Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:32, курсовая работа
Целью данной работы является всестороннее рассмотрение проблемы гуманизации отношений младших школьников. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Изучение соответствующих разделов учебной педагогической и психологической литературы;
Рассмотрение методических аспектов организации учебного сотрудничества как основы гуманизации отношений школьников;
Практическая реализация гуманизаций отношений между младшими школьниками на примере конкретного урока. В качестве такового в работе рассматривается урок обучения основам этикета, проведенного автором в Леженской основной общеобразовательной школе Тимского района Курской области.
Введение 2
Глава I. Необходимость гуманизации обучения младших школьников 6
Глава II. Организация учебного сотрудничества как основа гуманизации отношений школьников 6
Глава III. Практическая реализация гуманизации отношений между младшими школьниками на примере урока основ этикета в 1 классе 6
Заключение 6
Список используемой литературы 6
Девиз работы наш таков: "Когда я вижу - я запоминаю, Когда я делаю - я изучаю, Когда я знаю - я горжусь". (М. Монтессори).
Запоминайте, изучайте и гордитесь собой, мои маленькие академики. А теперь -- внимание! Открывается очередное заседание Академии вежливых наук.
2. Целеполагание
Учитель. Откройте "Букварь" на странице 28. Рассмотрите, пожалуйста, страницу. Что мы должны знать? О чем мы будем говорить'?
Дети. О том, как вести себя за столом:
- как пользоваться посудой,
- как правильно есть,
- вежливые слова за столом,
- поговорим о вилке.
3. Объявление темы, постановка задач урока.
4. Предметно-словарная работа.
Учитель: Что вы можете сказать о предмете и слове "вилка"?
Дети:
Вилка - столовый прибор,
Похожа на вилы, слово "вилка" больше слова "вилы", а предмет вилка меньше сил,
Произошло от слова "вилы",
Это однокоренные слова, корень – “вил”,
Раньше ее называли вила,
Слово многозначное, т.к. имеет несколько значений (штепсельная вилка),
В этом слове два слога,
В слове семь букв, семь звуков,
Предмет имеет разное количество зубьев,
Делают вилки из разных материалов.
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на лист "Что чем едят" и добавьте, какие бывают вилки. (Демонстрация вилок в ходе ответов.)
Дети: Вилка для мясных блюд, вилка для десерта, вилка для рыбы, вилочка для фруктов, вилочка для лимона, вилка для сладостей, вилка для раскладки салата специальные вилки, электровилки и др.
Учитель: Почему возникла необходимость создания вилки? Как давно она возникла?
Давайте с вами вернемся на несколько сот лет назад. О том времени мы знаем по книгам.
Первобытные люди, неардентальцы, викинги все ели руками и очень небрежно. Общество развивалось. А единственным столовым прибором индивидуального пользования оставалась собственная пятерня. (Посмотрите на свою руку.)
И вот настала пора очень модных пышных кружевных воротников "жернова". Они были очень дорогими и, наверное, мешали класть пищу в рот руками. вот и пришлось “руку удлинить”. Придумали двузубое изделие с короткой ручкой. Этим изделием, похожим на небольшие вилы, итальянцы стали есть мясо.
Одна византийская принцесса, (все смотрят иллюстрацию), побывав в гостях, была потрясена вилкой до глубины души. Она ее поразила. " Хочу точно такую", -- подумала принцесса. Но не все мечты сбываются сразу. Прошло несколько десятилетий, и лишь в 1072 году в столице Византии, городе Константинополе, была изготовлена первая вилка. Она была из серебра и золота, имела два зубца и коротенькую ручку.
Пышные воротники вышли из моды, а вилка осталась. И по сей день этот удобный столовый прибор верой и правдой служит людям. Понадобилось примерно 700 лет, чтобы вилка вошла в народный обиход. Вилка по-прежнему служила в основном кухонным предметом, ею куски мяса доставали из общего котла. А вот столовая вилка была предметом роскоши.
