Нравственное воспитание и мировоззрение школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 17:08, реферат

Краткое описание

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения человека к моральным ценностям человечества и конкретного общества [7; 35]. С течением времени индивид овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного выбора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Содержание

Введение…………………………….………………………………………………………………………..3
Глава 1. Нравственное воспитание………………………………………………………………5
1.1.Особенности процесса нравственного воспитания………………………………5
1.2.Механизм нравственного воспитания…………………………………………………..9
1.3.Задачи нравственного воспитания……………………………………………………….13
1.4.Средства и методы нравственного воспитания……………………………………15
1.4.1.Средства нравственного воспитания…………………………………………..15
1.4.2.Методы нравственного воспитания…………………………………………….17
Глава 2. Мировоззрение школьников………………………………………………………..20
2.1.Понятие о мировоззрении…………………………………………………………………….20
Глава 3. Нравственное воспитание и мировоззрение школьников…………..21
Заключение…………………………………………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по педагогике.docx

— 54.97 Кб (Скачать файл)

Целостность процесса нравственного воспитания характеризуется сочетанием всех его сторон и звеньев, находящихся между собой в постоянном взаимодействии. Функции каждой из этих сторон и каждого из его звеньев зависят от той роли, которые они в нем выполняют. В процессе нравственного воспитания личность выступает не только объектом, но и субъектом, в связи, с чем ее активность имеет исключительно большое значение в достижении его целей. Нравственное воспитании и самовоспитание составляют единство, но в то же время эти части имеют свои специфические черты и особенности.

Структура нравственного сознания школьника относительно устойчива, хотя отдельные ее элементы изменчивы в силу постоянного их обогащения и уточнения нравственных ценностей. Нравственное сознание имеет два уровня: теоретический и обыденный. Если первый из них составляет система обобщенных взглядов, нравственных отношений, то второй уровень, являясь продуктом повседневной деятельности, отражает, лишь отдельные стороны отношений и явлений. Наиболее важными элементами нравственного сознания следует считать идеи, взгляды, принципы.

Индивидуальное нравственное сознание ученика, определяемое общественным бытием и отражением его собственного «Я», в развитии происходит три стадии: переход от случайных к целенаправленным действиям, отделение себя от своих действий, переход от сознания своих действий к осознанию своих личных качеств.

В нравственном сознании ведущее место занимают убеждения, основой которых является система понятий, под которой подразумевается логически оформленная мысль, отражающая общие и существенные признаки отношений. При этом учащиеся не открывают истин нравственности и не подбирают для них определенных символов. Их задача состоит в усвоении понятий в готовом виде.

Психологическая подготовка ученика к усвоению нравственного понятия базируется на полной информации о нем, используются прошлый опыт, знания и умения. Овладение понятиями  осуществляется на различных уровнях. Вначале ученика слабо их анализируют, не умеют дифференцировать и обобщать. На следующем этапе они уже овладевают умениями абстрактно-логического определения понятия. Завершается этот процесс  умением дать точный анализ его содержания, используя логические доказательства.

Вооружение учащихся системой понятий на каждом возрастном этапе определяется задачами нравственного воспитания, с учетом возможностей возраста и индивидуальных особенностей учащихся. Нравственные понятия успешнее всего формируются, если ученики опираются на наглядные представления или на воспроизводимые в сознании образы поведения идеала, которые ранее были восприняты в опыте жизни и деятельности.

Стойкость нравственных убеждений в большей степени зависит от умения школьника самостоятельно и критически анализировать поступки и действия людей с точки зрения моральных идей. Для обоснования доказательств учащиеся используют знания, а уверенность в их истинности стимулирует к более активному формированию нравственных убеждений. Источником для выработки доказательств могут быть также требования коллектива или отдельных личностей.

 

    1. Задачи нравственного воспитания.

           Для того чтобы процесс нравственного воспитания был эффективным необходима постановка задач, направленных на достижение конкретного результата.

           В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.

           Каждый компонент имеет свои  особенности формирования, но необходимо  помнить, что это единый механизм  и потому при формировании  одного компонента обязательно  предполагается влияние на другие  компоненты.

           Воспитание носит исторический  характер, и его содержание меняется  в зависимости от ряда обстоятельств  и условий: запросов общества, экономических  факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе  своего развития общество решает  разные задачи воспитания подрастающего  поколения, то есть у него разные  идеала человека. На сегодняшний  день значимым является становления  воспитания деловых качеств, предприимчивость.

           Вторая группа задач нравственного  воспитания отражает потребности  общества  в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.

           Если первая группа задач носит  постоянный, неизменяемый характер, то вторая – подвижна. На ее  содержание оказывают влияние  и исторический этап, и особенности  возраста объекта воспитания, и  конкретные условия жизни.

           В советский период задачи  нравственного воспитания были  сгруппированы в четыре смысловых  блока. Надлежало воспитывать: гуманные чувства и отношения, патриотизм, трудолюбие, коллективизм.

          На современном этапе развития нашего общества существенных преобразований в формулировке смысловых блоков не произошло. Они действительно вбирают в себя все аспекты нравственности. Но конкретное наполнение каждого блока и его значение, конечно, меняются. Так, сегодня становится под сомнение необходимость воспитания коллективизма как нравственного качества современного человека, практически не решается задача трудового воспитания, изменился взгляд на патриотическое воспитание. Однако в нравственной структуре личности эти стороны имеют место и поэтому исключить их нельзя.

