Нравственно-патриотическое воспитание школьников подросткового возраста на примере внеклассного мероприятия Герои Отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – разработка внеклассного мероприятия по теме: « Герои Отечественной войны 1812 года».
Задачи:
изучить нормативную, научно-методическую и специальную литературу по проблеме исследования;
изучить роль русского народа в Отечественной войне 1812;
выявить психолого-педагогические особенности подросткового возраста;
подобрать материал для внеклассного мероприятия, а так же презентации для его сопровождения;
разработать и провести внеклассное мероприятие на заданную тему.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Нравственно-патриотическое воспитание школьников.
1.1 Теоретические концепции понятий: нравственность и патриотизм..5
1.2 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста…………………………………………………………………………...13
Раздел 2. Описание проекта «Нравственно-патриотическое воспитание школьников подросткового возраста на примере внеклассного мероприятия Герои Отечественной войны 1812 г.»
2.1. Структурные и содержательные особенности проекта…………....15
2.2. Внеклассное мероприятие «Герои отечественной войны 1812 года»……………………………………………………………………………....18
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...35
Приложение………………………………………………………………………38
Практическая часть – DVD с презентацией к внеклассному мероприятию.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 74.90 Кб (Скачать файл)

Однако процессы частичной утраты патриотизма происходят и в российском обществе, особенно среди молодежи, по таким причинам, как:

  • "…большая часть, которой не имеет возможность, не может или не хочет трудиться, особенно заниматься производственным трудом" (12, с.121);
  • резкое стремление экономического статуса молодежи, значительная часть которой находятся на грани бедности и нищеты в силу падения жизненною уровня, сокращения расходов на питание, отдых, образования, бытовые нужды и т.д. (23, с.189);
  • "ухудшение здоровья (как физического, так и психического), демографической ситуации в обществе, что привело к деградации генофонда, снижение нравственного, интеллектуального потенциала и к падению роли молодежи как социального ресурса в целом (19, с.76):
  • усиление духовного кризиса молодежи, девальвация ее важнейших социально-экономических ценностей, преобладание негативных, асоциальных мотивов в поведении, приспособление к изменившимся жизненным условиям, прежде всего в материальном плане, и нередко противоправным путем.

В средствах массовой информации неоднократно подчеркивается, что для сохранения страны, возрождения прежнего величия Родины, необходимо коренным образом пересмотреть отношение общества к воспитанию школьной и студенческой молодежи. Тем более что в отечественной педагогике есть много наработок в области воспитания подрастающего поколения, в том числе и воспитания патриотизма - самого высокого чувства в человеке, являющимся как бы общественным цементом, связывающим людей в честное, дружное общество, чувства, которое, по утверждению К.Д. Ушинского, "последним гибнет даже в злодее".

Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение части и целого. Это связано еще и с тем, что:

  • во-первых, патриотизм, особенно если иметь в виду его генезис, возникает и развивается как чувство, все более социализируясь и возвышаясь посредством духовно-нравственного обогащения;
  • во-вторых, понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых субъектом на благо Отечества;
  • в-третьих, патриотизм, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой не только грань жизни общества, но источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума;
  • в-четвертых, в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, приоритетной социально-нравственной задачей, которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению Отечеству;
  • в-пятых, истинный патриотизм - в его духовности.

В современном обществе повышается роль учителя при организации

воспитательно-образовательного процесса, способствующего развитию патриотического воспитания школьников, общественного сознания.

Важной задачей является воспитание у подростков любви к трудовому и боевому революционному прошлому нашей Родины. Красочный, яркий рассказ о поступках герое труда, о ратных подвигах наших людей во время вой вызывает сильные переживания и прилив благородных патриотических чувств.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит не достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

   В. А. Сухомлинский  писал: «Путь к вершине долга, долга перед обществом, Отечеством  учитель видит в том, чтобы  с первых шагов своей сознательной  жизни ребенок прикасался сердцем  к человеческим судьбам. Чтобы  чужие судьбы входили в его  сердце, стали глубоко личным  делом, чтобы через человеческие  судьбы прошел путь к познанию высших интересов» (31). 

