Непрерывное образование как механизм обеспечения качества жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является процесс непрерывного образования как механизма обеспечения качества жизни современного человека.
Предмет работы: условия и механизмы (ресурсы) организации системы непрерывного образования в регионе.
Цель работы: исследовать организацию системы непрерывного образования в регионе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы организации системы непрерывного образования как механизма обеспечения качества жизни современного человека……………………………………………………………………………..5
1.1. Роль и место образования в обеспечении качества жизни человека в современной социокультурной ситуации………………………………….5
1.2. Сущность и содержание идеи непрерывного образования как механизма обеспечения качества жизни современного человека…………………………….8
1.3. Составляющие региональной системы непрерывного образования как механизма обеспечения качества жизни человека……………………………….15

Глава 2. Составляющие системы обеспечения (условия и ресурсы обеспечения) непрерывного образования в регионе…………………………20 2.1 Трансформация деятельности системы школьного образования…………20
2.2 Расширение ресурсов дополнительного образования………………………
2.3 Интеграция возможностей разных типов УО в регионе…………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.1docx.docx

— 104.57 Кб (Скачать файл)

       Одна  из образовательных задач школы  в новых социально-экономических  условиях заключается в том,  чтобы поставить обучаемого как  можно раньше на путь осознания  своего предназначения и призвания,  на путь собственного «судьбостроительства»,  в том числе определения своей  профессионально-образовательной траектории.

       В решении  этой задачи существенная роль  принадлежит трудовому, допрофессиональному  и профессиональному образованию.

       Цель  создания системы непрерывного  профессионального образования  – обеспечение эффективности  подготовки специалистов в условиях  насыщенного рынка труда и  конкуренции.

       Новая социально-экономическая реальность и логика внутреннего развития системы образования актуализируют задачу интеграции учреждений начального и среднего профессионального образования в единую систему базового профессионального образования, ее многоуровневого выстраивания с опорой на интегральный тип профессионального образовательного учреждения – региональный колледж [4, с.11-23]. Региональный колледж, в свою очередь, интегрируется в образовательную структуру, которая носит название «университетский комплекс».

       Университетский комплекс является базой всей непрерывной многоуровневой системы образования в регионе, включающей учебно-педагогический комплекс, колледжи как важное звено ранней профессиональной ориентации и подготовки молодежи в системе многоуровневого непрерывного профессионального образования, а также гимназии, лицеи, образующие среду для выявления и развития таланта, склонности и способности молодежи с раннего возраста с возможностью их доведения до передовых рубежей человеческих знаний по соответствующим направлениям и специальностям в университете [6].

Другая возможная форма  интеграционного процесса – организация  несколькими колледжами и вузами некоммерческого объединения –  ассоциации.

Кроме этого, структура системы  многоуровневого непрерывного образования  предполагает создание образовательных  округов, где под единым управлением  объединяются образовательные учреждения различных типов с целью согласования образовательных программ и выполнения социального заказа на подготовку квалифицированных  рабочих кадров и специалистов. Интеграция образовательных учреждений в системе  многоуровневого непрерывного образования  предусматривает согласование учебных  планов и программ изучаемых дисциплин, совершенствование методик проведения всех видов занятий, повышение качества методического обеспечения учебного процесса, совместную научную и научно-методическую работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Характерной чертой новой системы образования, вырисовывающейся в результате преобразований, является множественность путей и средств решения проблем обучения и социокультурного развития людей разных возрастов. Образовательные учреждения отказываются от единого социального заказа и все более начинают учитывать дифференцированные запросы различных категорий обучающихся, какими бы причинами эти разные запросы ни определялись (социальной характеристикой, материальными возможностями, возрастом, уровнем подготовленности и т.п.). Возможность выбора для субъектов обучения признается ведущей теоретической идеей и реально существующим явлением.

Идея непрерывного образования  возникла как ответ на динамичные изменения в науке и производстве. В большинстве стран ее связывали  прежде всего с обучением, однако уже первые обобщения и концептуальное осмысление данной идеи выдвинули как  равноправную мысль о необходимости  развития личности в процессе непрерывного образования. По мере утверждения субъектности человека в его социализации и  профессионализации, по мере возрастания  индивидуальности в выборе средств  самореализации усиливалась и целеопределяющая роль личности в построении жизненной  образовательной стратегии.

На основе анализа социальной роли непрерывного образования в  жизни человека отечественные исследователи  определяют образование как фактор социального развития, как условие  производственной деятельности, условие  обогащения духовной жизни человека, развития самосознания и умственного  развития, а также как фактор, способствующий общению через развитие речи, расширение круга общения.

