Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 16:52, статья
Человек, Земля, Вселенная… Для современного человека эти слова имеют прежде всего глобальный, космический смысл. А каким значением они обладали в стародавние времена для древних обитателей прекрасно украшенной Земли Русской? Каким они видели мир и себя в нём? Для древнего русича Мать-сыра-Земля была не только землей-кормилицей, но и частицей Космоса, и отделить одно представление от другого он не мог. А что знает об этом современный житель России? Какими представляет он себе своих предков, какой видит культуру России прошлых веков и тысячелетий?
Народная художественная культура: теория и практика в современном социуме
«Без национальности нет искусства»
И.Е. Репин
Человек, Земля, Вселенная… Для современного человека эти слова имеют прежде всего глобальный, космический смысл. А каким значением они обладали в стародавние времена для древних обитателей прекрасно украшенной Земли Русской? Каким они видели мир и себя в нём? Для древнего русича Мать-сыра-Земля была не только землей-кормилицей, но и частицей Космоса, и отделить одно представление от другого он не мог. А что знает об этом современный житель России? Какими представляет он себе своих предков, какой видит культуру России прошлых веков и тысячелетий?
С уходом XX века и наступлением следующего столетия ученые вновь заговорили о кризисе и даже исчезновении культуры. Проблема состояния культуры, соотношения ее структурных элементов, выделения ее лидирующих компонентов приобретает особое значение в глобализирующемся мире, где превалирует массовая культура постиндустриального общества. Такая культура не знает ни территориальных, ни национальных границ. Она исключительно агрессивна и распространяется как вирус в форме тотальной унификации человеческой индивидуальности. Ответной реакцией на глобализацию и унификацию культур является бурный подъем национализма, этнического патриотизма, антиамериканизма. В настоящее время актуальным становится практическое решение проблемы угасания «этнических форм русской культуры». И здесь отрицательную роль играет недостаточность знаний о народной культуре, отсутствие теоретических исследований в этой области и временами сознательное неприятие народной культуры. Вот почему многими учеными борьба за сохранение национально-культурного своеобразия рассматривается как стрем-ление воскресить давно и безвозвратно ушедшие в прошлое обычаи. Нередко лозунг «возрождения русской культуры» рассматривается как попытка оживить забытые обычаи давно минувших дней и «приметы старины глубокой». Ошибочно считается, что осуществление такого лозунга приведет не к подъему, а к упадку культурного уровня страны. С такой точки зрения этническую культуру прошлого следует переселить в музеи, знать и изучать ее, но жить – в современной культуре. В.В. Миронов полагает: «Можно сожалеть об утрате национальной специфики, но вряд ли целесообразно только ради сохранения ее отказываться от благ цивилизации» [8, 56].
Подробно обсуждая глубинные изменения в человеческой культуре, философы пишут о последствиях мировой компьютеризации, пост-человеческом обществе, обсуждают вопросы генной инженерии, даже проектирования человека [7] и его телесного производства [11, 4]. Вновь возникает извечный вопрос «Что делать?» и ведутся поиски ответа на него. Но отсутствуют научные исследования и конкретные практические рекомендации, как традиционная культура может помочь предотвращению и разрешению глобальных проблем современности. Пока только формируется понимание того, что народная культура представляет собой важнейшее средство спасения будущего человечества.
На необъятных просторах
Великой Русской равнины, Урале,
широких территориях Сибири и
Дальнего Востока решать сложные
социальные, экономические, культурные
и др. вопросы досталось на долю
местных властей. В их руки отдано
руководство жизнью современной
глубинки, провинции, малых народов.
Что поможет справиться с трудностями?
Где найти опору для
Важным явлением социокультурной
эволюции современного российского
общества становится осознание истины,
что без опоры на фундаментальные
ценности национальной культуры не может
быть успешного развития любой сферы
культуры и страны в целом. Вместе
с тем в сложившихся условиях
национальная культура русского народа
(как коренного этноса, составляющего
в настоящее время 86% населения
страны) нуждается в особой поддержке.
