Нравственно-патриотическое воспитание школьников подросткового возраста на примере внеклассного мероприятия Герои Отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – разработка внеклассного мероприятия по теме: « Герои Отечественной войны 1812 года».
Задачи:
изучить нормативную, научно-методическую и специальную литературу по проблеме исследования;
изучить роль русского народа в Отечественной войне 1812;
выявить психолого-педагогические особенности подросткового возраста;
подобрать материал для внеклассного мероприятия, а так же презентации для его сопровождения;
разработать и провести внеклассное мероприятие на заданную тему.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Нравственно-патриотическое воспитание школьников.
1.1 Теоретические концепции понятий: нравственность и патриотизм..5
1.2 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста…………………………………………………………………………...13
Раздел 2. Описание проекта «Нравственно-патриотическое воспитание школьников подросткового возраста на примере внеклассного мероприятия Герои Отечественной войны 1812 г.»
2.1. Структурные и содержательные особенности проекта…………....15
2.2. Внеклассное мероприятие «Герои отечественной войны 1812 года»……………………………………………………………………………....18
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...35
Приложение………………………………………………………………………38
Практическая часть – DVD с презентацией к внеклассному мероприятию.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 74.90 Кб (Скачать файл)

Агентство по управлению государственными учреждениями Пермского края             Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Пермский музыкальный колледж»                                                                                                  Педагогическое отделение

 

 

 

Курсовая работа

(проект)

 

Нравственно-патриотическое воспитание школьников подросткового возраста на примере внеклассного мероприятия Герои Отечественной войны 1812 г.

 

 

Студентка: Лузгина Екатерина Васильевна Группа: №409 Специальность: Музыкальное образование              Форма обучения: очная Руководитель: Исакова Людмила Ивановна

 

 

г. Пермь

2012 г.

Пояснительная записка

Введение…………………………………………………………………………..3

Раздел 1. Нравственно-патриотическое воспитание школьников.

1.1 Теоретические концепции понятий: нравственность и патриотизм..5

1.2 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста…………………………………………………………………………...13

Раздел 2. Описание проекта «Нравственно-патриотическое воспитание школьников подросткового возраста на примере внеклассного мероприятия Герои Отечественной войны 1812 г.»

2.1. Структурные и содержательные особенности проекта…………....15

2.2. Внеклассное мероприятие  «Герои отечественной войны 1812 года»……………………………………………………………………………....18

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованной литературы…………………………………………...35

Приложение………………………………………………………………………38

Практическая часть – DVD с презентацией к внеклассному мероприятию.

 

 

 

 

 

 

Введение

В XXI веке молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных нравственных ориентиров. Взрослые, родители детей, сегодня переживают острый кризис ценностных представлений, и происходит это как раз тогда, когда они должны передавать своим детям ценности и образцы поведения в обществе, свои традиции.

Проблема развития воспитания, несомненно, заслуживает самого пристального внимания, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества и особенно подрастающего поколения.  «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье»1

Воспитание – это особенный процесс.

Качество воспитания зависит от микро-, мезо-, макро- и мегафакторов. Но ведущим являются все же микрофакторы, а среди них семья и школа.

Современные нормативные документы в системе образования в определенной степени ориентированы на нравственное воспитание нации: Федеральная целевая программа  развития образования на 2006 – 2010 годы, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция модернизации образования на период до 2010 г., Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2003 г.), Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 года» и т.д.

В научных трудах Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского и других ученых, а также в средствах массовой информации уделяется внимание нравственному воспитанию подрастающего поколения,  но не достаточно представлено методических рекомендаций по проведению внеклассных мероприятий, разработок, посвященных важнейшим юбилейным датам истории России, в частности, 200-летию Отечественной войны 1812 года, поэтому тему курсовой мы считаем актуальной.

Проблема исследования – необходимость  воспитания патриотизма у школьников подросткового возраста и недостаточная направленность внеклассных мероприятий в современное время.

Цель данной курсовой работы – разработка внеклассного мероприятия по теме: « Герои Отечественной войны 1812 года».

Задачи:

  • изучить нормативную, научно-методическую и специальную литературу по проблеме исследования;
  • изучить роль русского народа в Отечественной войне 1812;
  • выявить психолого-педагогические особенности подросткового возраста;
  • подобрать материал для внеклассного мероприятия, а так же презентации для его сопровождения;
  • разработать и провести внеклассное мероприятие на заданную тему.

Для решения проблемы и достижения цели нами были использованы следующие методы: анализ нормативных документов, научно-методической литературы, моделирование, конструирование.

 

 

 

 

 

Раздел 1. Нравственно-патриотическое воспитание школьников

    1. Теоретические концепции понятий: нравственность и патриотизм

В словаре слово «воспитание» определяется как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду» (10, с.24). Воспитание, само по себе подразумевает не только приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, но и формирует нравственные отношения, общение, способствует развитию интереса к истории, культуре, литературе.

