Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:32, курсовая работа
Целью данной работы является всестороннее рассмотрение проблемы гуманизации отношений младших школьников. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Изучение соответствующих разделов учебной педагогической и психологической литературы;
Рассмотрение методических аспектов организации учебного сотрудничества как основы гуманизации отношений школьников;
Практическая реализация гуманизаций отношений между младшими школьниками на примере конкретного урока. В качестве такового в работе рассматривается урок обучения основам этикета, проведенного автором в Леженской основной общеобразовательной школе Тимского района Курской области.
Введение 2
Глава I. Необходимость гуманизации обучения младших школьников 6
Глава II. Организация учебного сотрудничества как основа гуманизации отношений школьников 6
Глава III. Практическая реализация гуманизации отношений между младшими школьниками на примере урока основ этикета в 1 классе 6
Заключение 6
Список используемой литературы 6
В общеметодологическом плане сотрудничать действовать вместе, принимать участие в общем деле (С.И. Ожегов). В философии сотрудничество (синергия) означает, что целое больше суммы его частей (Стивен Р. Кови)9.
Сотрудничество определяется в психологии следующим образом: «успех одного из партнеров способствует или препятствует реализации целей остальных» (М.И. Дьяченко)10. Это позволяет подчеркнуть взаимозависимость членов группы в процессе сотрудничества.
Н.В. Гришина, опираясь на работы К. Томаса, выделяет сотрудничество как способ регулирования конфликтов. Она подчеркивает такие формы поведения, характерные в конфликтных ситуациях людей, как соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление.
Сотрудничество как учет интересов и желаний своих собственных и другого, поддержка и уступка, немедленное преодоление разногласий, успех всех участников спора, отмечается как самая эффективная и продуктивная форма поведения при управлении конфликтами11.
Уважительное сотрудничество, безусловно, является одним из высших типов взаимоотношений между детьми.
Ш.А. Амонашвили в своих ранних работах уже исследовал сотрудничество и способность детей к нему. Он отмечал, необходимость учета самоценности ребенка, его личности. Однако на наш взгляд интерес представляет включение сотрудничества и творчества в механизм продуктивно - творческой интеграции социально - личностного обучения, изучаемого Ш.А. Амонашвили. Он берет за основу определение сотрудничества как «гармонического взаимосодействия». Совершив переход от Педагогики к социально - личностному обучению, Ш.А. Амонашвили, тем не менее, включает сотрудничество в основу обеих технологий12.
В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество определяется как идея совместной развивающей деятельности детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Личностно - ориентированный подход к учащимся, основанный на принципах гуманизации и демократизации, выделяется как «ключевой» в педагогике сотрудничества. Следующие идеи лежат в основе гуманно - личностного подхода:
личность является целью образования в школе, что обуславливает личностную направленность учебно - воспитательного процесса;
гуманизация и демократизация учебного процесса;
новая трактовка индивидуального подхода;
формирование у детей положительной "Я Концепции".
Виды отношений в сотрудничестве на уроках.
Остановимся подробно на рассмотрении сотрудничества как многоаспектной системы отношений.
Рассмотрим следующий важный аспект отношений "ученик - ученик". В данном случае сотрудничество является и условием, и следствием для коллективных форм работ и коллектива.
При рассмотрении данного вопроса нам бы хотелось отметить методику тематического взаимодействия, разработанную Рут. О. Кон13. Она утверждает, что каждая личность взаимодействует со структурами, процессами и членами группы с одной стороны и с задачами, целями, проблемами темы с другой. Это взаимодействие базируется на признании мира чувств, личном мнении каждого человека и вере в способности к самоорганизации жизни и саморазвитию личности в процессе решения задач. Данная методика включает в себя личностно - ориентированный подход и основы для работы в процессе сотрудничества между учениками, а также выделяет важность саморазвития в процессе взаимодействия. Другое направление подразумевает сотрудничество в малых группах (cooperative learning) на уроках. Методы сотрудничества в малых группах, характеризуются гуманистической направленностью в педагогике. Обучение в малых группах получило широкое распространение в таких странах, как Германия, Нидерланды, Великобритания, Австралия, Израиль, Япония. В последнее десятилетие российские педагоги также внесли свой вклад в исследование работ в малых группах.
Важно установить основные особенности формирования малых групп. В их числе рассматриваются:
разные учебные интересы, знания, навыки и умения учащихся;
психологическая совместимость членов группы;
разнообразие социально - психологических характеристик;
в состав каждой группы должны входить ученики обоего пола;
взаимозависимость членов группы между собой;
личная ответственность
особое внимание способам общения между членами группы (социальные аспекты обучения), которым специально обучают;
включение коллективных работ в системы контроля.
Общая оценка (часто описательного характера) состоит из контроля формы общения учеников и академических результатов работы школьников. Обсуждение детьми в конце занятия своего поведения и доступных результатов способствует совершенствованию сотрудничества.
