Нравственное воспитание: воспитательные теории и системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 09:53, реферат

Краткое описание

Авторитарная педагогика ставит четкую цель воспитания, которая достигается с помощью определенного содержания и жесткой технологии. По этой системе воспитания воспитатель всегда прав, он стоит над воспитуемым и требует беспрекословного подчинения себе. Дети усваивают нормы поведения и взаимоотношений в коллективе, овладевают способами их выполнения. Однако они не имеют возможности для проявления творчества, самобытности, даже самостоятельности. Есть немало разновидностей авторитарной системы воспитания, прежде всего это технократическая педагогика, основным методом в которой является принуждение.

Вложенные файлы: 1 файл

для курсовой.docx

— 44.11 Кб (Скачать файл)

А. В. Запорожцем и Я. 3. Неверович велись исследования развития движений, показывающие, что игра имеет ближайшее отношение к формированию моторики ребенка дошкольного возраста [5].

Игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами, что наполняет словарный запас, обогащает речь. Также игры учат детей самостоятельно декламировать и петь, способствуют преодолению застенчивости.

Играя, ребенок изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает решения.

Большое значение имеют подвижные  игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.

Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю,  развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная игра учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.

В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Играя и реализуя различные формы активности, дети познают себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети делают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определен ной последовательности, совершенству ют двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

 А. С. Макаренко утверждал, что как ведет себя ребенок  в игре, так позже он будет вести себя на работе.

Правильно организованные и систематически проводимые игры формируют характер, волю,

Подвижные игры широко используются в психологических тренингах.

Зачастую они представляют собой наиболее заметную,  эмоционально насыщенную и запоминающуюся часть занятия.

Прежде всего, в ходе игровой психокоррекции детей с нарушениями общения необходимо снизить конфликтность, снять неадекватные стереотипы поведения. Эффективность коррекции достигается чаще всего в процессе коллективных игр, в группе сверстников. Навыки адаптивного бесконфликтного поведения ребенок может получить только в ходе активного общения. Поэтому важно создать для него возможность отрабатывать эти навыки в специально организованной для этого обстановке. Группа — наиболее подходящая среда для проведения полноценной игры со сверстниками и взрослыми; игра, в свою очередь, приводит к нормализации социальных отношений, разрешению внешних конфликтов. Все это создает благоприятный фон для решения внутренних конфликтов [4].

Как уже отмечалось, характерной особенностью контингента детей является конфликтное общение с окружающими. При этом речь идет прежде всего о формах общения. Так, стремление ребенка к лидерству само по себе ценное качество, но то, как оно осуществляется, может приводить к конфликтам со сверстниками. В этом случае коррекции подлежит именно форма реализации этого стремления. Новый опыт общения со сверстниками в группе складывается на основе доверительной атмосферы, открытого общения, в котором широко применяются приемы обратной связи. Создается возможность пережить новый опыт взаимоотношений со взрослыми. Взрослые в группе — психологи — исходят из интересов детей, обходятся без оценок и не сравнивают детей между собой.

Коррекции подвергаются мучительные для самого ребенка особенности характера: трусость, неспособность владеть своими чувствами, жадность.

Этиология нарушений общения у детей разнообразна. Можно назвать, по крайней мере, три ее источника. Первый — семейные стереотипы поведения, некритично усвоенные ребенком и воспроизводимые во вне семейных ситуациях общения. Например, демонстративная обидчивость и капризность девочки скопированные у мамы вызывают смех и непонимание в кругу сверстников

Второй источник дезадаптации — особенности темперамента точнее — неумение ребенка справляться с особенностями своего темперамента Ребенок с низкой адаптивностью высокой интенсивностью реакций и с преобладающим негативным фоном настроения труден для коллектива, вызывает много агрессивных реакций, дети его избегают что в свою очередь обижает и злит ребенка Коллективная жизнь таких детей насыщена стереотипно повторяющимися конфликтами, обиды становятся привычными возникают отгороженность чувство невозможности дружбы и понимания.

Третий источник дезадаптации — внутренние конфликты самого ребенка. Например ребенок со страхом автономии, не решивший в свое время дилемму «самостоятельность — нерешительность» во внешнем поведении, особенно в психологически дискомфортной ситуации, может проявлять пассивность, двигательную заторможенность нерешительность. Для коллектива сверстников такой ребенок не интересен поэтому дети не ищут контактов с ним не желают играть и он оказывается «- изоляции обидчивость и капризность девочки скопированные у мамы вызывают смех и непонимание в кругу сверстников

 

От того как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников — в группе детского сада во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба. Если эти отношения складываются благополучно если ребенок тянется к сверстникам, умеет играть общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других можно надеяться, что он и в дальнейшем будет нормально чувствовать себя среди людей.

 

ЛИТЕРАТУРА

Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре — М. 1975 Карташова Л   С

Способы самоорганизации детей дошкольного возраста в подвижных играх  — Куйбышев 1997 Миллер С. Психология игры — М. Владос 2000 Фопель К. Игры с детьми // Дошкольное образование 2005 №7 Хухлаева О, Хухлаев О. Первушина И. Маленькие игры в большое счастье —

М. Эксмо-Пресс 2001 Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников — Ростов-н/Д Феникс 2005 Эльконин Д. Б Психология игры 2-е изд — М. 1999


Информация о работе Нравственное воспитание: воспитательные теории и системы