Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 19:58, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – разработка внеклассного мероприятия по теме: « Герои Отечественной войны 1812 года».
Задачи:
изучить нормативную, научно-методическую и специальную литературу по проблеме исследования;
изучить роль русского народа в Отечественной войне 1812;
выявить психолого-педагогические особенности подросткового возраста;
подобрать материал для внеклассного мероприятия, а так же презентации для его сопровождения;
разработать и провести внеклассное мероприятие на заданную тему.
Введение…………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Нравственно-патриотическое воспитание школьников.
1.1 Теоретические концепции понятий: нравственность и патриотизм..5
1.2 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста…………………………………………………………………………...13
Раздел 2. Описание проекта «Нравственно-патриотическое воспитание школьников подросткового возраста на примере внеклассного мероприятия Герои Отечественной войны 1812 г.»
2.1. Структурные и содержательные особенности проекта…………....15
2.2. Внеклассное мероприятие «Герои отечественной войны 1812 года»……………………………………………………………………………....18
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...35
Приложение………………………………………………………………………38
Практическая часть – DVD с презентацией к внеклассному мероприятию.
Однако процессы частичной утраты патриотизма происходят и в российском обществе, особенно среди молодежи, по таким причинам, как:
В средствах массовой информации неоднократно подчеркивается, что для сохранения страны, возрождения прежнего величия Родины, необходимо коренным образом пересмотреть отношение общества к воспитанию школьной и студенческой молодежи. Тем более что в отечественной педагогике есть много наработок в области воспитания подрастающего поколения, в том числе и воспитания патриотизма - самого высокого чувства в человеке, являющимся как бы общественным цементом, связывающим людей в честное, дружное общество, чувства, которое, по утверждению К.Д. Ушинского, "последним гибнет даже в злодее".
Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение части и целого. Это связано еще и с тем, что:
В современном обществе повышается роль учителя при организации
воспитательно-образовательного процесса, способствующего развитию патриотического воспитания школьников, общественного сознания.
Важной задачей является воспитание у подростков любви к трудовому и боевому революционному прошлому нашей Родины. Красочный, яркий рассказ о поступках герое труда, о ратных подвигах наших людей во время вой вызывает сильные переживания и прилив благородных патриотических чувств.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит не достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
В. А. Сухомлинский
писал: «Путь к вершине долга,
долга перед обществом, Отечеством
учитель видит в том, чтобы
с первых шагов своей
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из основных задач образовательного учреждения в современных условиях.
1.2. Психолого-педагогические
особенности подросткового
В подростковом возрасте происходит интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Идет процесс формирования нравственных идеалов и моральных убеждений, которые часто имеют неустойчивый, противоречивый характер. Подростковый возраст – это сложный период в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте происходит активное развитие интеллектуальных способностей, поэтому очень важно заинтересовать подростка, сосредоточить его внимание на интересной и трудной работе, ради результата, который ожидается в будущем. Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то, естественно, педагоги стремятся сделать свой урок интересным.
Средний школьный возраст – переход от детства к юности, период «полуребенка-полувзрослого». Возраст от 10 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 5-8 классов. Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни.
Гамбицкая Е.Я. утверждает, что в этом возрасте идет борьба детских, подростковых и взрослых черт. «Понятия и представления учащихся становятся богаче по содержанию, возрастает их стремление к самостоятельному чтению, посещению кино, театров, концертов» (8, с. 25).
Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность. Когда ребенок вступает в подростковый возраст (7-й класс), в развитии его самосознания происходит очень важный сдвиг. Он связан с возникновением чувства взрослости. Это чувство выражает совершенно новое отношение к миру и себе. Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым нет никакой разницы, что у него тоже есть права.
Воспитательная работа с подростками основывается на их способности глубокого, обобщенного взгляда на мир. Этот возраст – важный период для формирования мировоззрения, нравственных ориентиров, воспитания патриотизма. Большую роль оказывают тематические внеклассные мероприятия, с помощью которых дети приобретают дополнительную информацию, жизненные умения и навыки.
В данной курсовой работе представлена разработка внеклассного мероприятия, способствующего формированию интереса у подростков к историческому прошлому России и воспитанию патриотизма.
Раздел 2. Описание проекта «Нравственно-патриотическое воспитание школьников подросткового возраста на примере внеклассного мероприятия Герои Отечественной войны 1812 г.».
2.1. Структурные и содержательные особенности проекта.
