Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 14:20, курсовая работа
Актуальность исследования. Социальная структура общества в последние два века подвержена тенденции глобализации, детрадиционализации и информатизации. С появлением информационных технологий любой уголок мира, любая культурная среда стала гораздо более доступна, чем, скажем еще два десятилетия назад.
Поколения 80х и 90х годов XX века, не будучи полностью вовлеченными в процесс информационного сближения, смогли прикоснуться к обилию информационных потоков, обрушившихся на постсоветскую Россию, на этапе становления личностной и групповой идентичности.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Проблема духовно-нравственного воспитания и развития личности в отечественной педагогике 5
1.1. Нравственное воспитание младших школьников: история и современность 5
1.1. Психологические и физиологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте 11
Глава II. Нравственное воспитание в младшем школьном возрасте: особенности нравственного развития, организация нравственного воспитания 15
2.1. Особенности нравственного развития младшего школьника 15
2.2. Организация нравственного воспитания в современной школе 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность исследования. Социальная структура общества в последние два века подвержена тенденции глобализации, детрадиционализации и информатизации. С появлением информационных технологий любой уголок мира, любая культурная среда стала гораздо более доступна, чем, скажем еще два десятилетия назад.
Поколения 80х и 90х годов XX века, не будучи полностью вовлеченными в процесс информационного сближения, смогли прикоснуться к обилию информационных потоков, обрушившихся на постсоветскую Россию, на этапе становления личностной и групповой идентичности. Современным детям очень сложно развиваться – они оказываются подвержены воздействию крайне разнообразных социальных (культурных, религиозных, этнических, территориальных и др.) факторов.
Современные дети, в условиях нестабильной социокультурной ситуации становятся жертвами обстоятельств и своего окружения, и мы видим возрастающий процент детской преступности, раннего алкоголизма и наркомании, произрастающих из недостатка воспитания в духовном аспекте. Бездуховность, характерная современности, влияние множества других культур, постоянная переоценка ценностей в социуме порождают нестабильность в развитии ребенка.
Поэтому нравственное воспитание ребенка, начиная с раннего возраста – важнейший аспект становления полноценно развитой и социально активной личности. Нравственное воспитание ребенка в младшем школьном возрасте должно стать тем ориентиром, который поможет задать личности необходимый курс развития, и позволит сформировать полноценных творческих индивидов, способных осуществлять полноценную жизнедеятельность в быстро изменяющихся условиях жизни.
Объект исследования. Нравственное воспитание и развитие личности.
Предмет исследования. Особенности нравственного воспитания личности ребенка в младшем школьном возрасте.
Цель исследования. Провести исследование особенностей нравственного воспитания личности ребенка в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования. В ходе достижения поставленной цели мы решим следующие задачи:
Структура работы. Исследование состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы. Во введении описаны актуальность, объект, предмет, цель и задачи исследования, в заключении сделаны выводы, резюмирующие исследование. Общий объем работы 27 страниц, в работе использовано 19 источников.
Нравственное воспитание и развитие личности – неотъемлемый в современном мультикультуральном мире элемент воспитания ребенка. Обзор педагогической литературы до начала XX века, когда Россия пережила острый политический и культурный кризис, дает нам понять, что до революции концепция воспитания детей в первую очередь базировалась на домашнем воспитании. Считалось, что внешнее, школьное, воспитание служит дополняющим, хотя и необходимым и неотъемлемым элементом домашнего воспитания. Семья, как известно – базис, на котором строится общество, следовательно, если ребенок адекватно воспитывается в нравственно здоровой и духовной семье, то и общество будет духовно развито и здорово.
Как писал Н.Н. Новиков в своем труде «О воспитании и наставлении детей»: «Воспитывай детей твоих счастливыми людьми и полезными гражданами… Первая главная часть воспитания…попечение о теле. …вторая главная часть воспитания, имеющая предметом образование сердца и называется учёными нравственным воспитанием… третья главная часть воспитания… просвещение, или образование разума» [13, 29].
До революции домашнее обучение считалось основным источником получения ребенком знаний о фундаментальных понятиях добра и зла, в семье будущий человек получал первые представления о религии, о морально-нравственных категориях, уже с имением которых он или она приходили в учебное заведение. Нравственное воспитание всегда ставилось во главу угла, а в XIX веке – веке начала расцвета педагогической мысли, мы видим полное подчинение императиву домашнего нравственного и духовного воспитания. Так, в XIX веке, русские педагоги А.Н. Острогорский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие исходили именно из позиции погружения ребенка с самого начала воспитательного процесса с глубоко гуманистических нравственных позиций.
