Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 13:38, курсовая работа
Актуальным представляется то, что подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям науки, техники, производства – важнейшая задача образовательных учреждений средне-специального и высшего образования. Они призваны готовить высококвалифицированных специалистов, имеющих практические навыки в специальных областях, обладающих способностями работать в коллективе, самостоятельно находить решения поставленных задач, прогнозировать и динамично реагировать на постоянно меняющиеся условия и требования современного цивилизованного общества. В связи с этим, на наш взгляд, важно то, что в педагогическом процессе меняются задачи и функции студентов. Образование человека не может полностью успевать за новыми открытиями и теориями, отвечать требованиям вуза, производства, если оно не будет опираться на самостоятельность самой личности. Сформулированная задача сводится к тому, чтобы стимулировать и давать возможность студентам интенсивно, целенаправленно участвовать в учебном процессе и самостоятельно им управлять.
Введение
Ввиду проходящих реформ в образовательной сфере Российской Федерации, которые направлены, прежде всего, на оптимизацию учебного процесса, остро стоит вопрос не только о качестве образования, но и о том, что получение образования молодёжью является важной ценностью в жизни молодых людей.
Актуальным представляется то, что подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям науки, техники, производства – важнейшая задача образовательных учреждений средне-специального и высшего образования. Они призваны готовить высококвалифицированных специалистов, имеющих практические навыки в специальных областях, обладающих способностями работать в коллективе, самостоятельно находить решения поставленных задач, прогнозировать и динамично реагировать на постоянно меняющиеся условия и требования современного цивилизованного общества. В связи с этим, на наш взгляд, важно то, что в педагогическом процессе меняются задачи и функции студентов. Образование человека не может полностью успевать за новыми открытиями и теориями, отвечать требованиям вуза, производства, если оно не будет опираться на самостоятельность самой личности. Сформулированная задача сводится к тому, чтобы стимулировать и давать возможность студентам интенсивно, целенаправленно участвовать в учебном процессе и самостоятельно им управлять.
Эффективность и результативность учебной деятельности студентов во многом базируется на основе ранее сформированных потребностей, интересов, способностей. Но важным является то, что получение образования должно быть доминирующей ценностью и потребностью.
Молодёжь города и села всегда отличалась взглядами идеями и понятиями, поэтому получение профессионального образования, также имеет разные приоритеты у городской и сельской молодёжи. Например, ввиду того, что сельская молодежь с детства приучена физическому труду и выращиванию хозяйства, следовательно сельская молодёжь будет ставить приоритеты в получении образования которое напрямую связано с сельским хозяйством (агроном, зоотехник, комбайнер, тракторист и пр.), указанные профессии можно получить в техникумах и ПТУ, значит в основная масса сельской молодёжи не ориентирована на получение высшего образования. У городской молодёжи ситуация немного другая, так как городская молодёжь растет не в условиях физической трудовой деятельности, у большинства родители инженеры, юристы, менеджеры, педагоги, психологи, бизнесмены и т.д., получается что городская молодежь в большинстве своём, опирается на ценности своих родителей и стремиться получить высшее образования.
Объект работы – образование как общечеловеческая ценность.
Предмет работы –сельская и городская молодежь, их приоритеты в отношении образования .
Таким образом, целью нашей работы является изучение получение образования как ценности в молодёжной среде города и села.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд исследовательских задач:
1) рассмотреть образование как ценность
2) изучить социально-
3) проанализировать ценностную направленность в получении образования у городской и сельской молодежи
4) провести экспериментальное
исследование ценностной
Гипотеза исследования заключается в том, что сельская молодежь в основной своей массе ориентирована на получение среднего специального и технического образования в виду того, что они с детства растут в условиях физического труда и им для успешной деятельности не нужно высшее образование, а молодежь города наоборот ценностно ориентирована на получение высшего образования.
Глава 1 Образование как ценность и
социально-педагогический феномен
1.1. Образование как общечеловеческая ценность
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается Конституцией РФ и закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.
Следует отметить, что рассмотрение образования как единства обучения и воспитания обеспечивает культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей. В этом случае индивид осваивает систематизированную совокупность культурно-нравственных ценностей, соответствующих его интересам и общественным ожиданиям.
Образование в соответствии с интересами и способностями личности является фундаментальным правом личности. Общественная значимость культуры и нравственных ориентиров поведения и деятельности человека делают его предметом интереса не только индивида, но также общества и государства, которые, в связи с этим, активно влияют на образование, поддерживая те или иные образовательные институты, определенные модели педагогического процесса.
Особенность культурно-исторической преемственности образования заключается в том, что социально ценные качества личности формируются и развиваются не стихийно, а целенаправленно. Многообразие отраслей и направлений деятельности человека в обществе, интеллектуальная насыщенность современного квалифицированного труда и сложность осваиваемых пластов культуры требуют от государства и общества соответствующей организации целостной образовательной среды. К тому же в образовании непосредственное бытие человека соединяется с достигнутым уровнем культуры общества, осмысляется и упорядочивается в системе нравственных категорий и научных понятий, социально одобряемых образцов поведения и т.п. Однако, развивающаяся личность способна самостоятельно приобретать и перестраивать опыт, знания и навыки деятельности, выработанные обществом в результате его эволюционного развития.
Классификация видов образовательной практики осуществляется по критериям формируемых и развиваемых в её системе знаний, навыков и умений (общее или профессиональное образование) и по уровням сложности образовательных программ (дошкольное, основное школьное, среднее, высшее). Вот почему представления об образовании, его теоретическое осмысление историчны и зависят от ряда целеполагающих идей, в том числе этических, социально-философских и педагогических. Следовательно, образование выступает важной категорией целого ряда наук. Основополагающее значение имеет эта категория и для педагогической науки.
