Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:30, дипломная работа
Актуальность изучения проблемы. Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения.
Как мы видим из процентных показателей распределения значений по шкалам, ведущими являются средние показатели, высокие значения на втором месте, а низкие значения на третьем месте.
У подростков сильнее выражены такие показатели, как внутренние конфликты и самообвинение.
Представим полученные данные в виде таблицы 4 и диаграммы 3.
Среднегрупповые значения по шкалам методики исследования самоотношения по С.Р. Пантелееву
Таблица 4.
Шкалы |
Подростки из полных семей |
Подростки из неполных семей |
1. Открытость |
9,1 |
7,5 |
2.Самоуверенность |
11,3 |
9,2 |
З. Саморуководство |
8,6 |
6,2 |
4.Отраженное самоотношение |
7,9 |
5,4 |
5.Самоценность |
11,5 |
9,2 |
6.Самоприятие |
10,9 |
9,1 |
7.Самопривязанность |
6,2 |
4,8 |
8.Внутренняя конфликтность |
10,8 |
13,5 |
9. Самообвинение |
6,4 |
8,7 |
Диаграмма 3. Среднегрупповые показатели распределения значений по шкалам методики исследования самоотношения по С.Р. Пантелееву
Таким образом, уровень самоотношения по всем исследуемым шкалам выше у подростков из полных семей.
Для подтверждения полученного результата, проведем статистическую обработку результатов, используя непараметрический критерий сравнений - U-критерий Манна-Уитни.
Гипотезы:
Нулевая гипотеза Н0 - не существует достоверных различий показателей самоотношения между подростками из полных и неполных семей.
Альтернативная гипотеза Н1 - существуют достоверные различия показателей самоотношения между подростками из полных и неполных семей.
Расчетные значения U-критерий Манна-Уитни по всем шкалам самоотношения
Таблица 4.
Сравнение двух независимых выборок (U-критерий Манна-Уитни) | ||||||
шкала «Открытость» | ||||||
Размер группы #1 |
30 |
Размер группы #2 |
30 | |||
W1 Сумма рангов (ряд 1) |
1260,5 |
U |
104,5 | |||
W2 Сумма рангов (ряд 2) |
569,5 |
Н0 |
отклонена | |||
шкала «Самоуверенность» | ||||||
W1 Сумма рангов (ряд 1) |
1261 |
U |
104 | |||
W2 Сумма рангов (ряд 2) |
569 |
Н0 |
отклонена | |||
шкала «Саморуководство» | ||||||
W1 Сумма рангов (ряд 1) |
1261,5 |
U |
103,5 | |||
W2 Сумма рангов (ряд 2) |
568,5 |
Н0 |
отклонена | |||
шкала «Отраженное самоотношение» | ||||||
W1 Сумма рангов (ряд 1) |
1265 |
U |
100 | |||
W2 Сумма рангов (ряд 2) |
565 |
Н0 |
отклонена | |||
шкала «Самоценность» | ||||||
W1 Сумма рангов (ряд 1) |
1222,5 |
U |
142,5 | |||
W2 Сумма рангов (ряд 2) |
607,5 |
Н0 |
отклонена | |||
Шкала «Самопривязанность» | ||||||
W1 Сумма рангов (ряд 1) |
1211,5 |
Статья II. U |
153,5 | |||
W2 Сумма рангов (ряд 2) |
618,5 |
Н0 |
отклонена | |||
шкала «Внутренняя конфликтность» | ||||||
W1 Сумма рангов (ряд 1) |
1215 |
U |
150 | |||
W2 Сумма рангов (ряд 2) |
615 |
Н0 |
отклонена | |||
шкала «Самообвинение» | ||||||
W1 Сумма рангов (ряд 1) |
1182,5 |
U |
182,5 | |||
W2 Сумма рангов (ряд 2) |
647,5 |
Н0 |
отклонена |
Вывод: Uкр > Uэмп
Как мы видим, по всем показатели социально-психологической адаптации Uэмп<Uкр, следовательно принимаем гипотезу Н1. По всем шкалам из полных семей имеют достоверно более высокие значения (р≤0,01) по всем исследуемым шкалам самоотношения, кроме шкал «внутренняя конфликтность», «самообвинение» - по данным шкалам уровень выше у подростков из неполных семей.
