная художественная
5. Жиров М.С. Региональная
система сохранения и развития
традиций народной
6. Каган М.С. Морфология
искусства. Историко-
7. Лазарев Е.Н. Интеграция
культуры и дизайн человека. К
постановке проблемы. // Художественная
культура и народное
8. Миронов В.В. Коммуникационное
пространство как фактор
9. На пути к возрождению:
Опыт освоения традиций
10. Некрасова М.А. Народное
искусство и экология культуры
/ Народное искусство и
11. О настоящем и
будущем (размышления о
12. Социология искусства. Учебник / Отв. ред. В.С. Жидков и Т.А. Клявина. — СПб.: Искусство-СПБ, 2005. — 479 с.
13. Стёпин В.С. Философия и эпоха цивилизационных перемен. // Вопросы философии, 2006, № 2. — С. 16-26.
14. Человек и образование в современной России (социологические очерки). // Сб. статей / Под. ред. Л.А. Вербицкой, В.Т. Лисовского, В.Т. Пуляева. — СПб., изд-во СПбГУ, 1998. — 448 с.
Информация о работе Народная художественная культура: теория и практика в современном социуме