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из основных задач образовательного учреждения в современных условиях.

1.2. Психолого-педагогические  особенности подросткового возраста

В подростковом возрасте происходит интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Идет процесс формирования нравственных идеалов и моральных убеждений, которые часто имеют неустойчивый, противоречивый характер. Подростковый возраст – это сложный период в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте происходит активное развитие интеллектуальных способностей, поэтому очень важно заинтересовать подростка, сосредоточить его внимание на интересной и трудной работе, ради результата, который ожидается в будущем. Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то, естественно, педагоги стремятся сделать свой урок интересным.

Средний школьный возраст – переход от детства к юности, период «полуребенка-полувзрослого». Возраст от 10 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 5-8 классов. Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни.

Гамбицкая Е.Я. утверждает, что в этом возрасте идет борьба детских, подростковых и взрослых черт. «Понятия и представления учащихся становятся богаче по содержанию, возрастает их стремление к самостоятельному чтению, посещению кино, театров, концертов» (8, с. 25).

Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность. Когда ребенок вступает в подростковый возраст (7-й класс), в развитии его самосознания происходит очень важный сдвиг. Он связан с возникновением чувства взрослости. Это чувство выражает совершенно новое отношение к миру и себе. Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым нет никакой разницы, что у него тоже есть права.

Воспитательная работа с подростками основывается на их способности глубокого, обобщенного взгляда на мир. Этот возраст – важный период для формирования мировоззрения, нравственных ориентиров, воспитания патриотизма. Большую роль оказывают тематические внеклассные мероприятия, с помощью которых дети приобретают дополнительную информацию, жизненные умения и навыки.

В данной курсовой работе представлена разработка внеклассного мероприятия, способствующего формированию интереса у подростков к историческому прошлому России и воспитанию патриотизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Описание проекта «Нравственно-патриотическое воспитание школьников подросткового возраста на примере внеклассного мероприятия Герои Отечественной войны 1812 г.».

2.1. Структурные и содержательные особенности проекта.

Для создания данной курсовой работы использовались такие компьютерные программы, как:

    • Microsoft Office Power Point 2007;
    • Paint.

Программа Microsoft Office Power Point предназначена для создания презентаций, в которых могут содержаться изображения, фотографии, текстовые и аудио файлы. Она имеет такие возможности как: дизайн слайда (цвет, шрифт, эффекты); анимация слайда (звук перехода, скорость перехода); дополнительные вставки (звук, рисунок, клип, фигуру, диаграмму); рецензирование (орфография, справочники). В данной курсовой  работе эта программа повышает эффективность мероприятий, так как имеет широкие возможности его изложения.

Программа Paint предназначена для создания различных рисунков, а так же обработки готовых файлов, их корректировки и копирования. Paintпомогает подобрать нужные размеры изображения и улучшить их качество, что способствует  более четкому восприятию материала.

Презентация, созданная в рамках курсовой работы, может воспроизводиться в аудитории, предназначенной для небольшого количества школьников (20 – 30 чел.). Для ее демонстрации потребуется такая аппаратура, как: проектор, экран, компьютер, аудио - аппаратура. Мероприятие рассчитано на урок в общеобразовательной школе, равный 45 минутам. Возраст предполагаемой аудитории от 12 до 15 лет.

Описательная часть

Данная курсовая работа имеет название «Нравственно-патриотическое воспитание школьников подросткового возраста на примере внеклассного мероприятия Герои Отечественной войны 1812 г.».

Цель: воспитание чувства гордости и любви к Родине на примерах героев Отечественной войны 1812 г.

В начале занятия школьникам предлагается просмотр ряд слайдов, посвященных Отечественной войне 1812 года, который поможет определить  тему.

