Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:07, курсовая работа
Объектом исследования является процесс непрерывного образования как механизма обеспечения качества жизни современного человека.
Предмет работы: условия и механизмы (ресурсы) организации системы непрерывного образования в регионе.
Цель работы: исследовать организацию системы непрерывного образования в регионе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы организации системы непрерывного образования как механизма обеспечения качества жизни современного человека……………………………………………………………………………..5
1.1. Роль и место образования в обеспечении качества жизни человека в современной социокультурной ситуации………………………………….5
1.2. Сущность и содержание идеи непрерывного образования как механизма обеспечения качества жизни современного человека…………………………….8
1.3. Составляющие региональной системы непрерывного образования как механизма обеспечения качества жизни человека……………………………….15
Глава 2. Составляющие системы обеспечения (условия и ресурсы обеспечения) непрерывного образования в регионе…………………………20 2.1 Трансформация деятельности системы школьного образования…………20
2.2 Расширение ресурсов дополнительного образования………………………
2.3 Интеграция возможностей разных типов УО в регионе…………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….27
Стратегии многоуровневого непрерывного образования предусматривают формирование у учащихся смыслообразующих мотивов дальнейшей учебно-профессиональной деятельности, что позволило бы снять трудности построения профессиональной карьеры. В этой связи особое внимание следует уделять вопросам профориентации.
Трудовое обучение и воспитание молодежи – существенный фактор формирования ее социальной и профессиональной ориентации. Социальная ориентация – это определение человеком своего места в системе общественных отношений, выбор желаемого социального положения и путей его достижения. Профессиональная ориентация есть осознание того «набора» профессий, который предлагает в данный момент общество, и выбор наиболее привлекательных из них. Социальная ориентация взаимодействует с профессиональной, хотя та и другая не тождествены. Они взаимосвязаны постольку, поскольку социальное положение человека в обществе определяется характером и содержанием его труда.
2.2. Расширение
ресурсов дополнительного
Социологические исследования позволили, в частности, установить, что выбор вида профессионального образования лишь частично обусловлен выбором будущей профессии: в большей мере, чем профессию, люди выбирают свое будущее социальное положение. При этом социальная ориентация складывается у учащихся школ значительно раньше, чем профессиональная. Большинство опрошенных учащихся пока мало информировано о конкретном содержании избранного ими вида трудовой деятельности, условиях труда, оплате. Выбор, сделанный накануне окончания школы, нередко бывает продиктован случайными мотивами (близостью учебного заведения к месту жительства, примером сверстников и друзей, советами знакомых).
Преодолению затруднений старшеклассников в профессиональном самоопределении могут также способствовать:
В системе допрофессионального образования, наряду с дошкольными учреждениями и школой, существует в качестве важного института дополнительное образование. Оно отличается от основного образования, реализуемого в дошкольных учреждениях и школе, по целям задачам, программному содержанию, общим требованиям, специфике взаимодействия социальных общностей педагогов и учащихся формам и методам педагогической и ученической деятельности, нормам и санкциям и т.д. Другими словами, налицо существенные институциональные различия. Они дают основания рассматривать дополнительное образование как особый институт, несмотря на то, что последний характеризуется изнутри взаимодействием тех же социальных общностей, что и, например, школа.
Как и любой вид (уровень) образования, дополнительное характеризуется наличием собственных образовательных программ, образовательных учреждений и органов управления.
Этот вид (уровень) образования предусматривает оказание дополнительных образовательных услуг – как бесплатных, так и платных. Они направлены на удовлетворение тех потребностей в обучении, которые не удается реализовать в процессе приобретения установленного стандарта знаний, навыков, умений в рамках основных образовательных программ. Дополнительные услуги могут быть достаточно широкими своему диапазону, расширяя и углубляя получаемое образование по тем или иным предметам или же выходя далеко за его пределы. Поскольку дополнительные образовательные услуги могут быть связаны с определенными финансовыми затратами, сама потребность в них имеет осознанный характер и, следовательно, выступает в форме интереса к соответствующему виду образовательной деятельности. В целом же потребность в дополнительных образовательных услугах – то своего рода конкретная форма потребности в дополнительном образовании вообще.
