Необходимость гуманизации обучения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является всестороннее рассмотрение проблемы гуманизации отношений младших школьников. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Изучение соответствующих разделов учебной педагогической и психологической литературы;
Рассмотрение методических аспектов организации учебного сотрудничества как основы гуманизации отношений школьников;
Практическая реализация гуманизаций отношений между младшими школьниками на примере конкретного урока. В качестве такового в работе рассматривается урок обучения основам этикета, проведенного автором в Леженской основной общеобразовательной школе Тимского района Курской области.

Содержание

Введение 2
Глава I. Необходимость гуманизации обучения младших школьников 6
Глава II. Организация учебного сотрудничества как основа гуманизации отношений школьников 6
Глава III. Практическая реализация гуманизации отношений между младшими школьниками на примере урока основ этикета в 1 классе 6
Заключение 6
Список используемой литературы 6

Вложенные файлы: 1 файл

gymanizaciya_otnoshenii_mladshikh_shkol'nikov.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

В общеметодологическом плане сотрудничать  действовать  вместе, принимать участие в общем  деле (С.И. Ожегов). В философии сотрудничество (синергия) означает, что целое больше суммы его частей (Стивен Р. Кови)9.

Сотрудничество определяется в психологии следующим образом: «успех одного из партнеров способствует или препятствует реализации целей  остальных» (М.И. Дьяченко)10. Это позволяет подчеркнуть взаимозависимость членов группы в процессе сотрудничества.

Н.В. Гришина, опираясь на работы К. Томаса, выделяет сотрудничество как способ регулирования конфликтов. Она подчеркивает такие формы  поведения, характерные в конфликтных  ситуациях людей, как соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление.

Сотрудничество как  учет интересов и желаний своих  собственных и другого, поддержка  и уступка, немедленное преодоление  разногласий, успех всех участников спора, отмечается как самая эффективная  и продуктивная форма поведения при управлении конфликтами11.

Уважительное сотрудничество, безусловно, является одним из высших типов взаимоотношений между  детьми.

Ш.А. Амонашвили в своих  ранних работах уже исследовал сотрудничество и способность детей к нему. Он отмечал, необходимость учета самоценности ребенка, его личности. Однако на наш взгляд интерес представляет включение сотрудничества и творчества в механизм продуктивно - творческой интеграции социально - личностного обучения, изучаемого Ш.А. Амонашвили. Он берет за основу определение сотрудничества как «гармонического взаимосодействия». Совершив переход от Педагогики к социально - личностному обучению, Ш.А. Амонашвили, тем не менее, включает сотрудничество в основу обеих технологий12.

В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество определяется как идея совместной развивающей деятельности детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Личностно - ориентированный подход к учащимся, основанный на принципах гуманизации и демократизации, выделяется как «ключевой» в педагогике сотрудничества. Следующие идеи лежат в основе гуманно - личностного подхода:

 личность является  целью образования в школе,  что обуславливает личностную направленность учебно - воспитательного процесса;

 гуманизация и демократизация  учебного процесса;

 новая трактовка  индивидуального подхода;

 формирование у  детей положительной "Я   Концепции".

Виды отношений в  сотрудничестве на уроках.

Остановимся подробно на рассмотрении сотрудничества как многоаспектной системы отношений.

Рассмотрим следующий  важный аспект отношений  "ученик - ученик". В данном случае сотрудничество является и условием, и следствием для коллективных форм работ и  коллектива.

При рассмотрении данного  вопроса нам бы хотелось отметить методику тематического взаимодействия, разработанную Рут. О. Кон13. Она утверждает, что каждая личность взаимодействует со структурами, процессами и членами группы с одной стороны и с задачами, целями, проблемами темы с другой. Это взаимодействие базируется на признании мира чувств, личном мнении каждого человека и вере в способности к самоорганизации жизни и саморазвитию личности в процессе решения задач. Данная методика включает в себя личностно - ориентированный подход и основы для работы в процессе сотрудничества между учениками, а также выделяет важность саморазвития в процессе взаимодействия. Другое направление подразумевает сотрудничество в малых группах (cooperative learning) на уроках. Методы сотрудничества в малых группах, характеризуются гуманистической направленностью в педагогике. Обучение в малых группах получило широкое распространение в таких странах, как Германия, Нидерланды, Великобритания, Австралия, Израиль, Япония. В последнее десятилетие российские педагоги также внесли свой вклад в исследование работ в малых группах.