Социальные катаклизмы XX века привели
к существенным деформациям русского
национально-культурного
Прежде, чем говорить о фундаментальном значении народной художественной культуры как корневой основы всего «древа» культуры, органической части самой природы, сохраняющей во все времена жизненные связи с окружающей средой, этнической общностью, с землей, формирующей жизненную силу в культуре каждого этноса, следует уточнить ключевые понятия, касающиеся проблемы, поскольку в любой теоретической системе понятийно-терминологический аспект проблематики является её опорным звеном. Для начала определимся с понятием «народная художественная культура». В теории культуры существуют разные точки зрения. В отечественной науке широкое признание получила деятельностная трактовка культуры (М.С. Каган, Э.С. Маркарян). Однако распространение имеет и информационно-семиотический подход. Разработка его связана с именами Л. Уайта, Э. Кассирера, Ю.М. Лотмана, Х. Гадамера, А. Моля, В.С. Стёпина и др. исследователей, которые с разных сторон приходят к сходным выводам.
При деятельностном подходе культуру в целом современная наука определяет как совокупность материальных (овеществлённых) и духовных результатов деятельности человека. По своему изначальному смыслу «культура» есть не что иное, как результат обработки и возделывания, результат работы человека над окружающим миром и собой. В духовной сфере она являет собой область высших достижений человека в виде литературы, искусства, музыки, философии, религии, морали. Если взять за основу определения возделывание окружающего человека мира, то создается материальная культура. В итоге формируется совокупность достижений человека в материальной и духовной сфере — совокупность результатов деятельности человечества по пересотворению мира за весь период его истории.
М.С. Каган в своей книге «Морфология культуры» выделяет художественную культуру в самостоятельный вид человеческой деятельности, считая, что её определяет такая особенность, как единство материальной и духовной деятельности человека. Он рассматривает художественную культуру как совокупный способ и продукт художественной деятельности людей. Понятие «совокупный» призвано в данном случае означить единство следующих компонентов: 1) всех отраслей художественной деятельности — словесной, музыкальной, театральной, изобразительной и т.д., и 2) всех процессов, протекающих «вокруг» искусства. К ним относятся созидание, хранение, распространение, восприятие, оценка, изучение художественных произведений, а также процессы, обеспечивающие её успешное функционирование, — воспитание художников, публики, критиков, искусствоведов, организаторов художественной жизни [6, 27]. Художественная культура есть сложный, многоступенчатый процесс, который вовлекает в творческую деятельность гораздо большее число людей, чем тот круг, который объединяет профессиональных авторов произведений искусства. Художественная культура каждой эпохи — творческая деятельность не только живущих поколений. Она содержит, в первую очередь, способы и формы художественной деятельности, выработанные предшествующими поколениями (включая формы организации и институты этой деятельности). В неё включены унаследованные и усвоенные живущим поколением художественные ценности, созданные в предшествующие эпохи, а также переданные по традиции способы и средства восприятия произведений искусства, включая способы их хранения, распространения, репродукции, пропаганды. Особое место в художественной культуре занимают формы художественного образования и методы исследования искусства [4, 4]. Культура общества таким образом предстает в сложном взаимодействии и взаимопереплетении своих составляющих. Но при этом в культуре всегда имеется некая константа, определяющая устойчивость культуры на разных этапах её развития. Этой константой, стержнем и является то, что принято называть народной культурой, которая при пристальном рассмотрении неизбежно приобретает еще один эпитет «художественная».
Культура — живое образование,
имеющее внутренний, генетический потенциал
развития [12, 129]. Культура любого народа,
отражая специфику его
Народная культура – это высочайшее достижение того или иного народа. Она прошла долгий путь через вековой отбор настоящего, истинного. Очень велико в народной культуре нравственное начало. В ней концентрируются общечеловеческие нравственные устои, выступая в качестве критерия, образца. Переживание добра, справедливости, красоты, мира, любви вело к созданию основополагающих принципов человеческой личности. Таким образом, народная культура существует как фиксированная память человечества о себе самом. Только наличие ценностей альтруизма, красоты, природы и творческой деятельности не позволит человеческой культуре и цивилизации прийти к самоуничтожению, а поднимет ее на новый духовный уровень.
