Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 10:17, контрольная работа
В период кардинальной ломки устоев общества возрастает значение общественных движений за сохранение непреходящих духовных основ общества на базе общечеловеческих ценностей. После любых общественных потрясений и деформаций, кризисов и
нравственных трагедий общество выходит на новый виток своего бытия путем
возвращения к своим предтечам, их осмысления и широкого использования
накопленного предшественниками морального капитала. В истории всех наций и
народов накоплен бесценный опыт воспитания детей [7, с.44].
В раздумьях о новой школе в работах Л.Н, Толстого мы находим идеи и
разработки, которые словно отражают взгляды на вопросы современной
педагогики. Желание научить детей творчески мыслить, формировать их духовные
потребности и нравственные качества - все это заставило задуматься Л.Н.
Толстого о пути реформирования образовательной системы
Введение. 3
Глава 1 Теоретические основы нравственно-религиозного воспитания. 6
1.1 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «религиозное воспитание» 6
1.2 Характеристика периодов развития образования в истории России. 8
1.3 Задачи нравственно-религиозного воспитания. 12
Глава 2 Проблемы нравственно-религиозного воспитания в работах Л.Н. Толстого. 15
2.1 Философско-педогогические идеи Л.Н. Толстого. 15
2.2 Основные положения нравственно-религиозного учения Л.Н. Толстого. 21
2.3 Влияние нравственно-религиозного учения Л.Н.
Толстого на обучение и воспитание в современной школе. 25
Заключение. 28
Список литературы.. 31
НОУ
Пермский гуманитарно-
Гуманитарный факультет
Контрольная работа по
Педагогике
Тема: Нравственные основы религиозной педагогики.
Выполнил:
Студент 3 курса гр. П 11-3з
Клобуков.Д.А.
Проверил:
Преподаватель
Попова.Л.Н.
Пермь, 2013
Содержание
Введение. 3
Глава 1 Теоретические основы нравственно-религиозного воспитания. 6
1.1 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «религиозное воспитание» 6
1.2 Характеристика периодов развития образования в истории России. 8
1.3 Задачи нравственно-религиозного воспитания. 12
Глава 2 Проблемы нравственно-религиозного воспитания в работах Л.Н. Толстого. 15
2.1 Философско-педогогические идеи Л.Н. Толстого. 15
2.2 Основные положения нравственно-религиозного учения Л.Н. Толстого. 21
2.3 Влияние нравственно-религиозного учения Л.Н.
Толстого на обучение и воспитание в современной школе. 25
Заключение. 28
Список литературы.. 31
Введение
Тема «Проблемы нравственно-религиозного воспитания (по работам Л.Н. Толстого)» выбрана не случайно. В наше время, время преобразования социальной и духовной жизни общества педагогические поиски Л.Н. Толстого привлекают актуальностью проблем обучения и воспитания подрастающего поколения. Глубокие изменения, происходящие в российском обществе, напрямую затронули образование, которое переживает сегодня, по оценкам ученых и учителей, государственных и общественных деятелей, глубокий кризис выражающийся не столько в материально-финансовом аспекте, сколько в неопределенности целей и содержания образования. Важно не только увидеть опасность нравственной опустошенности, на которую обрекают детей, подростко и юношество нынешние дельцы массовой культуры, свободные бизнесмены индустрия развлечений. Важнее предложить меры, которые позволят уберечь общество отдуховного «чернобыля», охранить подрастающие поколение от морального уродства. Забота о духовном развитии детей и молодежи не может ограничиться лишь реализацией социальной политики государственных органов. В период кардинальной ломки устоев общества возрастает значение общественных движений за сохранение непреходящих духовных основ общества на базе общечеловеческих ценностей. После любых общественных потрясений и деформаций, кризисов и
нравственных трагедий общество выходит на новый виток своего бытия путем
возвращения к своим предтечам, их осмысления и широкого использования
накопленного предшественниками морального капитала. В истории всех наций и
народов накоплен бесценный опыт воспитания детей [7, с.44].
В раздумьях о новой школе в работах Л.Н, Толстого мы находим идеи и
разработки, которые словно отражают взгляды на вопросы современной
педагогики. Желание
научить детей творчески
потребности и нравственные качества - все это заставило задуматься Л.Н.
