Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 17:08, реферат
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения человека к моральным ценностям человечества и конкретного общества [7; 35]. С течением времени индивид овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного выбора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Введение…………………………….………………………………………………………………………..3
Глава 1. Нравственное воспитание………………………………………………………………5
1.1.Особенности процесса нравственного воспитания………………………………5
1.2.Механизм нравственного воспитания…………………………………………………..9
1.3.Задачи нравственного воспитания……………………………………………………….13
1.4.Средства и методы нравственного воспитания……………………………………15
1.4.1.Средства нравственного воспитания…………………………………………..15
1.4.2.Методы нравственного воспитания…………………………………………….17
Глава 2. Мировоззрение школьников………………………………………………………..20
2.1.Понятие о мировоззрении…………………………………………………………………….20
Глава 3. Нравственное воспитание и мировоззрение школьников…………..21
Заключение…………………………………………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………………………………………….30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УР
ГОУ СПО «САРАПУЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РЕФЕРАТ.
ТЕМА: «Нравственное воспитание и мировоззрение школьников».
Специальность: 050303
Курс 5 Группа 503
Форма обучения: очная
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение…………………………….…………………………
Глава 1. Нравственное
воспитание……………………………………………………
1.1.Особенности
процесса нравственного
1.2.Механизм
нравственного воспитания………………
1.3.Задачи
нравственного воспитания………………
1.4.Средства и методы нравственного воспитания……………………………………15
1.4.1.Средства нравственного воспитания…………………………………………..15
1.4.2.Методы нравственного
Глава 2. Мировоззрение
школьников……………………………………………………
2.1.Понятие
о мировоззрении………………………………………
Глава 3. Нравственное воспитание и мировоззрение школьников…………..21
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Экономический и социальный прогресс общества неразрывно связан с возрастанием роли морального фактора, поэтому утверждение принципов морали в современном обществе и превращение их в личностные убеждения и нормы поведении в обществе – одна из важнейших задач современности.
Общеизвестно, что школа, вузы — система образования страны, которая должна выпускать людей не только научно образованных, развитых интеллектуально, здоровых физически, но и нравственно воспитанных. Эта задача справедливо кажется даже более важной, чем первая, и значение нравственного воспитания в обществе, в мире не уменьшается, а растет. Специалисты в разных областях, широкая общественность, средства массовой информации — все видят одну из важнейших проблем современности: в обществе происходит разрушение, эрозия нравственности, можно сказать, энергичное, решительное освобождение человечества от морали, наблюдается резкое и, вероятно, прогрессирующее снижение нравственных норм во всех сферах жизни. Так ли это? Почему это происходит? Какова природа морали и почему надо поступать нравственно? Ответы на эти вопросы составляют основу нравственного воспитания.
Дети 21 века знакомы с элементами высшей математики, просвещены музыкально, стремятся достичь успехов в науки, искусстве, спорте. Но при всем этом они остаются детьми, с неустойчивой психикой и еще не до конца развитой нравственностью, а значит, требуют постоянной заботы и внимания со стороны старших.
В столь сложных условиях 21 века наиболее рациональном способом обеспечения успешного результата подготовки детей к жизни становится концентрация педагогических усилий на главном, стержневом образовании личности ребенка, которое будучи доведено до необходимого уровня, становится фундаментом для развития всех остальных сторон. Таким образованием, по нашему мнению, является нравственность, основанная на глубокой идейной убежденности и научном мировоззрении. Какими бы глубокими знаниями о научной картине мира не обладал человек, как бы глубоко он не разбирался в закономерностях общественного развития, он сможет стать подлинным преобразователем, борцом за общее дело, жить полнокровной жизнью, если опирается на нормы и требования морали.
Так, например, рост народного благосостояния,
насыщение материальных
Нравственность – неотъемлемая
сторона личности, обеспечивающая
добровольное соблюдение ею
Глава 1. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения человека к моральным ценностям человечества и конкретного общества [7; 35]. С течением времени индивид овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного выбора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Нравственное воспитания
Задача нравственного
С точки зрения педагогической
теории процесс нравственного
воспитания в школе
Специфической особенностью
Суть нравственно воспитанной личности состоит в усвоении ею знаний, идей, опыте общественного поведения, совокупности выработанных личностью отношений к окружающей действительности. При организации процесса нравственного воспитания следует отдавать предпочтение объективным отношениям, в которые включается школьник в разных видах деятельности и общения. Пройдя через сознание учащегося, объективные отношения воплощаются в общественно практическую деятельность и поведение, становятся реальными связями личности.
Все педагогические
Таким образом, повседневная жизнь,
учебная и трудовая
Нравственное развитие
В процессе учебно-
Целесообразные влияния и
В практике нравственного
В построении теории
Данная схема разработана С.А. Козловой [7;110]. Механизм нравственного воспитания имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого качества личности.
Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.
Для формирования нравственности важно, чтобы это воспитание было осознанным. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного воспитания и качества, о его необходимости и преимуществах овладения им.
У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и поэтому влияют на прочность складывающегося качества.
Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Нравственное становление личности ребенка зависит от многих внешних и внутренних факторов, образующих механизм, который базируется на том, что психика ребенка имеет социальную природу и ее развитие обеспечивает то обучение, которое забегает вперед.
Анализ различных концепций нравственного формирования личности школьника показывает, что механизм этого явления можно раскрыть лишь при структурном подходе к изучению развития и становления личности. Этот подход позволяет увидеть перестройку многих связей в структуре личности, которая есть результат воздействия воспитателя.
В процессе нравственного воспитания ученик сам не вырабатывает норм поведения, а усваивает их вместе с общественным опытом. Но для этого чтобы у школьника осуществлялась внутренняя нравственная деятельность, необходимо добиваться такого положения, при котором внешние действия через обобщения должны переходить во внутренние. Изменение статуса ученика в коллективе изменяет его внутреннюю деятельность. Однако коллектив не оказывает прямого автоматического влияния на нравственное развитие личности. Воспитательная сила ученического коллектива наиболее эффективно действует тогда, когда личность проявляет активность и играет определенную роль в этом коллективе.
Информация о работе Нравственное воспитание и мировоззрение школьников