Да, кажется вилку признали все. Но время от времени бывает и на эту восьмисотлетнюю старуху проруха...
В США началась борьба против того, чтобы американцы ели с помощью вилки. "Будем есть только с ножа!" Начались споры и разногласия. Не признали вилку и на Востоке. Например, в Китае рис едят палочками. А в Средней Азии излюбленное блюдо плов ловко и умело едят руками.
Вот какая судьба и жизнь нашей дорогой и так всем необходимой вилки! Об этом вы можете прочитать в книге "Я познаю мир. История вещей".
Попробуйте дома выполнить тест на умение пользоваться вилкой. Если вам удается съесть зеленый горошек, не накалывания его на зубцы вилки, этот столовый прибор вы освоили!
5. Правила поведения за столом во время еды.
Учитель: Вот и подошли мы к правилам поведения за столом, за едой. Ну не все ли равно, как человек ест?
Дети: Нет, не все равно! Существуют строгие правила поведения за едой.
Учитель: Как давно существуют эти правила? Где же нам познакомиться с правилами тех давних лет?
Первая книга, по которой русские юноши и девушки могли учиться правильно вести себя за столом, появилась еще в XVIII веке (больше двухсот лет назад). Называлась она "Юности честное зерцало" и составлена была Российской Академией наук. Напечатана она непривычными для нас буквами, некоторые слова не сразу можно разобрать. А сейчас я прочитаю правила, написанные на Руси 300 лет тому назад. Вы подумайте, всё ли рекомендуемое в книге приемлемо сейчас? (Чтение вслух учителем статьи "Русь. 300 лет назад" по букварю).
Что допускалось в прошедшем столетии, кажется смешным в наше время - не так ли? Что изменилось в правилах? Что вас удивило в этих правилах?
Дети: Целое столетие назад люди говорили то же самое.
Учитель: Что свидетельствует о том, что правила написаны очень давно?
Дети: встречаются старые слова; некоторые слова говорит моя бабушка; мы сейчас так не говорим.
Работа с архаизмами
Первой - сначала, сперва, первым делом
На потом - вперед
Перст - палец
Первой - первым
Похоть - причуда, произвол
Лакомо - сладкое
Уста - губы
Ручник – полотенце.
Учитель: В каких книгах мы знакомились с правилами поведения за столом? Перечитывая эти правила, попробуйте, мои академики, дать несколько советов чистотоворок. (работа в парах, самостоятельно).
Дети, разбившись на группы, работают с книгами: "Книга для девочек", "Книга для мальчиков".
Ест - есть - ест - есть |
ты помог соседке сесть |
Ул -ул - ул -ул |
сядь удобно ты на стул |
Ми ми - ми- ми |
локти к телу ты прижми |
Ди - ли - ди -ди |
кисти рук на стол клади |
Ри ри ри - ри |
хлеб руками ты бери |
Ми - ми - ми - ми |
в правую руку нож возьми, в левую руку вилку возьми |
Ши ши- ши - ши |
за обедом не спеши |
Жи -жи жи -жи |
спину крепко ты держи |
Ай тай - ай - тай |
за столом ты не болтай, как заморский попугай |
Чись ись -чись -ись |
кушать правильно учись |
Ом - ом- ом- ом |
не разговаривайте с полным ртом |
Ай - яй ай -яй |
в блюде ты не ковыряй |
Ни - ни - ни - ни |
рот салфеткой ты не три, только губы промокни |
Бу -будь - бу- будь |
вежливым конечно будь, про "спасибо" не забудь |
6. Просмотр видеозаписи экскурсии в ресторан.
Учитель: За тысячелетия своего существования люди выработали определенные нормы поведения. Эти нормы, конечно, в разные исторические времена и в каждой стране имеют свои особенности. Недавно, будучи на экскурсии, наш класс побывал в кафе "Дружба", где мы поближе познакомились с нормами поведения за столом. Почему они возникли?
Дети: Они возникли из уважения к тем, кто сидит вместе с гобой за столом. Просмотр видеокассеты "В кафе" .
