Нравственное воспитание и мировоззрение школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 17:08, реферат

Краткое описание

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения человека к моральным ценностям человечества и конкретного общества [7; 35]. С течением времени индивид овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного выбора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Содержание

Введение…………………………….………………………………………………………………………..3
Глава 1. Нравственное воспитание………………………………………………………………5
1.1.Особенности процесса нравственного воспитания………………………………5
1.2.Механизм нравственного воспитания…………………………………………………..9
1.3.Задачи нравственного воспитания……………………………………………………….13
1.4.Средства и методы нравственного воспитания……………………………………15
1.4.1.Средства нравственного воспитания…………………………………………..15
1.4.2.Методы нравственного воспитания…………………………………………….17
Глава 2. Мировоззрение школьников………………………………………………………..20
2.1.Понятие о мировоззрении…………………………………………………………………….20
Глава 3. Нравственное воспитание и мировоззрение школьников…………..21
Заключение…………………………………………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по педагогике.docx

— 54.97 Кб (Скачать файл)

 

 

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УР

ГОУ СПО «САРАПУЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

РЕФЕРАТ.

ТЕМА: «Нравственное воспитание и мировоззрение школьников».

 

 

                                                                          Симакова Екатерина Владимировна

                                             Специальность: 050303

                                   Курс 5 Группа 503

                                               Форма обучения: очная

                                                      Руководство: Оленева Ю.Б.

 

 

                                                                 2009г.

 

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение…………………………….………………………………………………………………………..3

Глава 1. Нравственное воспитание………………………………………………………………5

1.1.Особенности  процесса нравственного воспитания………………………………5

1.2.Механизм  нравственного воспитания…………………………………………………..9

1.3.Задачи  нравственного воспитания……………………………………………………….13

1.4.Средства  и методы нравственного воспитания……………………………………15

       1.4.1.Средства нравственного воспитания…………………………………………..15

       1.4.2.Методы нравственного воспитания…………………………………………….17

Глава 2. Мировоззрение школьников………………………………………………………..20

2.1.Понятие  о мировоззрении…………………………………………………………………….20

Глава 3. Нравственное воспитание и мировоззрение школьников…………..21

Заключение…………………………………………………………………………………………………..29

Список литературы……………………………………………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

           Экономический и социальный прогресс общества неразрывно связан с возрастанием роли морального фактора, поэтому утверждение принципов морали в современном обществе и превращение их в личностные убеждения и нормы поведении в обществе – одна из важнейших задач современности.

           Общеизвестно, что школа, вузы — система образования страны, которая должна выпускать людей не только научно образованных, развитых интеллектуально, здоровых физически, но и нравственно воспитанных. Эта задача справедливо кажется даже более важной, чем первая, и значение нравственного воспитания в обществе, в мире не уменьшается, а растет. Специалисты в разных областях, широкая общественность, средства массовой информации — все видят одну из важнейших проблем современности: в обществе происходит разрушение, эрозия нравственности, можно сказать, энергичное, решительное освобождение человечества от морали, наблюдается резкое и, вероятно, прогрессирующее снижение нравственных норм во всех сферах жизни. Так ли это? Почему это происходит? Какова природа морали и почему надо поступать нравственно? Ответы на эти вопросы составляют основу нравственного воспитания.

           Дети 21 века знакомы с элементами  высшей математики, просвещены музыкально, стремятся достичь успехов в  науки, искусстве, спорте. Но при  всем этом они остаются детьми, с неустойчивой психикой и  еще не до конца развитой  нравственностью, а значит, требуют  постоянной заботы и внимания  со стороны старших.

           В столь сложных условиях 21 века наиболее рациональном способом обеспечения успешного результата подготовки детей к жизни становится концентрация  педагогических усилий на главном, стержневом образовании личности ребенка, которое будучи доведено до необходимого уровня, становится фундаментом для развития всех остальных сторон. Таким образованием, по нашему мнению, является нравственность, основанная на глубокой идейной убежденности и научном мировоззрении. Какими бы глубокими знаниями о научной картине мира не обладал человек, как бы глубоко он не разбирался в закономерностях общественного развития, он сможет стать подлинным преобразователем, борцом за общее дело, жить полнокровной жизнью, если опирается на нормы и требования морали.

           Так, например, рост народного благосостояния, насыщение материальных потребностей, развитие образования привели к тому, что дети сегодня менее зависят от экономических бытовых нужд. Они имеют больше вариантов, альтернатив при решении любых вопросов. У них расширилась свобода выбора. И в то же время материальное благополучие привело к появлению среди детей эталонов, следование которым не требует особо нравственных усилий, слишком доступно. В результате возникло опасение, что процесс формирования внутренних нравственных критериев замедлился.   

           Нравственность – неотъемлемая  сторона личности, обеспечивающая  добровольное соблюдение ею существующих  норм, правил и принципов поведения. Они находят выражение в отношении  к Родине, обществу, коллективу и  отдельным людям, к самому себе, к труду и результатам труда. 

 

 

 

 

Глава 1. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ.

    1. Особенности процесса нравственного воспитания.

           Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения человека к моральным ценностям человечества и конкретного общества     [7; 35]. С течением времени индивид овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного выбора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

           Нравственное воспитания личности  – сложный  и многогранный  процесс, включающий педагогические и социальные влияния. Нравственное воспитание направленно на формирование и развитие личности ребенка.

           Задача нравственного воспитания  состоит в том, чтобы социально  необходимые требования общества  педагоги превратили во внутренние  стимулы личности каждого ребенка, такие как, долг, честь, достоинство. 