Толстого о пути реформирования образовательной системы. К сожалению, в
изучении педагогических исканий долгое время существовали некоторые
методологические просчеты, как следствие прямолинейного толкования,
поверхностного
отношения к философской
непонятных положений. Например, идеи Л.Н. Толстого о религиозно-нравственном
воспитании долгое время замалчивались, как будто их просто не существовало.
Сегодня, во времена бездуховности и низкой общественной культуры воспитания,
нравственное воспитание на идеях гармонии и божественного начала очень
привлекательно и актуально.
Объект исследования – проблемы нравственно-религиозного воспитания.
Предмет исследования – идеи нравственно-религиозного воспитания Л.Н.
Толстого.
Задачи данной работы:
·
раскрыть сущность понятий «нравственное воспитание» и «религиозное
воспитание»;
· охарактеризовать периоды развития образования в истории России;
· определить задачи нравственно-религиозного воспитания;
·
рассмотреть философско-
·
раскрыть основные положения нравственно-
Толстого;
·
выявить влияние нравственно-
воспитание в современной школе.
Методы исследования: теоретический, сравнительно-исторический, изучение и
анализ литературы, систематизация и классификация.
О Л.Н. Толстом писали многие ученые, педагоги и писатели. По мнению, Н.К.
Крупской, знать творчество Л.Н. Толстого нужно всем учителям, каких бы
взглядов оно не придерживались [2, с.72]. Н.В. Кудрявая, К.Н. Ломунов, Г.П.
Бердников пишут о взглядах Л.Н. Толстого на гуманизацию образования. И. Н.
Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева раскрывают проблемы свободного
воспитания, рассматривают идею «непротивления злу насилием». К. Н. Ломунов,
Е.Ю. Гончарова изучают, какое влияние оказывают идеи Л.Н. Толстого на
организацию учебного процесса в школе. Н.П. Семыкин, Н.В. Вейкман, С.Ф.
Егоров более подробно раскрыли нравственно-религиозное учение Л.Н. Толстого.
Несмотря на актуальность рассматриваемой темы, идеи Л.Н. Толстого о
нравственно-религиозном воспитании долгое время замалчивались, в результате
оказались недостаточно изучены. Поэтому, их изучение является интересным и
важным с точки зрения анализа развития педагогической мысли.
Глава 1 Теоретические основы нравственно-религиозного воспитания.
1.1 Сущность понятий «нравственное
воспитание» и «религиозное воспитание»
Понимание нравственно-религиозного воспитания – одна из наиболее острых и
сложных педагогических проблем. Эта сложность объясняется целым рядом причин.
Во-первых, объективной трудностью самих исследований истории, особенно ее
целостного изучения и понимания.
Во-вторых, тем, что на изучение истории накладывают свой отпечаток
господствующие в науке (и шире — в общественном сознании) концепции,
парадигмы, идеи, взгляды, установки, зачастую мешающие адекватному пониманию
явлений.
В-третьих, и, может быть, самая главная причина — это то колоссальное
воздействие, которое на наше общественное сознание оказал известный спор -
противостояние западников и славянофилов. Суть первой позиции очень четко
определил, П.Я. Чаадаев, когда писал: «Начиная с самых первых мгновений нашего
социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага
людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины,
ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды; мы не дали себе труда
ничего создать в области воображения, и из того, что создано воображением
других, мы заимствовали одну лишь обманчивую внешность и бесполезную роскошь».
[2, с. 265-267].
Отсюда уже
логически следовало
напротив, преклонение перед культурой других, прежде всего западноевропейских
народов, и как следствие — требование все делать, или, во всяком случае,
понимать, оценивать по иностранным меркам, не задумываясь об их истине, их
применимости к нашим условиям.
Вторая позиция, теоретически оформившаяся в трудах А.С. Хомякова, а затем Н.Я.
Данилевского, напротив, исходила из признания превосходства российского пути
развития над западноевропейским. В дальнейшем этот вопрос рассматривался в
трудах писателя и философа Лева Николаевича Толстова. Под влиянием взглядов
Толстого возникает религиозно-нравственное течение «толстовство»,
развивающее идеи преобразования общества путём религиозного и нравственного
совершенствования человека, всеобщей любви, непротивления злу насилием. Л. Н.
