Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:10, курсовая работа
Целью моей работы является рассмотрение автономного образовательного учреждения как новой организационной формы образовательных учреждений, понять отличие и сходство автономного, бюджетного и казенного учреждений, выявить плюсы и минусы автономного учреждения.
Задачи:
понять отличие и сходство автономного, бюджетного и казенного учреждений
рассмотреть особенности правового статуса автономных образовательных учреждений
понять деятельность наблюдательного совета.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Новые организационные формы учебных заведений………………...4
1.1. Понятие учебного заведения, его типы и виды …………………………...4
1.2. Сравнительный анализ казенных, бюджетных и автономных
учреждений ………………………………………………………………………6
Глава 2. Особенности правового статуса автономных образовательных учреждений………………………………………………………………………13
2.1. Основные положения автономных учреждений………………………….13
2.2. Методические рекомендации по переходу бюджетного учреждения в автономное……………………………………………………………………….17
Глава 3. Наблюдательный совет автономного учреждения…………………..21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….28
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
Кемеровский Государственный Университет
Кафедра Экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Новые организационные формы учебных заведений (АОУ).
к.э.н., доцент,
Кемерово
2013г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Новые организационные
формы учебных заведений……………….
1.1. Понятие учебного заведения, его типы и виды …………………………...4
1.2. Сравнительный анализ казенных, бюджетных и автономных
учреждений ………………………………………………………………………6
Глава 2. Особенности правового статуса автономных
образовательных учреждений……………………………………………………
2.1. Основные положения
автономных учреждений………………………
2.2. Методические рекомендации по переходу
бюджетного учреждения в автономное……………………………………………………
Глава 3. Наблюдательный
совет автономного учреждения…………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Введение
Как известно, существует две категории юридических лиц, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, а именно: коммерческие организации и некоммерческие организации. Главный отличительный признак одних от других состоит в том, что основная цель коммерческих организаций - это извлечение прибыли, у некоммерческих же организаций получение прибыли и распределение ее среди ее участников не может быть основной целью. В своей курсовой работе я рассмотрю такую разновидность некоммерческой организации, имеющей в качестве основной цели - образовательную, как автономное образовательное учреждение. Само наименование автономное учреждение является показателем предоставления учреждениям, выполняющим социальные функции, большей свободы действия с одновременным возложением на такие организации большей ответственности за собственные действия.
Целью моей работы является рассмотрение автономного образовательного учреждения как новой организационной формы образовательных учреждений, понять отличие и сходство автономного, бюджетного и казенного учреждений, выявить плюсы и минусы автономного учреждения.
Задачи:
Глава 1. Новые организационные формы учебных заведений
1.1. Понятие учебного заведения, его типы и виды
Учебное заведение или образовательное учреждение (с 1992 г.) в соответствии с ФЗ «Об образовании» - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. При этом образовательное учреждение должно являться юридическим лицом.
Виды учебных заведений:
• Государственные (федеральные или находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации);
• Муниципальные;
• Негосударственные (частные, учреждения общественных и религиозных организаций).
Деятельность государственных
и муниципальных
Для негосударственных
образовательных учреждений (учебных заведений)
типовые положения об образовательных
учреждениях являются примерными.
Для получения государственного статуса
учебному заведению необходимо пройти
процедуру государственно аккредитации,
в ходе которой выявляется соответствие
уровня и направленности реализуемых
в учебном заведении образовательных
программ государственным стандартам.
Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица.
Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.
Права и обязанности образовательных учреждений, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими образовательных программ.
Типы учебных заведений (образовательных учреждений) в современной России:
1) дошкольные;
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начального
профессионального, среднего
4) учреждения дополнительного образования
взрослых;
5) специальные (коррекционные)
для обучающихся,
6) учреждения для детей-сирот
и детей, оставшихся без попече
7) учреждения дополнительного образования детей;
8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. [10]
1.2. Сравнительный анализ казенных, бюджетных и автономных
учреждений
Бюджетное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (Ст.6, Бюджетный кодекс РФ).
Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет. [5]
Автономное учреждение – некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. [7]
Автономные учреждения бюджетными учреждениями не признаются (п. 2 ст. 120 ГК РФ; п. 2 ст. 161 БК РФ).
Сравнительная характеристика казенных, бюджетных и автономных учреждений, создаваемых в субъектах РФ и муниципальных образованиях.
