Обучение письменной речи на среднем этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Для этого надо владеть орфографическими и каллиграфическими навыками, умением композиционно построить и оформить в письменном виде речевое произведение, составленное во внутренней речи, а также умением выбрать адекватные лексические и грамматические единицы. Цель исследования: Обучение письменной речи на среднем этапе изучения французского языка. Задачи исследования: рассмотреть письменно речевую деятельность, процесс обучению письму на среднем этапе, формирование умений и навыков письменной речи, проследить обучение письму на практике. Объект исследования: Письменная речь при обучении французскому языка. Предмет исследования: Письменная речь на уроке французского языка на средней ступени обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы обучения иноязычной письменной речи.…5
Понятие иноязычной письменной речи
Письменная речевая деятельность
Письмо как средство обучения при изучении иностранного языка
Содержание обучения письму
Пути и средства формирования умений иноязычной письменной речи
Основные типы упражнений обучению письму
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………21
Глава 2. Практическая часть……….……………………………………………23
Приложение………………………………………………………………………33
Вывод по 2 главе………………………………………………………………....37
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы………………………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

черный пистолет.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

Содержание  обучения письму

Если правильно  определить цели обучения письму и  письменной речи, учитывать роль письма в развитии других умений, использовать упражнения, полностью соответствующие цели, выполнять эти упражнения на подходящем этапе обучения, то устная речь постепенно становится богаче и логичнее. На различных этапах содержание обучения письму будет различным, однако надо всегда быть последовательным в обучении и идти путем от простого к сложному. Именно поэтому на начальном и среднем этапах обучения в школе формирование письменной речи не рассматривается в качестве цели обучения. Письмо как самостоятельный вид речевой деятельности используют лишь на старшем, завершающем этапе. Но путь к письменной речи довольно длителен и далеко не прост. Успех завершающего этапа во многом зависит от того, насколько хорошо были сформированы базовые навыки письма как такового.  Рассмотрим поэтапно составляющие содержания обучения письму.

 

 

 

Обучение графике

Чтобы человек  научился писать на иностранном языке, он, прежде всего должен научиться  писать буквы, знать их конфигурацию. Здесь обучение письму теснейшим  образом взаимодействует с обучением  чтению. Установление графемно-фонемных соответствий на данном этапе идет одновременно. Что толку уметь писать буквы, если не знать, какие звуки они могут передавать, и наоборот. Письмо и чтение основаны на единой графической системе, и именно данное положение определяет требования к обучению графике в целом.  Во-первых, надо учить узнавать буквы и передаваемые ими звуки, называть их и различать.  Во-вторых, надо учить писать эти буквы правильно, с учетом свойственной им конфигурации.  В-третьих, надо учить правильно соединять буквы в словах. Конечно, нужно отметить сложности на уровне различения букв, а отсюда и их правильного написания. Здесь можно говорить об интерференции двух уровней:  1. Межъязыковая интерференция (Схожие по написанию буквы родного и иностранного языков могут путаться, особенно если они передают разные звуки. Например: русские и латинские Мм – Mm, Тт - Tt, Рр – Rr - Pp)  2. Внутриязыковая интерференция (Буквы, имеющие сходные элементы в рамках одного языка, также представляют значительную трудность. Например: b – d – p – q; t – f – l )

 Обучение орфографии

Орфография  является одним из наиболее проблемных моментов в обучении письму и ей вряд ли можно обучить сразу. Нужно  учесть определенные типологические группы сложностей: 1). Написание на основе фонетического принципа. Группа слов, где количество букв соответствует количеству звуков, представляет наименьшую сложность, однако и здесь не все просто. Графемно - фонемные соответствия формируются в процессе длительной и кропотливой работы, особенно если буквы и звуки родного и иностранного языков так же непохожи, как в русской кириллице и западноевропейской латинице.  2). Буква пишется, но не имеет звукового эквивалента. Речь идет о традиционных правилах чтения. Здесь необходимо формировать парадигматические связи слов на уровне графической формы, создавать определенный ассоциативный ряд. Опосредовано это помогает и формированию лексических навыков, о чем мы уже говорили ранее, и, конечно, позволяет осуществлять положительный перенос при чтении. Так, во французском языке в открытом типе слога буква “e” пишется, но не читается – “mere”, но при этом именно появление этой буквы изменяет звучание корневой гласной.  3). Типичные буквосочетания и передаваемые ими звуки. Можно составить длинный список наиболее распространенных буквосочетаний, причем это могут быть и гласны, и согласные. Например, звук «o» может передаваться как буквосочетание «eau», так и «au».  Основная трудность данной группы состоит в том, что здесь правила чтения могут изменяться. Один и тот же звук на письме может передаваться разными буквами и буквосочетаниями.  4). Трудные словарные слова. Это те слова, которые практически невозможно объяснить, а надо запомнить. Например: crayon, cahier, automne. (Методика обучения иностранным языкам в средней школе/ Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А. – М., 1982. – 373 с.)