Учитель: Что дала вам эта экскурсия?
7. Практическое задание "Сервировка стола".
Мы не сомневаемся: в кафе, в гости вы ходить любите, а вот умеете ли вы принимать гостей у себя? Сможешь ли ты окружить вниманием и заботой свих близких на кухне?
Практическое задание "Сервировка стола" в группах.
Учитель: Что значит сервировка стола?
Дети: Подготовка стола к завтраку, обеду, ужину или к чаю.
Дано: скатерть, салфетки, тарелки (глубокие, мелкие), чашки стаканы, вилки, ножи (столовые, десертные, чайные) цветы и вазочки для цветов.
Задание: расположить все так, чтобы было красиво, правильно и удобно. И, конечно же, возбуждало аппетит!
Дети объединяются в группы по желанию (с кем бы он хотел выполнить задание, кто бы кого хотел пригласить в гости). Дети сервируют стол для завтрака, стол для обеда, чайный стол (варианты), соблюдая общие правила сервировки стола.
8. Самоанализ
и самоконтроль в группах
Просмотр видеокассеты "Этикет".
Все кругом ласкает взоры,
Блещут чистые приборы,
Если даже ты и сыт,
Вновь приходит аппетит!
Проверяя столы, учитель на каждый стол ставит вазочки с цветами и читает стихотворение:
Слова с рожденья ждет жестокий выбор –
Не всякий возглас в речи выжить мог.
Но вот звучит во все века "спасибо" --
Спаси, мол, брат, тебя за это Бог!
Касаются веков сквозные грани,
И снова в нас преемственность жива,
И из старинных лучших пожеланий
Кроятся наши русские слова.
Уже в 17 столетии стало обычаем звонить в колокол, приглашая гостей к столу.
Так пусть он позвонит, и мы займем наши места за столом.
Приглашаем всех гостей к столу!
Духовность личности - это сопричастность ее к миру как таковому во всех его проявлениях, отраженная в гуманистических идеях.
Выделим ряд показателей духовного развития личности: сопереживание (сочувствие) другим людям и желание добра другому, способность оказывать помощь другим людям: жажда улучшения окружающей жизни, активное содействие такому улучшению, размышления о вечных проблемах жизни, о смысле жизни, самосовершенствование личности.
Психологическим механизмом формирования духовности личности является "вочеловечение" явлений окружающей действительности, расценивание явления с позиции жизни человека, основывающейся на Добре, Истине, Красоте.
Наука, искусство, философия, мораль, творческий труд выступают в качестве средства духовного развития личности. Но сами по себе средства не обеспечивают духовного развития. Они становятся фактором лишь при условии ориентации на человека.
Духовное развитие младшего школьника начинается там и только там, где есть ориентация на "другого человека" как такового, где учитывается "другая жизнь" как такая же ценностная, как твоя собственная.
Там же, где отсутствует
Гуманизация отношений в школе выступает первым элементом в системе совершенствования духовного развития младшего школьника.
Она заключается в следующем:
Гуманитаризация школьного образования на первоначальном этапе работы производится через введение в учебную программу гуманитарных дисциплин. В качестве такой дисциплины может выступать, например, этикет, изучение основ здорового образа жизни, краеведение и т.д. Их преподавание может быть обеспечено силами самой школы. Об успешном введении основ этикета для младших школьников свидетельствует педагогический опыт автора работы.
Предметно-вещный материальный мир, отчужденный от человека научно-техническим прогрессом и социальным неравенством людей, должен предстать перед ребенком одухотворенным, наполненным социальным значением и личностным смыслом, а каждый предмет - как носитель человеческого духа, творчества, усилия и отношения. Надо приучать детей видеть в предметном мире следы человеческой души и средства для духовной жизни - только тогда возможно формирование уважительного и заботливого отношения к материальному достоянию общества, личной собственности человека, но самое главное – друг к другу.
Информация о работе Необходимость гуманизации обучения младших школьников