Неполные дети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:30, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность изучения проблемы. Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения.

Вложенные файлы: 1 файл

НЕПОЛНЫЕ ДЕТИ.doc

— 2.19 Мб (Скачать файл)

          Эмпирическое исследование позвалило на определить, что  родители из неполных семей выстраивают детско-родительские отношения преимущественно по таким типам как «Маленький неудачник» (р≤0,01), «Авторитарная гиперсоциализация» (р≤0,01), «Принятие отвержение» (р≤0,01).  Родители же  из полных семей преимущественно прибегают к типу «Кооперация» в своих взаимоотношениях  (р≤0,01). По всем шкалам подростки из полных семей  имеют достоверно более  высокие значения по всем исследуемым шкалам социально-психологической адаптации (р≤0,01). Уровень социально-психологической дезадаптации выше у подростков из неполных семей. По всем шкалам из полных семей имеют достоверно более  высокие значения (р≤0,01) по всем исследуемым шкалам самоотношения, кроме шкал «внутренняя конфликтность», «самообвинение» - по данным шкалам уровень выше у подростков из неполных семей. Уровень  нервно-психического напряжения выше у подростков из неполных семей.

          Таковы некоторые психологические особенности формирования личности ребенка, характерные для всех типов неполных семей. В то же время каждая разновидность неполной семьи имеет свои, присущие только ей характерные черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процесс психического развития и личностного становления ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Знание, 2002.
  2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Прогресс, 2000.
  3. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: ЭКСМО, 2000.
  4. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: АСТ, 2000.
  5. Баркан А. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М.: Аст-Пресс, 2001.
  6. Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: ЭКМО, 2000.
  7. Бодалев А.А., Столин В.В. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования. - М.: Высшая школа, 1999.
  8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). - М.: Просвещение, 2004.
  9. Боковикова А.М. Основные направления современной психотерапии/ Семейная системная психотерапия/ сост. А.Я. Варга. - М.: Знание, 2000.
  10. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1999.
  11. Бруменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М., 1999.
  12. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М.: Академия, 2000.
  13. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М.: Просвещение, 2003.
  14. Варга А.Я, Смехов В.А.  Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей. -  М.: Педагогика, 2004.
  15. Винникотт Д.В. Разговор с родителем. - М.: Педагогика, 2005.
  16. Витакер К. За пределами психики. Терапевтическое путешествие. - М.: Просвещение, 1999.
  17. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Знание, 2001.
  18. Гаврилова Т.П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей/Вопросы психологии - 2004, - №1
  19. Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в психологию. - М.: Педагогика, 2000.
  20. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЭСКМО, 2005.
  21. Гордон Т.Р. Повышение родительской эффективности/ Популярная педагогика.- Екатеринбург, 1999.
  22. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии - 1995. - №2.
  23. Джайнотт Х. Родители и дети // Знание. - 1996. - №4.
  24. Диагностическая и коррекционная работа психолога /Под ред. И.В. Дубровиной, - М.: Педагогика, 2007.
  25. Елизаров А.Н. Введение в психологическое консультирование: Учебное пособие. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001.
  26. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия Психология ребёнка. - СПб.: Питер, 2000.
  27. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.- СПб.: Питер,2002.
  28. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М.: МГУ, 2002.
  29. Каган В. Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание // Вопросы психологии. - 2002. - № 2..
  30. Ковалев С. В. Психология современной семьи. - М.: Прогресс, 2003.
  31. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности).- Минск, ТетраСистемс, 2000.
  32. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: АСТ, 1999.
  33. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Знание, 2001.
  34. Куликова Т.А. Семейная педагогика.- М.: Педагогика, 1999.
  35. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. - М.: Знание, 2001.