Важно установить основные особенности формирования малых  групп. В их числе рассматриваются:

 разные учебные  интересы, знания, навыки и умения  учащихся;

 психологическая совместимость членов группы;

 разнообразие социально - психологических характеристик;

 в состав каждой  группы должны входить ученики  обоего пола;

 взаимозависимость  членов группы между собой;

 личная ответственность каждого  ученика не только за свои успехи, но и успехи товарищей и всей группы в целом;

 особое внимание способам  общения между членами группы (социальные аспекты обучения), которым  специально обучают;

 включение коллективных работ  в системы контроля.

Общая оценка (часто описательного  характера) состоит из контроля формы общения учеников и академических результатов работы школьников. Обсуждение детьми в конце занятия своего поведения и доступных результатов способствует совершенствованию сотрудничества.

Можно выделить 3 режима работы в командах:

1) коллективная работа, т.е. вся  группа работает над большинством  или всеми заданиями или проектами;

2) работа в подгруппах;

3) индивидуальная работа каждого  члена команды, а затем групповые  сравнение и обсуждение результатов.

Важно отметить, что реализация всех трех режимов работы на уроке является наиболее эффективной, чем выбор  и применение лишь одного из них.

В педагогической литературе существуют разные подходы к определению  оптимального количества человек в  группе. Большинство авторов целесообразным разбить класс на группы в 2-3 человека. В составе такой группы должен быть сильный, средний и слабый ученики. Многолетние наблюдения показали, что группа из четырех человек обладает наибольшей работоспособностью и продуктивностью. Такая труппа наиболее удобна для внутригруппового общения. Организационные преимущества такого количества учащихся состоит в том, что такая группа легко трансформируется в две подгруппы, что способствует эффективной работе в парах. Как вариант, можно предложить следующий состав такой группы: один сильный ученик, два средних, один слабый (два мальчика и две девочки).

Применительно к обучению в начальной  школе можно предложить следующие  практические аспекты гуманизации  общения среди школьников:

1 Этап.

Знакомство с группой: беседы с  родителями, учителями. Наблюдение за детьми. Составление карт индивидуализации для реализации личностно ориентированного подхода к детям. Карты включают в себя информацию о ребенке (фамилия, имя, оценки по основным предметам), его родителях (полная/неполная семья, социальный статус, национальность), взаимоотношения ребенка в группе с другими учениками, интерес к предмету, возможные сложности. Родители могут оказать огромную помощь при выборе оптимального взаимодействия с ребенком, способствующего его дальнейшему развитию.

II Этап.

Для учета интересов и желаний детей учитель предлагает детям выбрать, чем они хотят заниматься на следующем уроке (например, учитывать следующие пожелания детей: «поиграть», «сделать зарядку», «выучить новый стих», «написать что-нибудь в рабочих тетрадях» то есть те виды работы, которые регулярно выполняются на рабочем уроке в начальной школе). Дети обычно бывают активны и проявляют большой интерес при участии в подготовке урока. Учитель записывает пожелания детей и реализует их в ходе дальнейшей работы.

Необходимо научить детей правильно взаимодействовать с другими учениками, выдвигая свои предложения. Надо объяснять им важность решения конфликтов и разногласий, правильно общаться. Учитель должен служить примером оптимального поведения и продуктивного конструктивного разрешения конфликтов.

