Неформальные движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 12:23, курсовая работа

Краткое описание

Молодежь ругали всегда - и в папирусах Древнего Египта, и в письмах и эссе древних греков можно встретить сетования на то, что "молодежь пошла не та", что утрачена прежняя чистота нравов и т.д., и т.п. Вот и сегодня со всех сторон доносятся упреки молодежи в аморальности, в отказе от традиционных для россиян ценностей, в меркантилизме и т.п.

Содержание

Введение
Глава I. Основная часть
§1. Кое-что о неформалах
§2. История неформального движения
§3. Классификация неформалов
Вывод по главе I
Глава II. Углубленное рассмотрение
§1. Направления работы с неформалами
§2. Субкультура граффити
§3. Реквием по андеграунду
Вывод по главе II
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курсорвая Резиньков.docx

— 745.45 Кб (Скачать файл)
  • выявление интересов, склонностей, потребностей учащихся;

 

  • создание условий для организации многообразной по содержанию и формам работы (подбор кадров организаторов творческих объединений из числа педагогов школы, учреждений дополнительного образования, родителей, общественности, самих учащихся), определение места работы (кабинеты, библиотека, спортивные и актовые залы, учреждения дополнительного образования, использование возможностей семьи и окружающей среды);

 

  • определение содержания, форм и методов организации, режима свободного времени, разработка программ кружков, клубов, других творческих объединений;

 

  • анализ организационного периода и оценка готовности (педсовет, совещание при директоре, совет школы с участием учащихся, родителей, представителей учреждений дополнительного образования, руководителей творческих объединений).

 
2 этап - непосредственная организация  внеучебной деятельности учащихся (ноябрь-апрель). 
 
3 этап- подведение итогов (май): 

  • творческие отчеты коллективов, объединений, отдельных учащихся (концерты, выставки, фотогазеты, рефераты, конференции);
  • соотношение результатов с поставленными в начале учебного года целями и задачами (творческая конференция всех организаторов свободного времени учащихся).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Субкультура граффити

История граффити: от пещерных людей до хип-хопа

Многие проявления социальной активности нынешних молодых  людей вызывают резкое неприятие  у среднестатистического обывателя. Однако стоит ли категорически осуждать любые творческие порывы представителей так называемых субкультур, выходящие за рамки привычного? Возможно, порой имеет смысл подробнее разобраться в сути явления.

Одним из таких явлений, приобретших массовый характер, стало  разрисовывание городского ландшафта  – так называемое граффити. На самом  деле, первыми граффити можно назвать  наскальные рисунки первобытного человека. Ведь это слово в переводе с  итальянского языка (от graffiare) означает – нацарапанное. А именно таким методом создавались первые изображения, созданные пещерным человеком. К «граффити» также можно отнести настенную роспись древних и современных зданий, начиная с творений античных живописцев, расписывавших храмы, и заканчивая, увы, надписями в общественных туалетах. Однако в узком смысле словом «граффити» принято называть одно из направлений современного искусства, тесно переплетающееся с молодежными субкультурами.

Сегодня граффити –  это рисунки на домах, заборах  и прочих удобных для этого  поверхностях города. Отцом современных  граффити, какими мы привыкли видеть их сейчас в виде ярких, красочных рисунков и надписей, можно считать подростка  из Манхэттена, с фамилией Деметроис, грека по национальности, который в конце 60-х годов XX века написал на стене свою кличку и добавил к ней номер своей улицы, получилось «TAKI 183». Такой способ выделиться сразу же подхватило множество тинэйджеров. Через некоторое время все стены домов были испещрены называемыми «тэгами» – кличками, которые зачастую было очень сложно прочитать. Постепенно начинающие граффитисты перебрались в подземку, где с начала 70-х до конца 80-х от непонятных загогулин перешли к рисункам на весь вагон. Основной причиной такого перехода стало желание выделиться среди бесконечных прозвищ и имен. Подписи, естественно, остались, но сместились в угол и выполнялись единообразно и узнаваемо. Работали writer'ы по ночам, проезжая вечером в отстойники поездов. Наутро, поезд отправлялся на линию, демонстрируя горожанам свежее граффити. Многие такие рисунки жили всего один день, т. к. стирались на мойке вагонов вечером. В 1989 году власти Манхэттена запретили расписывать подземку, после чего часть граффитчиков продолжили заниматься своим художеством в других штатах и в Европе, а другая часть вернулась к стенам и заборам.

Мода на подобного вида искусство прошла в середине 80-х и ряды спрейщиков сильно поредели, оставались только те, кто по-настоящему был фанатом граффити. Однако с приходом 90-х вернулась и мода на настенное рисование вместе с новой волной художников, но уже более высокого класса. Сегодня искусство граффити напрямую связанно с хип-хоп-культурой: именно ее сторонники открыли граффити для России в начале 90-х, хотя тогда этим еще занимались радикально настроенные панки.