Мероприятие можно разделить на несколько блоков:

  • Информационный раздел. Он включает в себя исторические факты событий Отечественной войны 1812 года, биографии героев, стихи Д.В. Давыдова и Ф.Н. Глинки.
  • Интеллектуальный раздел построен в форме игры. Класс поделен на 3 группы: Багратионовы флеши, Батарея Раевского, Партизанский отряд Давыдова. Каждая группа должна выбрать тематику вопроса, который имеет определенное количество баллов. Группа после коллективного обсуждения формулирует ответ. Жюри подсчитывает баллы за правильный ответ. По итогам определяется победитель.
  • Заключение: вывод учителя о значимости обращения к историческому прошлому. Романс Настеньки из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово», синквейн.

В ходе мероприятия используются различные виды воздействия на восприятие школьником информации: приобщение к истории, литературе, музыке и живописи.

 

Этапы реализации проекта

Этап

Задача этапа

Содержание

Время реализации

  1. Подготовительный

Собрать материал на заданную тему из разных источников

Изучение основных событий Отечественной войны 1812 года, ее героев, отраженных в истории, литературе, искусстве.

Сентябрь-ноябрь

  1. Основной

Разработка сценария мероприятия

Отбор нужного материала, составление презентации, написание сценария

Декабрь – Февраль

  1. Итоговый

Проведение мероприятия

Проведение мероприятия, синквейн, анализ результатов практической части курсовой работы, окончательное оформление работы

Март - Апрель


 

2.2. Внеклассное  мероприятие «Герои отечественной  войны 1812 года»

Цель: знакомство с героями Отечественной войны 1812 года.

Задачи:

  • приобщить учащихся к историческому прошлому России;
  • показать героический подвиг  русского народа в Отечественной войне 1812 года;
  • способствовать воспитанию патриотизма посредством истории, литературы, живописи, музыки;
  • развивать логическое мышление и образное восприятие.

Используемые материалы: презентация, раздаточный материал Багратионовы флеши, Батарея Раевского, Партизанские отряды Давыдова.

Ход мероприятия

    Учитель: В истории есть события, о которые значимы во все времена и века. Посмотрите на экран и постарайтесь ответить на вопрос, о каком событии в истории нашей Родины пойдет разговор.

Звучит Романс Настеньки (музыка) из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово» (муз. А. Петрова, слова М. Цветаевой) (2-17 слайды)

Как вы думаете, какое событие отражено на слайдах?

Что вы знаете об этой войне?

С кем она была? Почему она названа отечественной?

(Ответы детей)

Учитель:  В ночь на 12 июня 1812 г. войска Наполеона численностью 420 тыс. человек вторглись в пределы России. Замысел Наполеона заключался в том, чтобы захватить и уничтожить Россию, как государство. Весь русский народ поднялся на защиту своей Отчизны.

И сегодня  мы с вами будем говорить о тех,  кто выстоял во время этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю.

Идя на подвиги, 
Не алчут орденов,  
Не бредят  
Благодарностью державы,  
Не узнают примерный вес чинов, 
Достойных стать 
Эквивалентом славы. 
Идя на подвиги,  
Не ведают о том, 
Насколько щедрость родины огромна, 
И называют чрезвычайно скромно 
Все то, что станет подвигом потом.

Учитель: Отечественная война 1812 года явилась величайшим испытанием для нашего народа. Вторжение неприятеля, "двунадесяти языков" наполеоновского войска в пределы России, Бородинское сражение, пожар в Москве, напряженная борьба вызвали народный подъем, партизанское движение.  Мужество и самоотверженность положили на весы победы офицеры и генералы: русский Денис Давыдов, грузин Петр Багратион, немец Александр Фигнер, татарин Николай Кудашев и турок Александр Кутайсов – России верные сыны.

Учитель :   Образы защитников Отечества неоднократно вдохновляли художников, писателей и поэтов.

Информация о работе Нравственно-патриотическое воспитание школьников подросткового возраста на примере внеклассного мероприятия Герои Отечественной войны