Нравственно-патриотическое воспитание школьников подросткового возраста на примере внеклассного мероприятия Герои Отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – разработка внеклассного мероприятия по теме: « Герои Отечественной войны 1812 года».
Задачи:
изучить нормативную, научно-методическую и специальную литературу по проблеме исследования;
изучить роль русского народа в Отечественной войне 1812;
выявить психолого-педагогические особенности подросткового возраста;
подобрать материал для внеклассного мероприятия, а так же презентации для его сопровождения;
разработать и провести внеклассное мероприятие на заданную тему.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Нравственно-патриотическое воспитание школьников.
1.1 Теоретические концепции понятий: нравственность и патриотизм..5
1.2 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста…………………………………………………………………………...13
Раздел 2. Описание проекта «Нравственно-патриотическое воспитание школьников подросткового возраста на примере внеклассного мероприятия Герои Отечественной войны 1812 г.»
2.1. Структурные и содержательные особенности проекта…………....15
2.2. Внеклассное мероприятие «Герои отечественной войны 1812 года»……………………………………………………………………………....18
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...35
Приложение………………………………………………………………………38
Практическая часть – DVD с презентацией к внеклассному мероприятию.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 74.90 Кб (Скачать файл)

(слайд 56-57) 2. Таким же разнообразием, как сабли штабных офицеров, отличались и французские офицерские шпаги. На шпажном клинке, выставленном на экспозиции, выгравирована надпись на французском языке: “Да здравствует Император. 1812”.

На вооружении нижних чинов французской армии помимо ружей со штыками стояли также тесаки с короткими изогнутыми клинками.

(слайды 58-59) 3. На вооружении французской армии стояли пехотные ружья AN-XI (так называемая система 1809 г. – по принятому во Франции революционному календарю это соответствует 1800–1801 гг.), которые незначительно отличались от прежнего образца 1777 г. Два ружья последней модели представлены на выставке. Для рукопашного боя ружье AN-XI было снабжено трехгранным штыком, трубка которого надевалась на ствол и фиксировалась с помощью хомутика.

Французские пехотные ружья мало отличались от российской пехотной модели 1808 г. Более того, в указе императора Александра I  было специально отмечено, что ружья образца 1808 г. изготовлялись “по французскому образцу”.

Учитель: Стрелковое и холодное оружие наглядно демонстрирует, что вооружение противоборствующих сторон во время наполеоновских войн существенно не отличалось, а образцы российской армии не уступали моделям наполеоновских войск. Оружие того времени, хранящееся сегодня в музейных собраниях, является безмолвным свидетелем стойкости и мужества простых русских солдат и служит красноречивым напоминанием о победах российских войск над армиями наполеоновской Франции и о военной славе нашего Отечества.

???

“Партизаны”

(слайд 60) На борьбу с завоевателями поднимались даже женщины и дети. … , простая крестьянка, выбранная старостой хутора Горшкова в Смоленской губернии, организовала партизанский отряд. Позже отважная защитница получила медаль за храбрость и была награждена денежной премией.

Ответ: Василиса Кожина (слайд 61)

“Награды”

(слайд 62) 25 особо отличившихся крестьян – партизан Московской губернии Александр I наградил особой серебряной медалью ____________. Она была учреждена 9 февраля 1813 г. Медаль (диаметр 28 мм) носили на владимирской ленте. На аверсе медали – профильное изображение головы Александра I и надпись по окружности: “АЛЕКСАНДРЪ I ИМП. ВСЕРОСС.”. На реверсе в венке из дубовых листьев, перевитых лентами, пятистрочная надпись: “ЗА / ЛЮБОВЬ / КЪ / ОТЕЧЕСТВУ / 1812”.

Ответ: “За любовь к Отечеству”.

(Слайд 63-64) Рассмотрите рисунок и определите, что это за оружие.

Основным видом холодного оружия русской тяжелой кавалерии (к ней относились кирасирские и драгунские полки) является палаш. Кирасиры были вооружены кирасирскими палашами образца 1810 г., драгуны – драгунскими палашами образца 1806 г. Кроме этих моделей, на вооружении конной артиллерии состоял конно-артиллерийский палаш образца 1810 г.

На выставке представлено несколько вариантов сабель, которые использовала русская легкая кавалерия – гусары и уланы. Под саблей обычно понимают разновидность рубящего, иногда рубяще-колющего оружия с изогнутым клинком. В отличие от оружия с прямым клинком сабля лучше приспособлена для рубящего удара, в котором сочетаются одновременно рубящее и режущее действия. Для русских легко кавалерийских сабель конца XVIII в. характерны широкие, до 4 см, сильно изогнутые клинки. У некоторых образцов на конце клинка имеется расширение – елмань. Она служит для смещения центра тяжести оружия к острию, что усиливает удар. Также сабли состояли на вооружении офицеров российского флота.

         (Подведение итогов)

Участники  событий 1812г — это  герои, которые  поднялись  на защиту Родины и все свои силы, талант, мужество  беззаветно отдали Отечеству. А мы, потомки, должны помнить об их подвигах.

