Нравственное воспитание школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:57, контрольная работа

Краткое описание

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время сняты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Процесс воспитания………………………………………………………….5
Нравственное воспитание…………………………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………..22
Список литературы………………………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.контрольная.docx

— 54.46 Кб (Скачать файл)

     Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

     Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.

      Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания.    

      Классные часы, праздники посвященные “Дню Победы”, литературные вечера, “Дни духовности и культуры” предполагают встречи с интересными людьми.

В школе проводятся свои праздники:

сентябрь (День знаний);

октябрь (День учителя);

ноябрь (Дни духовности и культуры);

декабрь (Новый  год);

январь (Рождество  Христово);

февраль (23 февраля);

март (8 марта);

апрель (Пасха);

май (Последний  звонок, день победы).

     Так же проводятся - экскурсии с учащимися в течение всего учебного года и имеют различные цели. Для того, чтобы экскурсия была нравственно ценной, учитель создает в коллективе эмоциональный настрой, распределяет между школьниками задания, которые следует выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения.                       

     Своеобразной школой нравственного  воспитания являются экскурсии в природу. Они проводятся с учащимися различных возрастных групп. Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию—природе.

       Знания школьников о нравственных  нормах, полученные на уроках, собственные  жизненные наблюдения нередко  бывают разрозненными и неполными.  Поэтому требуется специальная  работа, связанная с обобщением  полученных знаний. Формы работы разные: в начальных классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа.

       Этические беседы способствуют  приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы — помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических  бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

  Особенность этической беседы заключается в  том, что это метод привлечения  самих ребят к выработке у  них правильных оценок и суждений о нравственных поступках.

    Этическая беседа проводится  двумя путями—индуктивным и дедуктивным.  В начальных классах лучше  всего начинать разговор с ярких, конкретных фактов. На основе анализа фактов учитель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. В начальных классах можно этическую беседу строить и дедуктивным путем, т. е. идти от морального понятия, проблемы к ярким фактам и к более углубленным выводам.

    Особенность проведения этических  бесед в начальных классах  школы в том, что в них  можно включать инсценировки, чтение  отрывков из художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог.

    Итогом беседы является яркое,  убедительное слово учителя, который  делает вывод по обсуждаемому  вопросу, дает практические рекомендации  детям. В этических беседах  главная роль принадлежит учителю,  и он должен хорошо владеть  словом.

    Важное значение для идейного  и нравственного формирования  школьников имеет не только  содержание, но и организация  учебного процесса.

    Организация учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные  суждения, характеризующие отношения  школьников к учению и своим  товарищам, у вдумчивого учителя  направлены на то, чтобы сильные  стороны каждого ученика были  осознаны им самим и его  товарищами. Это создает благоприятное  эмоциональное состояние школьника  в коллективе, что является одним  из условий его успешного нравственного  развития.

    Формирование нравственного опыта  школьников не может быть ограничено  только их учебной деятельностью.  Становление и развитие личности  предполагает ее активное участие  в общественно-полезном труде.  Посильный труд ребят вливается  в труд страны. В посильном  труде на благо Родины воспитывается  отношение к труду как важнейшей  жизненной необходимости, потребность  трудиться на благо общества, уважение к людям труда, бережное  отношение к народному достоянию.                                                               

 Формирование нравственной самостоятельности осуществляется на всех ступенях обучения.

    Результат нравственного воспитания  проявляется в отношениях школьников  к своим обязанностям, к самой  деятельности, к другим людям.

   Чтение и разбор статей, рассказов,  стихотворений, сказок из учебных  книг помогают детям понять  и оценить нравственные поступки  людей. Дети читают и обсуждают  статьи,  в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.

     На  уроке постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения  между учащимися. Сообща решая общие  познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между  собой, влияют друг на друга. Учитель  предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать  друг друга, участвовать в общей  работе – и оценивает умение учеников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Отношение  каждого участника к своему делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими  для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции  сведения структуры учебной деятельности. Для того, чтобы эти возможности  урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в  течение урока ситуации, в которых  у учеников была бы возможность общения между собой.

   Общение детей возможно на всех уроках. Дети придумывают примеры, задачи, упражнения и задания на определенное правило, задают их друг другу. Каждый может выбрать сам, кому он захочет задать вопрос или задачу по структуре учебной деятельности. Сидящие за одной партой взаимно проверяют ответы, полученные при решении задач и упражнений. Учитель дает детям и такие задания, выполняя которые надо обязательно обратиться к товарищу.

    Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию.             

    Для выявления уровня сформированности нравственных качеств школьников необходимо использовать произведения разных видов искусства, а в качестве основной формы работы проводить беседы с учащимися на нравственные темы, расширяя тем самым от класса к классу нравственные представления и знания учащихся.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна.                      

    Овладение  нравственными представлениями  и понятиями — длительный и  сложный процесс. Дети проходят  большой путь от усвоения нравственных  понятий сначала на уровне  представления до полного овладения  его содержанием. Расширение опыта,  накопление знаний приводит, с  одной стороны, к дальнейшему  углублению и дифференцировке  нравственных представлений школьников, с другой – к большей обобщенности, приближающей их к элементарным  нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим и  т.п.). Формирующиеся нравственные  представления начинают играть  регулирующую роль в поведении  детей, их отношении к окружающим.

        Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1.Подласый И.П.  Педагогика. - М., 1999.

2.Битинас Б.  Процесс воспитания. - М.: Просвещение, 1995.

3.Бондаревская  Е.В., Кульневич С.В. Педагогика. Учебное  пособие. - ТЦ «Учитель», Ростов-на-Дону, 1999.

4.Архангельский  Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. 

5.Божович  Л.И. О нравственном развитии  и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.

6. Болдырев  Н.И. Нравственное воспитание  школьников. - М.: Просвещение, 1979.

7. Болотина  Л.Р. Педагогика: Учебное пособие  для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1987.

8. Васильева  З.Н. Нравственное воспитание  учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978.

9. Воспитание  личности школьника в нравственной  деятельности: Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т  им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991

10. Дробницкий  О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение,1977.

11. Каирова И.А.  Нравственное развитие младших  школьников в процес-се воспитания. - М.: Просвещение, 1979.

12.Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1990.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                 Приложение№1. 

Диагностика нравственной воспитанности 

Методика  №1: Диагностика нравственной самооценки 

Инструкция:    Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны – оцените ответ в 3-и бала; если вы немножко согласны – оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны – оцените ответ в 1-н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". 

Пример: 

1.                      - 3; 

2.                      - 4 и т.д. 

Текст вопросов: 

1.                      Я часто бываю добрым со  сверстниками и взрослыми 

2.                      Мне важно помочь однокласснику,  когда он попал в беду 

3.                      Я считаю, что можно быть не  сдержанным с некоторыми взрослыми 

4.                      Наверное, нет ничего страшного  в том, чтобы нагрубить неприятному  мне человеку 

Информация о работе Нравственное воспитание школьников