Главныехидеиъобразованияъсоотн
Важно отметить, что в современной педагогической науке преодолевается отношение к знаниям, навыкам и умениям как к конечным целям образования. В последние годы большинством учёных и практиков они рассматриваются как его важнейшие средства, обеспечивающие полноценное развитие личности и её включение в социально-значимую деятельность, предполагающую различные возможности самообразования в интересах каждого индивида.
В современном образовании необходимо соотносить педагогическое руководство человеком с его активностью и самостоятельностью в преодолении постепенно нарастающих и всё-таки посильных трудностей обучения и воспитания. Формирование и поддержание образовательных мотивов личности – одна из основных задач педагогов и психологов. Недооценка мотивационных факторов, манипулирование межличностными отношениями способны не только замедлить развитие и профессиональное становление учащихся, нанести вред их физическому здоровью, но и сформировать искаженную картину мира, вызвать отвращение к интеллектуальной деятельности и науке, что неизбежно негативно скажется на поведенческих установках молодёжи и нанесёт ущерб социально-экономическому развитию государства и общества1.
Обучение и воспитание – стороны единого процесса образования. В то же время обучение предполагает усвоение знаний, умений и навыков, позволяющих тому, кто обучает, и тому, кто обучается, говорить на одном языке объективных значений элементов культуры. Воспитание же предполагает усвоение нравственных ценностей и норм общественного и профессионального поведения. Но такое усвоение невозможно без обучения.
Мотивированность учащихся проявляется в их интересах и склонностях, обеспечивающих внимание к содержанию образования и способам его приобретения. Но собственно образование развивает в человеке необходимую способность к самокритике мышления, рефлектирующей проверке и самокорректировке. Эти процессы имеют важное значение для становления творческих установок личности, движущих не только индивидуальное, но и общее культурное развитие.
Отвечая различной возрастной
структуре потребностей и способностей,
содержание образования разворачивается
от преимущественно эмоционально переживаемых
представлений к активно осваиваемой
системе знаний о мире и отношений с людьми,
которая расширяется в учебно-воспитательном
процессе концентрически и линейно. Педагогически
обоснованные отбор и представление такого
материала проводятся по критериям полноты
и системности видов деятельности, необходимых
для развития интеллектуально-
В перспективе развития человека содержание образования призвано обеспечить полноценное «проживание» отдельных возрастных этапов (детства, отрочества, юношества, зрелости и др.), психологически обоснованную последовательность усвоения компонентов культуры и видов деятельности, а также для развития различных способностей в целях самоопределения индивидов в мире труда, межличностных и общественных отношений. Эта задача в современном российском обществе решается посредством разработки и принятия образовательных стандартов и соответствующих образовательных программ2.
1.2. Образование
как социально-педагогический
Проблема места и роли образования в обществе обусловлена самой человеческой природой. В живой природе человек сам по себе является феноменом, это признается большинством философских учений, в том числе и совсем не гуманистической направленности. Человек как творение и как существо является типичным социальным явлением. Это означает, что социум представляет необходимую среду для его полноценной жизнедеятельности и самореализации. Как говорил Аристотель, только боги и звери могут жить вне общества. Однако человеческая природа подразумевает не просто социальное существование в виде интенсивного обмена информацией с существами себе подобными и построению на основе этого сложных коллективных действий (эти признаки есть, к примеру, у муравья или пчелы)3. Человек обладает разумом, способным к абстрактному мышлению, речью, языком, сложной психикой, важной составляющей которой является воображение. Подобные преимущества человека наделяют его оригинальным поведением, позволяют преодолеть инстинктивные влечения, придавая не только значительное разнообразие его поступкам, но и увеличивая ответственность за них.
Образование – это способ вхождения человека в мир науки и культуры. Необходимо учитывать, что образование всегда функционирует в рамках определенной культуры, оно вписано в ту или иную систему культуры. Феномены культуры искусственны, ибо они созданы из природного материала человеческими индивидами для удовлетворения их духовных потребностей. К таким феноменам культуры относится и образование, которое занимает определённое место в системе культуры, причём его роль зависит от ценностей и идеалов конкретной культуры. В процессе образования человек осваивает духовные ценности. Культура выступает предпосылкой и результатом образования человека. Овладевая культурой, он не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к активной деятельности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации. Образование является необходимым и важным фактором развития, как экономики, политики, культуры, так и всего общества. Результатом получения образования является интегрирование полученного объема знаний, навыков и умений с личностными качествами индивидов и способность самостоятельно использовать свои знания. Однако социально – культурные условия в современном мире таковы, что не все индивиды могут выявить свой творческий потенциал, осуществить самореализацию, которая, как правило, требует получения высшего образования. От образования зависит действенность всех социальных, экономических, политических и других процессов развития общества, наращивание интеллектуального, духовного, социокультурного потенциала страны. Культура и образование выступают в качестве одного из ведущих факторов общественного процесса и развития цивилизации. Осознание взаимосвязи образования и культуры, необходимости культурного императива в определении содержания образования дает основание говорить о культурологическом смысле содержания образования, главная задача которого развивать способности личности во всех сферах ее деятельности через приближение к достижениям мировой и отечественной культуры, через овладение знаний о природе, обществе и человеке. Культура и искусство перестают быть дополнением к учебному процессу, они пронизывают все его содержание.
Язык и мышление – являются сложными явлениями, которые определяет поведение, как конкретного индивида, так и различных социальных групп. В целом, существование человека проходит не только в объективно существующем физическом мире, но и в искусственно сотворенной им, так называемой ноосфере – мире, созданном сознательной деятельностью рода человеческого. Обобщая понятие, можно сказать, что человек живет в искусственно созданном им мире культуры, при этом осознавая себя индивидом4.
Информация о работе Образование как ценность для молодёжи города и села