           С точки зрения педагогической  теории процесс нравственного  воспитания в школе представляет  собой совокупность целенаправленных  и последовательных действий  ученического и педагогического  коллективов. Под понятием «педагогические  действия» подразумеваются влияния, организуемые и получаемые учеником  и коллективом в процессе всей  учебно – воспитательной работы. Все эти влияния, а также их результаты, отражающиеся во взглядах и поведении, взаимосвязаны и выступают в совокупности, обеспечивающей как непосредственное, так и опосредованное воздействие на личность школьника.

           Специфической особенностью процесса  нравственного воспитания следует  считать то, что он длителен  и непрерывен, а результаты его  отсрочены во времени. Процесс  нравственного воспитания динамичный и творческий: воспитатели постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.

           Суть нравственно воспитанной  личности состоит в усвоении  ею знаний, идей, опыте общественного  поведения, совокупности выработанных  личностью отношений  к окружающей действительности. При организации процесса нравственного воспитания следует отдавать предпочтение объективным отношениям, в которые включается школьник в разных видах деятельности и общения. Пройдя через сознание учащегося, объективные отношения воплощаются в общественно практическую деятельность и поведение, становятся реальными связями личности.

           Все педагогические воздействия  на ребенка представляют собой  динамическую совокупность постоянно  действующих сил. В какой мере  они будут благоприятными, во  многом зависит от педагога. Установление зависимости между условиями нравственного воспитания и намечающимися тенденциями в поведении ученика требует более глубокого изучения его мотивов, внутренних побуждений к действию. При этом педагогическому коллективу следует учитывать, что отдельные влияния на учащегося могут сказаться не сразу, а спустя некоторое время.

          Таким образом, повседневная жизнь, учебная и трудовая деятельность  ученика, те формы общения, которые  складываются с товарищами, взрослыми  и внешним миром, составляют важнейшие  условия для формирования его психики, нравственного облика. Именно через эти условия общество влияет на формирование личности ребенка.

           Нравственное развитие личности  ученика происходит в учебно-воспитательном  процессе лишь на основе преобразования  отношений, складывающихся в общешкольном  и классных коллективах и которые  обуславливаются общественными  отношениями и требованиями, регулирующими  отношения между личностью и  коллективом. Поэтому, воспитывая ученика, педагоги школы прежде всего  должны заботиться о том, чтобы  в коллективе складывались зрелые отношения, способствующие выработке у него нравственно-волевых качеств.

           В процессе учебно-воспитательной  деятельности школы ученик овладевает  определенной системой действий и поступков, выраженных в нормах и правилах поведения, в нравственных идеях, которые становятся руководящими в отношениях школьников друг к другу, к взрослым, к самим себе. Серьезные задачи стоят перед школой в деле организации нравственного опыта учащихся.

           Целесообразные влияния и условия  жизни составляют сложную взаимосвязь  необходимых компонентов нравственного  воспитания. Достаточность или недостаточность  влияний тех или иных факторов  и условий в нравственном воспитании учащихся зависит от того, насколько они способны продвигать   их в развитии, вызывать определенное отношение к окружающей действительности. Воспитательные влияния на нравственное  развитие личности ученика оказывают наибольшее воздействие в том случае, если у школьника имеется некоторое представление о его будущем; если уровень его нравственного развития совпадает с фактическими отношениями, в которые он включен; если у учащегося имеется опыт выбора норм нравственного поведения в различных ситуациях; наконец, если в школе и семье создаются условия для противодействия аморальному поведению.

           В практике нравственного воспитания  условия социальной жизни и  целенаправленная работа школы  должны выступать в ограниченном  единстве, что обеспечивает наибольшую  его эффективность. Действие данного единства формирует у учащихся адекватные реальным представления о действительности и выбор правильных форм поведения в различных жизненных ситуациях. Знание причинно-следственных связей в поведении учащихся необходимо для педагогов школы в целях предвидения вариантов поведения. Однако следует учитывать, что прогнозирование имеет вероятностный характер. Познание путей трансформации школьником внешних влияний, условий и факторов позволяет понять процесс нравственного становления и развития личности.

           В построении теории нравственного  воспитания необходимо учитывать, что суть воспитательной личности  составляют знания, навыки и привычки  поведения и отношения, в которые  личность вступает и которые  вырабатывает самостоятельно.       

          

 

 

 

 

 

 

    1. Механизм нравственного воспитания.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Данная схема разработана С.А. Козловой [7;110]. Механизм нравственного воспитания имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.

Для формирования нравственности важно, чтобы это воспитание было осознанным. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного воспитания и качества, о его необходимости и преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и поэтому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Нравственное становление личности ребенка зависит от многих внешних и внутренних факторов, образующих механизм, который базируется на том, что психика ребенка имеет социальную природу и ее развитие обеспечивает то обучение, которое забегает вперед.

Анализ различных концепций нравственного формирования личности школьника показывает, что механизм этого явления можно раскрыть лишь при структурном подходе к изучению развития и становления личности. Этот подход позволяет увидеть перестройку многих связей в структуре личности, которая есть результат воздействия воспитателя.

В процессе нравственного воспитания ученик сам не вырабатывает норм поведения, а усваивает их вместе с общественным опытом. Но для этого чтобы у школьника осуществлялась внутренняя нравственная деятельность, необходимо добиваться такого положения, при котором внешние действия через обобщения должны переходить во внутренние. Изменение статуса ученика в коллективе изменяет его внутреннюю деятельность. Однако коллектив не оказывает прямого автоматического влияния на нравственное развитие личности. Воспитательная сила ученического коллектива наиболее эффективно действует тогда, когда личность проявляет активность и играет определенную роль в этом коллективе.

Информация о работе Нравственное воспитание и мировоззрение школьников