В современных исследованиях общей теории систем показано, что любая сложная развивающаяся система (а народная художественная культура является именно такой системой) должна содержать информацию, обеспечивающую ее устойчивость. Такое системное образование обменивается веществом и энергией с внешней средой и воспроизводится в соответствии с информацией, закрепленной и представленной в соответствующих кодах. Эти информационные коды учитывают опыт предшествующего взаимодействия системы со средой и определяют способы ее последующего взаимодействия. С такой точки зрения в социальных организмах существуют информационные структуры, которые играют роль, аналогичную роли генов в формировании и развитии биологических видов. В качестве таких структур выступают базисные ценности культуры. Они представлены мировоззренческими универсалиями, на основании которых функционирует и развивается огромное количество надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, представленных в виде различных кодовых систем и составляющих «тело культуры». В.С. Стёпин, проводя параллель между социальной и биологической составляюшими человека и человеческой жизнедеятельности, пишет: «Мировоззренческие универсалии выполняют в жизни общества такую же функцию, как и гены в живом организме. Они организуют в целостную систему сложнейший набор различных феноменов культуры и выступают в качестве базисных структур социокода, играют роль своего рода ДНК социальной жизни. Смыслы мировоззренческих универсалий (категорий «природа», «космос», «пространство», «время», «человек», «свобода», «справедливость» и т.д.), формируя целостный образ человеческого жизненного мира и выражая шкалу ценностных приоритетов соответствующего типа культуры, определяют, какие фрагменты из непрерывного обновляемого социального опыта должны попасть в поток трансляции, а какие должны остаться вне этого потока, то есть не передаваться новому поколению и не играть сколько-нибудь важной роли в его становлении. Тем самым они определяют, какие знания, верования, ценностные ориентации, целевые установки, образцы деятельности и поведения будут преимущественно регулировать поведение, общение и деятельность людей, формировать их социальную жизнь» [13, 18]. Система мировоззренческих универсалий представляет собой культурно-генетический код, в соответствии с которым воспроизводятся социальные организмы. Радикальные изменения социальных организмов невозможны без изменения культурно-генетического кода. Без этого новые виды общества возникнуть не могут. Именно таким культурно-генетическим кодом и предстаёт народная художественная культура.
Народная жизнь не знала деления на материальное и духовное производство и, соответственно, ее духовная культура была неразрывно связана с культурой материальной. Определяя систему народной культуры, В.С. Цуккерман выделяет в ней три составные части: материальную культуру, культуру социального управления (точнее - самоуправления) и духовную культуру. В последней он различает следующие структурные элементы: народное мировоззрение, народную экономическую культуру, народную нравственную культуру, народную педагогику, народное правосознание, народную художественную культуру (См. его диссертацию «Народная культура как социальное явление». Свердловск, 1984). Народная художественная культура играет также важную роль интегратора общества. В ней в образно-художественной форме выражаются и религиозные, и социально-утопические, и нравственные, и правовые, и педагогические воззрения, и эта связь художественного творчества со всей культурной деятельностью настолько органична и неразрывна, что зачастую практически невозможно отнести отдельный вид народного творчества к той или иной форме культуры. Народная художественная культура синтезирует другие виды народной культуры. Интегрирующей является пронизывающая всех их связь со средой обитания и жизнедеятельности, с трудовой деятельностью и бытом народа. Культура нации имеет целостный и центростремительный характер.
Специфические признаки народной
художественной культуры позволяют
вычленить её в сфере общечеловеческой
культуры. Она непосредственно связана
с материальным производством, с
природной средой и со всей социальной
практикой народных масс, с их общественным
и семейным бытом, с обычаями, со
всем укладом жизни, что определяет
своеобразный «прикладной» характер всех
видов народного творчества (Подробнее
см. 4). Понятие «народная культура»
вбирает в себя всю совокупность
материальной и духовной деятельности,
выражающей нераздельность связи человека
с природой. Недаром исследователи
народной культуры подчеркивают в ней
уважительное и бережное отношение
к деревьям, лесам, озёрам, горам, рекам
и прочим природным объектам. Национальная
природа есть не просто географическая
или экологическая среда
Народную художественную
культуру отличает коллективный характер
творческой деятельности, устойчивая,
длительная во времени и распространяющаяся
в широкой социальной среде и
этническом пространстве традиционность.
Традиции народной культуры постепенно
и, на первый взгляд, незаметно изменяются
и обновляются, они проявляются
в форме непосредственной передачи
от поколения к поколению, от социума
к социуму навыков, форм, приемов,
техники творчества и самих произведений,
форм их бытования и восприятия.
Ещё одной особенностью народной
художественной культуры является то,
что она образует большое количество
региональных типов и локальных
вариантов. Специфика народной художественной
культуры заключается в том, что
она доставляет общественному сознанию
опыт общения с явлениями искусства,
извлекает из фондов народных художественных
произведений необходимый духовный
материал, обеспечивающий развитие самого
человека, его духовных сил и способностей.
Она тем самым способствует развитию
творческого отношения к миру,
поддержанию определенного
Информация о работе Народная художественная культура: теория и практика в современном социуме