Сегодня граффити занимаются очень многие, но доминируют представители  хип-хоп-культуры. Они, как правило, пишут на стенах названия любимых рэп-групп или отдельных исполнителей, название своего города, ну или же просто слова «hip-hop» и т.п. Многие рэп-группы первое время после своего образования везде ставят свои tag'и, что бы их узнавали на различных хип-хоп-фестивалях и подобных мероприятиях, на которых нередко можно увидеть листы ДВП или фанеры, изрисованные граффити. При некоторых группах появились даже свои crew, которые таким образом воплощают в визуальных образах информацию о своих музыкальных коллективах, нередко этим занимаются непосредственно сами исполнители. Чего же хотят добиться хип-хоперы, рисуя граффити? Безусловно, ответ один: продвижения своей субкультуры – хип-хопа.

В принципе нынешние граффити можно разделить на три  условных группы:

1. Трафаретное. Само название говорит за себя – эти рисунки выполняются по заранее приготовленному шаблону, т.е. к стене прикладывают, например, кусок картона с вырезами в форме нужных букв или рисунка.

2. Художественное. Художественные граффити – это рисунки или слова, выполненные в каком-либо стиле, они намного больше трафаретных. Для того чтобы нанести его на стену, может потребоваться не один день. Такие граффити ценятся больше всего.

3. Малохудожественные. Чаще всего представляют собой  надписи или же отдельные слова,  очень часто нецензурные и  несвойственные литературной речи.

Граффити рисуют по разным причинам: высказать протест  или призыв, сообщить о каком-либо факте или происшествии, о своих  чувствах – злости, ненависти, счастья, радости или любви, или же просто украсить серый и унылый пейзаж города. Можно считать это способом самовыражения. Но почему именно такой способ? Просто потому, что зачастую это единственный способ заявить о себе, доступный  буквально каждому подростку. Граффити редко остается незамеченным, особенно если оно яркое и красивое, к  тому же достать все необходимое, начиная от элементарного баллона  с краской и заканчивая разнообразными насадками, совсем не сложно. Многие могли  бы высказывать свои идеи, мысли  в стихах, песнях и еще множеством способов, но далеко не у всех это  получается, некоторые просто стесняются, и к тому же в таком виде меньше шансов, что их достижения заметят – возможностью продвигать свое творчество в массы обладают единицы. Уже поэтому имеет смысл относиться к граффистам внимательнее – возможно, им действительно есть, что сказать представителям старшего поколения, да и всего общества в целом.

Художников нужно  отличать от вандалов. В России на сегодняшний день преобладает негативное отношение общества к этому направлению молодежной культуры, что легко объясняется обилием некачественных и неприличных рисунков и нецензурных надписей на улицах наших городов, среди которых редкие шедевры зачастую остаются незамеченными. Кроме того, тем же способом продвижения своих идей в массы часто пользуются не самые благонадежные и миролюбивые молодежные организации. Например, проходя по улицам, мы можем часто наблюдать надписи в стиле «Россия для русских!» или просто свастику с преобладанием черного цвета. Это работа представителей радикального националистического молодежного движения, которые отличаются агрессивным поведением – SkinHead'ов, в народе просто «скины». Для них граффити – это способ сказать, что, мол, «мы здесь были!», «мы существуем!». Наряду с другими авторами заборных надписей, среди которых много малоприличных и даже откровенно нецензурных, они компрометируют стиль граффити в глазах обывателей, склонных объединять всех любителей рисовать на стенах в общую категорию – «хулиганов», к тому же именно так расценивает закон все эти художества на стенах города. Еще большее неприятие общества граффисты вызывают из-за прямых ассоциаций своего творчества с откровенным вандализмом – уродованием памятников архитектуры, оскорблением национальных и культурных ценностей. Однако на самом деле вандалы не имеют прямого отношения к искусству граффити. Существует неписанный кодекс чести, который стараются выполнять все уважающие себя граффитчики:

1. Никогда не  рисуй на жилых домах, зданиях  представляющих какую-либо культурную  ценность, школах, детских садах,  больницах и т.п.

2. Никогда не  рисуй на памятниках, мемориальных  плитах, надгробиях.

3. Никогда не  рисуй на работах других writer'ов, это позорно и бесчестно, этим ты сделаешь хуже только себе.

4. Граффити существует  для того, чтобы сделать серый  и унылый городской мир ярче  и красивее.