Толстой говорит, человек без религии «так же невозможен, как человек без
сердца» [15, с. 45].
Данная проблема вызывает большой интерес и в наши дни, и наиболее важно
рассмотреть современную
трактовку понятий «нравственно
«религиозное воспитание».
В словаре Ожегова понятие религия определяется как одно из направлений
общественного сознания; сложившиеся непоколебимые убеждения, безусловная
преданность какой-нибудь идее, принципу, нравственному закону, ценности.
Воспитание - навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и
проявляющиеся в общественной жизни. Нравственность - внутренние, духовные
качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила
поведения, определяемые этими качествами; система внутренних прав человека
основанных
на гуманистических ценностях
порядочности, сочувствий, готовности прийти на помощь [9].
Религиозное воспитание - совокупность духовных представлений, привитые
семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни, основывающиеся
на вере в сверхъестественные силы и существа.
Нравственное воспитание – формирование нравственных отношений, способности к
их совершенствованию и умении поступать с учетом общественных требований и
норм прочной системы привычного, повседневного морального поведения [5,
с.23].
Можно сделать вывод, что нравственное и религиозное воспитание взаимосвязаны
между собой, так как они основаны на гуманистических ценностях. Л.Н. Толстой
считает, что нравственное воспитание «есть всегдашнее руководство жизни,
вытекающее» из идей религиозного воспитание.
Характеристика периодов развития образования в истории России.
Воспитание на Руси до принятия христианства осуществлялось преимущественно в
семьях — воспитание земледельцев и ремесленников. Особо было организовано
воспитание будущих
С периода от принятия христианства до середины XIII в. утвердилась новая
идеология русского государства, соответственно — русского воспитания и
образования. В "Слове о Законе и Благодати" заложены духовные основы развития
российской
государственности и образовани
стоять рядом с именами Владимира Великого и Ярослава Мудрого. Благодаря их
деятельности и деятельности других государственных и православных деятелей, в
короткий срок на Руси была создана «целостная система» образования от
начальной школы до «академии», которая существовала в форме государственных и
церковно-монастырских школ.
На Руси за короткий срок была сформирована образовательная система с
достаточно сложным содержанием, что объясняется как политическими, так и
религиозными причинами: государству и церкви требовались не только
образованные, но и высоко образованные люди. Образование служило в первую
очередь целям духовного воспитания, которое включало православие, «светские»
искусства — грамматику, риторику, элементы народной, отечественной культуры,
прежде всего литературы. Основы содержания образования, разработанные в
начале XI в., просуществовали в русской школе едва ли не до конца XVII в.
Распад единого
централизованного Киевского
собой снижение темпов развития образования, но не остановил этот процесс,
особенно в таком высокоразвитом городе, каким был Новгород.
Страшнейший удар развитию русской культуры и образованию нанесло монгольское
нашествие — достаточно сказать, что государственные школы в России
возродились только в XVII в.
С середины XIV в. начинается духовное и нравственное возрождение русского
народа, сделавшее возможным его политическое освобождение и
определившее социально-экономический подъем российского государства.
Олицетворением этого возрождения стал Сергий Радонежский. Благодаря его
деятельности были заложены основы русского образования, включающие
православное и нравственное воспитание, утверждение семейного, соборного и
трудового начала в воспитании. Примечательно, что Сергию Радонежскому Россия
обязана восхождением гениев Епифания Премудрого и Андрея Рублева. Благодаря
деятельности Сергия Радонежского духовное и нравственное воспитание было
выдвинуто на первый план российского образования.
Потребности общества, государства и церкви порождали потребности в более
широком образовании. Оно давалось в монастырях, церквях. Распространением
элементарной грамотности среди посадского и крестьянского населения
занимались мастера грамоты. Хотя потребности социальной жизни требовали
всемерного расширения и углубления образования, а решения об его организации
принимались высшими органами (Стоглавый Собор), однако создать школы более
высокого уровня в XVI в. не удалось.
Из катастрофического смутного времени (конец XVI – начало XVII века) русский
Информация о работе Нравственные основы религиозной педагогики