Непрерывное образование как механизм обеспечения качества жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является процесс непрерывного образования как механизма обеспечения качества жизни современного человека.
Предмет работы: условия и механизмы (ресурсы) организации системы непрерывного образования в регионе.
Цель работы: исследовать организацию системы непрерывного образования в регионе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы организации системы непрерывного образования как механизма обеспечения качества жизни современного человека……………………………………………………………………………..5
1.1. Роль и место образования в обеспечении качества жизни человека в современной социокультурной ситуации………………………………….5
1.2. Сущность и содержание идеи непрерывного образования как механизма обеспечения качества жизни современного человека…………………………….8
1.3. Составляющие региональной системы непрерывного образования как механизма обеспечения качества жизни человека……………………………….15

Глава 2. Составляющие системы обеспечения (условия и ресурсы обеспечения) непрерывного образования в регионе…………………………20 2.1 Трансформация деятельности системы школьного образования…………20
2.2 Расширение ресурсов дополнительного образования………………………
2.3 Интеграция возможностей разных типов УО в регионе…………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.1docx.docx

— 104.57 Кб (Скачать файл)

 

 

1.3. Составляющие  региональной системы  непрерывного  образования как механизма обеспечения  качества жизни человека

 

       Актуальность изучения региональной системы непрерывного образования  обусловлена теми новыми возможностями, которые необходимо использовать для построения эффективных экономических и образовательных отношений с внешним миром. Культурная и социально-экономическая среда региона, являясь социально-активной и личностно-ориентированной, требует сегодня более эффективного включения образовательной системы в общественное развитие. Приоритетность системы образования в этих условиях не вызывает сомнения и невозможна без консолидации с наукой, культурой, здравоохранением, хозяйствующими субъектами и другими социальными партнёрами.

       Общей целью  региональной системы образования  является подготовка человека  развитого, компетентного, способного  социально и профессионально  адаптироваться в быстро меняющемся  мире и стремящегося творчески  преобразовывать окружающую среду  в соответствии с социально  значимыми ценностными ориентирами.

Формирование саморазвивающейся  образовательной системы требует  выполнения необходимых и обязательных условий: признание органами региональной власти определяющей роли образования  в развитии региона; создания и принятие концепции формирования открытой образовательной среды региона; выделение целевых средств на реализацию данной концепции; создание механизма сопровождения и координации концепции; создание условий для инвестиций в образование; подключение средств массовой информации к освещению изменений, происходящих в образовании.

В результате реализации подобной концепции региональная образовательная  система должна стать более открытой, подготовленной к саморазвитию, способной  в существенно большей степени  удовлетворять образовательные  потребности личности и социума.

       Все это определяет актуальность рассмотрения проблем, связанных с изучением условий превращения детских садов, школ, учреждений профессионального и среднего специального образования, университетов в центры развития и функционирования региональной системы непрерывного образования.[4, с 11-2]

      Регион – это не только экономическая или географическая категория. Необходимой предпосылкой формирования региона является наличие у конкретной территории специфических экономических, этнографических, конфессиональных, социально-культурных и политических составляющих. Чтобы та или иная географическая территория стала регионом, необходимо наличие определенного комплекса или системы признаков: общность исторических судеб для населения этой территории; наличие у населения этой территории свойственных только ей особенностей материальной и духовной культуры; географическое единство территории; сходный или сопряженный тип экономики; совместная работа в региональных международных организациях и т.д. Мы не очень преувеличим, если скажем, что в каждом регионе исторически сложилась своя региональная структура видов капитала и потенциалов развития, включая, конечно, человеческий потенциал. Поэтому развитие региональной системы непрерывного образования должно в своей целевой установке выражать расширенное воспроизводство стержневого компонента человеческого потенциала – его новой личностной системы ценностей, потребностями и заинтересованностью того или иного территориального сообщества.

       Принципиально новые задачи модернизации регионального образования требуют гибкости структур управления и использования наиболее прогрессивной сегодня модели программно-целевого управления, построенной на критериально-ресурсном подходе. Критериально-ресурсный подход предполагает оценку ресурсов системы и планирование на основе этой оценки их эффективного использования. В связи с этим укрупненная структура концепции представляет собой ряд взаимосвязанных компонентов (рисунок 3).

Главной в современной региональной образовательной политике должна является задача повышения качества образования.

Одна из наиболее острых проблем  образования заключается в несоответствии качества образования, обеспечиваемого  высшей школой, современным требованиям к нему, которые выражают потребности личности и общества.

В настоящий момент отсутствует  такое определение качества образования, которое было бы общепризнанным и  одновременно конструктивным с точки  зрения применения. В сложившейся  ситуации под качеством образования  нами понимается сформированность у  обучающегося не только знаний, умений и навыков на определенном качественном уровне, но в первую очередь способности  к непрерывному личностному развитию, адаптации в быстро меняющемся мире.

