Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 13:38, курсовая работа
Актуальным представляется то, что подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям науки, техники, производства – важнейшая задача образовательных учреждений средне-специального и высшего образования. Они призваны готовить высококвалифицированных специалистов, имеющих практические навыки в специальных областях, обладающих способностями работать в коллективе, самостоятельно находить решения поставленных задач, прогнозировать и динамично реагировать на постоянно меняющиеся условия и требования современного цивилизованного общества. В связи с этим, на наш взгляд, важно то, что в педагогическом процессе меняются задачи и функции студентов. Образование человека не может полностью успевать за новыми открытиями и теориями, отвечать требованиям вуза, производства, если оно не будет опираться на самостоятельность самой личности. Сформулированная задача сводится к тому, чтобы стимулировать и давать возможность студентам интенсивно, целенаправленно участвовать в учебном процессе и самостоятельно им управлять.
Трудоустройство выпускников многих вузов по формально полученной ими специальности имеет низкие показатели. Российские вузы всех форм выпускают около 900 тыс. специалистов, из которых только 50% не испытывают проблем с трудоустройством по специальности. От 350 до 450 тыс. выпускников не могут найти работу по специальности14.
Социальная и экономическая дифференциация российского общества, характеризующаяся расслоением на богатых и бедных, порождает неравный доступ к образованию. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составляет 30,7 млн. человек или 20,8% от численности населения РФ. При этом за годы реформ резко увеличилась неравномерность распределения населения по уровню дохода. По данным Госкомстата РФ, треть всех детей проживает в семьях, где душевые доходы вдвое ниже величины прожиточного минимума.
Особую значимость приобретает проблема доступности высшего образования выпускниками городских и сельских общеобразовательных школ. Это обусловлено тем, что получение высшего образования, в отличие от общего, не гарантируется Конституцией России всем гражданам, а возможно только на конкурсной основе. В дополнение к бесплатному обучению развивается рынок платных образовательных услуг, причём как легальный, так и теневой.
Противоречие между декларированным равенством прав на получение образования и существующей в действительности социальной дифференциации в обществе, обостряет проблемы неравенства в образовательной сфере, сужает возможности способных детей из семей с низким доходом поступления в вузы, особенно пользующихся повышенным спросом.
Углубление различий в жизни и культуре социальных групп ведёт к обострению напряжённости в социальной системе общества, застою или регрессу в культурном развитии и как следствие - к росту преступности, аварий, катастроф и других негативных процессов.
2.3. Экспериментальное
изучение отношения сельской
и городской молодёжи к
Гипотеза исследования заключается в том, что сельская молодежь в основной своей массе ориентирована на получение среднего специального и технического образования в виду того, что они с детства растут в условиях физического труда и им для успешной деятельности не нужно высшее образование, а молодежь города наоборот ценностно-ориентирована на получение высшего образования.
Выборку исследования составили учащиеся 11х классов СОШ №10 г.Клин и СОШ №45 д.Ямкино Ногинского р-на, общее количество респондентов составило 44 человека из них 25 юношей и 19 девушек, всего городских учеников 23 человека (14юношей и 9 девушек), учеников сельской школы 21 человек (11юношей и 10 девушек).
Методы исследования: беседа, интервью, анкетирование, обработка данных и построение диаграмм в EXCEL.
В проведённом исследовании особое внимание уделялось изучению ценностных ориентаций выпускников школ и их профессиональному самоопределению. Охарактеризуем ряд проблем в этой области. |
Первое – отношение современной молодёжи к образованию. Среди указанных в анкете 16-ти проблем, волнующих выпускников школ, проблема продолжения образования находится на 1-м месте. В настоящее время для молодёжи образование является, прежде всего, средством достижения личных целей, которые тесно связаны с материальными факторами. Особенно это характерно для городских юношей. Так, 69,6% городских юношей собираются учиться дальше для получения высокого дохода в будущем (рис. 1). |
Рисунок 1. Распределение ответов
респондентов на вопрос
Сельская молодёжь (особенно девушки) на первое место выдвигает желание получить профессию (54,2% юношей и 62,6% девушек). Интересы большинства молодых людей обращены к образованию как к необходимой предпосылке успешного продвижения в жизни: сделать карьеру, добиться высокого положения в обществе. В городе почти каждый второй респондент считает, что иметь высокий уровень образования престижно, на селе – каждый третий (рис. 2). |
Рисунок 2. Распределение ответов