Можно выделить 3 режима работы в командах:
1) коллективная работа, т.е. вся
группа работает над
2) работа в подгруппах;
3) индивидуальная работа каждого
члена команды, а затем
Важно отметить, что реализация всех трех режимов работы на уроке является наиболее эффективной, чем выбор и применение лишь одного из них.
В педагогической литературе существуют разные подходы к определению оптимального количества человек в группе. Большинство авторов целесообразным разбить класс на группы в 2-3 человека. В составе такой группы должен быть сильный, средний и слабый ученики. Многолетние наблюдения показали, что группа из четырех человек обладает наибольшей работоспособностью и продуктивностью. Такая труппа наиболее удобна для внутригруппового общения. Организационные преимущества такого количества учащихся состоит в том, что такая группа легко трансформируется в две подгруппы, что способствует эффективной работе в парах. Как вариант, можно предложить следующий состав такой группы: один сильный ученик, два средних, один слабый (два мальчика и две девочки).
Применительно к обучению в начальной школе можно предложить следующие практические аспекты гуманизации общения среди школьников:
1 Этап.
Знакомство с группой: беседы с родителями, учителями. Наблюдение за детьми. Составление карт индивидуализации для реализации личностно ориентированного подхода к детям. Карты включают в себя информацию о ребенке (фамилия, имя, оценки по основным предметам), его родителях (полная/неполная семья, социальный статус, национальность), взаимоотношения ребенка в группе с другими учениками, интерес к предмету, возможные сложности. Родители могут оказать огромную помощь при выборе оптимального взаимодействия с ребенком, способствующего его дальнейшему развитию.
II Этап.
Для учета интересов и желаний детей учитель предлагает детям выбрать, чем они хотят заниматься на следующем уроке (например, учитывать следующие пожелания детей: «поиграть», «сделать зарядку», «выучить новый стих», «написать что-нибудь в рабочих тетрадях» то есть те виды работы, которые регулярно выполняются на рабочем уроке в начальной школе). Дети обычно бывают активны и проявляют большой интерес при участии в подготовке урока. Учитель записывает пожелания детей и реализует их в ходе дальнейшей работы.
Необходимо научить детей правильно взаимодействовать с другими учениками, выдвигая свои предложения. Надо объяснять им важность решения конфликтов и разногласий, правильно общаться. Учитель должен служить примером оптимального поведения и продуктивного конструктивного разрешения конфликтов.
На этом этапе дети не только предлагают виды работ, но количество времени на них. Учитель должен выступать в роли невидимого режиссера (например, О. предлагает почитать 20 минут. Учитель поощряет желание читать, отмечает успехи детей в чтении, но огорчается, что группа не успеет разгадать интересный кроссворд, если столько времени отвести на чтение).
III Этап.
Конечной целью обучения является партнерство учителя и детей в работе на уроках. Когда организовано сотрудничество «учитель - ученик», отсутствие данного вида взаимодействия в режиме общегруппового взаимодействия невозможно, так как обычно разные виды отношений в сотрудничестве взаимосвязаны и реализуются вместе. Однако обучение детей взаимодействию в парах, подгруппе, группе также необходимо. Оно организуется при чтении и драматизации диалогов, ролевых игр.
Основы работы в подгруппе могут быть заложены в ходе проверки домашнего задания, разного для подгрупп (например, 3 человека пишут минисочинение о животных разного цвета. При чтении их в классе они дополняют друг друга: раннее ознакомившись с работой партнеров, вместе выходят к доске и по очереди читают так, чтобы получился рассказ.
Другие 3 человека подготавливают стихи о животных. Следующие приносят своих игрушечных животных и рассказывают о них…)
Итак, организация группового сотрудничества является одним из важных средств гуманизации отношений среди младших школьников.
Ниже рассмотрим, как
на практике в ходе учебного процесса
можно строить процесс
Цели урока:
Задачи:
Структура урока:
1. Организационный момент,
целеполагание, объявление
2. Предметно-словарная работа.
- Постановка проблем. Включение учащихся в поисковую деятельность по решению поставленных проблем.
- Работа с книгой. Чтение, изучение первоисточников. Работа с архаизмами.
5. Составление чистоговорок
(работа в парах,
6. Просмотр видеозаписи
7. Практическое задание "
- Самоанализ и самоконтроль выполненного задания.
- Просмотр видеофильма "Этикет'.
Оборудование: посуда, столовое белье (скатерти, салфетки), приборы; видеомагнитофон, принесенный в школу одним из учащихся, видеозапись экскурсии класса в кафе, видеофильм "Этикет", "Книга для девочек", "Книга для мальчиков", "Я познаю мир. История вещей", иллюстрации.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент
Учитель. Сколько дети у нас гостей! Сколько вокруг хороших друзей! И не зря нам сейчас Хочется многое узнать. Мы волнуемся сейчас. Но ... все получится у нас!
Информация о работе Необходимость гуманизации обучения младших школьников