       Поскольку организация территориальной системы самым тесным образом связана с развитием производительного, технологического, социального и интеллектуального потенциала региона, в ней постоянно происходят определённые структурные изменения.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3 – Укрупненная структура концепции формирования открытой образовательной среды региона

        В этом смысле одним из самых сложных является комплекс прямых и обратных отношений между системами производства и образования в регионе (в том числе непрерывного образования). Несмотря на то, что в формировании региона участвуют градообразующие, производственные, культурно - бытовые и образовательные компоненты, производственные связи экономических субъектов имеют решающее, базисное значение при определении параметров развития региональной системы непрерывного образования. По мере усложнения функциональной структуры городов увеличиваются масштабы и уровень специализации объектов производственного и непроизводственного, социальноинфраструктурного и культурного образовательного назначения. От характера поселения зависит, с одной стороны, уровень производительности труда, а с другой – рост или уменьшение бюджетных расходов в расчете на одного жителя. С увеличением численности поселения вообще расширяется весь ареал жизнедеятельности индивидов. Естественно, растет круг социальных и профессиональных и трудовых контактов людей. С повышением в рамках поселения доли высокотехнологичных производств изменяются формы отдыха его жителей, они становятся более активными. Это, по законам обратной связи, стимулирует рост требований самих специалистов к качеству своего непрерывного образования, особенно если учесть современные реалии рыночной экономики.[14, с.72-74]

       Под менеджментом  образовательной системы в концепции  формирования открытой образовательной  среды региона понимается многообразие  управленческих функций (информационно-аналитическая,  мотивационно-целевая, планово-прогностическая,  организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая,  регулятивно-коррекционнная) посредством  которых, решается ряд проблем,  связанных с руководством протекающими  в отрасли процессами:

- слабая ориентированность на  темпы существующих в образовательной  практике изменений, в т. ч.  инновационных;

- низкая технологичность и наукоемкость  регионального управления образованием;

- внутриотраслевая замкнутость  управления образованием, недостаточная  интеграция с заинтересованными  службами и организациями;

- отсутствие или недостаток  служб сопровождения (технических,  диагностических, информационно-аналитических)  в организационной структуре  управления региональным образованием;

- недостаточный профессиональный  уровень управленческих кадров.

Развитие образования предполагает планомерный перевод системы  в новое качественное состояние  через повышение эффективности  управленческих решений путем их технологизации, которая обеспечивает прогрессивное развитие всей системы, перевод ее в эффективное состояние. Основными этапами технологизации являются диагностика региональных образовательных проблем, формулировка региональных образовательных приоритетов, прогнозирование процессов в образовании региона; программно-целевое управление образовательными процессами.

        Диагностика производственно-отраслевой и профессиональнотрудовой структур различных видов капитала в регионе должна дать возможность учреждениям непрерывного образования выстроить стратегию своего развития с учетом перспективы изменения системы рабочих мест, профессий в регионе на десятки лет. Знание о демографической структуре региона также важно, поскольку различные возрастные и гендерные группы населения, специалистов имеют различный интеллектуально-профессиональный потенциал для осуществления своего непрерывного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Составляющие системы обеспечения  (условия  и ресурсы  обеспечения) непрерывного образования в учреждении общего среднего образования

2.1  Трансформация деятельности системы школьного образования

 

       Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В условиях глобального рынка такие качества востребованы не только отдельными гражданами, но и целыми творческими коллективами, предприятиями и регионами. Эти обстоятельства и определяют  инвестиционный характер вложений в образование.

       Сильная и известная на весь мир советская система образования была создана для решения проблем трансформации аграрного общества в индустриальное, должна была обеспечить массовое унифицированное образование людей как членов индустриального общества. Образование давалось надолго и предназначалось для того, чтобы обеспечить бесперебойную профессиональную деятельность человека в какой-либо одной отрасли или сфере деятельности на протяжении всей жизни. Теперь же  в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. [2, с.33-39]

       В свою очередь, навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи. Школьное образование обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору последующей профессиональной деятельности, реальной самостоятельной жизни. От того, как будет устроена школьная действительность, система отношений школы и общества, зависит во многом и успешность в получении профессионального образования, и вся система гражданских отношений. Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны.  
       От подготовленности, целевых установок школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем.

       Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.

Естественно, такая школа  требует и новых учителей. Понадобятся  педагоги, как глубоко владеющие  психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами  в других областях деятельности, способные помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы. [12, с.191]

       Как следствие, организованная школьная действительность требует иной школьной инфраструктуры. Необходимы грамотные учебники и интерактивные учебные пособия; высокотехнологичное учебное оборудование, обеспечивающее выход в глобальные информационные сети, доступ к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры, достижениям науки и искусства; условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития.

       Сегодня школа расширяет сферу своей самостоятельности, увеличилось многообразие форм ее работы, действуют гимназии и лицеи, частные, религиозные и даже иностранные школы. Разнообразие школ, предлагающих различные программы, вызвано стремлением соблюдения принципа вариативности в образовании. Однако выбор той или иной программы в общеобразовательной школе – это еще не вариативное образование, ибо все школы сегодня в значительной мере обречены на одну и ту же образовательную траекторию. Сегодня показателем качества деятельности школы является, например, процент поступающих в вузы, что является далеко не самым объективным показателем. Настоящая вариативность в системе образования – это разнообразие программ и разнообразие аттестатов, разнообразие образовательных траекторий и возможностей выбора той деятельности, которая отвечает индивидуальным запросам личности.

В системе многоуровневого  непрерывного образования школе  принадлежит значительная роль. Школа  должна стать «таким учреждением, главная задача которого вести как можно большее число учащихся к прочному овладению базовыми знаниями» [3, с.89-103].

Молодежь вступает в жизнь  – трудовую, общественную, имея, как  правило, полное среднее образование. Тем не менее, нельзя упускать из виду существенное отставание качества общеобразовательной  подготовки молодежи от современных  требований. Имеются значительные различия в качестве образования, зависящие  о социальных факторов: в специализированных школах с углубленным изучением  отдельных предметов оно выше, чем в обычных массовых; в городских школах выше, чем в сельских; в дневных выше, чем в вечерних.

Информация о работе Непрерывное образование как механизм обеспечения качества жизни