респондентов на вопрос Второе – планы на продолжение образования (куда пойти учиться после школы). 85,1% городской и 56,9% сельской молодёжи выразили желание получить высшее образование (рис. 3). Сельские выпускники больше, чем городские, ориентированы на поступление в колледжи, техникумы. Причём для сельских юношей и девушек характерна высокая степень неопределённости в выборе учебного заведения, в котором они намерены продолжить свое образование (18,2%). |
Рисунок 3. Распределение ответов
респондентов на вопрос
После окончания школы 43,1% городских юношей планируют совмещать учёбу с работой, среди сельских выпускников – 22% юношей (рис. 4). Каждая третья городская и каждая пятая сельская девушка также планирует учёбу совмещать с работой. |
Рисунок 4. Распределение ответов
респондентов на вопрос Третье – профессиональное самоопределение молодёжи. Современная молодёжь ориентирована, прежде всего, на высокодоходные профессии. Таковыми юноши и девушки считают профессии менеджера, экономиста, юриста. Кроме того, одним из важных аспектов выбора профессии городские юноши отмечают возможность личностной самореализации (40,8%). Немаловажным мотивом выбора профессии выступает возможность продвижения по службе, карьера. Для девушек важным критерием привлекательности профессии выступает возможность постоянного общения с людьми (городские 44,1%, сельские 40,1%) (рис. 5). Для юношей этот критерий менее важен. |
Рисунок 5. Распределение ответов
респондентов на вопрос Четвёртоё – жизненные принципы выпускников школ. Ведущим принципом, которым руководствуются молодые люди в своей жизни, является достижение богатства для себя и своей будущей семьи. Причём у городской молодёжи это стремление более выражено, чем у сельской (65,8% и 48% соответственно) (рис. 6). |
Городские выпускники считают, что в жизни при выполнении своих планов они могут рассчитывать, прежде всего, на себя, на собственные силы. Сельские же выпускники отмечают, что только при поддержке родителей они надеются осуществить жизненные планы. |
Рисунок 6. Жизненные принципы выпускников школ, % Пятое – способы достижения жизненного успеха. По данным исследования, большая часть современной молодёжи достижение материального благополучия планирует осуществить законопослушным путём. Однако не отрицаются сомнительные способы добывания денег, например занятие перепродажей. Больше 80% выпускников считают, что такой способ «иногда годится». Свыше 1/3 городских девушек (34,9%) считают, что для достижения своего материального благополучия «иногда годится» вступление в брак по расчёту (рис. 7). Такого же мнения придерживается 35,6% сельских юношей. |
Рисунок 7. Отношение респондентов к вступлению в брак по расчету, % Почти половина городских юношей считает, что иногда можно «взять то, что плохо лежит» (22,7% одобряют в принципе, 30,8% ответили, что «иногда годится») (рис. 8). Так думает и каждый третий сельский юноша (11,7% – одобряют, 22,9% – иногда годится). |
Рисунок 8. Отношение респондентов к тому, чтобы «взять то, что плохо лежит», % Шестое – гражданское, нравственное сознание молодёжи. Существующие у современных молодых людей большие сложности в социализации, интериоризации социальных ценностей сказываются на уровне гражданского, нравственного сознания, правовой и политической культуры. Это проявляется, в частности, в отношении к службе в армии. Постарается уклониться от службы в армии каждый третий из городских опрошенных юношей (31,1%) (рис. 9). Выражают уверенность в том, что их не призовут служить, 18,7% городских и 11,9% сельских юношей. Среди сельских выпускников 44% юношей выразили готовность выполнить свой воинский долг. Рисунок 9. Распределение
ответов респондентов на вопрос
Выводы по результатам исследования: |
– образование современной молодёжью рассматривается, прежде всего, как инструмент достижения личных целей; |
– возможностей продолжения образования у сельской молодёжи меньше, по сравнению с городской, сказывается социальное расслоение населения; |
– усиливается противоречие между потребностями рынка труда и профессиональным выбором молодых людей; |
– в системе ценностных ориентаций молодёжи ведущее место занимает богатство; |
– часть молодых людей в достижении материального благополучия считает возможным использовать способы, сомнительные с позиции морали и права; |
– существуют серьёзные проблемы в формировании гражданской позиции, духовно-нравственных ценностей молодёжи. Таким образом, поставленная гипотеза подтвердилась, молодёжь в целом ценностно-ориентирована на получение образования. Сельская молодежь в большинстве своём ставит приоритетным получение среднеспециального образования, так как они считают, что им этого хватит для получения жизненных благ. Городская молодёжь ставит приоритетом получение высшего образования. |
Заключение
Подводя итог нашему исследованию, хочется отметить, следующие полученные в ходе анализа и исследования выводы:
1) Главные идеи образования соотносятся с исторически и социально варьируемыми идеалами личности и образованного человека. Цели общества и цели учащихся связаны друг с другом: чем менее образован растущий человек, тем более расходятся его спонтанные цели с общественными и педагогическими.
2) Образование по своей сути является деятельностью, процессом. Более точно – процессом движения от целей к результату, процессом субъектно-объектного и субъектно-субъектного взаимодействия педагогов с учащимися, когда учащийся, студент, слушатель по мере всё более активного, глубокого и всестороннего участия в процессе обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития превращается из достаточно пассивного объекта деятельности педагога в полноправного соучастника, иными словами, в субъект педагогической взаимной деятельности.
3) Важно подчеркнуть, что результат образования, а точнее, результат функционирования образовательной сферы, может и должен оцениваться опосредованно, на уровне экономического, нравственного, интеллектуального, научно-технического, культурного, экологического, демократического, правового, ментального состояния и потенциала социума, государства, цивилизации в целом.
4) образование современной молодёжью рассматривается, прежде всего, как инструмент достижения личных целей, прослеживается тенденция, что сельская молодёжь меньше ориентирована на продолжение образования, чем городская, это на наш взгляд, вызвано социальным расслоением молодых людей. |
4) всплывают серьёзные
проблемы в формировании 5) после проведения Также хочется отметить, что поставленная в начале исследования цель достигнута, а запланированные исследовательские задачи выполнены в полном объёме. |
Список используемой литературы
1. Болотина Л.А., Ильина Е.А. Психология и педагогика: Конспект лекций. – М.: МИЭМП, 2012. – 68 с.
2.Ваторопин А.С. Политические ориентации студенчества // Социологические исследования. – 2000. – №6. – с. 39 – 43
3. Глебова Т.Д., Доступность высшего образования для выпускников городских и сельских школ (Социологический анализ) : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 Хабаровск, 2005 219 с.
4. Горяинов В.П. Эмпирическая классификация жизненных ценностей в постсоветский период // Полис. – 2003. – №4
5. Гребенюк О.С. Общие основы педагогики: Учеб. для студентов вузов, обучающихсяся по спец. 031000 «Педагогика и психология»: Допущено М-вом образования РФ/ О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. – М.: Владос, 2008. -160 с.
6. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек. М-вом образования РФ/ Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2003. -475 с.
7. Динамика ценностных ориентаций населения реформируемой России /Н.И. Лапин, Л.А Беляев, Н.Ф. Наумова, А.Г. Здравосмыслов. – М. – 1996
8. Дорожкин Ю.Н., Гареев Э.С., Зайцева Т.А. Студенческая молодежь
исследования. – 2000. – №2
9. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. – Уч. пособие. – СПб. – 2006. – 256 с.
7. Мовчанюк С.В. Образование как социально-культурный феномен // Научный потенциал студенчества – будущему России / Материалы Всероссийской научной студенческой конференции. Ставрополь: СевКавГТУ, 2006. 212 с.
8. Новиков А.М. Основания педагогики / Пособие для авторов учебников и преподавателей. – М.: Издательство «Эгвес», 2010. – 208 с.
9.Петрова Т.Э. Социология российского студенчества. Этапы и закономерности становления. – М. – 2000
10.Позина М.Б. Психология и педагогика: Учебное пособие. / Науч. ред. И.Ф. Неволин – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2011. – 97 с.
11. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 304 с.
12. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. для студентов вузов, обуч-ся по пед. спец. / И.Ф. Харламов. -4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2002. -517 с.
13.Штурба В.А Образование как социально-культурный феномен / В.А. штурба, С.С. Васильев // Историческая и социально-образовательная мысль. – №1. – 2009. – С. 32–38.
Размещено на
1 См.: Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
2 См.: Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. – Уч. пособие. – СПб. – 2006.
3 См.: Дорожкин Ю.Н., Гареев Э.С., Зайцева Т.А. Студенческая молодежь
исследования. – 2000. – №2
4 См.: Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
5 См.: Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. – Уч. пособие. – СПб. – 2006.
6 Там же
7 Штурба В.А Образование как социально-культурный феномен / В.А. штурба, С.С. Васильев // Историческая и социально-обр азовательная мысль. – №1. – 2009. – С. 32–38.
8 Сквирский В.Я. Системный подход к анализу учебно-воспитательного процесса и определение путей его совершенствования. М., 1986. – С. 14.
9 См.: Дорожкин Ю.Н., Гареев Э.С., Зайцева Т.А. Студенческая молодежь
исследования. – 2000. – №2
10 Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Методические основы). М., 1982. – С. 34.
11 Гершунский Б.С. Россия: Образование и будущее (Кризис образования в России на пороге XXI века). Челябинск, 1999. – С. 168.
12 См.: Ваторопин А.С. Политические ориентации студенчества // Социологические исследования. – 2000. – №6. – с. 39 – 43
13 См.: Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 304 с.
14 См.: Глебова Т.Д., Доступность высшего образования для выпускников городских и сельских школ (Социологический анализ) : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 Хабаровск, 2005 219 с.
Информация о работе Образование как ценность для молодёжи города и села