Романс Настеньки из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово» (муз. А. Петрова, слова М. Цветаевой) слайды 65-72

 

 

 

Заключение

XXI век характеризуется чрезвычайно высокими темпами изменений, происходящими на всех уровнях российского общества.

Сегодня в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, большое значение приобретает патриотическое воспитание школьников. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие личности.

Патриотизм - это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее - в этом национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами как общественным цементом.

Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса и специфику патриотического воспитания подростков в общеобразовательной школе:

  • обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;
  • приобщение к историческому прошлому;
  • диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий;
  • интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы;
  • опора на новые концепции организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических понятий;
  • координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания.

Нами разработано внеклассное мероприятие для подросткового возраста «Герои Отечественной войны 1812 года». Форма внеклассного занятия – интегрированное, познавательное. Оно направлено на развитие образного мышления, воспитания патриотизма через воспитание любви к родной истории, литературе, живописи, музыке. Мероприятие снабжено информационными, иллюстративными материалами на слайдах и в гиперссылках, музыкальным оформлением и видеофрагментами.

Апробация мероприятия со студентами первого, второго, третьего курса Пермского музыкального колледжа (педагогического отделения) подтвердила, что историческая тема вызывает интерес, способствует воспитанию патриотизма, а введение современных технологий действительно являются эффективными и востребованными на сегодняшний день. Интерес вызвала такая форма в виде электронной игры – наподобие викторины. Помимо проверки знаний данный вид задания укрепляет умения и навыки использования ИКТ.

Материалы данного проекта могут быть использованы для внеклассной и классной работы на уроках истории, музыки, литературы  для самостоятельной работы студентов и в ходе педагогической практики в школе. Применение ИКТ при подготовке и проведении внеклассного мероприятия поможет студентам-практикантам в освоении компьютерных программ и применении современных технологий в их дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

 

Список использованной литературы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  2. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы.
  3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года.
  4. Концепция модернизации российского образования на 2006-2010 годы.
  5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации  на 2011-2015 годы».
  6. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания // Педагогика. – 2006. - №2. – С.37-42.
  7. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования.– СПб., - 2004.
  8. Гембицкая Е.Я.- Музыкально-эстетическое воспитание учащихся V – VIIIклассов общеобразовательной школы.- Издательство «Музыка».- М.-1970.-С.25-27
  9. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. – СПб., 2005. – 316 с.
  10. Головин С.Ю. Словарь практикующего психолога. – Минск, - 1998. – С.24.
  11. Горленко.В. Совесть - мерило нравственности // Воспитание школьников. - 1994. - №3. – С. 41-42.
  12. Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М., - 1993.360.с.
  13. Груздева И.В. Социальные проекты как одна из форм Гражданского становления подростков // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в ВУЗе, техникуме, школе: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. – Пермь, - 2007. – С.208-212.
  14. Караковский. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно- воспитательного процесса. - М., 1993.
  15. Карелина Г.М., Карелин Н.С. Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе // Специалист. – 1995. - №4. – С.22-23.
  16. Кленов А.С. Я познаю мир: Детская энциклопедия. М.: 1999г с.864
  17. Князьков С. Патриотами не рождаются, патриотов - воспитывают. // Красная звезда. - 2002. - 13 апреля. – С.25.
  18. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2001. – 174 с.
  19. Куберский И.Ю. Энциклопедия для юного музыканта. Санкт - Петербург, 1997- 576.с.
  20. Луховицкий В., Силинг Ю. История отечественной культуры как ресурс патриотического воспитания: Методические рекомендации по проведению внеклассных мероприятий. – М., 2008. – 32 с.
  21. Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия // Воспитание школьников. – 2007. №5. – С.2-8.
  22. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль., 2003.-260.с.
  23. Педагогическая энциклопедия. Т. 3. М.: Изд-во "Советская энциклопедия". М.; 1996. -- 879 с.
  24. Петроченко ГГ. Первые уроки гражданственности. Минск., 1982. – С.67.
  25. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш.  учеб. заведений: В 2 кн. – М., 2001. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.: ил
  26. Рачина Б.С. Программа Музыка сегодня. Из опыта работы учителя музыки в 5-х классах. Методические рекомендации. СПб, 2001.- 310.с.
  27. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебн. пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. – М, 1995. - 271 с.
  28.   Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д., 2000. – 448 с.
  29. http://www.portal-slovo.ru
  30. http://www.nnmama.ru
  31. http://nsportal.ru
  32. http://wikipedia.org

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Раздаточный материал

Батарея Раевского

Военная деятельность Раевского началась во время второй турецкой войны, продолжалась в Польше и на Кавказе. В 1807 году он получил назначение в отряд Багратиона в Восточной Пруссии, а в кампании 1808 года в Финляндии командовал дивизией. В 1810 году принимал участие в боях против турок на Дунае. В начале Отечественной войны — командир 7-го пехотного корпуса в армии Багратиона. Героически сражался у Салтановки с превосходящими силами французов. 4 августа 1812 года корпус Раевского целый день отражал атаки французов, пока не был сменен корпусом Дохтурова, сорвав этим план Наполеона взять Смоленск с ходу.