Для создания данной курсовой работы использовались такие компьютерные программы, как:
Программа Microsoft Office Power Point предназначена для создания презентаций, в которых могут содержаться изображения, фотографии, текстовые и аудио файлы. Она имеет такие возможности как: дизайн слайда (цвет, шрифт, эффекты); анимация слайда (звук перехода, скорость перехода); дополнительные вставки (звук, рисунок, клип, фигуру, диаграмму); рецензирование (орфография, справочники). В данной курсовой работе эта программа повышает эффективность мероприятий, так как имеет широкие возможности его изложения.
Программа Paint предназначена для создания различных рисунков, а так же обработки готовых файлов, их корректировки и копирования. Paintпомогает подобрать нужные размеры изображения и улучшить их качество, что способствует более четкому восприятию материала.
Презентация, созданная в рамках курсовой работы, может воспроизводиться в аудитории, предназначенной для небольшого количества школьников (20 – 30 чел.). Для ее демонстрации потребуется такая аппаратура, как: проектор, экран, компьютер, аудио - аппаратура. Мероприятие рассчитано на урок в общеобразовательной школе, равный 45 минутам. Возраст предполагаемой аудитории от 12 до 15 лет.
Описательная часть
Данная курсовая работа имеет название «Нравственно-патриотическое воспитание школьников подросткового возраста на примере внеклассного мероприятия Герои Отечественной войны 1812 г.».
Цель: воспитание чувства гордости и любви к Родине на примерах героев Отечественной войны 1812 г.
В начале занятия школьникам предлагается просмотр ряд слайдов, посвященных Отечественной войне 1812 года, который поможет определить тему.
Мероприятие можно разделить на несколько блоков:
В ходе мероприятия используются различные виды воздействия на восприятие школьником информации: приобщение к истории, литературе, музыке и живописи.
Этапы реализации проекта
Этап |
Задача этапа |
Содержание |
Время реализации |
|
Собрать материал на заданную тему из разных источников |
Изучение основных событий Отечественной войны 1812 года, ее героев, отраженных в истории, литературе, искусстве. |
Сентябрь-ноябрь |
|
Разработка сценария мероприятия |
Отбор нужного материала, составление презентации, написание сценария |
Декабрь – Февраль |
|
Проведение мероприятия |
Проведение мероприятия, синквейн, анализ результатов практической части курсовой работы, окончательное оформление работы |
Март - Апрель |
2.2. Внеклассное
мероприятие «Герои
Цель: знакомство с героями Отечественной войны 1812 года.
Задачи:
Используемые материалы: презентация, раздаточный материал Багратионовы флеши, Батарея Раевского, Партизанские отряды Давыдова.
Ход мероприятия
Учитель: В истории есть события, о которые значимы во все времена и века. Посмотрите на экран и постарайтесь ответить на вопрос, о каком событии в истории нашей Родины пойдет разговор.
Звучит Романс Настеньки (музыка) из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово» (муз. А. Петрова, слова М. Цветаевой) (2-17 слайды)
Как вы думаете, какое событие отражено на слайдах?
Что вы знаете об этой войне?
С кем она была? Почему она названа отечественной?
(Ответы детей)
Учитель: В ночь на 12 июня 1812 г. войска Наполеона численностью 420 тыс. человек вторглись в пределы России. Замысел Наполеона заключался в том, чтобы захватить и уничтожить Россию, как государство. Весь русский народ поднялся на защиту своей Отчизны.
И сегодня мы с вами будем говорить о тех, кто выстоял во время этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю.
Идя
на подвиги,
Не алчут орденов,
Не бредят
Благодарностью державы,
Не узнают примерный вес чинов,
Достойных стать
Эквивалентом славы.
Идя на подвиги,
Не ведают о том,
Насколько щедрость родины огромна,
И называют чрезвычайно скромно
Все то, что станет подвигом потом.
Учитель: Отечественная война 1812 года явилась величайшим испытанием для нашего народа. Вторжение неприятеля, "двунадесяти языков" наполеоновского войска в пределы России, Бородинское сражение, пожар в Москве, напряженная борьба вызвали народный подъем, партизанское движение. Мужество и самоотверженность положили на весы победы офицеры и генералы: русский Денис Давыдов, грузин Петр Багратион, немец Александр Фигнер, татарин Николай Кудашев и турок Александр Кутайсов – России верные сыны.
Учитель : Образы защитников Отечества неоднократно вдохновляли художников, писателей и поэтов.