Развитие системы непрерывного образования – одно из важных направлений образовательной деятельности, предполагающее непрерывность процессов в системах общего среднего, начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. Эффективность и возможность образовательной деятельности определяются прямыми и обратными системными связями между различными стадиями образовательного цикла, производителями и потребителями услуг; фирмами, рынком, государством и другими социальными партнерами, включая зарубежных. Непрерывное образование может рассматриваться как формальная часть структуры так называемого «обучения в течение всей жизни» и является одним из важных условий инновационной образовательной деятельности.

Развитие системы непрерывного образования направлено на  поддержку компетентностного развития личности, на реализацию концепции развивающего обучения. Концепция непрерывного образования основана на принципах непрерывности, гибкости, быстрой динамике, связанной со сменой потребностей на рынке труда, на реализации концепта образования «не на всю жизнь, а через всю жизнь». Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать разнообразные источники информации для решения этих проблем, постоянно приобретать дополнительные знания.

Инновационность программ непрерывного образования проявляется в опережающем  характере обучения, в адекватности потребностям рынка, широком использовании  дистанционных образовательных  технологий. Содержание и технологии непрерывного образования направлены на подготовку инновационно-ориентированной  личности.

 Задайте вопрос о том, зачем человек продолжает свое образование (получает второе образование, проходит курсы повышения квалификации, пишет диссертацию и т.д.) и вы получите разные ответы, относящиеся  к жизненной ситуации в которой он сейчас находится, почти всегда ответы будут носить социально-экономический подтекст (улучшение материального положения, повышение статуса, престижа, продвижение по службе и т.д.) и весьма редко личностный (чтобы быть полезным обществу, чтобы внести свой вклад в науку, искусство, профессию, с целью самопознания, саморазвития и т.п.). Образование для человека лишь средство адаптации к изменениям в социальной среде, часто вынужденное, но не внутренне необходимое, тем более не средство самореализации.

       Проблема заключается в том, что непрерывное образование требует не только осуществление образовательной деятельности во внешнем окружении, но требует постоянного внутреннего образования, изменения под воздействием вновь освоенных знаний, что для современного индивида и системы является непосильным трудом, потому что он привык, ему удобно, и намного легче изменить что-то вовне или сделать видимость изменения, оставаясь при этом внутренне неизменным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1980. - 334 с.
  2. Аболимова Т.В. Учебный план и специалист будущего // Науч. и техн. б-ки. – 1996.-№12. - С. 33-39.
  3. Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновации. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы) Ростов н/Д : Изд-во РОИПК и ПРО, 2001. - 176 с.
  4. Батищев А.В. Механизмы обеспечения эффективности непрерывного образования на региональном уровне. // Управление общественными и экономическими системами. – 2001. -№ 1. – С.11-23.
  5. Библиотечные кадры: статус, использование, непрерывное образование: Науч.-реф. сб. – М, 1996. - С. 146.
  6. Бурлакова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов н/Д, 1998.
  7. Владиславлев, А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы / А.П. Владиславлев. – М.: Мол. Гвардия, 1978.
  8. Зинченко Г.П. Непрерывное образование – веление времени. – М, 1988.
  9. Калинкин Е.В. Высшая школа в системе непрерывного образования: Науч.-теорет. пособие. – М., 1990.
  10. Качество роста. 2000/ В. Томас и др./ Пер. с англ. – М; Изд-во «Весь мир», 2001. – 352 с.
  11. Кивва, Н. Социально-экономические проблемы непрерывного образования / Н. Кивва // Учитель. – 2006. - № 4. – с. 74-76.
  12. Мельников, И.И. Современные проблемы системы образования / И.И. Мельников // Мир образования – образование в мире. – 2006. - № 1. – с. 186-194.
  13. Модельная программа подготовки андрогогов: учеб.-метод.пособие / Н.Н.Кошель и др.; под ред.канд.пед.наук Н.Н.Кошель. – Минск : АПО, 2011. -314 с.
  14. Образование: сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для ХХΙ века, представленный ЮНЕСКО. Изд-во ЮНЕСКО, 1997
  15. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б.С. Гершунского. – М.: Педагогика, 1990. – 224 с.
  16. Петров Ю.М. Модель непрерывного профессионального образования. – Н. Новгород, 1994. - 132 с.
  17. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы. – Мн., 2005.
  18. Филатова Л.О. Переемственность общего и среднего и вузовского образования // Педагогика. – 2004. - №8. – С. 63-68.
  19. Ханбабаев К.М. // Сущность непрерывного образования. Концепция системы непрерывного образования.

 

1 Евладова Е.Б., Николаева Л.А. Дополнительное образование: проблемы и перспективы развития//Педагогика. – 1995. №5. – С. 39, 44.

2 Дополнительное образование детей. – М., 2000. С. 17.

3 Морозова Н.А. Дополнительное образование в современной России//Педагогика. – 2003. №8. – С.34.


Информация о работе Непрерывное образование как механизм обеспечения качества жизни