Новые организационные формы учебных заведений (АОУ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является рассмотрение автономного образовательного учреждения как новой организационной формы образовательных учреждений, понять отличие и сходство автономного, бюджетного и казенного учреждений, выявить плюсы и минусы автономного учреждения.
Задачи:
понять отличие и сходство автономного, бюджетного и казенного учреждений
рассмотреть особенности правового статуса автономных образовательных учреждений
понять деятельность наблюдательного совета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Новые организационные формы учебных заведений………………...4
1.1. Понятие учебного заведения, его типы и виды …………………………...4
1.2. Сравнительный анализ казенных, бюджетных и автономных
учреждений ………………………………………………………………………6
Глава 2. Особенности правового статуса автономных образовательных учреждений………………………………………………………………………13
2.1. Основные положения автономных учреждений………………………….13
2.2. Методические рекомендации по переходу бюджетного учреждения в автономное……………………………………………………………………….17
Глава 3. Наблюдательный совет автономного учреждения…………………..21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая чистовой вариант АОУ.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

К преимуществам автономного  учреждения с точки зрения самого учреждения относятся:

  • получение бюджетного финансирования в форме субсидий;
  • утрата статуса получателя бюджетных средств, а следовательно, отсутствие казначейского контроля за расходованием бюджетных ресурсов;
  • возможность распоряжаться заработанными средствами (поступлениями от платных услуг) также без постоянного контроля со стороны учредителя, казначейства и финансового органа.

Недостатки автономного  учреждения:

  • Отсутствие информации, опыта, методики.
  • Неверие в реальные результаты автономии.
  • Появление дополнительных забот и хлопот.
  • Процесс перехода трудоемкий и не бесплатный. [2]

Основные    цели    преобразования    образовательных    бюджетных учреждений в автономные учреждения:

  • Создание         условий         для         финансово-хозяйственной самостоятельности и экономической мобильности.
  • Повышение      эффективности       использования       кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов.
  • Привлечение      инвестиций      и      расширение      источников финансирования текущей деятельности образовательных учреждений.
  • Формирование   системы   четкого   разграничения   функций   и полномочий    между    заказчиком,    производителем    и    потребителями образовательных услуг.
  • Усиление      ответственности      за      конечные      результаты деятельности   бюджетного   образовательного   учреждения,    повышение результативности и прозрачности финансирования сферы образования.
  • Повышение доли внебюджетных доходов в консолидированном бюджете бюджетного образовательного учреждения.

Таким образом, переход  в форму автономного учреждения дает возможность тем образовательным учреждениям, которые имеют существенные источники внебюджетных доходов, действовать более свободно, что может привести к повышению эффективности их деятельности, следовательно, и к улучшению финансового обеспечения образовательной деятельности таких учреждений за счет внебюджетных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Методические рекомендации  по переходу бюджетного учреждения  в автономное

Мероприятия по переходу образовательных  учреждений субъекта Российской Федерации  в форму автономных учреждений следует  разделить на три этапа:

  • предварительный этап, в рамках которого необходимо, прежде всего, провести разъяснительную и информационную работу среди сотрудников образовательного учреждения; подготовить доклад для представления уполномоченному органу образовательного учреждения о переходе в форму автономного учреждения, который бы содержал в себе цели и задачи перехода в автономное учреждение, оценку рисков и преимуществ перехода (или не перехода) в форму автономного учреждения, предложений о разделении компетенции между органами управления образовательного автономного учреждения;
  • подготовительный этап после принятия уполномоченным органом образовательного учреждения решения о переходе образовательного учреждения в форму автономного учреждения, в рамках которого целесообразно создать рабочую группу, которая бы обеспечила подготовку необходимых   документов.   На   данном   этапе   также   осуществляется подготовка и согласование нормативного акта высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о переходе в форму автономного учреждения;
  • переходный этап, который начинается после издания соответствующего нормативного акта высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и включает в себя действия по изменению учредительных документов образовательного учреждения, переоформлению иных правоустанавливающих документов, разработку схем организации финансово-хозяйственной деятельности, обучение персонала, формирование состава Наблюдательного совета. [4]

Необходимо соблюдать  десять практических шагов по реализации перехода образовательного учреждения в статус автономного учреждения:

1. Анализ ресурсов образовательного учреждения с точки зрения возможного перехода школы в иной статус.

• Кадровые ресурсы

• Материально-технические ресурсы.

• Родительские ресурсы.

2. Работа по формированию попечительского или наблюдательного совета.

3. Работа со СМИ.

4. Подготовка предложения о создании автономного учреждения.

Предложение о создании автономного учреждения путем изменения  типа существующего учреждения должно содержать:

• обоснование создания такого учреждения, в том числе с точки зрения его ожидаемых социально-экономических последствий, доступности населению и качества предоставляемых им услуг.

• сведения об имуществе.

• расчет денежных средств, необходимых для исполнения всех полномочий, предусмотренных уставом автономного учреждения.

Предложение передается в соответствующий орган государственной  власти для рассмотрения и принятия решения о создании автономного  учреждения.

5. Работа с депутатским корпусом.

Решение о создании автономного  учреждения путем изменения типа учреждения принимается представительным органом власти.

6. Работа с различными отделами администрации.

