Обзор состояния вопроса в научно методической литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение влияния нетрадиционных техник на развитие творческого воображения старших дошкольников.

Содержание

Введение .3
Глава I. Обзор состояния вопроса в научно методической литературе.
1.1 Исследование воображения и творчества в отечественной и зарубежной
психологии ..6
1.2 Воображение и его виды. 8
1.3 Способы создания образов воображения 10
1.4 Критерии творческого воображения 11
1.5 Развитие воображения в дошкольном возрасте......... ...14
1.6 Воображение ребёнка в рисовании 15
1.7 Роль техники рисования в создании изображения....... 16
Глава II Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Диагностика развития творческого воображения у детей старшего
дошкольного возраста. 19
2.2 Экспериментальная работа по развитию творческого воображения детей
старшего дошкольного возраста .22
2.3 Результаты экспериментальной работы ,29
Заключение .32
Литература .34
Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 2003.doc

— 306.50 Кб (Скачать файл)

Типизация 

Схематизация 

Гиперболизация 

Агглютинация 

       Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило они используются человеком (а ребёнком особенно) неосознанно, первый такой способ - агглютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек - зверь или человек - птица.

                   
                   
                   
                   
                  10

 

   Второй  способ - гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить Карлик Нос, Гулливер.

  Третий  известный способ создания образов  фантазии — схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчётливо прорабатываются основные черты сходства.

  Четвёртым способом является типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т.д.

  Пятый способ - акцентирование. В создаваемом  образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчёркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.

   Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдалённой, ступенчатой. Например, внешний вид самолёта напоминает парящую птицу. это близкая аналогия. Космический корабль - отдалённая аналогия с морским кораблём. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приёмы диагностики воображения и его развития. (31, с 49)

 
1.4 Критерии творческого воображения.

      Вопрос  о компонентах творческого потенциала человека остаётся до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

       Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев  и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале, выдвинули оригинальный подход к проблемам диагностики творческого потенциала

 
II

 

    детей дошкольного возраста. Они   выделили следующие креативные способности.

  1. Реализм воображения - образное схватывание некоторой 
    существенной общей тенденции или закономерности развития 
    целостного объекта до того, как человек имеет о ней чёткое понятие и 
    может выписать её в систему строгих логических категорий.
  2. Умение видеть целое раньше частей.
  3. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений
    способность при решении проблемы не просто выбирать из 
    навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать 
    альтернативу.
  4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно 
    создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло 
    обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также 
    способность проследить и проанализировать особенности 
    «поседения» предметов в этих условиях (20, с 52)

  Экспериментальные исследования детского воображения  и творчества в современной зарубежной психологии отпираются преимущественно на метод количественных оценок результатов специально разработанных тестов. Методологической основой большинства этих работ является теория творческого (креативного) интеллекта, разработанная в 50-е годы Дж. Гилфордом и его последователями. Суть её состоит в том, что на основе факторного анализа были выделены отдельные компоненты творческого мышления (факторы креативности), которые признаются общими для детей и взрослых и характеризуют любые формы продуктивной деятельности: - интеллектуальная творческая инициатива - направленность на выход за рамки данных задач и требований повседневной действительности;

 

  

  • широта категоризации - отдалённость ассоциаций, неожиданность 
    использования предметов, придание им нового функционального значения, 
    обобщения явлений, не имеющих очевидных связей;
  • беглость мышления - богатство и разнообразие ассоциаций, количество 
    образовавшихся связей;
  • оригинальность мышления - самостоятельность, необычность, 
    остроумность решения (по отношению к традиционным способам решения).

  На основе этой теории были созданы некоторые  тесты, где данные факторы являются показателем творческих способностей ребёнка. Одним из них является методика, созданная Е. Торренсом (30, с 69). Признанный авторитет в области исследований детской креативности Е. Торренс сделал попытку выделить «индикаторы» творческих способностей, которые могут быть обнаружены при решении ребёнком специально подобранных тестовых задач. Уровень развития творческих способностей определяется на основании статистической оценки ряда показателей:

- оригинальности;

- гибкости мышления; 
-тщательности разработки плана решений.

  Аналогичные компоненты оценки творческого воображения  мы находим у Немова Р.С. в психодиагностики (24, с 83)

  1. Оригинальность образов - способность порождать новые 
    нестандартные идеи.
  1. Богатство фантазии - разнообразие образов.

    3. Детализация образов - глубина, проработанность.

    4. Эмоциональность образов.

  Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Воображение и эмоции в жизни ребёнка нераздельны. (31, с 83)

 
13

 

  Анализируя представленные выше  точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определённо, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

1,5 Развитие воображения  в дошкольном возрасте.

  Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребёнка в возрасте от пяти до 12 лет. этот период учёные называют сензитивным, т.е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.

