Нравственные основы религиозной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 10:17, контрольная работа

Краткое описание

В период кардинальной ломки устоев общества возрастает значение общественных движений за сохранение непреходящих духовных основ общества на базе общечеловеческих ценностей. После любых общественных потрясений и деформаций, кризисов и
нравственных трагедий общество выходит на новый виток своего бытия путем
возвращения к своим предтечам, их осмысления и широкого использования
накопленного предшественниками морального капитала. В истории всех наций и
народов накоплен бесценный опыт воспитания детей [7, с.44].
В раздумьях о новой школе в работах Л.Н, Толстого мы находим идеи и
разработки, которые словно отражают взгляды на вопросы современной
педагогики. Желание научить детей творчески мыслить, формировать их духовные
потребности и нравственные качества - все это заставило задуматься Л.Н.
Толстого о пути реформирования образовательной системы

Содержание

Введение. 3
Глава 1 Теоретические основы нравственно-религиозного воспитания. 6
1.1 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «религиозное воспитание» 6
1.2 Характеристика периодов развития образования в истории России. 8
1.3 Задачи нравственно-религиозного воспитания. 12
Глава 2 Проблемы нравственно-религиозного воспитания в работах Л.Н. Толстого. 15
2.1 Философско-педогогические идеи Л.Н. Толстого. 15
2.2 Основные положения нравственно-религиозного учения Л.Н. Толстого. 21
2.3 Влияние нравственно-религиозного учения Л.Н.
Толстого на обучение и воспитание в современной школе. 25
Заключение. 28
Список литературы.. 31

Вложенные файлы: 1 файл

Педогогика курсовая.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

человека. Первый: что я такое и каково мое  отношение к бесконечному миру? И

второй, вытекающий из первого: как мне жить, что считать  всегда, при всех

возможных условиях, хорошим и что всегда, и при всех возможных условиях,

дурным?» [13, с. 454-455].

Ответы на эти  вопросы действительно есть в  учениях религии и нравственности —

не в религии и учении нравственности какого-либо одного народа известного

места и времени, а в тех основах религиозных  и нравственных учений, которые —

одни и те же — высказаны всеми лучшими мыслителями мира.

До тех пор, пока эти два предмета не станут в основу образования, не может

быть никакого разумного образования. Что же касается дальнейших предметов

знания, то порядок  их преподавания выясняется сам собой  при признании основой

всякого знания учения о религии и нравственности. Вероятно, что при такой

постановке  дела первым после религии и нравственности предметом будет

изучение жизни  людей самых близких: своего народа, богатых, бедных классов,

женщин, детей, их занятий, средств существования, обычаев, верования,

миросозерцании. После изучения жизни своего народа, думаю, что при правильной

постановке  дела образования столь же важным предметом будет изучение жизни

других народов, более отдаленных, их религиозных  верований, государственного

устройства, нравов, обычаев. При постановке в основу образования религии и

нравственности  изучение жизни себе подобных, т. е. людей, что называется

этнографией, займет первое место и что точно так  же, соответственно своей

важности для  разумной жизни, займут соответствующие места зоология,

математика, физика, химия и другие знания.

При признании  же основой образования религии  и нравственности и при полной

свободе образования  все остальные знания распределяются так, как это им

свойственно, сообразно тем условиям, в которых будет находиться то общество,

в котором будут  преподаваться и восприниматься знания. Главная и

единственная  забота людей, занятых вопросами образования, может и должна

состоять, прежде всего, в том, чтобы выработать соответственное нашему

времени религиозное  и нравственное учение и, выработав  таковое, поставить его

во главе  образования [13, с. 456-457].

В статье «Беседы с детьми по нравственным вопросам» Толстой описывает

свое представление  о возможностях внесения в основы системы образование обучения

религиозным и, как следствие, нравственным принципам  бытия. Он предлагает

преподавать детям  нравственность следующим образом: «собрав выраженные

разными мыслителями  нравственные истины и изложив их доступным детям в возрасте

около десяти лет  языком, я разделил их на отделы и каждый день читал детям по

одной мысли  из одного очерка отдела и, прочтя, просил их повторить своими

словами прочитанное, разъясняя непонятное и отвечая  на вопросы, вызванные

чтением.

Отделов таких  у меня составилось около двадцати. Я говорю около двадцати

потому, что я не вполне остановился на числе отделов — и то прибавлю, то

убавлю их.

