Нравственное воспитание школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:57, контрольная работа

Краткое описание

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время сняты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Процесс воспитания………………………………………………………….5
Нравственное воспитание…………………………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………..22
Список литературы………………………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.контрольная.docx

— 54.46 Кб (Скачать файл)

5.                      Я считаю, что вежливость помогает  мне хорошо себя чувствовать  среди людей 

6.                      Я думаю, что можно позволить  себе выругаться на несправедливое  замечание в мой адрес 

7.                      Если кого-то в классе дразнят,  то я его тоже дразню 

8.                      Мне приятно делать людям радость 

9.                      Мне кажется, что нужно уметь  прощать людям их отрицательные  поступки 

10.                  Я думаю, что важно понимать  других людей, даже если они  не правы 

Обработка результатов: 

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные  вопросы) обрабатываются следующим  образом: 

· Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, 

· в 3 балла – 2 единицы, 

· в 2 балла – 3 единицы, 

· в 1 балл – 4 единицы. 

В остальных  ответах количество единиц устанавливается  в соответствии с баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла  – 3 единицы и т.д. 

Интерпретация результатов: 

От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки. 

От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки. 

От 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится  на уровне ниже среднего. 

От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки. 

Методика  №2: Диагностика этики  поведения 

Инструкция:   Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо". 

Текст: 

1.                      Когда я вижу кого-то из ребят  в нелепой ситуации, то я… 

2.                      Если кто-то надо мной смеется,  то я… 

3.                      Если я хочу, чтобы меня приняли  в игру, то я… 

4.                      Когда меня постоянно перебивают, то я… 

5.                      Когда мне не хочется общаться  с одноклассниками, я… 
 

Интерпретация: 

Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный  результат: помощь, сочувствие. 

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии. 

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный  результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция. 

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и  грубости. 

Пятый вопрос: Отрицательный  результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания. 

  

Методика  №3: Диагностика отношения  к жизненным ценностям 

  Инструкция:  Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.

   Список желаний: 

1.                      Быть человеком, которого любят 

2.                      Иметь много денег 

3.                      Иметь самый современный компьютер 

4.                      Иметь верного друга 

5.                      Мне важно здоровье родителей 

6.                      Иметь возможность многими командовать 

7.                      Иметь много слуг и ими распоряжаться 
 
 

8.                      Иметь доброе сердце 

9.                      Уметь сочувствовать и помогать  другим людям 

10.                  Иметь то, чего у других никогда  не будет 

Интерпретация: 

· Номера отрицательных  ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10. 

· Пять положительных  ответов – высокий уровень. 

· 4-е, 3-и –  средний уровень. 

· 2-а – ниже среднего уровня. 

· 0-1 – низкий уровень. 

Методика  №4: Диагностика нравственной мотивации 

Инструкция:  "Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы: 

1. Если кто-то плачет, то я. 

o Пытаюсь ему  помочь. 

o Думаю о том,  что могло произойти. 

o Не обращаю  внимания. 

2.  Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры. 

o Я скажу ему,  чтобы он не приставал. 

o Отвечу, что  не могу ему помочь. 

o Скажу, чтобы  он попросил родителей ему  купить такую игру. 

o Пообещаю, что  он может придти с другом  и поиграть. 

3.  Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру. 

o Я не обращу  внимания. 

o Скажу, что  он размазня. 

o Объясню, что  нет ничего страшного. 

o Скажу, что  надо лучше научиться этой  игре. 

4.   Ваш одноклассник на вас обиделся вы: 

o Подумаю о  его чувствах и о том, что  я могу сделать в этой ситуации. 

o Обижусь в  ответ. 

o Докажу ему,  что он не прав. 

Обработка результатов: 

Ключ положительных  ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а. 

Далее учитель  подсчитывает сумму положительных  ответов, данных учеником. 

· 4 бала – высокий  уровень 

· 2, 3 бала – средний  уровень 

· 0, 1 бал –  низкий уровень 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  №2. 

Классный  час "Дорогой доброты  и терпения" 

Цели: Разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», «терпение»; убедить в необходимости добра и недоступности зла.

Задачи:

1.                  Формировать у учащихся уважение  к общечеловеческим нравственным  ценностям. 

2.                  Учить вырабатывать и аргументировано  отстаивать свою точку зрения. 

3.                  Учить задумываться о своём  месте в жизни. 

Оборудование: ИД, компьютер, презентация (на 15 слайдах) «Дорогой доброты и терпения»; картинки сказочных героев, солнца, надписи станций, магнитофон.

Выставка книг: «Золушка»; «Русские народные сказки»; «Снежная королева»; Икона Божьей матери; «Библия». 

Тип классного часа: путешествие «Дорогой доброты и терпения».

Ход занятия 

Учитель: 

Добро и зло  творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить  трудней. 

- Добрый день, ребята! Я рада приветствовать  вас.) 

 Учитель:  Посмотри на «пушистиков». У них  разные настроения. Раскрась «пушистика»,  у которого такое же настроение  как у тебя. 

Вступительное слово учителя: 

Хочется крикнуть людям

Будьте щедрей на ласку!

Путь человека труден –

Мало похож  на сказку.

В мире без ласки, знайте, –

Слёзы, дожди, морозы.

Взрослым и  детям, знайте, –

Ласка нужна, не угрозы.

Стремитесь открыть  хоть однажды

Звезду человечности в каждом. 

(Выставка книг) 

Учитель: Сегодня  мы отправимся по сказочной дороге . 

(Звучит музыка  «В гостях у сказки».) Первая  наша станция будет «Сказочная». 

(Учащиеся закрывают  глаза, вывешивается дорога и  сказочные герои.) 

– Вот мы очутились  на первой станции нашей сказочной  дороги, где нас встречают герои  из сказок. (Золушка, Настя, Герда.) 

– Узнаёте ли вы их? 

А называется наша дорога так же, как наше занятие. Тему вы узнаете, если вспомните какие  черты характера этих героев помогли  им в жизни. (Ответы детей.) 

– Правильно. Доброта  и терпение. И по дороге мы с вами сегодня пойдем, которая называется «Доброта и терпения» 

Учитель: Следующая  наша станция наша «Словарная».  

– Как вы понимаете  значение слова «доброта»? (Ответы детей) 

– А терпение? (Ответы детей) 

– А что такое  зло? 

– Что означает добрый? 

– Каким делает человека доброта? 

– А как это  качество выглядит в жизни? (Приведите  примеры.)(Ответы детей) 

– Как вы думаете, каким должен быть человек, чтобы  быть добрым? (Ответы учащихся: отзывчивым, милосердным, готовым всегда прийти на помощь, который может разделить  горе и радость, который умеет  прощать) 

– А теперь давайте  прочитаем как трактуется в толковом словаре значение этих слов. 

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. 

Добрый – 

1.                  Делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества. 

2.                  Несущий благо, добро, благополучие. 

Терпение - 

1.                  Способность терпеть. 

2.                  Настойчивость, упорство и выдержка  в каком-нибудь деле, работе. 

«В мире есть только два достоинства, перед которым  можно и должно преклоняться…  – это гениальность и доброта  сердечная». Виктор Гюго 

Выводы детей: Делая добро, никогда не надо ожидать  благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему. 

Учитель: Скажите, какое светило вызывает добрые чувства  у человека? (Солнце) 

Учитель: И следующая  наша станция «Солнечная». 

Информация о работе Нравственное воспитание школьников