Непрерывное образование как механизм обеспечения качества жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является процесс непрерывного образования как механизма обеспечения качества жизни современного человека.
Предмет работы: условия и механизмы (ресурсы) организации системы непрерывного образования в регионе.
Цель работы: исследовать организацию системы непрерывного образования в регионе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы организации системы непрерывного образования как механизма обеспечения качества жизни современного человека……………………………………………………………………………..5
1.1. Роль и место образования в обеспечении качества жизни человека в современной социокультурной ситуации………………………………….5
1.2. Сущность и содержание идеи непрерывного образования как механизма обеспечения качества жизни современного человека…………………………….8
1.3. Составляющие региональной системы непрерывного образования как механизма обеспечения качества жизни человека……………………………….15

Глава 2. Составляющие системы обеспечения (условия и ресурсы обеспечения) непрерывного образования в регионе…………………………20 2.1 Трансформация деятельности системы школьного образования…………20
2.2 Расширение ресурсов дополнительного образования………………………
2.3 Интеграция возможностей разных типов УО в регионе…………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.1docx.docx

— 104.57 Кб (Скачать файл)

Стратегии многоуровневого  непрерывного образования предусматривают  формирование у учащихся смыслообразующих мотивов дальнейшей учебно-профессиональной деятельности, что позволило бы снять  трудности построения профессиональной карьеры. В этой связи особое внимание следует уделять вопросам профориентации.

Трудовое обучение и воспитание молодежи – существенный фактор формирования ее социальной и профессиональной ориентации. Социальная ориентация – это определение  человеком своего места в системе  общественных отношений, выбор желаемого  социального положения и путей  его достижения. Профессиональная ориентация есть осознание того «набора» профессий, который предлагает в данный момент общество, и выбор наиболее привлекательных из них. Социальная ориентация взаимодействует с профессиональной, хотя та и другая не тождествены. Они взаимосвязаны постольку, поскольку социальное положение человека в обществе определяется характером и содержанием его труда.

 

 

2.2. Расширение  ресурсов дополнительного образования

 

Социологические исследования позволили, в частности, установить, что выбор вида профессионального  образования лишь частично обусловлен выбором будущей профессии: в  большей мере, чем профессию, люди выбирают свое будущее социальное положение. При этом социальная ориентация складывается у учащихся школ значительно раньше, чем профессиональная. Большинство  опрошенных учащихся пока мало информировано  о конкретном содержании избранного ими вида трудовой деятельности, условиях труда, оплате. Выбор, сделанный накануне окончания школы, нередко бывает продиктован случайными мотивами (близостью  учебного заведения к месту жительства, примером сверстников и друзей, советами знакомых).

Преодолению затруднений  старшеклассников в профессиональном самоопределении могут также  способствовать:

  • совершенствование системы профориентационной работы;
  • информационное обеспечение, включающее компьютерные системы профессиональной диагностики, периодически обновляемую информацию о рынке труда, учебных заведениях, региональных программах в области занятости, молодежной политики, потребности в кадрах;
  • сотрудничество и интеграция учреждений образования (профильные классы, подготовительные курсы, ярмарки учебных мест, дни открытых дверей, совместное проведение дней науки и т.п.);
  • создание на базе одного из учебно-производственных комбинатов учебно-профессионального комплекса или экспериментальной площадки [4].

В системе допрофессионального  образования, наряду с дошкольными учреждениями и школой, существует в качестве важного института дополнительное образование. Оно отличается от основного образования, реализуемого в дошкольных учреждениях и школе, по целям задачам, программному содержанию, общим требованиям, специфике взаимодействия социальных общностей педагогов и учащихся формам и методам педагогической и ученической деятельности, нормам и санкциям и т.д. Другими словами, налицо существенные институциональные различия. Они дают основания рассматривать дополнительное образование как особый институт, несмотря на то, что последний характеризуется изнутри взаимодействием тех же социальных общностей, что и, например, школа.

Как и любой вид (уровень) образования, дополнительное характеризуется  наличием собственных образовательных  программ, образовательных учреждений и органов управления.