Опросник нервно-психического напряжения (НПН) Т.А. Немчина позволил выявить особенности нервно-психического напряжения у исследуемых подростков.
Данные, полученные в ходе исследования, говорят о том, что уровень нервно-психического напряжения выше у подростков из неполных семей.
Так, у подростков из полных семей наблюдается высокий уровень нервно-психического напряжения у 23% испытуемых, 38% подростков имеют средний уровень НПН и 39% имеют низкий уровень НПН. Подростки из полных семей отмечают незначительные ощущения физического дискомфорта, которые не мешают учебе, болевые ощущения периодически проявляются, но быстро исчезают. Они имеют чувство психического комфорта, подъема психического деятельности либо единичные, слабо выраженные, быстро проходящие и не мешающие учебе явления. Проявляются разнообразные неприятные признаки напряжения, наблюдающихся со стороны различных органов и систем организма.
У 36% подростков из неполных семей определен высокий уровень нервно-психического напряжения, средний уровень определен у 42% подростков, у 22% подростков выявлен низкий уровень НПН.
Эти подростки отмечают значительное мышечное напряжение, подергивание отдельных мышц, снижение точности движения, резкое усиление двигательной активности, появляется чувство «комок в горле» и обильного «холодного» пота. Кроме этого они ощущают резкое обострение чувствительности, чувство неуверенности в себе, снижения настроения. Эмоциональное состояние отмечается такими особенностями, как беспокойный сон, появление чувство страха, паники, отчаяния, признаки напряжения развиваются очень часто и нередко без достаточных причин, весьма значительная продолжительность состояния напряжения, не прекращающаяся в течение длительного времени.
Диаграмма 4. Процентные показатели нервно-психического напряжения у подростков
Как показывают данные качественного анализа, графические данные, подростки из неполных семей имеют более высокие значения нервно-психического здоровья, чем подростки из полных семей.
Проведем исследования на статистическом уровне.
Нулевая гипотеза Н0 - не существует достоверных различий показателей нервно-психического напряжения между подростками из полных и неполных семей.
Альтернативная гипотеза Н1 - существуют достоверные различия показателей нервно-психического напряжения между подростками из полных и неполных семей.
Сравнение двух независимых выборок | |||
Размер выборки #1 |
30 |
Размер выборки #2 |
30 |
W1 Сумма рангов (ряд 1) |
1300 |
U (большее) |
835 |
W2 Сумма рангов (ряд 2) |
530 |
U |
65 |
Определили критические значения:
Uкр. < Uэм.
Принимаем гипотезу Н1. Уровень нервно-психического напряжения выше у подростков из неполных семей.
Таким образом, нами определены некоторые психологические особенности подростков из полных семей.
Выводы 2 главы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее членной, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.
Проблемы развития и социализации детей в контексте семейных отношений затрагиваются в исследованиях в области социальной педагогики и психологии (В.Г Бочарова, М.Ю. Кондратьев, А.В.Мудрик, И. С. Полонский, A.M. Прихожан, А.А. Реан, В.Д. Семенов, А.Н. Толстых, Б.Ю. Шапиро и др.), а также в превентивной психологии и педагогике (С.А.Беличева, А.С.Белкин, А.И. Захаров, В.Е. Каган, А.И. Кочетов, И.П. Прокопьев, М. Раттер и др.).
Особенности взаимодействия
ребенка с родителями, степень их отзывчивости,
наличие эмоциональных связей и отношений
привязанности оказывают влияние на протяжении
всего периода детства, так и в дальнейшей
жизни, являются своеобразным эталоном
построения его отношений с другими людьми.