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Средства и методы нравственного воспитания.
      1. Средства нравственного воспитания.

           Нравственное воспитание осуществляется  с помощью определенных средств  и методов.

           Средства воспитания – предметы, приспособления необходимые для  достижения целей воспитания.

           Средства нравственного воспитания  можно объединить в несколько  групп. Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, фильмы и другие средства  можно объединить в группу  художественных средств. Эта группа  средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично  и понятно для них. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

           Средством нравственного воспитания  является природа. Природа дает  возможность вызывать у детей  гуманные чувства, желание заботиться  о тех, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения.

           Средством нравственного воспитания  является собственная деятельность  детей: игра, труд, учение, художественная  деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство – деятельность – как таковая – необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.

           Особое место в этой группе  средств относится общению. Общение  как средство нравственного воспитания  лучше всего выполняет задачи  корректировки представлений о  морали и воспитании чувств  и отношений. Средством нравственного  воспитания может быть вся  та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания нравственных чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирования определенных нравственных качеств.

           Выбор средств воспитания зависит  от ведущей задачи, от  возраста  воспитанников, от уровня их общего  интеллектуального развития, от  этапа развития нравственных  качеств.

 

 

 

 

 

 

      1. Методы нравственного воспитания.

           Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.

           Методы воспитания – способы  взаимосвязанной деятельности воспитателей  и воспитанников, направленные на  решение задач воспитания.

           Для классификации методов исследователи  определяют, какое-то основание. Так, академик Б.Т. Лихачев исходит из логики целостности педагогического процесса, а также логики его организации при решении задач нравственного воспитания и самовоспитания. Согласно этому основанию он выделил три группы методов: методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра), методы доверительного взаимодействия (педагогические требования и убеждения), методы воздействия (разъяснение, обсуждение).

           Классификация В. И. Логиновой выстроена  на основании активации механизма нравственного воспитания. Автор предлагает объединить методы в три основные группы: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение), методы формирования нравственного сознания (внушение, беседа), методы стимулирования чувств и отношений (поощрения, наказания).

           Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают  лишь при определенных условиях [7;35]:

  1. Любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста.
  2. Метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения. Иногда воспитатели и родители используют приемы общения награды, не задумываясь, реальна ли она. И не выполняет обещанного. Какой же результат в нравственном развитии ребенка можно получить? Родители угрожают ребенку тем, чего никогда реально не сделают. Вначале подобные угрозы, может быть, и дадут результат, но постепенно ребенок усвоит, что за такими словами ничего не стоит и можно продолжать не слушаться. В нравственном воспитании каждый метод должен быть весомым, значимым.
  3. Для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства. Например, воспитатель приучает детей к бережному отношению к вещам, игрушкам и для этого хочет использовать метод организации совместной деятельности детей. В этом случае он должен подготовить необходимые материалы.
  4. Метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат.
  5. Методы воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают. Опосредованное воздействие – большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку.
  6. При подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества.
  7. Проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка.
  8. Применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относится к тому, что результат будет достигнут не сразу.
  9. Преобладающими в нравственном воспитании детей должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Если только опираться на осознание, понимания значимости положительного поведения и не обучать способам такого поведения, желаемого результата не будет.
  10. Методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.  

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. МИРОВОЗЗРЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ.

2.1. Понятие о мировоззрение.

           Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации.

           Мировоззрение есть общее понимание  мира, человека, общества, определяющие  социальную, философскую, нравственную, эстетическую ориентацию человека. Существуют три типа мировоззрения – житейское, философское и религиозное. Все эти типы мировоззрения выявляют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов.

           Мировоззрение – это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер действительности. Важнейший компонент мировоззрения составляют идеалы как решающие жизненные цели. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие мировоззрению действующую силу.

          

 

 

 

 

 

Глава 3. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И МИРОЗЗРЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ.

           Вопросы о сущности и происхождении морали, о нравственном сознании и поведении людей изучает этика. Одним из главных вопросов этики является вопрос о возникновении морали и о том, почему люди должны поступать нравственно.

Мораль — одна из форм общественного сознания, социальный институт, регулирующий поведение людей во всех областях жизни. Мораль — это совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей.  По отношению к обществу, его институтам и друг другу. В отличие от правовых, нравственные нормы фиксируются только в традиции, в обычаях, в сознании, в привычном поведении и, тем не менее, имеют силу требований, силу предписания. Мораль носит исторически изменчивый характер, нравственные правила определяются социальными условиями жизни людей и являются разными в различных культурах и слоях общества. Вместе с тем нравственные нормы разных культур имеют много общего, что получило отражение в понятии «общечеловеческие ценности».

Религиозные концепции объясняют мораль существованием сверхчувственной духовной силы, которая обладает фундаментальным свойством Праведности и выступает как норма, образец для поведения человека.

Межнаучный анализ категорий морали и воспитания выявляет понятия: моральная деятельность, моральные чувства, нравственное сознание и попечение, индивидуальная нравственность личности. Моральной деятельностью можно считать процесс принятия моральных норм и следования им и в личном поведении, что и создает индивидуальную нравственность. Нравственным надо считать того, для кого нормы морали выступают как его нравственные убеждения и привычные формы поведения. Моральная деятельность, как и всякая другая, имеет мотивы: страх наказания, чувство долга, стремление к добру и справедливости.

Информация о работе Нравственное воспитание и мировоззрение школьников