Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:57, контрольная работа
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время сняты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.
Введение………………………………………………………………………3
Процесс воспитания………………………………………………………….5
Нравственное воспитание…………………………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………..22
Список литературы………………………………………………………….23
5.
Я считаю, что вежливость помогает
мне хорошо себя чувствовать
среди людей
6.
Я думаю, что можно позволить
себе выругаться на
7.
Если кого-то в классе дразнят,
8.
Мне приятно делать людям
9.
Мне кажется, что нужно уметь
прощать людям их
10.
Я думаю, что важно понимать
других людей, даже если они
не правы
Обработка
результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные
вопросы) обрабатываются следующим
образом:
· Ответу, оцененному
в 4 балла, приписывается 1 единица,
· в 3 балла –
2 единицы,
· в 2 балла –
3 единицы,
· в 1 балл – 4 единицы.
В остальных
ответах количество единиц устанавливается
в соответствии с баллом. Например,
4 балла – это 4 единицы, 3 балла
– 3 единицы и т.д.
Интерпретация
результатов:
От 34 до 40 единиц
– высокий уровень нравственной
самооценки.
От 24 до 33 единиц
– средний уровень нравственной
самооценки.
От 16 до 23 единиц
– нравственная самооценка находится
на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц
– низкий уровень нравственной самооценки.
Методика
№2: Диагностика этики
поведения
Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю
вам пять незаконченных предложений. Вы
должны подумать и каждое из этих предложений
дописать сами. Переписывать первую часть
предложений не надо".
Текст:
1.
Когда я вижу кого-то из ребят
в нелепой ситуации, то я…
2.
Если кто-то надо мной смеется,
3.
Если я хочу, чтобы меня приняли
в игру, то я…
4.
Когда меня постоянно
5.
Когда мне не хочется общаться
с одноклассниками, я…
Интерпретация:
Первый вопрос:
отрицательный результат
Второй вопрос:
Отрицательный результат: агрессия,
разные способы психологического подавления.
Положительный результат: отсутствие
реакции, уход от ситуации; высказывание
своих чувств, мнения без грубости
и агрессии.
Третий вопрос:
Отрицательный результат: Давление,
агрессия, хитрость. Положительный
результат: Самоутверждающее поведение,
построенное на равноправных отношениях,
открытая позиция.
Четвертый вопрос:
Отрицательный результат: Отсутствие
всякой реакции, агрессия, раздражение,
угроза, давление. Положительный результат:
Высказывание своего пожелания, мнения,
чувств, отношения без агрессии и
грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный
результат: Грубость, агрессия, нетактичность.
Положительный результат: Тактичное,
мягкое, понятное высказывание своего
пожелания.
Методика
№3: Диагностика отношения
к жизненным ценностям
Инструкция: Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
1.
Быть человеком, которого любят
2.
Иметь много денег
3.
Иметь самый современный
4.
Иметь верного друга
5.
Мне важно здоровье родителей
6.
Иметь возможность многими
7.
Иметь много слуг и ими
8.
Иметь доброе сердце
9.
Уметь сочувствовать и
10.
Иметь то, чего у других никогда
не будет
Интерпретация:
· Номера отрицательных
ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
· Пять положительных
ответов – высокий уровень.
· 4-е, 3-и –
средний уровень.
· 2-а – ниже
среднего уровня.
· 0-1 – низкий
уровень.
Методика
№4: Диагностика нравственной
мотивации
Инструкция: "Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
1. Если кто-то плачет,
то я.
o Пытаюсь ему
помочь.
o Думаю о том,
что могло произойти.
o Не обращаю
внимания.
2. Я с другом
играю в бадминтон, к нам подходит мальчик
лет 6-7, и говорит, что у него нет такой
игры.
o Я скажу ему,
чтобы он не приставал.
o Отвечу, что
не могу ему помочь.
o Скажу, чтобы
он попросил родителей ему
купить такую игру.
o Пообещаю, что
он может придти с другом
и поиграть.