   Опыт  ребёнка и возможность объективно оценивать окружающий мир недостаточны «Поле неопределённости» в восприятии жизни так высоко, что решить постоянно возникающие перед ним проблемы ребёнок может только с привлечением воображения, фантазии. Последние заменяют им недостаток знаний и опыта и помогают относительно уверенно чувствовать себя в сложном и изменчивом мире.

  Воображение претерпевает изменения с возрастом  ребёнка. Младший дошкольник, у которого только начинает развиваться воображение, отличается пассивной формой. Он с  большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления. Старший дошкольник характеризуется активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего, а затем и творческого (благодаря которому создаётся принципиально новый образ). Этот период - сензитивный для формирования фантазии.

  Таким образом, значение функции воображения в  психическом развитии велико. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения,

14

 

должно  иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность. Для выполнения этой задачи педагогам и родителям необходимо помогать ребёнку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития.

 
1.6 Воображение  ребёнка е рисовании,

  В 40-50 годы XX в. детское рисование сделалось предметом не только педагогических, но и некоторых психологических исследований: Н.Н. Волков («Восприятие предмета и рисунка»), Е.И. Игнатьев («Психология изобразительной деятельности детей»),

В.И. Кириенко («Психология  способностей к изобразительной  деятельности») и др. Во всех этих работах подчёркивается значение детского восприятия и представлений для развития детского рисунка. (28, с.41)

  Исследования  учёных показывают, что занятия рисованием в детстве положительно влияет на развитие интеллектуальных, эмоциональных, моторных (двигательных) и других способностей ребёнка. Но особое значение занятия изобразительным искусством имеют для развития воображения. (26, с.9)

   Способность воображения как специальная  способность направлена на творческое созидание образа и сюжета в рисунке. Она связана со способностью оперировать  представлениями и с развитием  конкретнообразного мышления. Способность  воображения развивается у разных детей в очень не равной степени. (28, с. 155) Даже свойственное детям фантазирование характерно лишь для некоторых из них. Образы воображения детям легче выразить словами, чем рисунками, из-за сложности и текучести этих образов. Достаточно полное выражение их в рисунке -

15

 

очень высокое  достижение для детей    дошкольного  возраста. Некоторые детские рисунки свидетельствуют о богатстве художественного воображения у ребёнка, хотя такие факторы, как отсутствие одобрения, неправильное воспитание, неподходящая окружающая среда, вносят свои коррективы в развитие творческого воображения большинства детей, исключая немногих счастливчиков, родители которых не занимаются огульной критикой их рисунков («Какая мазня!»), а доброжелательно относятся к любым проявлениям детского творчества, подсказывая и показывая ребёнку некоторые приёмы «правильного» рисования.

 
1.7 Роль  техники рисования в создании  изображения»

  Изучение  детских рисунков свидетельствуют  о том, что обучение техника рисования в дошкольных учреждениях уделяется ещё мало внимания. (19,с.З)

  Чтобы в  дошкольные годы каждый ребёнок испытал  радость творческого созидания, необходимо сформировать у детей ручную умелость, которая позволила бы детям свободно и творчески «создавать» изображения любых заинтересовавших их предметов и явлений.

  Под техникой рисунка следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. Рисование в детском саду направлено на обучение художественно-творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста. По мнению

Комаровой Т.С., необходимо учить детей разнообразной  технике рисования, чтобы они  могли свободно ею распорядиться  при решении любой задачи, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающей жизни.

   Необходимость обучения рисованию, и в частности  техническим навыкам, подчёркивается и современной психологией, которая утверждает, что способности к рисованию проявляются и развиваются только в процессе

16

 

    рисовальной деятельности ребёнка и    лучше  всего под руководством взрослого.

   В настоящее  время, наряду с рисованием традиционными  материалами (карандаши, мелки, краски) возрастает интерес к нетрадиционным техникам рисования с помощью  пальцев, воска, клея, стекла, ниток и т.д. Такие техники как «ниткография», «кляксография», «выдувание», «набрызг» -вызывают интерес у многих педагогов и родителей. В последнее время всё чаще стали появляться публикации об использовании нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте. Это статьи М. Шкляровой «Рисуйте в нетрадиционной технике», Л. Колобовой «Путешествие по стране Рисовандии», напечатанные в журнале «Дошкольное воспитание». В 2005 году под редакцией Казаковой Р.Г. вышло пособие «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники». В нём описывается более 30 нетрадиционных для отечественного дошкольного образования художественных техник, способствующих развитию детского творчества. В зарубежной педагогике давно практикуются нетрадиционные способы рисования. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляют всё время придумывать, чтобы разнообразить детское творчество и расширить их знания, умения и навыки. Опыт многих педагогов свидетельствует, что рисование необычными материалами в оригинальной технике положительно влияет на развитие творческого воображения дошкольников.

Информация о работе Обзор состояния вопроса в научно методической литературе