Как отмечала Л.В. Загрекова: «нравственное воспитание ставилось «во главу угла» всего воспитательного процесса, осуществляемого семьей, школой, обществом, и опиралось на потребность в нравственной деятельности, возникающей из основных свойств природы человека» [9, 28].
Основными постулатами дореволюционной концепции воспитания можно считать основы учения К.Д. Ушинского. Как отмечал Ушинский, воспитание полноценной в нравственном и духовном отношении личности следует начинать с народности.
Народность – под этим понятием он подразумевал глубокое погружение в традиции русского народа, воспитание уважения к русской народу, любовь к родному языку, воспитание чувства патриотизма. Отрицая калькирование иностранного опыта воспитания, тем не менее, Ушинский вовсе не чуждался опыта других педагогических систем [16, 156].
Следующим постулатом воспитания до революции являлась религиозность. Для нашей страны характерно православное христианство, поэтому именно в православной традиции, согласно ее ценностям и особенностям и должен воспитываться ребенок. Как писал великий педагог: «дело народного воспитания должно быть освящено церковью, а школа должна быть «преддверием церкви»» [16, 165].
Следующим основным аспектом педагогической триады он называл науку. Итак, мы видим, что народность, православие и наука – это три столпа воспитания, на которые опиралась вся педагогическая деятельность до революции. Разумеется, в духовно-нравственное воспитание входило воспитание понятия самодержавности Российской Империи, чувство этнической принадлежности (абсолютизация обычаев, традиций, обрядов), этическая составляющая (искусство как выразитель и носитель идей истины, добра и красоты).
Нравственное формирование человека, как отмечали педагоги XIX века, начиналось с изучения родной речи, поскольку именно речь – хранилище многих веков духовной жизни русского народа, его культурное богатство и кладезь знаний. Именно вокруг родной речи уже выстраивалось обучение другим наукам. Усваивая родной язык, каждое новое поколение усваивает в то же время мысли и чувства тысяч предшествовавших ему поколений [16, 218].
Также велика была роль природы как воспитателя детей. Известно, что эстетическое понимание природы формирует у детей не только чувство прекрасного, но и учит бережно и внимательно относиться к природным явлениям и живым организмам. Положительное влияние на развитие ребенка оказывает труд с участием живой природы. Учась ухаживать за растительным и животным миром, ребенок учится основам бережного отношения к природе, понимает материальную природу вещей, осознает, что сорванное растение уже не вырастет снова, т.е. начинает понимать материальную природу вещей [16, 278].
Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов я явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие.
Разумеется, педагоги до революции отмечали немаловажное влияние природных задатков самого ребенка и той социальной среды, в которой он воспитывается. Доминантной чертой личности была целостность духовно-нравственных и интеллектуальных качеств. При этом и интеллектуальной, и умственное развитие ставилось в подчинение развитию духовному и нравственному: «влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» [16, 289].
Высшим достоинством социализированной личности педагоги считали принесение социальной пользы человеком обществу, а главным инструментом для этого служило трудолюбие, поскольку внутренняя духовная сила труда служит источником человеческого достоинства, счастья, нравственности. Таким образом, основной источник нравственного и духовного воспитания – это семья, а школа – лишь инструмент развития ума и интеллекта, образовательный элемент в воспитании детей.
Подобные взгляды разделяли все выдающиеся педагоги того времени: А.Н. Острогорский, Л.Н. Толстой, В. Я. Стоюнин, В. И. Водовозов, Д. Д. Семенов, А. Я. Герд и многие другие педагоги и методисты.
После революции картина воспитания детей кардинально меняется. Приоритетными стали идейно-политические императивы; воспитание в нравственном аспекте превращается в задачу формирования человека нового типа, которая, в свою очередь, требует разрыва с семейным «консервативным» воспитанием.
В постреволюционный период наиболее характерной тенденцией в воспитании считалось приоритетным воспитывать скорее физически развитого и идеологически верного строителя коммунизма, чем духовно и нравственно развитую личность. Массово создавались школы-интернаты, разрушающие духовно-нравственные узы семьи.
В эти же года развилось альтернативное течение педагогической мысли, в которое входили такие педагоги, как С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, Н. Н. Иорданский, А. В. Евстигнеев-Беляков, которые считали необходимым по-прежнему использовать семейные традиции воспитания, воспитание нравственности изнутри «ячейки общества», а не извне. Однако этот подход активно блокируется властями, и нравственное воспитание закладывается вместе с идейно-политическим воспитанием в школах. Однако несомненным плюсом образования в начале XX века стала массовая ликвидация безграмотности, поскольку большой пласт русского народа не имел образования в том виде, в котором мы сейчас привыкли его видеть [3, 21].
