Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 17:08, реферат
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения человека к моральным ценностям человечества и конкретного общества [7; 35]. С течением времени индивид овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного выбора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Введение…………………………….………………………………………………………………………..3
Глава 1. Нравственное воспитание………………………………………………………………5
1.1.Особенности процесса нравственного воспитания………………………………5
1.2.Механизм нравственного воспитания…………………………………………………..9
1.3.Задачи нравственного воспитания……………………………………………………….13
1.4.Средства и методы нравственного воспитания……………………………………15
1.4.1.Средства нравственного воспитания…………………………………………..15
1.4.2.Методы нравственного воспитания…………………………………………….17
Глава 2. Мировоззрение школьников………………………………………………………..20
2.1.Понятие о мировоззрении…………………………………………………………………….20
Глава 3. Нравственное воспитание и мировоззрение школьников…………..21
Заключение…………………………………………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………………………………………….30
Целостность процесса нравственного воспитания характеризуется сочетанием всех его сторон и звеньев, находящихся между собой в постоянном взаимодействии. Функции каждой из этих сторон и каждого из его звеньев зависят от той роли, которые они в нем выполняют. В процессе нравственного воспитания личность выступает не только объектом, но и субъектом, в связи, с чем ее активность имеет исключительно большое значение в достижении его целей. Нравственное воспитании и самовоспитание составляют единство, но в то же время эти части имеют свои специфические черты и особенности.
Структура нравственного сознания школьника относительно устойчива, хотя отдельные ее элементы изменчивы в силу постоянного их обогащения и уточнения нравственных ценностей. Нравственное сознание имеет два уровня: теоретический и обыденный. Если первый из них составляет система обобщенных взглядов, нравственных отношений, то второй уровень, являясь продуктом повседневной деятельности, отражает, лишь отдельные стороны отношений и явлений. Наиболее важными элементами нравственного сознания следует считать идеи, взгляды, принципы.
Индивидуальное нравственное сознание ученика, определяемое общественным бытием и отражением его собственного «Я», в развитии происходит три стадии: переход от случайных к целенаправленным действиям, отделение себя от своих действий, переход от сознания своих действий к осознанию своих личных качеств.
В нравственном сознании ведущее место занимают убеждения, основой которых является система понятий, под которой подразумевается логически оформленная мысль, отражающая общие и существенные признаки отношений. При этом учащиеся не открывают истин нравственности и не подбирают для них определенных символов. Их задача состоит в усвоении понятий в готовом виде.
Психологическая подготовка ученика к усвоению нравственного понятия базируется на полной информации о нем, используются прошлый опыт, знания и умения. Овладение понятиями осуществляется на различных уровнях. Вначале ученика слабо их анализируют, не умеют дифференцировать и обобщать. На следующем этапе они уже овладевают умениями абстрактно-логического определения понятия. Завершается этот процесс умением дать точный анализ его содержания, используя логические доказательства.
Вооружение учащихся системой понятий на каждом возрастном этапе определяется задачами нравственного воспитания, с учетом возможностей возраста и индивидуальных особенностей учащихся. Нравственные понятия успешнее всего формируются, если ученики опираются на наглядные представления или на воспроизводимые в сознании образы поведения идеала, которые ранее были восприняты в опыте жизни и деятельности.
Стойкость нравственных убеждений в большей степени зависит от умения школьника самостоятельно и критически анализировать поступки и действия людей с точки зрения моральных идей. Для обоснования доказательств учащиеся используют знания, а уверенность в их истинности стимулирует к более активному формированию нравственных убеждений. Источником для выработки доказательств могут быть также требования коллектива или отдельных личностей.
Для того чтобы процесс нравственного воспитания был эффективным необходима постановка задач, направленных на достижение конкретного результата.
В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.
Каждый компонент имеет свои
особенности формирования, но необходимо
помнить, что это единый механизм
и потому при формировании
одного компонента обязательно
предполагается влияние на
Воспитание носит исторический
характер, и его содержание меняется
в зависимости от ряда
Вторая группа задач
Если первая группа задач
В советский период задачи
нравственного воспитания были
сгруппированы в четыре
На современном этапе развития нашего общества существенных преобразований в формулировке смысловых блоков не произошло. Они действительно вбирают в себя все аспекты нравственности. Но конкретное наполнение каждого блока и его значение, конечно, меняются. Так, сегодня становится под сомнение необходимость воспитания коллективизма как нравственного качества современного человека, практически не решается задача трудового воспитания, изменился взгляд на патриотическое воспитание. Однако в нравственной структуре личности эти стороны имеют место и поэтому исключить их нельзя.
Нравственное воспитание
Средства воспитания –
Средства нравственного
Средством нравственного
Средством нравственного
Особое место в этой группе
средств относится общению. Общение
как средство нравственного
Выбор средств воспитания
Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.
Методы воспитания – способы
взаимосвязанной деятельности
Для классификации методов
Классификация В. И. Логиновой выстроена
на основании активации
Как бы хороши ни были методы,
эффективный результат они
Глава 2. МИРОВОЗЗРЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ.
2.1. Понятие о мировоззрение.
Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации.
Мировоззрение есть общее
Мировоззрение – это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер действительности. Важнейший компонент мировоззрения составляют идеалы как решающие жизненные цели. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие мировоззрению действующую силу.
Глава 3. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И МИРОЗЗРЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ.
Вопросы о сущности и происхождении морали, о нравственном сознании и поведении людей изучает этика. Одним из главных вопросов этики является вопрос о возникновении морали и о том, почему люди должны поступать нравственно.
Мораль — одна из форм общественного сознания, социальный институт, регулирующий поведение людей во всех областях жизни. Мораль — это совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей. По отношению к обществу, его институтам и друг другу. В отличие от правовых, нравственные нормы фиксируются только в традиции, в обычаях, в сознании, в привычном поведении и, тем не менее, имеют силу требований, силу предписания. Мораль носит исторически изменчивый характер, нравственные правила определяются социальными условиями жизни людей и являются разными в различных культурах и слоях общества. Вместе с тем нравственные нормы разных культур имеют много общего, что получило отражение в понятии «общечеловеческие ценности».
Религиозные концепции объясняют мораль существованием сверхчувственной духовной силы, которая обладает фундаментальным свойством Праведности и выступает как норма, образец для поведения человека.
Межнаучный анализ категорий морали и воспитания выявляет понятия: моральная деятельность, моральные чувства, нравственное сознание и попечение, индивидуальная нравственность личности. Моральной деятельностью можно считать процесс принятия моральных норм и следования им и в личном поведении, что и создает индивидуальную нравственность. Нравственным надо считать того, для кого нормы морали выступают как его нравственные убеждения и привычные формы поведения. Моральная деятельность, как и всякая другая, имеет мотивы: страх наказания, чувство долга, стремление к добру и справедливости.
Информация о работе Нравственное воспитание и мировоззрение школьников