Таким образом, отделив  граффити как направление современного молодежного искусства от бездарного хулиганства и «заборного» творчества, мы можем изменить и само отношение  общества к тем, кто выходит на улицы с баллончиками в руках. Можно предположить два варианта дальнейшего развития событий. Первый: граффити, как и многие другие субкультуры, постепенно будет уходить, все меньше и меньше людей будут им интересоваться, и о нем будут вспоминать лишь как о затянувшемся увлечении  подростков. Второй: граффити будет  легализовано и официально признано новым направлением в современном  искусстве, как это произошло  на Западе, где культурологи относят  граффити к авангардизму конца ХХ века. Категорический запрет на роспись  городских стен ведет не только к  полному смешиванию выдающихся и  бездарных, асоциальных рисунков, но и к еще большей сепарации  радикально настроенной молодежи от общества.

«Протестный» баллончик  лучше, чем разбитые стекла Легализация  граффити может помочь государству  взять это явление под контроль. Например, в некоторых странах  Европы граффитчики имеют возможность получить лицензию на законное творчество, для которого специально выделяются урбанистические районы города. Таким образом, действительно талантливые люди получают возможность для самореализации, унылые пейзажи начинают радовать глаз окрестных жителей яркими рисунками, а маргиналов, не имеющих лицензии, и других любителей писать на стенах правоохранительные органы могут с чистой совестью штрафовать. В данном контексте любопытен опыт властей одного из украинских областных центров: здесь начинающих спрейщиков будут учить правильно рисовать, для чего открыта специальная секция в местном доме детского творчества. Будут проходить не только теоретические занятия, но и практические, а весной юные художники с листов ДВП перейдут на бетонные заборы, стоящие на одной из улиц города, которую мэрия отвела для этих целей.

Американцы решили привлечь к проблеме настенной живописи высокие технологии. В крупных  городах будут установлены обыкновенные цифровые камеры с GPS-оборудованием, которые  будут делать снимки рисунков и отсылать в центр для обработки экспертами. Если изображения не будут соответствовать  определенным нормам, их автор может  оказаться в суде. В Англии к  граффити давно уже относятся  именно как к искусству.

Присмотревшись  к искусству граффити внимательнее, мы сможем не только лучше понять настроения и приоритеты современной молодежи, но и дадим возможность действительно  талантливым ребятам развиваться  и самосовершенствоваться. Прислушиваясь  к мнению тех, кто берет в руки баллончик из чувства протеста, государство  может избежать многих асоциальных  проявлений и молодежной агрессии. Кроме того, поощряя творческие порывы этих нелегальных художников, мы действительно  можем сделать окружающий мир  красивее, ярче и интереснее. 

 

Виды граффити  

Настенные рисунки  и надписи представляют собой  весьма неоднородное явление - от детских  каракулей до политических лозунгов, поэтому уместно привести некоторые  классификации. Заметим, что эти  классификации не являются очень  строгими и абсолютными, но все же они помогают увидеть различные формы рассматриваемого феномена.

Эйбл и Бекли различают публичные и личные граффити. К первым относятся городские надписи и рисунки, сделанные, как правило, на внешних сторонах зданий, заборах, деревьях, в метро и представляющие собой чаще всего сообщение о групповой идентичности. Вторые размещаются внутри зданий. К ним относят граффити в туалетах, на стенах общественных мест, партах и т.п. Эти надписи чаще являются выражением личностных установок, эмоциональных состояний или внутриличностных конфликтов. Кроме того, в личных граффити в большей степени обнаруживается воздействие обстановки.

Рассматривая феномен  городских надписей, Кокорев выделяет три вида. Первый - содержательные граффити, т.е. надписи, содержащие эксплицитное сообщение разнообразной тематики. Второй - разрушающие граффити. Они появляются преимущественно на рекламных плакатах и стендах. Это знаки, нарушающие целостность и изменяющие содержание официального сообщения или образа. К ним относятся подрисованные усы и клыки, раскрашенные глаза, стертые или приписанные буквы и т.п. К третьему виду относятся специфические надписи, сделанные в стиле «хип-хоп» и принадлежащие к соответствующей подростковой субкультуре. Субкультура «хип-хоп» появилась вначале 1970-х гг. в Нью-Йорке и включает в себя музыку рэп, брейкдансинг и настенную живопись. Впоследствии эта субкультура распространилась не только в США, но и в большинстве европейских стран. Граффити в стиле «хип-хоп» представляют собой надписи и рисунки, выполненные чаще всего пульверизатором с краской. Наиболее распространенный вид - динамичные росчерки - автографы, украшенные различным символами (крестами, коронами, звездами, стрелами и т.п.). Однако встречаются и целые многоцветные картины большого размера, снабженные текстами. Рассматривая эти три типа надписей применительно к Франции, Кокорев отмечает последовательное их распространение, начиная с 1960-х гг., и преобладание в последние годы граффити третьего типа. 

Информация о работе Неформальные движения