Вопросы нравственного воспитания, совершенствования человека волновали общества во все времена. От эпохи к эпохе менялись воззрения, взгляды, идеи на проблемы нравственного воспитания, начиная с античности.

Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках – частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, они должны быть продуманными и умеренными. В целом он рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного (28, с.60)

Наставления Я.А. Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу. Он советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность, вежливость, почитание старших (28, с.63)

Формированию нравственных ценностей у детей придавал огромное значение в своих педагогических учениях К.Д. Ушинский. Нравственное воспитание, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей (28, с.70)

А.С. Макаренко подчеркивал решающее влияние социальной среды, условий труда и отдыха, быта на формирование мировоззрения и нравственности личности, он писал: «Дети не готовятся к труду и жизни… а живут и трудятся, мыслят и переживают, и к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности» (28, с.75).

В советское время в процессе воспитания большое внимание уделялось формированию общественного интереса, а не личности подрастающего поколения.  Приоритетом было развитие у школьников основы коллективизма, патриотизма, интернационализма.

В настоящее время, ведущие исследователи проблем нравственного воспитания конституирующими основами считают: формирование эмоционально-положительного отношения к народам разных национальностей, любви к Родине, гуманных чувств к людям, природе, окружающему миру, восприятие нравственно-волевых качеств, формирование основ культуры общения и поведения.

Выдающиеся ученые, педагоги, психологи, философы такие как: С.В. Петерина, Виноградова А.М., Воробева М.В., Буре Р.С., Козлова С.А., Беляева Л.И., Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Суслова Э.К.; Суровцева А.Р., Демурова Е.Ю., Стародубова Н.А и др. в своих монографиях и трудах уделяют проблематике нравственного воспитания. Но единого подхода к определению не существует.

Нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм (Р.С. Буре)

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к ценностям конкретного общества (С.А. Козлова).

Сегодня «патриотизм», «патриот» «патриотическое воспитание»  –  несколько забытые понятия. В настоящее время нет четкости и однозначности в определении этих понятий, что, несомненно, мешает практикам в осуществлении эффективной работы по патриотическому воспитанию. Впервые слово «патриот» стало употребляться в период Великой французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли защитников революции и врагов абсолютизма.

Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля объясняет это слово так: «Любитель отечества, ревнитель о благе его». Толковый словарь русского языка С.Ожегова дает следующее определение: «Человек, преданный своему отечеству, своему народу».  Словарь современного русского литературного языка дает такое толкование: «Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, родине». (21, с.2)

В отличие от определений, данных в словаре С.Ожегова и в Словаре современного русского литературного языка, в словаре В.Даля есть существенное уточнение понятия «патриот» - «ревнитель о благе его», т.е. человек, старающийся сделать что-то на благо своего Отечества. (21, с.2)

Воспитывать патриота – значит формировать человека, которому присущи любовь к Родине, стремление к ее процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция.

С категорией патриот неразрывно связана категория патриотизм – одно из глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств.

Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е. Кравцова: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам ("земле отцов"), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости» (17, с.25 ).

И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними (24, с.67).

Т.Н. Мапькорская, относя патриотизм к нравственным качествам, включает в его любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности (22, с.37).

Педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания советского периода многочисленны и разнообразны. В них раскрываются как теоретико-методологические аспекты (сущность понятия "патриотизм" и "советский патриотизм", его характеристики, пути и средства формирования и др,), так и прикладные (различные направления патриотического воспитания: военно-патриотическое, воспитание на трудовых и боевых традициях советского народа, взаимосвязь патриотического, эстетического, группового воспитания учащихся различного возраста и др.).

Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы В.Л. Сухомлинского, который считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. Определяя советский патриотизм как "благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству". В.А. Сухомлинский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду, труду для общества как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина. В своих работах В.А. Сухомлинский также указывал и на трудности в воспитании патриотизма, объясняя их тем, что в повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить эту "трудно постижимую ценность" - патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина (27, с.115).

Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

Так, еще недавно вместо воспитания коллективизма стала внедряться идея воспитания индивидуализма, эгоцентризма, вместо воспитания патриотизма стало пропагандироваться воспитание космополитизма, неуважительного отношения к отечественной истории, к своему народу. Это приводит к тому, что понятия "патриотизм", "патриот" приобретают негативный оттенок. В.В. Путин в одном из интервью с сожалением отмечал, что слово "патриотизм" "подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее... утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения" (26, с.28).

Информация о работе Нравственно-патриотическое воспитание школьников подросткового возраста на примере внеклассного мероприятия Герои Отечественной войны