Поэтому так важно, чтобы у каждого ребенка
были и отец и мать.
Но если в семье
только один родитель? Каковы социально-психологические
последствия воспитательного влияния
такой семьи на формирование личности
ребенка? Ответы на эти вопросы лежат мы
решили дать в нашей дипломной работе.
Однако многое в психическом развитии
и личностном становлении ребенка зависит
не только от наличия одного либо двух
родителей. Принципиально важно как складываются
отношения между ребенком и тем родителем,
с которым он живет, и в какой форме поддерживаются
связи с родителем, который по той или
иной причине не может жить вместе с семьей.
Детские психологи, занимающиеся изучением проблем семейного воспитания, отмечают, что полная семья сама по себе не гарантирует успеха в воспитании ребенка, а лишь создает предпосылки успешного формирования его личности. Тем не менее, воспитание в условиях неполной семьи таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется встретиться каждому одинокому родителю.
Прежде чем мы перейдем к рассмотрению
социально-психологических особенностей
формирования личности ребенка в неполной
семье, необходимо ответить на вопрос
-- что же такое неполная семья и каковы
ее основные разновидности?
Традиционно
принято считать, что неполной называется
такая семья, которая состоит из одного
родителя с одним или несколькими несовершеннолетними
детьми. Психологи выделяют еще дополнительную
категорию неполных семей -- это так называемые
функционально неполные семьи, где присутствуют
оба родителя, но в связи с профессиональными
либо другими обстоятельствами мало оставляют
времени для семьи, либо вообще забывают
о своих воспитательных функциях. Неполная
семья образуется, как правило, вследствие
расторжения брака, внебрачного рождения
ребенка, смерти одного из родителей или
раздельного их проживания. В связи с этим
необходимо выделять следующие разновидности
неполных семей: осиротевшие, внебрачные,
разведенные и распавшиеся. В зависимости
от того, кто из родителей занимается воспитанием
детей, выделяют материнские и отцовские
неполные семьи.
В условиях современной действительности
неполная семья в большинстве случаев
состоит из матери с ребенком или несколькими
детьми, то есть является по сути материнской.
В этой связи мы будем рассматривать особенности
материнско-детских отношений и их влияние
на характер психологического и личностного
развития ребенка.
Родительский дом испокон веков называется
отчим, в этом выражении заложен глубокий
смысл, определяющий важную роль отца
в воспитании и формировании личности
ребенка. Современными психологическими
исследованиями было доказано, что отсутствие
в семье не просто отца, а, прежде всего
мужчины является важной предпосылкой
отклонений в психическом развитии ребенка.
Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:
1. нарушений развития интеллектуальной сферы (страдают аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных);
2. недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;
3. затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;
4. формирования избыточной, патологической привязанности к матери.
Результатом издержек материнского воспитания
в неполных семьях может стать деформация
личности ребенка уже в раннем детстве.
Если в полной семье эмоциональный фон
создает мать, поддерживая благоприятную
семейную атмосферу понимания, доверительности
и душевной близости, то отец выполняет
функции нормативного контроля и осуществляет
регуляцию поведения.
В неполной
семье реализация всех перечисленных
выше функций возлагается на мать, и не
всегда ей это удается. От издержек материнского
воспитания в таких семьях страдают, прежде
всего, мальчики.
Одна из
наиболее распространенных особенностей
материнского воспитания в неполных семьях
-- чрезмерная опека сына матерью. В своем
стремлении оградить сына от жизненных
трудностей, ответственности и риска матери
часто тем самым парализуют детскую волю,
мешают сыновьям стать мужчинами. В результате
материнская гиперопека может привести
к серьезному психологическому осложнению
взаимоотношений между сыном и матерью,
исходом которой может стать эмоциональное
отчуждение, ненависть и вражда.
Не всегда взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способность рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни.