Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:49, курсовая работа
Цель работы: изучение влияния нетрадиционных техник на развитие творческого воображения старших дошкольников.
Введение .3
Глава I. Обзор состояния вопроса в научно методической литературе.
1.1 Исследование воображения и творчества в отечественной и зарубежной
психологии ..6
1.2 Воображение и его виды. 8
1.3 Способы создания образов воображения 10
1.4 Критерии творческого воображения 11
1.5 Развитие воображения в дошкольном возрасте......... ...14
1.6 Воображение ребёнка в рисовании 15
1.7 Роль техники рисования в создании изображения....... 16
Глава II Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Диагностика развития творческого воображения у детей старшего
дошкольного возраста. 19
2.2 Экспериментальная работа по развитию творческого воображения детей
старшего дошкольного возраста .22
2.3 Результаты экспериментальной работы ,29
Заключение .32
Литература .34
Приложение.
Оглавление
Введение .3
Глава I. Обзор
состояния вопроса в научно методической
литературе.
Глава II Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Заключение .32
Литература .34
Приложение.
Введение.
Человечество никогда не достигло бы современного уровня развития, если бы у него отсутствовала эта уникальная особенность - умение воображать, представлять. Благодаря воображению человек живёт как минимум в двух мирах: реальном и воображаемом. Воображение необходимо нам в разных видах деятельности. Творческое воображение нам необходимо вдвойне: без него жизнь вокруг станет серой и неинтересной. Воображение помогает в общении с окружающими, помогает лучше понять других людей, позволяет взглянуть на то или иное событие с разных позиций. Более того, психологические исследования показывают, что люди, обладающие богатым воображением и способностью придумывать интересные идеи, пользуются авторитетом и популярностью. Значит воображение является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет (31, с.4). И если в этот период воображение специально не развивать в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.
Дети дошкольного возраста активно познают окружающий мир и пытаются отобразить его в своей деятельности - играх, рисунках, рассказах. Наиболее яркие возможности предоставляются им в изобразительном творчестве. В последе время всё чаще вызывает интерес нетрадиционные техники рисования. Опыт многих педагогов свидетельствует, что рисование необычными материалами и в оригинальной технике позволяет детям прочувствовать многоцветовое изображение предметов, что несомненно важно для наиболее полного восприятия окружающего мира, формирует эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования, способствует эффективному развитию творческого воображения.
Исходя из вышесказанного, считаем, тема нашего исследования «Развитие творческого воображения старших дошкольников через нетрадиционные техники рисования» актуальна и на данный момент недостаточно изучена.
Цель работы: изучение влияния нетрадиционных техник на развитие творческого воображения старших дошкольников.
Предмет исследования: развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста и определения педагогических условий, необходимых для развития творческого воображения у дошкольников средствами изобразительной деятельности.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у старших дошкольников средствами организации занятий по нетрадиционным техникам рисования.
Задачи исследования.
При написании
выпускной квалификационной работы
нами использованы следующие методы
научно-педагогического
- Изучение, анализ и обобщение литературных источников по
данной теме.
Гипотеза: полагаем, что проведённая в рамках исследования серии занятий по нетрадиционным техникам рисования положительно повлияют на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Глава I. Обзор состояния вопроса в научно-методической литературе.
1.1 Исследование воображения и творчестве в отечественной и зарубежной психологии.
Современная отечественная и зарубежная психология рассматривает воображение как важную сторону детского творчества.
Способность к необычному комбинированию элементов действительности, сообщение предметам новых функций, создание не имеющих в реальности аналогов определяют главные черты творческого процесса: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.
Проблемой развития воображения детей занимались многие отечественные и зарубежные психологи: Выгодский Л.С., Дьяченко О.М., Давыдов В.В., Синельников В., Торренс Е., Вернер X., и др.
В 30-ее годы XX столетия вышла книга известного отечественного психолога Л.С. Выгодского «Воображение и творчество в детском возрасте». Автор подробно рассмотрел психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей. До сих пор психологический очерк не потерял своей актуальности и практической ценности.
По мнению Л.С. Выгодского (4, с 92), для создания новых образов необходима внутренняя взаимосвязь между мышлением, воображением, произвольностью и свободной деятельностью.