Дополнительные
Следующий критерий выделения дополнительных образовательных услуг – их направленность. Здесь можно говорить об общеразвивающих услугах (занятия, направленные на общее развитие личности), профильно-развивающих (занятия, направленные на углубленное освоение конкретных знаний, предметов), корректирующих услугах (занятия, призванные устранить пробелы в тех или иных знаниях, а также отставание в развитии). Можно выделить целый ряд иных классификаций дополнительных образовательных услуг – в зависимости от сроков их оказания (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные), места их реализации и т.д.
Мы рассматриваем
Мы не можем разделить
позицию некоторых авторов (Е.Б. Евладова,
Л.А. Николаева и др.) относительно
его вспомогательной роли, прежде
всего тех, кто рассматривают
дополнительное образование как
«прекрасное подспорье для
Важны, прежде всего, социальные
функции дополнительного
Обучение и воспитание в учреждениях дополнительного образования не является необходимым и в этом смысле обязательным. Это действительно то образование, которое осуществляется в соответствии с выбором учащихся и их интересами в свободное время. Возможность свободного выбора занятий, существование интересов учащихся к внеучебной деятельности и наличие у них свободного времени для нее – вот три основных отличия дополнительного образования от основного, базового, реализуемого в учреждениях общего среднего образования. Именно потому, что занятия в учреждениях дополнительного образования не являются обязательными, а становятся результатом свободного выбора, основанного на желании, осуществляемого без всякого принуждения извне, деятельность в этих учреждениях приносит учащимся большое удовлетворение, настоящее удовольствие, которое часто многократно превышает удовлетворение от учебы в школе.
Таким образом, дополнительное образование неразрывно связано не просто со свободным временем, а со свободой человека, более того, оно несет с собой эту свободу, предоставляя учащимся возможность выбора тех или иных занятий и получения от них радости, удовольствия, пользы, наслаждения. При этом степень свободы субъекта дополнительного образования определяется соответствием избранных видов деятельности стремлению личности реализовать себя в них.
Дополнительное образование постепенно превращается в социально значимый механизм адаптации молодежи к изменяющимся условиям жизни в современном обществе, поскольку не только предоставляет возможность и создает предпосылки для усвоения новых знаний, умений и навыков, но и формирует у учащихся потребности в стороннем развитии личности.
Переходя к вопросу
о функциях дополнительного образования,
на наш взгляд, необходимо привести
прежде всего созвучную нашей
точку зрения Н.Д. Морозовой: «Говоря
о дополнительном образовании как
постоянно развивающейся
Учреждения дополнительного
образования могут успешно
Более того, дополнительное
образование справедливо
Основное направление деятельности учреждений дополнительного образования — создать возможность для самоутверждения и самореализации учащихся в сфере их интересов и потребностей, которые могут быть достаточно далеки от основных образовательных программ.
Переход к целостной, гибкой,
соответствующей потребностям рынка
и индивидуальным жизненным траекториям
системе многоуровневого
2.3. Интеграция возможностей разных типов УО в регионе.
Интеграция высших учебных
заведений осуществляется преимущественно
с элитными школами старшего звена
(лицеями и гимназиями), где работают
их преподаватели. Школы очень гордятся
такими связями и высоко их оценивают.
Университеты, предоставляя своих преподавателей,
делают все возможное, чтобы абитуриенты
были хорошо подготовлены. Школы, таким
образом, используют высококвалифицированную
рабочую силу университетских
1) Стремясь обеспечить
как можно более высокий и
эффективный уровень
2) Вступительные требования
де-факто становятся
3) Такие же или более
способные ученики школ, которые
не имеют договоров с высшими
учебными заведениями,
Между целями образовательной
политики и ее практическим претворением
в жизнь в вопросах доступа
к высшему образованию
Наиболее эффективный
путь подготовки специалистов среднего,
а затем высшего
Информация о работе Непрерывное образование как механизм обеспечения качества жизни