Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:07, курсовая работа
Объектом исследования является процесс непрерывного образования как механизма обеспечения качества жизни современного человека.
Предмет работы: условия и механизмы (ресурсы) организации системы непрерывного образования в регионе.
Цель работы: исследовать организацию системы непрерывного образования в регионе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы организации системы непрерывного образования как механизма обеспечения качества жизни современного человека……………………………………………………………………………..5
1.1. Роль и место образования в обеспечении качества жизни человека в современной социокультурной ситуации………………………………….5
1.2. Сущность и содержание идеи непрерывного образования как механизма обеспечения качества жизни современного человека…………………………….8
1.3. Составляющие региональной системы непрерывного образования как механизма обеспечения качества жизни человека……………………………….15
Глава 2. Составляющие системы обеспечения (условия и ресурсы обеспечения) непрерывного образования в регионе…………………………20 2.1 Трансформация деятельности системы школьного образования…………20
2.2 Расширение ресурсов дополнительного образования………………………
2.3 Интеграция возможностей разных типов УО в регионе…………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….27
1.3. Составляющие
региональной системы
Актуальность изучения региональной системы непрерывного образования обусловлена теми новыми возможностями, которые необходимо использовать для построения эффективных экономических и образовательных отношений с внешним миром. Культурная и социально-экономическая среда региона, являясь социально-активной и личностно-ориентированной, требует сегодня более эффективного включения образовательной системы в общественное развитие. Приоритетность системы образования в этих условиях не вызывает сомнения и невозможна без консолидации с наукой, культурой, здравоохранением, хозяйствующими субъектами и другими социальными партнёрами.
Общей целью
региональной системы
Формирование
В результате реализации подобной концепции региональная образовательная система должна стать более открытой, подготовленной к саморазвитию, способной в существенно большей степени удовлетворять образовательные потребности личности и социума.
Все это определяет актуальность рассмотрения проблем, связанных с изучением условий превращения детских садов, школ, учреждений профессионального и среднего специального образования, университетов в центры развития и функционирования региональной системы непрерывного образования.[4, с 11-2]
Регион – это не только экономическая или географическая категория. Необходимой предпосылкой формирования региона является наличие у конкретной территории специфических экономических, этнографических, конфессиональных, социально-культурных и политических составляющих. Чтобы та или иная географическая территория стала регионом, необходимо наличие определенного комплекса или системы признаков: общность исторических судеб для населения этой территории; наличие у населения этой территории свойственных только ей особенностей материальной и духовной культуры; географическое единство территории; сходный или сопряженный тип экономики; совместная работа в региональных международных организациях и т.д. Мы не очень преувеличим, если скажем, что в каждом регионе исторически сложилась своя региональная структура видов капитала и потенциалов развития, включая, конечно, человеческий потенциал. Поэтому развитие региональной системы непрерывного образования должно в своей целевой установке выражать расширенное воспроизводство стержневого компонента человеческого потенциала – его новой личностной системы ценностей, потребностями и заинтересованностью того или иного территориального сообщества.
Принципиально новые задачи модернизации регионального образования требуют гибкости структур управления и использования наиболее прогрессивной сегодня модели программно-целевого управления, построенной на критериально-ресурсном подходе. Критериально-ресурсный подход предполагает оценку ресурсов системы и планирование на основе этой оценки их эффективного использования. В связи с этим укрупненная структура концепции представляет собой ряд взаимосвязанных компонентов (рисунок 3).
Главной в современной региональной образовательной политике должна является задача повышения качества образования.
Одна из наиболее острых проблем
образования заключается в
В настоящий момент отсутствует такое определение качества образования, которое было бы общепризнанным и одновременно конструктивным с точки зрения применения. В сложившейся ситуации под качеством образования нами понимается сформированность у обучающегося не только знаний, умений и навыков на определенном качественном уровне, но в первую очередь способности к непрерывному личностному развитию, адаптации в быстро меняющемся мире.
Поскольку организация территориальной системы самым тесным образом связана с развитием производительного, технологического, социального и интеллектуального потенциала региона, в ней постоянно происходят определённые структурные изменения.