Один из самых сложных  вопросов при подготовке перехода школы  в иной статус – вопрос финансирования нового учреждения. Финансирование той  части деятельности, которая обеспечивает гарантии бесплатного образования, осуществляется из соответствующего бюджета в форме субвенции. Объем субвенции рассчитывается согласно региональным социально-финансовым нормативам и передается образовательному учреждению.

Второй очень серьезный  вопрос, предполагающий совместную работу школы, ставшей инициатором перехода к автономии, и администрации  – это вопрос имущества.

В случае перехода школы  в статус автономного учреждения, необходимо подготовить два реестра  на имущество. Во-первых, это реестр, в который войдет та часть имущества, которая будет передана школе Учредителем, а также имущество, приобретенное за счет целевых бюджетных средств. Это имущество должно принадлежать школе на правах оперативного управления. Во-вторых, это реестр имущества, приобретенного за счет средств самого учреждения (благотворительные взносы, доход от дополнительных образовательных услуг или от проектной деятельности). Эта часть имущества переходит школе на правах собственности. И в том, и в другом случае, необходимо составить полные списки для принятия соответствующего решения.

7. Участие в работе представительного органа власти.

8. Подготовка устава автономного учреждения.

9. Создание наблюдательного совета.

Учредитель принимает  решение о назначении руководителя автономного учреждения, а также назначает членов наблюдательного совета. Это предусмотрено ст.10 п.6 и ст.11п.2 законопроекта «Об автономном учреждении».

10. Государственная регистрация автономного учреждения.

Основаниями для отказа в переводе образовательного учреждения в образовательного автономное учреждение может являться одно из следующих оснований [3]:

- изменение     основных    целей    деятельности     создаваемого образовательного  автономного учреждения;

- прекращение   осуществления   образовательной   деятельности создаваемым образовательным автономным учреждением;

- снижение  доли  образовательной   деятельности  создаваемого образовательного  автономного учреждения по отношению  к иным видам деятельности;

- снижение доступности образовательных услуг предоставляемых         создаваемым         образовательным         автономным учреждением;

- снижение качества  образовательных услуг, предоставляемых  создаваемым образовательным автономным  учреждением;

- сокращение       количества       педагогических       работников, прошедших повышение квалификации (профессиональной переподготовки) за последние 3 года;

- неукомплектованность  штата создаваемого  образовательного  автономного учреждения специалистами  соответствующей квалификации;

- приостановление действия  лицензии, отсутствие лицензии за  последние 3 года;

- приостановление действия  свидетельства о  государственной  аккредитации,   отсутствие  государственной   аккредитации  за  последние 3 года;

- уменьшение      средней      заработной      платы      работников образовательного     учреждения,     которая     обеспечивалась     за     счет предпринимательской    и    иной    приносящей    доход   деятельности,    за последние 3 года;

- ежегодное    снижение    объемов    доходов    образовательного учреждения от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в течение последних 3-х лет;

- недостаточность   недвижимого  и  особо   ценного  движимого имущества,  закрепляемого за образовательным  автономным учреждением.

 

 

Глава 3. Наблюдательный совет автономного учреждения [1]

Автономному учреждению (его учредителю) обязательно придется создать наблюдательный совет не менее чем из пяти и не более  чем из одиннадцати членов. Данный орган – новый для образовательных учреждений, его функцией является рассмотрение проектов наиболее важных решений, принимаемых учреждением, и выражение своего совещательного, а в отдельных случаях и обязательного мнения  
о них.

Срок полномочий наблюдательного  совета автономного учреждения устанавливается уставом автономного учреждения, но не может превышать 5 лет.

В состав наблюдательного  совета входят:

•      представители учредителя;

•      представители исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом;

•      представители общественности, в т. ч. лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности.

В состав совета могут  входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников автономного учреждения.

Количество представителей государственных органов и органов  местного самоуправления в составе  наблюдательного совета должно превышать  одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения. Количество представителей работников автономного учреждения не может превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения. Ограничение представительства работников учреждения в наблюдательном совете установлено законодателем не случайно: практика работы коллегиальных органов и органов самоуправления показывает, что в тех из них, в составе которых преобладают работники учреждения, деятельностью органа фактически всегда управляет руководитель в силу подчиненности ему остальных членов коллегиального органа по работе.

Одно и то же лицо может  быть членом наблюдательного совета неограниченное число раз. Руководитель автономного учреждения и его заместители не могут быть членами наблюдательного совета. Ими также не могут быть лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость.

Члены наблюдательного  совета выполняют свои обязанности  на правах добровольцев. Исключение составляют члены совета, назначенные из числа  работников органов власти и управления, для которых выполнение этих обязанностей может быть включено в круг служебных функций по основной работе.  
Во всяком случае, автономное учреждение не вправе выплачивать членам наблюдательного совета вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей, за исключением компенсации документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе наблюдательного совета. Члены совета могут пользоваться услугами автономного учреждения только на равных условиях с другими гражданами.

Решение о назначении членов наблюдательного совета или  досрочном прекращении их полномочий принимается учредителем. Решение  о назначении представителя работников автономного учреждения членом наблюдательного  совета или прекращение полномочий членов наблюдательного совета о досрочном прекращении его полномочий принимается в порядке, предусмотренном уставом автономного учреждения.

Информация о работе Новые организационные формы учебных заведений (АОУ)