На этом этапе дети не только предлагают виды работ, но количество времени на них. Учитель должен выступать в  роли невидимого режиссера (например, О. предлагает почитать 20 минут. Учитель  поощряет желание читать, отмечает успехи детей в чтении, но огорчается, что группа не успеет разгадать интересный кроссворд, если столько времени отвести на чтение).

III Этап.

Конечной целью обучения является партнерство учителя и детей  в работе на уроках. Когда организовано сотрудничество «учитель -  ученик», отсутствие данного вида взаимодействия в режиме общегруппового взаимодействия невозможно, так как обычно разные виды отношений в сотрудничестве взаимосвязаны и реализуются вместе. Однако обучение детей взаимодействию в парах, подгруппе, группе также необходимо. Оно организуется при чтении и драматизации диалогов, ролевых игр.

Основы работы в подгруппе могут  быть заложены в ходе проверки домашнего  задания, разного для подгрупп (например, 3 человека пишут минисочинение о  животных разного цвета. При чтении их в классе они дополняют друг друга: раннее ознакомившись с работой партнеров, вместе выходят к доске и по очереди читают так, чтобы получился рассказ.

Другие 3 человека подготавливают стихи  о животных. Следующие приносят своих  игрушечных животных и рассказывают о них…)

Итак, организация группового сотрудничества является одним из важных средств  гуманизации отношений среди  младших школьников.

 

Глава III. Практическая реализация гуманизации отношений между младшими школьниками на примере урока основ этикета в 1 классе

 

Ниже рассмотрим, как  на практике в ходе учебного процесса можно строить процесс гуманизации  отношений между младшими школьниками. Приведем конспект урока основ этикета  в 1 классе "Академия вежливых наук". Этот урок проводился автором работы во время прохождения педагогической практики в Леженской основной общеобразовательной школе Тимского района.

Цели урока:

  • познакомить с правилами поведения за столом, принятыми в нашем обществе в определенное время;
  • формировать навыки правильного поведения за столом;
  • расширять знания об окружающих нас вещах;
  • повышать степень самостоятельности и познавательной активности самих учащихся;
  • отрабатывать общие правила сервировки стола;
  • побуждать учащихся к самостоятельному преодолению трудностей, развивать способности самоанализа и самоконтроля;
  • воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к окружающим, уметь соотнести свое поведение с настроением окружающих.

Задачи:

  • создать ситуации, вызывающие у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно;
  • развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе, паре, самостоятельно);
  • активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся в объяснении
  • знании слов;
  • развивать наблюдательность, умение видеть и воспринимать окружающий мир;
  • сравнить правила поведения за столом более 300 лет тому назад и в настоящий период
  • времени;
  • активизировать творческие способности в практической деятельности.
  • Формы работы: беседа, предметно-словарная работа, работа с книгой, тестом, практическая работа в группах, коллективное обсуждение.

Структура урока:

1. Организационный момент, целеполагание, объявление задач  урока.

2. Предметно-словарная  работа.

  • Постановка проблем. Включение учащихся в поисковую деятельность по решению поставленных проблем.
  • Работа с книгой. Чтение, изучение первоисточников. Работа с архаизмами.

5. Составление чистоговорок (работа в парах, самостоятельно).

6. Просмотр видеозаписи экскурсии  в ресторан.

7. Практическое задание "Сервировка  стола" (работа в группах)

  • Самоанализ и самоконтроль выполненного задания.
  • Просмотр видеофильма "Этикет'.

Оборудование: посуда, столовое белье (скатерти, салфетки), приборы; видеомагнитофон, принесенный в школу одним  из учащихся, видеозапись экскурсии  класса в кафе, видеофильм "Этикет", "Книга для девочек", "Книга  для мальчиков", "Я познаю мир. История вещей", иллюстрации.

 

 

ХОД УРОКА:

1. Организационный  момент

Учитель. Сколько дети у нас гостей! Сколько вокруг хороших  друзей! И не зря нам сейчас Хочется  многое узнать. Мы волнуемся сейчас. Но ... все получится у нас!

Информация о работе Необходимость гуманизации обучения младших школьников