  36. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Психологические проблемы семьи. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов/ Психологический журнал. - 2005 - №3.
  37. Марковская И.М, О возможности применения теста семейных отношений в психологической консультации // Семейная психология и семейная терапия. - 1999. - №2.
  38. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. - 1999. - №2.
  39. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2000.
  40. Медведева И., Шишова Т. Книга для трудных родителей. - М.: Просвещение, 2004.
  41. Минияров В.М. Психология семейного воспитания. - Воронеж, 2000.
  42. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. - М.: Знание, 2005.
  43. Мишина Т.И. Исследования семьи в клинике и коррекция семейных отношений//Ред. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. - СПб.: Питер, 2006.
  44. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. - М.: Педагогическое общество России, 2001..
  45. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М.:ЭКСМО, 2001.
  46. Навайтес Г. Семья в психологической консультации. - М.: Высшая школа, 1999.
  47. Овчарова Р.Ф. Семейная академия: вопросы и ответы. - М.: Просвещение, 2006..
  48. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание, 2002.  .
  49. Помощь родителям в воспитании детей. Пер. с английского /под ред. Пилиповского В.Я..- М.: Академия, 2002.
  50. Популярная психология для родителей. / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1999.
  51. Роджерс К. Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.
  52. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Учебное  пособие. - М.: Академия, 2001.
  53. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Педагогика-Пресс, 2002.
  54. Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб.: Речь, 2001.
  55. Семья в психологической консультации. // Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. - М.: Педагогика, 1999.
  56. Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. - М.: АСТ, 2005.
  57. Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер-мл. Р. Ребенок как личность: Становление культуры справедливости и воспитание совести. - М.: Знание, 2004.
  58. Спиваковская А. С. Как быть родителями. (О психологии родительской любви). - М.: Педагогика, 2006.
  59. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. - М.: Высшая школа,2006.
  60. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультативной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.:МГУ, 1999.
  61. Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания. - М.: Семья, 1999.
  62. Торре А.Т. Ошибки родителей. - М.: Педагогика 2003.
  63. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. - М.: Высшая школа,1999.
  64. Фридман Л. М. Психология воспитания. - М.: Сфера, 1999.
  65. Фримен Д. Техники семейной психотерапии. - СПб.: Питер, 2000.
  66. Хейли Д. Терапия испытанием. - М.: Знание, 2003.
  67. Хеллингер Б. Порядки любви. Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. - М.: Просвещение, 2001.
  68. Хоментакаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 2002.
  69. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. - М.: Прогресс, 2003.
  70. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. - М.: Владос-Пресс, 2003.
  71. Чепмен А., Чепмен-Сантана М. Проблемно-ориентированная психотерапия. -СПб.: Речь, 2001.
  72. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. - М.: Высшая школа, 2007.
  73. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Питер, 2001.
  74. Эриксон Э. Детство и общество. - Обнинск, 2003.
  75. Юнг К.Г. Божественный ребенок. - М.: Зарубежная литература, 2005.
  76. Юнг К.Г. Конфликты детской души. - М.: ЭКСМО, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

Приложение 1.

Диагностика детско-родительских отношений по методике  А.Я. Варга и В.В. Столина

           Инструкция: Вам будет  предложен ряд утверждений. Внимательно читайте каждое и в зависимости от того, верно или неверно данное утверждение по отношению к Вам, отвечайте ДА или НЕТ. Ответы фиксируйте в специальном бланке, в тексте опросника никаких пометок делать не надо.

 

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи,  когда издевательское отношение к  ребенку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".

18. Моего ребенка  трудно  научить  хорошим  манерам при всем старании.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку "липнет" все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в  компании  знакомых говорят о детях,  мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком  все  свое свободное время.