Подобного рода воспитание дало стране множество молодых людей, проникнутых духом идеологии большевистской партии и идеалами коммунизма, активных строителей общества, полноценных участников политического процесса. В этих условиях духовное и нравственное воспитание детей становилось задачей не семьи, но школы. Семья как воспитательный элемент могла лишь заложить основные моральные устои, но не являлась оплотом духовного и нравственного воспитания, как раньше.
В 60-х годах педагог В. А. Сухомлинский вступает в отчаянную борьбу с сохранившимся с 30-х годов педагогическим подходом к семейному воспитанию. Отец и мать – величайшие авторитеты для ребёнка. Существует глубокая связь поколений, писал учёный, ребёнок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв её – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал [15, 71].
Заслуга В. А. Сухомлинского в возвращении к общечеловеческим ценностям. Он первым в советской педагогике обратился к процессам духовной жизни ребёнка, необходимости и ценности сопереживания, сочувствия, созидания необходимых условий для воспитательной деятельности родителей и учителей [15, 82]. Так, с 60х годов XX века в отечественную педагогику постепенно возвращается хотя бы сама идея нравственного и духовного воспитания детей. Современные педагогические концепции снова приводят нас к пониманию важнейшей роли семьи как основного звена в цепи нравственного воспитания.
В итоге к концу XX века сложилась такая ситуация – как и предполагал К. Ушинский, школа являлась основным образовательным элементом, который обучал детей различным наукам, но обучаться тому, как нужно себя вести, что хорошо и что плохо, основам этики и эстетики дети могли только с помощью родителей и самостоятельно. В ситуации постоянных кризисов легко понять, что родителям, воспитанным по старой схеме, не только некогда было воспитывать детей по новым стандартам, которые начинало требовать общество, но и они сами не могли бы этого сделать. В итоге мы получили несколько поколений, характеризующихся острым падением духовного и нравственного уровней развития, причем эта ситуация складывается вот уже несколько десятилетий подряд.
В условиях современного мультикультурного общества особенно важно воспитать полноценную личность, базис нравственности которой будет базироваться на традициях и самобытности родной страны, а не идеалах и стандартах других педагогических систем [5, 14].
Сейчас наблюдается тенденция к возвращению понимания того, что личность как таковая не исчерпывается только характеристикой социальности. Основа личности все-таки ее нравственное развитие, которое является основополагающим базисом для дальнейшего развития умственного, интеллектуального и творческого. Общество и государство, освобождаясь от идеологии, возвращаются к традициям культуры, к ее ценностным духовным истокам. Отечественная система образования, рассматриваемая в этом русле, переживает пору переосмысления ценностных оснований воспитания [5, 21].
Нравственное воспитание младшего школьника – очень ответственная и тонкая задача, которая должна базироваться исключительно на индивидуальном подходе. Поэтому педагогу крайне важно знать особенности младшего школьного возраста, как психологические, так и физиологические, поскольку только на индивидуальных особенностях каждого ребенка будет строиться наиболее эффективная система его нравственного воспитания. Кратко коснемся данного аспекта.
Разные исследователи отмечают несколько разнящиеся рамки младшего школьного возраста, но общепринятым считается возраст ребенка в 6-7 лет и до 10-11 лет. Основной деятельностью, которой занимаются дети, становится учеба.
Хрестоматия по детской психологии, цитируя Э.Эриксона, отмечает [17, 405], что педагог, к которому поступают учиться дети, становится одной из ключевых фигур мира младшего школьника. В этот момент происходит формирование социальных компетенций и чувства ответственности ребенка, происходит основной этап процесса социализации, формируется психологическая компетентность поведения, идет самоосознание и самоутверждение себя как личности, формируются основные личностные черты. Ребенок учится соотносить свои возможности со своими потенциями, чему в основном способствует его учитель. Объективная оценка возможностей, способностей и достижений ребенка ставит его на определенную ступень в коллективе класса, дает ему чувство удовлетворенности своей работой, и напротив – неадекватная оценка, частый уход в отрицательную оценку формируют чувство психологического дискомфорта, психологической и социальной неполноценности. Поскольку самооценка ребенка не имеет устойчивой позиции и склонна к постоянному изменению, то позиция педагога во многом способствует ее коррекции и правильному становлению личности. Оценка учителя также становится ключевым стимулом к познанию: похвала придает ребенку стимул учиться дальше.