Рис. 3 – Укрупненная структура концепции формирования открытой образовательной среды региона
В этом смысле одним из самых сложных является комплекс прямых и обратных отношений между системами производства и образования в регионе (в том числе непрерывного образования). Несмотря на то, что в формировании региона участвуют градообразующие, производственные, культурно - бытовые и образовательные компоненты, производственные связи экономических субъектов имеют решающее, базисное значение при определении параметров развития региональной системы непрерывного образования. По мере усложнения функциональной структуры городов увеличиваются масштабы и уровень специализации объектов производственного и непроизводственного, социальноинфраструктурного и культурного образовательного назначения. От характера поселения зависит, с одной стороны, уровень производительности труда, а с другой – рост или уменьшение бюджетных расходов в расчете на одного жителя. С увеличением численности поселения вообще расширяется весь ареал жизнедеятельности индивидов. Естественно, растет круг социальных и профессиональных и трудовых контактов людей. С повышением в рамках поселения доли высокотехнологичных производств изменяются формы отдыха его жителей, они становятся более активными. Это, по законам обратной связи, стимулирует рост требований самих специалистов к качеству своего непрерывного образования, особенно если учесть современные реалии рыночной экономики.[14, с.72-74]
Под менеджментом
образовательной системы в
- слабая ориентированность на
темпы существующих в
- низкая технологичность и
- внутриотраслевая замкнутость
управления образованием, недостаточная
интеграция с
- отсутствие или недостаток
служб сопровождения (
- недостаточный
Развитие образования
Диагностика производственно-отраслевой
и профессиональнотрудовой структур различных
видов капитала в регионе должна дать
возможность учреждениям непрерывного
образования выстроить стратегию своего
развития с учетом перспективы изменения
системы рабочих мест, профессий в регионе
на десятки лет. Знание о демографической
структуре региона также важно, поскольку
различные возрастные и гендерные группы
населения, специалистов имеют различный
интеллектуально-
Глава 2. Составляющие системы обеспечения (условия и ресурсы обеспечения) непрерывного образования в учреждении общего среднего образования
2.1 Трансформация деятельности системы школьного образования
Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В условиях глобального рынка такие качества востребованы не только отдельными гражданами, но и целыми творческими коллективами, предприятиями и регионами. Эти обстоятельства и определяют инвестиционный характер вложений в образование.
Сильная и известная на весь мир советская система образования была создана для решения проблем трансформации аграрного общества в индустриальное, должна была обеспечить массовое унифицированное образование людей как членов индустриального общества. Образование давалось надолго и предназначалось для того, чтобы обеспечить бесперебойную профессиональную деятельность человека в какой-либо одной отрасли или сфере деятельности на протяжении всей жизни. Теперь же в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. [2, с.33-39]
В свою
очередь, навыки непрерывного образования,
умение обучаться в течение всей жизни,
выбирать и обновлять профессиональный
путь формируются со школьной скамьи.
Школьное образование обеспечивает переход
от дошкольного детства, семейного воспитания
к осознанному выбору последующей профессиональной
деятельности, реальной самостоятельной
жизни. От того, как будет устроена школьная
действительность, система отношений
школы и общества, зависит во многом и
успешность в получении профессионального
образования, и вся система гражданских
отношений. Школьное образование сегодня
представляет собой самый длительный
этап формального обучения каждого человека
и является одним из решающих факторов
как индивидуального успеха, так и долгосрочного
развития всей страны.
От подготовленности,
целевых установок школьников зависит
то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить
инновационный путь развития страны. В
первую очередь, главным результатом школьного
образования должно стать его соответствие
целям опережающего развития. Это означает,
что изучать в школах необходимо не только
достижения прошлого, но и те способы и
технологии, которые пригодятся в будущем.
Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.
Естественно, такая школа
требует и новых учителей. Понадобятся
педагоги, как глубоко владеющие
психолого-педагогическими
Как следствие, организованная школьная действительность требует иной школьной инфраструктуры. Необходимы грамотные учебники и интерактивные учебные пособия; высокотехнологичное учебное оборудование, обеспечивающее выход в глобальные информационные сети, доступ к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры, достижениям науки и искусства; условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития.
Сегодня школа расширяет сферу своей самостоятельности, увеличилось многообразие форм ее работы, действуют гимназии и лицеи, частные, религиозные и даже иностранные школы. Разнообразие школ, предлагающих различные программы, вызвано стремлением соблюдения принципа вариативности в образовании. Однако выбор той или иной программы в общеобразовательной школе – это еще не вариативное образование, ибо все школы сегодня в значительной мере обречены на одну и ту же образовательную траекторию. Сегодня показателем качества деятельности школы является, например, процент поступающих в вузы, что является далеко не самым объективным показателем. Настоящая вариативность в системе образования – это разнообразие программ и разнообразие аттестатов, разнообразие образовательных траекторий и возможностей выбора той деятельности, которая отвечает индивидуальным запросам личности.
В системе многоуровневого непрерывного образования школе принадлежит значительная роль. Школа должна стать «таким учреждением, главная задача которого вести как можно большее число учащихся к прочному овладению базовыми знаниями» [3, с.89-103].
Молодежь вступает в жизнь – трудовую, общественную, имея, как правило, полное среднее образование. Тем не менее, нельзя упускать из виду существенное отставание качества общеобразовательной подготовки молодежи от современных требований. Имеются значительные различия в качестве образования, зависящие о социальных факторов: в специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов оно выше, чем в обычных массовых; в городских школах выше, чем в сельских; в дневных выше, чем в вечерних.
Информация о работе Непрерывное образование как механизм обеспечения качества жизни