7 сентября в 120 км от Москвы на Бородинском поле произошло сражение, ставшее центральным событием всей войны.

В центре расположения русской армии возвышалась Курганная высота, господствующая на местности. Защищать её было доверено 7-му корпусу генерала Раевского, и в историю она вошла как «батарея Раевского».

Весь день накануне битвы солдаты Раевского сооружали на Курганной высоте земляные укрепления. На рассвете здесь расположилась батарея из 18 орудий. В 5 часов утра 7 сентября французы начали обстрел левого, менее сильного, фланга русской армии, где располагались Багратионовы флеши. Одновременно с этим завязалась упорная борьба на Курганной высоте. Французы, сосредотачивая силы для штурма высоты, переправили через реку Колочу две пехотные дивизии, но Раевскому всё же удалось остановить наступление французов на батарею.

Всю вторую половину дня шла мощная артиллерийская перестрелка. На батарею обрушился огонь 150 французских орудий, на штурм высоты одновременно устремились кавалерия и пехота неприятеля. Обе стороны несли огромные потери.  Батарея Раевского получила от французов прозвище «могила французской кавалерии». И всё же численный перевес врага сказался: около 4 часов дня французы овладели батареей. Однако после падения батареи дальнейшего продвижение французов в центр русской армии не последовало. С наступлением темноты сражение прекратилось. Французы отошли на исходные рубежи, оставив все занятые ими ценой огромных потерь русские позиции, в том числе и батарею Раевского.

За героическую оборону Курганной высоты Раевский был представлен к награде орденом Александра Невского.

В дальнейшем ходе войны участвовал в сражении под Красным, в боях под Бауценом, Дрезденом и Лейпцигом. В день взятия Парижа корпус Раевского овладел господствовавшими над городом Бельвильскими высотами. “Человек с ясным умом, с простой, прекрасной душой”, — писал о Раевском Пушкин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Багратионовы флеши

Поле, восточнее ручья Каменки - около 2 квадратных километров, ограничено с северо-востока Семеновским оврагом, а с юга – Утицким лесом. Во время Бородинского сражения в 1812 г. здесь шел кровопролитный бой за Семеновские флеши – так называлась система из трех русских оборонительных укреплений. В честь полководца, возглавлявшего войска левого фланга, они были названы Багратионовыми. Орудия, установленные на флешах, могли поражать противника с фронта и с флангов.

У Багратионовых флешей разгорелся ожесточенный бой, который длился более шести часов. За это время прошло 8 атак

Французский генерал Пеле выразил искреннее восхищение мужеством и стойкостью русских: «По мере того как войска Багратиона получали подкрепления, они, по трупам павших, с величайшей решимостью шли вперед, чтобы возвратить потерянные позиции. Мы видели, как русские массы маневрировали, подобно подвижным редутам, унизанным же­лезом и низвергавшим огонь… Пока у них оставалось сколько-нибудь силы, эти храбрые солдаты снова начинали свои атаки».

Поднимались в контратаки. Бились врукопашную. Багратион, полководец и солдат, был впереди. Солдаты, следуя его примеру, самоотверженно бросались в бой.

К полудню с обеих сторон участвовали в бою огромные силы. Около 400 орудий и более 40 тыс. французских солдат готовились к новому приступу. 300 русских орудий и около 20 тыс. пехоты и кавалерии противостояли им. «…700 огнедышащих жерл на пространстве не более одной квадратной версты собранных, обстреливали во всех направлениях небольшую равнину, находящуюся впереди деревни Семеновской, и изрыгали смерть в громады обороняющихся и нападающих», – так рисовал картину этого ожесточенного боя Бутурлин Д.П., участник Бородинского сражения.

Видя, что артиллерией не подавить огромные силы наступавших, Багратион приказал пехоте и кавалерии занять позиции впереди укреплений и контратаковать противника. Завязалась жаркая рукопашная схватка. В один из моментов французы не выдержали сопротивления русской армии и начали медленно отступать. Чтобы развить успех, Багратион вырвался вперед, возглавляя контратаку. Но через несколько секунд он был ранен осколком гранаты.

В бою за Багратионовы флеши Наполеон потерял около 30 тысяч войск, что составляло почти 7 семь пехотных дивизий. Не сумев осуществить основную цель – прорыв обороны, – неприятель лишь потеснил русскую армию на 400-500 шагов.

Отойдя за Семеновский овраг, служивший препятствием для наступавших, русские войска продолжили сопротивление. «Все стремления французов сбить наши линии остались безуспешными до конца сражения», – писал один из его активнейших участников генерал Богданов Д.И.

Информация о работе Нравственно-патриотическое воспитание школьников подросткового возраста на примере внеклассного мероприятия Герои Отечественной войны