Этот вид (уровень) образования  предусматривает оказание дополнительных образовательных услуг – как бесплатных, так и платных. Они направлены на удовлетворение тех потребностей в обучении, которые не удается реализовать в процессе приобретения установленного стандарта знаний, навыков, умений в рамках основных образовательных программ. Дополнительные услуги могут быть достаточно широкими своему диапазону, расширяя и углубляя получаемое образование по тем или иным предметам или же выходя далеко за его пределы. Поскольку дополнительные образовательные услуги могут быть связаны с определенными финансовыми затратами, сама потребность в них имеет осознанный характер и, следовательно, выступает в форме интереса к соответствующему виду образовательной деятельности. В целом же потребность в дополнительных образовательных услугах – то своего рода конкретная форма потребности в дополнительном образовании вообще.

Дополнительные образовательные  услуги различаются по характеру, выступая как информационные (получение дополнительных знаний и информации в определенной сфере интересов), деятельностные (овладение дополнительными навыками и умениями в рамках конкретных деятельности), интегративные (соединяющие в себе информационные и деятельностные), консультационные (помощь и консультации специалистов в конкретной сфере знаний и деятельности).

Следующий критерий выделения  дополнительных образовательных услуг – их направленность. Здесь можно говорить об общеразвивающих услугах (занятия, направленные на общее развитие личности), профильно-развивающих (занятия, направленные на углубленное освоение конкретных знаний, предметов), корректирующих услугах (занятия, призванные устранить пробелы в тех или иных знаниях, а также отставание в развитии). Можно выделить целый ряд иных классификаций дополнительных образовательных услуг – в зависимости от сроков их оказания (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные), места их реализации и т.д.

Мы рассматриваем дополнительное образование и как особый институт, и как систему (образовательных  программ, учреждений, органа управления), и как вид деятельности, направленные на удовлетворение тех образовательных  и культурных потребностей личности, которые не удается реализовать  в процессе получения общего (основного) образования. Однако это вовсе не означает некоей второстепенной роли дополнительного образования.

Мы не можем разделить  позицию некоторых авторов (Е.Б. Евладова, Л.А. Николаева и др.) относительно его вспомогательной роли, прежде всего тех, кто рассматривают  дополнительное образование как  «прекрасное подспорье для успешного учения в школе». Дело ведь не в том, как указывают названные исследователи, что содержание дополнительного образования выходит за пределы общеобразовательного государственного стандарта1. Или, как утверждается в другой работе, что дополнительное образование — это «продолжение изучения школьных предметов, получение знаний, которые не могла дать школа вообще или на желаемом уровне; средство профессионального самоопределения; восполнение отсутствующих компонентов общего образования».2

Важны, прежде всего, социальные функции дополнительного образования, отношение к нему со стороны учащихся как сфере реального удовлетворения многочисленных образовательных, культурных и иных потребностей (чего в ряде случаев нельзя сказать об основном образовании). Поэтому термин «дополнительное» не должен вводить никого в заблуждение. Оно выступает таковым лишь в рамках соотнесения (в том числе терминологического) с основным образованием. По своему же социальному значению и роли в жизни общества, учащихся, их родителей дополнительное образование зачастую ничуть не уступает основному. Более того, оно имеет перед последним ряд неоспоримых преимуществ.

Обучение и воспитание в учреждениях дополнительного  образования не является необходимым и в этом смысле обязательным. Это действительно то образование, которое осуществляется в соответствии с выбором учащихся и их интересами в свободное время. Возможность свободного выбора занятий, существование интересов учащихся к внеучебной деятельности и наличие у них свободного времени для нее – вот три основных отличия дополнительного образования от основного, базового, реализуемого в учреждениях общего среднего образования. Именно потому, что занятия в учреждениях дополнительного образования не являются обязательными, а становятся результатом свободного выбора, основанного на желании, осуществляемого без всякого принуждения извне, деятельность в этих учреждениях приносит учащимся большое удовлетворение, настоящее удовольствие, которое часто многократно превышает удовлетворение от учебы в школе.

Таким образом, дополнительное образование неразрывно связано  не просто со свободным временем, а  со свободой человека, более того, оно  несет с собой эту свободу, предоставляя учащимся возможность выбора тех или иных занятий и получения от них радости, удовольствия, пользы, наслаждения. При этом степень свободы субъекта дополнительного образования определяется соответствием избранных видов деятельности стремлению личности реализовать себя в них.

Дополнительное образование  постепенно превращается в социально  значимый механизм адаптации молодежи к изменяющимся условиям жизни в современном обществе, поскольку не только предоставляет возможность и создает предпосылки для усвоения новых знаний, умений и навыков, но и формирует у учащихся потребности в стороннем развитии личности.