Главные отделы следующие: 1) Бог. 2) Жизнь в воле Бога. 3) Человек — сын

Бога. 4) Разум. 5) Любовь. 6) Совершенствование. 7) Усилие. 8) Мысли- 9)

Слова. 10) Поступки — дела. 11) Соблазны внутренние. 12) Соблазны внешние.

13) Смирение. 14) Самоотречение. 15) Непротивление. 16) Жизнь  в настоящем.

17) Смерть. 18) Жизнь  — благо.19) Вера.» [13, с. 471].

Таких нравственных истин у Толстого набралось более семисот.

Итак, по мнению Толстого, религия и нравственность являются основой

образования. Задача образования состоит в развитии в человеке гуманистических

задатков. Школа  должна стать школой жизни человека и одновременно с этим

работать на перспективу духовного развития. Именно такую возможность

пропагандирует  в своем учении Лев Николаевич Толстой.

 

 

2.3 Влияние  нравственно-религиозного учения  Л.Н.

Толстого  на обучение и воспитание в современной  школе.

В настоящее  время религиозные идеи Толстого не столь актуальны, так как

образование и  религия обособленны друг от друга. В 1918 году школа была

отделена от церкви. И с этого времени преподавание религиозных вероучений во

всех государственных  и частных учебных заведениях, где преподаются

общеобразовательные предметы, не осуществляется [16, с.118]. Обучение

религиозным канонам  осуществляется исключительно в  частных Воскресных школах,

где дети обучаются  по желанию.

Таким образом, идеи нравственно-религиозного воспитания Л.Н. Толстого

изучаются только в ВУЗах, и здесь они оказывают  сильное влияние на

формирование  мировоззрения будущих преподавателей, так как эти идеи несут в

себе глубокий философский смысл.

В отличии от религиозных, гуманистические и  нравственные теории широко

используются в практике различных школ.

Так, например, тульские педагоги обратились к наследию Льва Николаевича

Толстого, и  в начале 90-х годов сформировалась экспериментальная

педагогическая  система “Школа Л. Н. Толстого”.

“Школа Л. Н. Толстого” представляет собой педагогическую инновационную

систему нового типа, главной задачей которой  является полноценное

гуманистическое образование детей, основанное на духовном и физическом

развитии и  самосовершенствовании ребенка. Базовая  идея концепции: “создание

школы, формирующей творческую созидательную личность в единстве развития

нравственно-чувственного, разумно-познавательного и волевого начал человека”

Одним из инновационных  учебных заведений Тульской области  является школа-

гимназия № 46 - экспериментальная площадка научно-исследовательской

лаборатории “Школа Л. Н. Толстого” Тульского областного института развития

образования. Основополагающая идея данного исследования – это  “сотворение

личности, способной  к творческой жизнедеятельности, нравственному, здоровому

образу жизни”.

Очень интересен  педагогический опыт работы средней  школы № 31 города Тулы.

Данная школа  не является непосредственной лабораторией педагогической системы

“Школа Л. Н. Толстого”, но представляет собой яркий  пример воплощения

педагогических  идей Л. Н. Толстого. Модель данной школы - это один из

возможных путей  реализации гениальной идеи Льва Николаевича, а именно -

построение  образовательного процесса на основе свободы выбора учебного

материала.

Итак, можно  пронаблюдать существующую тенденцию  возвращения к исследованию и

внедрению педагогических принципов Л.Н. Толстого, поскольку  на сегодняшний

день это  одна из самых наилучшим образом  проработанных систем, позволяющих

воспитывать духовные и нравственные качества в человеке.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе  мы рассмотрели проблемы нравственно-религиозного воспитания

по работам  Л.Н. Толстого. В первой главе раскрыли сущность понятий

«нравственное воспитание» и «религиозное воспитание», сделали краткую

характеристику  периодов развития образования в истории России, определили

задачи нравственно-религиозного воспитания. Мы сделали вывод, что

нравственное  и религиозное воспитание взаимосвязаны  между собой, так как они

основаны на гуманистических ценностях. Проанализировав  периоды развития

образования, выяснили, что почти на всех этапах развития основу российского

образования составляло  православное и нравственное воспитание. Задачи

религиозного  воспитания состоят в формировании духовно-нравственных качеств

личности и  общества в целом. Они  заключаются в сообщении детям известного

круга религиозных  сведений и в усвоении детьми правил нравственного

поведения.

В эпоху просвещения  проблему нравственного воспитания кроме Л.Н. Толстого

поднимали Ф.М. Достоевский, А.Н. Добролюбов, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский,

Н.Г. Чернышевский и многие другие.