28. Я часто жалею о том,  что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том,  чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все остальное - приложится.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка - сплошная неровотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сводные данные диагностики детско-родительских отношений по методике  А.Я. Варга и В.В. Столина

Первая группа

Порядковый номер участника исследования (родители)

Маленький неудачник

Авторитарная гиперсоциализация

Принятие-отвержение

Кооперация

Симбиоз

1

53,79

31,19

19,53

57,96

84,19

2

97,5

48,82

4,72

4,41

45,57

3

31

7,88

74,97

74,97

70,25

4

99,36

80,93

92,93

4,41

14,55

5

88,6

12,29

74,97

13,86

93,04

6

84,17

9,77

86,63

57,96

84,19

7

3,79

5,67

39,06

83,79

70,25

8

95,5

80,93

4,72

4,41

14,55

9

77,21

19,22

92,93

74,97

45,57

10

84,17

31,19

39,06

13,86

14,55

11

68,35

48,82

57,96

4,41

45,57

12

12,02

7,88

19,53

95,75

93,04

13

68,35

9,77

39,06

74,97

96,83

14

53,79

7,88

19,53

69,3

70,25

15

3,79

48,82

19,53

4,41

45,57

16

90,5

5,67

57,96

69,3

70,25

17

90,5

31,19

19,53

13,86

93,04

18

100

80,93

4,72

4,41

14,55

19

31

19,22

39,06

53,87

84

20

53,79

9,77

92,93

32,13

45,57

21

77,21

7,88

39,06

32,13

70,25

22

63

3,46

57,96

83,79

99,37

23

53,79

7,88

19,53

53,87

84,19

24

3,79

7,88

57,96

83,79

99,37

25

92,4

48,82

19,53

13,86

45,57

26

12,02

48,82

19,53

69,3

84,19

27

53,79

19,22

74,97

13,86

93,04

28

84,17

31,19

86,63

13,86

70,25

29

31

12,29

92,93

32,13

93,04

30

12,02

19,22

96,95

32,13

99,37


Вторая группа

Порядковый номер участника исследования (родители)

Маленький неудачник

Авторитарная гиперсоциализация

Принятие-отвержение

Кооперация

Симбиоз

1

68,35

9,77

39,06

74,97

96,83

2

53,79

7,88

19,53

69,3

70,25

3

3,79

48,82

19,53

4,41

45,57

4

90,5

5,67

57,96

69,3

70,25

5

90,5

31,19

19,53

13,86

93,04

6

100

80,93

4,72

4,41

14,55

7

31

19,22

39,06

53,87

84

8

53,79

9,77

92,93

32,13

45,57

9

3,79

7,88

57,96

83,79

99,37

10

92,4

48,82

19,53

13,86

45,57

11

12,02

48,82

19,53

69,3

84,19

12

53,79

19,22

74,97

13,86

93,04

13

84,17

31,19

86,63

13,86

70,25

14

31

12,29

92,93

32,13

93,04

15

12,02

19,22

96,95

32,13

99,37

16

3,79

5,67

39,06

83,79

70,25

17

95,5

80,93

4,72

4,41

14,55

18

77,21

19,22

92,93

74,97

45,57

19

84,17

31,19

39,06

13,86

14,55

20

68,35

48,82

57,96

4,41

45,57

21

12,02

7,88

19,53

95,75

93,04

22

68,35

9,77

39,06

74,97

96,83

23

88,6

12,29

74,97

13,86

93,04

24

84,17

9,77

86,63

57,96

84,19

25

3,79

5,67

39,06

83,79

70,25

26

95,5

80,93

4,72

4,41

14,55

27

77,21

19,22

92,93

74,97

45,57

28

53,79

9,77

92,93

32,13

45,57

29

77,21

7,88

39,06

32,13

70,25

30

63

3,46

57,96

83,79

99,37


 

 

 

Приложение 2.

Диагностика социально-психологической адаптации

 

Инструкция. В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни, переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.