Позиции для сравнения |
Казенные учреждения |
Бюджетные учреждения |
Автономные учреждения |
1.Государственное или частное |
Государственное (муниципальное) | ||
2.В каких сферах может действовать |
Любые сферы, соответствующие полномо-чиям субъекта РФ (муници-пального образова-ния). Для федераль-ного уровня установлен перечень казенных учреждений |
Любые сферы, соответствующие полномочиям субъекта РФ (муниципального образования) |
Образование, здравоохранение, культура, наука, соцзащита, занятость, физкультура и спорт, иные в случаях, установленных законодательством |
3.Права на закрепляемое собственником имущество |
Право оперативного управления | ||
4.Состав закрепляемого имущества |
Недвижимоеи движимое |
Недвижимое, движимое, особо ценное движимое | |
5. Пределы ответственности учреждения |
Отвечает по своим обязательствам денежными средствами |
Отвечает по своим обязательствам всем имуществом, за исключением закрепленного на праве оперативного управления особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества |
Отвечает по своим обязательствам всем имуществом, за исключением закрепленных на праве оперативного управления недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества |
6. Ответствен-ность собственника |
Субсидиар-ная (в случае недостаточ-ности у учреждения денежных средств по обязательст-вам учреждения отвечает собственник) |
Собственник не несет ответственности по обязательствам учреждения | |
7.Применение закона № 94-ФЗ |
Применяется |
Не применяется | |
8.Документы о планах деятельности |
Смета, государст-венное задание |
План финансово-хозяйственной деятельности, государственное задание | |
9.Источники финансирования |
Сметное финансирование из бюджета |
Субсидии из бюджета на выполнение государствен-ного зада-ния (включая оплату налогов на недвижимое имущество и землю), субсидии на иные цели, средства из бюджета на исполнение публичных обязательств, доходы от оказания платных услуг |
Субсидии из бюджета на выполнениегосударственного задания (включая оплату налогов на недвижимое имущество и землю) с учетом мероприятий,направленных наразвитие автономных учреждений, перечень которых определяется учредителем, доходы от оказания платных услуг |
10.Объемы бюджетного финансирования |
Объем финансового обеспечения задания не зависит от типа учреждения. | ||
11.Счета по учету средств бюджета и доходов от предпринима-тельской деятельности |
Лицевые счета в казначействе |
Счет в кредитной организации или лицевые счета в казначействе | |
12. Контроль |
Предвари-тельный, текущий, последующий |
Предварительный и текущий в части субсидий на иные цели и исполнения публичных обязательств, последующий |
Последующий |
13. Независимый аудит |
Не проводится |
Проводится ежегодно | |
14.Органы управления |
Руководитель |
Руководитель, коллегиальные органы (худ.совет и т.п.) |
Руководитель, наблюдательный совет, коллегиальные органы |
15.Учет |
Бюджетный учет |
Бюджетный учет по кодам КОСГУ |
Бухгалтерский учет |
16.Отчетность |
Бюджетная отчетность, статистическая отчетность |
Бюджетная отчетность, статистическая отчетность |
Бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность |
Отчет о деятельности и об использовании имущества | |||
17.Банкротство |
Невозможно | ||
18.Последствия ликвидации |
В случае недостаточности денежных средств учреждения собственник исполняет обязательства перед кредиторами |
Обязательства исполняются только за счет имущества, которым учреждение отвечает по обязательствам. Собственник по неисполненным обязательствам учреждения не отвечает. Собственник получает имущественный комплекс в составе особо ценного движимого имущества, которое было закреплено за учреждением на праве оперативного управления и недвижимого имущества |
Обязательства исполняются только за счет имущества, которым учреждение отвечает по обязательствам. Собственник по неисполненным обязательствам учреждения не отвечает. Собственник получает имущественный комплекс в составе недвижимого и особо ценного движимого имущества, которые были закреплены за учреждением на праве оперативного управления |
19.Переход из БУ или КУ в АУ и обратно |
Путем изменения типа (с сохранением разрешительных документов: лицензий, свидетельств об аккредитации и т.п.) |
Главное отличие автономных учреждений от прежних бюджетных заключается в финансировании. Казённые учреждения, как и раньше, будут финансироваться по смете и, в отличие от автономных, не будут отвечать по своим обязательствам имуществом. Автономные учреждения будут получать бюджетные субсидии на соответствующее госзадание. Субсидии будут учитывать все расходы на содержание зданий, имущество, стоимость услуг, оплату персонала и т.д. Фактически это означает только то, что будут легализованы платные услуги. Поскольку, выполнив госзадание, подкрепленное соответствующими субсидиями, учреждение будет «вброшено» в рынок, и будет нести ответственность своим имуществом.
Глава 2. Особенности правового статуса автономных образовательных учреждений
2.1. Понятие
автономного учреждения, его преимущества
и цели перехода
Согласно Федеральному закону «Об автономных учреждениях» (Ст. 2, п. 1.) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. [7]
Основные положения об автономном учреждении.
Автономное учреждение | |
Учредитель |
орган государственной власти (орган местного самоуправления) |
Цели создания |
выполнение работ, оказание услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти, местного самоуправления |
Финансирование |
финансируется выполнение задания на основе плана финансово-хозяйственной деятельности |
Право распоряжения имуществом |
вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, которым учреждение может распоряжаться только с согласия собственника |
Право собственника (учредителя) на изъятие закрепленного за ним имущества |
вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество |
Ответственность учреждения |
отвечает по своим обязательствам, закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества |
Ответственность собственника (учредителя) |
учредитель не несет ответственность по обязательствам учреждения, а учреждение не отвечает по обязательствам учредителя |
Распоряжение доходами |
поступают в самостоятельное распоряжение и используются для достижения целей, ради которых создано учреждение |
Органы управления |
наблюдательный совет и руководитель обязательны |
Права организации по привлечению заемных средств |
вправе привлекать заемные средства |
Формы реорганизации |
*преобразование в бюджетное учреждение. |
Информация о работе Новые организационные формы учебных заведений (АОУ)