3. Если кто-то
в компании расстроился из-за того, что
проиграл в игру.
o Я не обращу
внимания.
o Скажу, что
он размазня.
o Объясню, что
нет ничего страшного.
o Скажу, что
надо лучше научиться этой
игре.
4. Ваш одноклассник
на вас обиделся вы:
o Подумаю о
его чувствах и о том, что
я могу сделать в этой
o Обижусь в
ответ.
o Докажу ему,
что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных
ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель
подсчитывает сумму положительных
ответов, данных учеником.
· 4 бала – высокий
уровень
· 2, 3 бала – средний
уровень
· 0, 1 бал –
низкий уровень
Приложение
№2.
Классный
час "Дорогой доброты
и терпения"
Цели: Разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», «терпение»; убедить в необходимости добра и недоступности зла.
Задачи:
1.
Формировать у учащихся
2.
Учить вырабатывать и
3.
Учить задумываться о своём
месте в жизни.
Оборудование: ИД, компьютер, презентация (на 15 слайдах) «Дорогой доброты и терпения»; картинки сказочных героев, солнца, надписи станций, магнитофон.
Выставка книг:
«Золушка»; «Русские народные сказки»;
«Снежная королева»; Икона Божьей матери;
«Библия».
Тип классного часа: путешествие «Дорогой доброты и терпения».
Ход
занятия
Учитель:
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить
трудней.
- Добрый день,
ребята! Я рада приветствовать
вас.)
Учитель:
Посмотри на «пушистиков». У них
разные настроения. Раскрась «пушистика»,
у которого такое же
Вступительное
слово учителя:
Хочется крикнуть людям
Будьте щедрей на ласку!
Путь человека труден –
Мало похож на сказку.
В мире без ласки, знайте, –
Слёзы, дожди, морозы.
Взрослым и детям, знайте, –
Ласка нужна, не угрозы.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности
в каждом.
(Выставка книг)
Учитель: Сегодня
мы отправимся по сказочной дороге
.
(Звучит музыка
«В гостях у сказки».) Первая
наша станция будет «Сказочная»
(Учащиеся закрывают
глаза, вывешивается дорога и
сказочные герои.)
– Вот мы очутились
на первой станции нашей сказочной
дороги, где нас встречают герои
из сказок. (Золушка, Настя, Герда.)
– Узнаёте ли
вы их?
А называется наша
дорога так же, как наше занятие.
Тему вы узнаете, если вспомните какие
черты характера этих героев помогли
им в жизни. (Ответы детей.)
– Правильно. Доброта
и терпение. И по дороге мы с вами
сегодня пойдем, которая называется
«Доброта и терпения»
Учитель: Следующая
наша станция наша «Словарная».
– Как вы понимаете
значение слова «доброта»? (Ответы детей)
– А терпение?
(Ответы детей)
– А что такое
зло?
– Что означает
добрый?
– Каким делает
человека доброта?
– А как это
качество выглядит в жизни? (Приведите
примеры.)(Ответы детей)
– Как вы думаете,
каким должен быть человек, чтобы
быть добрым? (Ответы учащихся: отзывчивым,
милосердным, готовым всегда прийти
на помощь, который может разделить
горе и радость, который умеет
прощать)
– А теперь давайте
прочитаем как трактуется в толковом
словаре значение этих слов.
Доброта – отзывчивость,
душевное расположение к людям, стремление
делать добро другим.
Добрый –
1.
Делающий добро другим, отзывчивый,
а также выражающий эти
2.
Несущий благо, добро,
Терпение -
1.
Способность терпеть.
2.
Настойчивость, упорство и
«В мире есть
только два достоинства, перед которым
можно и должно преклоняться…
– это гениальность и доброта
сердечная». Виктор Гюго
Выводы детей:
Делая добро, никогда не надо ожидать
благодарности. Добро ведь делают не
из корысти, а из любви к ближнему.
Учитель: Скажите,
какое светило вызывает добрые чувства
у человека? (Солнце)
Учитель: И следующая
наша станция «Солнечная».