Иначе говоря, даже интенсивного, но изолированного развития воображения для творческой деятельности недостаточно. Каждая система обучения дошкольников, направленная на формирование творчества, должна
предполагать развитие мышления, воображения, а вместе с тем овладение произвольностью, самостоятельностью и свободой действий.
Экспериментальное изучение воображения стало предметом интереса западных психологов начиная с 50-х годов. Функция воображения -построение и создание образов - была признана важнейшей человеческой способностью (Р. Ассаджиоли, 1965). В работе X. Вернера (1957) была впервые сформулирована идея стадиальности развёртывания воображения, связанная с операциональным характером умственного развития.
В настоящее время отмечается переориентация исследователей на изучение качественных особенностей детского воображения и творчества. Несмотря на большой объём полученных данных, проблема воображения остаётся малоразработанной (30, с69)
В 1990 г. Дьяченко О.М. написала докторскую на тему «Развитие воображения в дошкольном детстве». Ольга Михайловна показала, что воображение в своём развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют в своих онтогенетических преобразованиях другие психические процессы. Как восприятие, память и внимание, воображение из непосредственного постепенно превращается в опосредствованное, причём основным средством овладения им со стороны ребёнка являются, как было показано в своё время А.В. Запорожцем, модельные представления и сенсорные эталоны. (22, с 184)
К концу дошкольного периода детства у ребёнка, чьё творческое воображение развивается достаточно быстро (такие дети, по данным О.М. Дьяченко, составляют одну пятую часть всех детей этого возраста), воображение представлено в двух основных формах: как порождение некоторой идеи и как возникновение плана её реализации.
В процессе исследования воображения детей применяется разнообразные методы, главными из которых являются содержательный анализ детских рисунков, представлений и продуктов фантазии ребёнка. Рисунок показывает, каким видят мир дети. Правда однозначных выводов об этом на
7
основе анализа детских рисунков сделать нельзя, так как
художественно-изобразительные умения детей ещё слабо развиты. Ребёнок обычно видит и может представить себе гораздо больше того, что он в состоянии изобразить (23, с 409).
В современных психологических исследованиях, воображение рассматривается как всеобщее свойство сознания, благодаря этому свойству, порождается и создаётся образ окружающего мира. Поэтому воображение можно характеризовать как образное конструирование содержание понятия о предмете ещё до того, как это понятие сложится.
1.2 Воображение и его виды.
Воображение - это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путём переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность, однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существовавшего в данный момент объекта, ситуации, условий. Воображение обеспечивает познание, когда неопределённость ситуации весьма велика. Это общее значение функции воображения и у детей, и у взрослых.
Воображение бывает пассивным, когда образы возникают в нашем сознании без особого волевого усилия, и активным, когда для создания образов воображения требуется достаточно большое волевое усилие.
Пассивное воображение, в свою очередь, может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренные образы
воображения - это грёзы и в какой то степени сны. А преднамеренные -это мечты и фантазии. Мечты — это образы желаемого будущего, в осуществление которого мы верим, но не уверены, что оно сбудется. Фантазии — это то же образы будущего, но в их осуществлении мы вовсе не верим.
Активное воображение бывает двух видов: воссоздающее, когда мы воображаем образы по описаниям, рассказам, картам, чертежам и т.д. и творческое, когда мы создаём образы новых, оригинальных предметов, или явлений, которые могут быть реализованы в ценных продуктах, (например в рисунках).
Таким образом, воображение - это сложный психический процесс, который лежит в основе творчества не только взрослого человека, но и ребёнка. Исходя из темы нашей работы подробно рассмотрим способы воображения, т.к. именно они способствуют развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста.
1.3 Способы создания образов
воображения.
Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Для более полного представления о способах воображения предлагаем схему №1.
схема
№1,
|
||||
Воссоздающее (создание образа по его описанию) | Творческое (создание принципиально новых образов) | |||
|
АНАЛОГИЯ
СИНТЕЗ
СПОСОБЫ
Акцентирование
Информация о работе Обзор состояния вопроса в научно методической литературе