Во второй главе  мы рассмотрели  философско-педагогические взгляды Толстого на

роль религии  и нравственности в воспитании, основные положения нравственно-

религиозного  учения Толстого, влияние его идей на образование и воспитание в

настоящие время.

Толстой стоял  у истоков формирования утверждающегося  в настоящее время

взгляда, что  духовные образования личности —  это фундамент и смысловой  аспект

всей научной  картины мира, но не был понят  современниками.

До сих пор  религиозно-духовные искания писателя продолжают восприниматься

неоднозначно. Это сказывается на уровне научного осмысления его

художественного и педагогического творчества, оценке вклада в развитие

педагогической  и психологической науки.

По мнению Толстого, религия и нравственность являются основой образования.

Религиозные идеи Л.Н. Толстого не столь актуальна, так  как на современном

этапе школа  и религия обособлены друг от друга, но гуманистические и

нравственные  положения оказали большое влияние  на образование.

Гуманистические идеи Толстого подробно проанализировали: Н.В. Кудрявая, Н.К.

Ломунов, Г.П. Бердников, И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева, Н.В.

Вейкман. К сожалению  нравственно-религиозные идеи изучены  очень мало, хотя в

них заложен  глубокий философский смысл.  Основные положения данной теории

актуальны в  наше время, время низкой общественной культуры воспитания.

Идеи Л. Н. Толстого позволили по-новому взглянуть на мир ребенка. Лев

Николаевич  показал, что взгляд взрослых на ребенка  должен быть подлинно

гуманистическим, то есть содержать в своей основе любовь как способ

мировосприятия  и мироотношения.

Задача школы, семьи, общества - развивать в человеке гуманистические задатки

и потребность  жить согласно идеям сохранения и  продолжения жизни. Школа

должна стать школой «реального бытия» человека и в то же время работать на

перспективу духовного  обновления. Именно такая возможность  кроется в самом

содержании  учения Льва Николаевича Толстого.

Согласно концепции  Л. Н. Толстого, ребенок, сохраняя свободу  выбора, делает

осознанный  шаг в сторону величия разума и чувства, постепенно созидает свой

Путь жизни.

Осмысленный выбор  своего жизненного пути - это ли не основная задача школы?!

Дело не в  профориентации, не в перекачке информации от одного к другому, а в

формировании такого статуса личности, когда духовно сильная личность готова к

испытаниям, может  отстоять достоинство, сделать сознательный нравственный

выбор.

Сегодня школа, отражая противоречивость общественного  развития, должна идти

несколько впереди  общественного развития. Только тогда она будет формировать

личность, созидающую жизнь и творчески работающую на будущее.

Л. Н. Толстой  ведет нас путями педагогических исканий, учит видеть истинное

счастье в раскрытии  индивидуальности каждого ученика. Теперь, столько лет

спустя после  смерти великого педагога, мы многое можем  по-новому понять,

оценить; Л. Н. Толстой  предстает перед судом времени  в величии своего

гуманизма и  мудрости. И поэтому его имя  как великого педагога-гуманиста

бессмертно.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Гончарова Е.Ю. Организация учебного процесса в      инновационной школе
  2. // Тульская школа. – 1996, №2, с. 12-13.

 

  1. Замалеев А.Ф. Лекции по
  2. истории русской философии – М.:      Просвещение, 1995. – 489 с.

 

  1. История педагогической мысли образования за рубежом и в      России. Учебное
  2. пособие для педагогических вузов / Международная академия      наук пед.
  3. Образования; И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.,      Под ред.
  4. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2001. – 416 с.

 

  1. История педагогики в
  2. России. Хрестоматия для вузов /      Сост. С.Ф. Егоров. – 2-е изд. – М.:
  3. Академия, 2002. – 397с.

 

  1. Коджаспирова Г.Н., Коджаспиров А.Ю.
  2. Педагогический      словарь. Для студентоввысштх и средних пед. учебных
  3. заведений. М.:      Академия , 2000, - 176с.

 

  1. Козлова Г.Н. Образ жизни
  2. отечественной гимназии конца XIX начала ХХ века. // Педагогика,      - 2000 №6
  3. с. 72-73.

 

  1. Косоножкин И.И. К источникам мудрости народной //
  2. Дошкольное воспитание, - 1991 №6 с. 43-45.

Информация о работе Нравственные основы религиозной педагогики