Опросник

  1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.
  2. Нет желания раскрываться перед другими.
  3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.
  4. Предъявляет к себе высокие требования.
  1. Часто ругает себя за сделанное.
  1.  Часто чувствует себя униженным.
  1. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.
  1. Свои обещания выполняет всегда.
  2. Теплые, добрые отношения с окружающими.
  3. Человек сдержанный, замкнутый, держится ото всех чуть в стороне.
  4. В своих неудачах винит себя.
  5. Человек ответственный; на него можно положиться.
  6. Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.
  7. На многое смотрит глазами сверстников.
  8. Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.
  9. Собственных убеждений и правил не хватает.
  10. Любит мечтать - иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.
  11. Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживании обид, мысленно перебирая способы мщения.
  12. Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него не проблема.
  13. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.
  14. Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе, занят собой.
  15. Люди, как правило, ему нравятся.
  16. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.
  17. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.
  18. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.
  19. С окружающими обычно ладит.
  20. Всего труднее бороться с самим собой.
  21. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих.
  22. В душе оптимист, верит в лучшее.
  23. Человек неподатливый, упрямый, таких называют трудными.
  24. К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.
  25. Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.
  26. Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относятся, любят его.
  27. Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.
  28. Человек с привлекательной внешностью.
  29. Чувствует себя беспомощным, нуждается в том, чтобы кто-то был рядом.
  30. Приняв решение, следует ему.
  31. Принимая, казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от влияния других людей.
  32. Испытывает чувство вины, даже если винить себя как будто не в чем.
  33. Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.
  34. Всем доволен.
  35. Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.
  36. Чувствует вялость: все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.
  37. Уравновешен, спокоен.
  38. Разозлившись, нередко выходит из себя.
  39. Часто чувствует себя обиженным.
  40. Человек порывистый, нетерпеливый, горячий, не хватает сдержанности.
  41. Бывает, что сплетничает.
  42. Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.
  43. Довольно трудно быть самим собой.
  44. На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает.
  45. Происходящее с ним толкует на свой лад. Способен напридумывать лишнего, словом, не от мира сего.
  46. Человек, терпимый к людям, принимает каждого таким, каков он есть.
  47. Старается не думать о своих проблемах.
  48. Считает себя интересным человеком - привлекательным как личность, заметным.
  49. Человек стеснительный. Легко тушуется.
  50. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца.
  51. В душе чувствует превосходство над другими.
  52. Нет ничего, в чем бы он выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое «Я».
  53. Боится того, что подумают о нем другие.
  54. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.
  55. Человек, в котором в настоящий момент многое достойно презрения.
  56. Человек деятельностный, энергичный, полон инициатив.
  57. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.
  58. Себя просто недостаточно ценит.
  59. По натуре вожак и умеет влиять на других.
  60. Относится к себе в целом хорошо.
  61. Человек настойчивый, напористый, ему всегда важно настоять на своем.
  62. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно если разногласия грозятстать явными.
  63. Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности.
  64. Пребывает в рассеянности, все спуталось, все смешалось у него.
  65. Доволен собой.
  66. Невезучий.
  67. Человек приятный, располагающий к себе.
  68. Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.
  69. Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними.
  70. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг не справлюсь, а вдруг не получится?
  71. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.
  72. Умеет упорно работать.
  73. Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и его отношение к окружающему миру.
  74. Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.
  75. Всегда говорит только правду.
  76. Встревожен, обеспокоен, напряжен.
  77. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.
  78. Чувствует неуверенность в себе.
  79. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.
  80. Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
  81. Человек толковый, любит размышлять.
  82. Иной раз любит прихвастнуть.
  83. Принимает решения и тут же их меняет: презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.
  84. Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-то помощь.
  85. Никогда не опаздывает.
  86. Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.
  87. Выделяется среди других.
  88. Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.
  89. В себе все ясно, себя хорошо понимает.
  90. Общительный, открытый человек, легко сходится с людьми.
  91. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; со всем может справиться.
  92. Себя не ценит, никто всерьез его не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.
  93. Беспокоится, что лица противоположного пола слишком занимают его мысли.
  94. Все свои привычки считает хорошими.

Информация о работе Неполные дети