Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:30, дипломная работа
Актуальность изучения проблемы. Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения.
Критические значения:
Uкр: 338 (р=0,05),
229(р=0,01).
Uкр > Uэмп
Таким образом, нами определено, что родители из неполных семей выстраивают детско-родительские отношения преимущественно по таким типам как «Маленький неудачник» (р≤0,01), «Авторитарная гиперсоциализация» (р≤0,01), «Принятие отвержение» (р≤0,01). Родители же из полных семей преимущественно прибегают к типу «Кооперация» в своих взаимоотношениях (р≤0,01).
Перейдем анализ и интерпретацию полученных результатов психологических особенностей в каждой группе подростков.
Методика диагностики социально - психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Прослушав высказывание, выбранный вариант ответа отмечался в бланке для ответов, состоящий из семи вариантов оценок. Баллы, суммировали в соответствии с ключом. Подставив суммированные баллы в определенные формулы, получили все шесть интегральных показателя.
Общие показатели представлены в таблице
2 и диаграммы 2.
Показатели различий в адаптации по методике социально - психологической адаптации Р. Роджерса и Р. Даймонда
Таблица 2.
№ п/п |
Интегральные показатели |
Средние значения по интегральным шкалам | |
Подростки из полных семей |
Подростки из неполных семей | ||
1 |
Адаптивность |
97 |
58 |
2 |
Самопринятие |
84 |
56 |
3 |
Приятие других |
63 |
41 |
4 |
Эмоциональный комфорт |
58 |
43 |
5 |
Интернальность |
44 |
39 |
6 |
Доминирование |
67 |
51 |
Диаграмма 2. Показатели различий в адаптации по методике социально - психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда
Рассмотрим полученные данные по каждой из шкал:
подростки из неполных семей показали довольно низкие показатели по шкале адаптативности и довольно высокие показатели по шкале дезадаптативности - по интегральному показателю «адаптативность» 45% подростков имеют низкие показатели, в зоне неопределенности у 40% подростков и высокие показатели имеют 15% подростков.
По шкале «принятие себя» также определены довольно низкие показатели, в то время как по шкале неприятие себя, наоборот, высокие - по интегральному показателю «самопринятие» высокие показатели у 19% подростков, принявших участие в исследовании, у 49% подростков результаты расположены в зоне неопределенности со смещением к низким показателям и у 32% подростков низкие показатели. Как показывают полученные данные, подростки из неблагополучных семей низко оценивают себя, что приводит к снижению самооценочной стороны самоотношения подростков. По интегральной шкале «принятие других» полученные результаты говорят о том, что подросткииз неблагополучных семей имеют сложные межличностные установки, что по нашему мнению связано с ощущением себя не таким, как другие, и как следствие, неприятие других более здоровых. Так 17% подростков имеют высокие показатели по данному показателю, 18% подростков имеют результаты в зоне неопределенности с тенденцией к высоким результатам, 29% подростков имеют результаты в зоне неопределенности с тенденцией к низким показателям и 36% подростков имеют низкие показатели.
Эмоциональный комфорт на высоком уровне определено у 21% подростков, на среднем уровне у 41% подростков, в то время как 38% подростков имеют низкий уровень эмоционального комфорта. По интегральному показателю интернальности также наблюдаются результаты ниже возрастной нормы - для 33,3% подростков характерно чувство контроля над собственной жизнью. Они активны, ответственны, способны принимать решения и настойчиво достигать целей. Более половины подростков (66,7%) склонны чувствовать себя беспомощными, невезучими, неспособными принять решение, пассивно подчиняющимися случаю или другим людям. На социально-психологическом уровне это проявляется как ведомость, уступчивость, податливость чужим мнениям и действиям.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что 36,7% подростков независимы, стараются быть среди лучших, мыслить и действовать самостоятельно. Эти подростки стремятся к успеху и лидерству, к самостоятельному принятию решений, активному жизненному стилю.
Зависимость от мнения окружающих, избегание конфликта с ними, покладистость, избегание лидерства и личного успеха, делегирование ответственности - характерны для 63, 3% подростков. Очевидно, эти качества входят в адаптивный для данных испытуемых образ человека.
подростки из полных семей - проанализировав результаты исследования, мы пришли к выводу о том, что для 36,7% подростков характерна высокая адаптивность к новым условиям обучения и новому коллективу. Тогда как для большинства подростков 63,3% все же характерна дезадаптивность. У большинства подростков возникают трудности в общении и, как следствие, трудности в адаптации к новым условиям жизни и личностном развитии. Проанализировав показатели по фактору самопринятие можно прийти к выводу о том, что 33,3% подростков понимают и ценят себя, хорошо относятся к себе. А 66,7% подростков менее довольны собой, чаще сомневаются в собственной ценности и своей привлекательности в глазах окружающих.
Фактор «принятие других» показывает, насколько человек ладит с окружающими, устанавливает с ними теплые, добрые отношения, терпимый к людям. Как показывают данные 40% респондентов избегают портить с кем-нибудь отношения, в структуре их социально-психологической адаптации центральное место занимает принятие других. А 60% подростков зачастую конфликтует с окружающими.
Как видно из результатов исследования спокойное, уравновешенное состояние, характерно для 36,7% подростков. Следовательно, они в основном всем довольны, оптимистичны, открыто выражают свои чувства, свободны от страха и тревоги. А 63,3% испытуемых испытывают различные негативные переживания, чувство эмоционального дискомфорта.
23,3% подростков характерно чувство контроля над собственной жизнью.
Большинство подростков - 76,7% экстеранальны в области достижений, неудач, межличностных отношениях и в отношении болезни и здоровья.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что 26,3% подростков стремятся к доминированию, к успеху и лидерству, к самостоятельному принятию решений, активному жизненному стилю.
Зависимость от мнения окружающих, избегание конфликта с ними, покладистость, избегание лидерства и личного успеха, делегирование ответственности - характерны для 76,7% подростков.
Подводя итог полученных результатов, мы можем отметить следующие тенденции у подростков из неблагополучных семей признаки дезадаптации выражены сильнее.
Для подтверждения полученного результата, проведем статистическую обработку результатов, используя непараметрический критерий сравнений - U-критерий Манна-Уитни.
Гипотезы:
Нулевая гипотеза Н0 - не существует достоверных различий показателей социально-психологической адаптации между подростками из полных и неполных семей.
Альтернативная гипотеза Н1 - существуют достоверные различия показателей социально-психологической адаптации между подростками из полных и неполных семей.
Расчет значений U-критерий Манна-Уитни по всем шкалам социально-психологической адаптации
Таблица 3.
Сравнение двух независимых выборок (U-критерий Манна-Уитни) | ||||||
шкала «Адаптивность» | ||||||
Размер группы #1 |
30 |
Размер группы #2 |
30 | |||
W1 Сумма рангов (ряд 1) |
1200,5 |
U |
164,5 | |||
W2 Сумма рангов (ряд 2) |
629,5 |
Н0 |
отклонена | |||
шкала «Самопринятие» | ||||||
W1 Сумма рангов (ряд 1) |
1211 |
U |
154 | |||
W2 Сумма рангов (ряд 2) |
619 |
Н0 |
отклонена | |||
шкала «Приятие других» | ||||||
W1 Сумма рангов (ряд 1) |
1251,5 |
U |
113,5 | |||
W2 Сумма рангов (ряд 2) |
578,5 |
Н0 |
отклонена | |||
шкала «Эмоциональный комфорт» | ||||||
W1 Сумма рангов (ряд 1) |
1240 |
U |
125 | |||
W2 Сумма рангов (ряд 2) |
590 |
Н0 |
отклонена | |||
шкала «Интернальность» | ||||||
W1 Сумма рангов (ряд 1) |
1242,5 |
U |
122,5 | |||
W2 Сумма рангов (ряд 2) |
587,5 |
Н0 |
отклонена | |||
Шкала «Доминирование» | ||||||
W1 Сумма рангов (ряд 1) |
1241,5 |
Статья I. U |
123,5 | |||
W2 Сумма рангов (ряд 2) |
588,5 |
Н0 |
отклонена |
Вывод: Uкр > Uэмп
Как мы видим, по всем показатели социально-психологической адаптации Uэмп<Uкр, следовательно принимаем гипотезу Н1. По всем шкалам подростки из полных семей имеют достоверно более высокие значения по всем исследуемым шкалам социально-психологической адаптации (р≤0,01). Уровень социально-психологической дезадаптации выше у подростков из неполных семей.
Определяя особенности проявлений самоотношения по методике исследования самоотношения по С.Р. Пантелееву, испытуемым был предложен опросник с 110 утверждениями, с предложением выразить свое отношение к утверждениям. После подсчета баллов по каждой из шкал, все баллы переведены в стены, объединены в протокол исследования (и проведен качественный анализ полученных. Представим полученные результаты.
У подростков из неполных семей по шкале «открытость», мы определили, что 8% испытуемых показали высокие значения, 57% средние и 25% низкие значения; по шкале «самоуверенность» 12% испытуемых с высокими значениями, 51% со средними и 37% с низкими показателями; по шкале «саморуководство» 16% показали высокие результаты, 48 % средние и 36% низкие; по шкале «отраженное самоотношение» у 12% испытуемых высокие значения, 52% средние и 36% низкие значения по данной шкале; оценивая свою «самоценность» по соответствующей шкале 10% показали высокие показатели, 53% средние и 37% низкие показатели; по шкале «самопринятие» 21% подростков показали высокие результаты, 48% средние и 31% низкие; 10% испытуемых показали высокие результаты по шкале «самопривязанность» - 44% средние и 46% низкие; у 32% старшеклассников высокие результаты по шкале «внутренние конфликты» - 48% средние и 20% низкие; по шкале «самообвинение» 28% подростков показали высокие значения, 43% средние и 29% низкие значения.
Как мы видим из процентных показателей распределения значений по шкалам, ведущими являются средние показатели, низкие значения на втором месте, а высокие значения на третьем месте.
У подростков из полных семей по шкале «открытость», мы определили, что 28% испытуемых показали высокие значения, 57% средние и 15% низкие значения; по шкале «самоуверенность» 24% испытуемых с высокими значениями, 59% со средними и 17% с низкими показателями; по шкале «саморуководство» 23% показали высокие результаты. 60% средние и 17% низкие; по шкале «отраженное самоотношение» у 25% испытуемых высокие значения, 61% средние и 14% низкие значения по данной шкале; оценивая свою «самоценность» по соответствующей шкале 27% показали высокие показатели, 63% средние и 8% низкие показатели; по шкале «самопринятие» 30% подростков показали высокие результаты, 52% средние и 18% низкие; 20% испытуемых показали высокие результаты по шкале «самопривязанность» - 53% средние и 22% низкие; у 18% подростков высокие результаты по шкале «внутренние конфликты» - 63% средние и 19% низкие; по шкале «самообвинение» 17% подростков показали высокие значения, 63% средние и 20% низкие значения.