Переходя к вопросу  о функциях дополнительного образования, на наш взгляд, необходимо привести  прежде всего созвучную нашей  точку  зрения Н.Д. Морозовой: «Говоря  о дополнительном образовании как  постоянно развивающейся системе, подчеркнем, что на современном этапе  она предоставляет возможности  вариативного, многопрофильного, многоуровневого, междисциплинарного обучения, получения  дополнительных знаний, новых специальностей и специализаций в процессе обучения, воспитания адаптивных качеств, повышения квалификации, переподготовки. Другими словами, человек, включенный в систему дополнительного образования, становится более конкурентоспособным, мобильным, ориентированным на свободный выбор форм своей деятельности»3.

Учреждения дополнительного  образования могут успешно выполнять важные функции развития личности, ее социализации, формирования культурных потребностей учащихся. По глубине и масштабам своего влияния на них эти учреждения обладают колоссальным потенциалом, которым, увы, далеко не всегда пользуются и они сами, и учебные заведения основного образования.

Более того, дополнительное образование справедливо рассматривается в рамках социальной, особенно молодежной политики государства как сфера, требующая повышенного внимания с учетом необходимости дальнейшей активизации и повышения эффективности профилактической работы по предупреждению преступности, наркомании и других форм девиантного поведения. Отсюда понятна необходимость выработки программ развития дополнительного образования – как в масштабах страны, так и отдельных регионов.

Основное направление  деятельности учреждений дополнительного образования — создать возможность для самоутверждения и самореализации учащихся в сфере их интересов и потребностей, которые могут быть достаточно далеки от основных образовательных программ.

Переход к целостной, гибкой, соответствующей потребностям рынка  и индивидуальным жизненным траекториям  системе многоуровневого дополнительного и непрерывного образования включает решение такой проблемы, как согласование интересов образовательных учреждений различных звеньев (среднего, среднего специального, высшего и послевузовского), в целях формирования специалистов с высокими квалификационными и личностными характеристиками.

 

 

       2.3. Интеграция возможностей разных типов УО в регионе.

 

Интеграция высших учебных  заведений осуществляется преимущественно  с элитными школами старшего звена (лицеями и гимназиями), где работают их преподаватели. Школы очень гордятся такими связями и высоко их оценивают. Университеты, предоставляя своих преподавателей, делают все возможное, чтобы абитуриенты  были хорошо подготовлены. Школы, таким  образом, используют высококвалифицированную  рабочую силу университетских преподавателей, что поднимает их престиж; учащиеся получают лучшую подготовку и имеют  гарантии зачисления в высшее учебное  заведение при условии выполнения необходимых требований. Однако существует несколько аргументов против такой системы:

1) Стремясь обеспечить  как можно более высокий и  эффективный уровень образования,  школы теряют свое предназначение  как учреждения общего среднего  образования и превращаются просто  в учебные площадки университетов,  где учебные программы и методы  преподавания отражают университетскую  практику. Это может не соответствовать  нуждам тех учеников, которые  не хотят получать высшее образование  в университете, а избрать другую  карьеру.

2) Вступительные требования  де-факто становятся требованиями, предъявляемыми к среднему образованию, и подменяют государственные стандарты.

3) Такие же или более  способные ученики школ, которые  не имеют договоров с высшими  учебными заведениями, например  в сельской местности, должны поступать в высшие учебные заведения на неравной основе из-за сокращенного количества мест. [5].

Между целями образовательной  политики и ее практическим претворением в жизнь в вопросах доступа  к высшему образованию значительный разрыв. С одной стороны, государственная  политика в сфере образования  нацелена на обеспечение равных прав для всех граждан, желающих получить бесплатное высшее образование. Однако на практике дела обстоят иначе.

Наиболее эффективный  путь подготовки специалистов среднего, а затем высшего профессионального  образования – это система  многоуровневого непрерывного профессионального  образования «вуз – колледж» или «вуз – колледж – лицей». Образовательная программа состоит из последовательных этапов, первый из которых реализуется лицеем в соответствии с государственным стандартом начального профессионального образования и/или колледжем в соответствии с государственным стандартом среднего профессионального образования. Следующий этап реализуется университетом в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования.

Информация о работе Непрерывное образование как механизм обеспечения качества жизни