Обучение различным формам записи

 Данный этап является  промежуточным, подготовительным  этапом перед обучением письменной  речи как таковой. Именно на  этом этапе письмо может выступать  и средством, и целью обучения одновременно. Очень часто учителя дают задания подготовить доклад, сообщение на тему на раннем этапе обучения, не задумываясь о том, умеет ли ученик рационально работать с источниками, выделять ключевую информацию, делать выписки, составлять план или тезисы, сокращать текст или расширять его, логически связывать и грамотно оформлять мысли. А ведь данные мелочи могут стать основательным, а подчас и непреодолимым барьером в выполнении творческих письменных заданий. Известно что, в европейской  культуре обучению письму уделяется значительное внимание. Делается это последовательно, от стадии записей идей, ключевых предложений, всевозможных трансформаций текстов к написанию собственных речевых произведений, различных по объему и характеру.

Пути и  средства формирования умений  иноязычной письменной речи 

Все упражнения в письменной речи, как и в устной можно разбить на 2 большие группы: подготовительные и речевые.  Подготовительные упражнения предназначены для овладения  языковым материалом в графическом  оформлении и для обучения определенным операциям, связанным с письменным выражением мыслей. К подготовительным упражнениям в большинстве случаев относятся языковые упражнения, выполняемые учениками без коммуникативной задачи. На начальной стадии формирования навыков каллиграфии и орфографии без механических упражнений, видимо, не обойтись, хотя их можно облечь в игровую форму. Это, однако, не означает, что они должны выполняются неосознанно: роль правил при формировании этих навыков достаточно велика.  Навыки орфографии и каллиграфии сами по себе не имеют ситуативной соотнесенности. Но это не значит, что технику письма следует развивать в отрыве от речи, т.е. в процессе писания. Желательно как можно скорее переходить к упражнениям  и на них совершенствовать навыки каллиграфии и орфографии.   К подготовительным упражнениям, прежде всего, следует отнести разнообразные упражнения с моделями (трансформация моделей, расширение их и так далее). Второй тип подготовительных упражнений направлен на перефразировку, сокращение текста и обеспечивает умение логично и последовательно, своими словами передать ту или иную информацию.  
Письменные задания могут быть связаны с письменной речью – изложением своего коммуникативного намерения что-то сообщить, передать.  На начальном этапе – это написание букв алфавита, перевод звуков речи в графические символы – буквы и буквосочетания, орфографически-правильное написание слов, словосочетаний и предложений, способствующих лучшему усвоению учебного материала.  Письменные задания на среднем этапе обычно связаны: - со списыванием, преобразованием (трансформацией), дополнением, интерпретацией;  - с выписыванием каких-либо фактов, событий, явлений из прочитанного текста;  с выписыванием определенных лексических, грамматических явлений. Списывание, выписывание дают учащемуся возможность сосредоточиться на языковых явлениях и, следовательно, лучше усвоить их форму, значение и употребление. Важно, чтобы сам материал упражнений был содержателен в коммуникативном плане. 
Обучение письменной речи включает различного рода речевые упражнения: речевые упражнения для обучения составлению письменного сообщения; письменно-речевые упражнения для работы с печатным текстом; письменно-речевые упражнения, обусловленные процессом чтения, аудирования и устного общения. Определяя их, методисты пишут, что речевые упражнения, в отличие от так называемых тренировочных характеризуются следующим: а) языковой материал не дается заранее; б) не указываются операции с материалом; в) внимание говорящего направлено на содержание высказывание. Речевые упражнения - это те упражнения для развития речевого умения. Речевых упражнений огромное множество. Поэтому можно организовать их в три группы: упражнения в передаче содержания (пересказ); упражнения в описании и упражнения в выражении отношения или оценки. Особого внимания заслуживает классификация упражнений, которую предлагает Е.И. Пассов. В качестве исходного критерия для определения типов упражнений он выделяет цель упражнений с точки зрения этапов становления речевого умения. Согласно этому критерию все упражнения делятся на: 
1) упражнения для формирования навыков (условно-речевые упражнения); 
2) упражнения для развития умений (речевые упражнения). 
Среди типов упражнений Е.И. Пассов выделяет их виды по четырем параметрам: а) по речевой задаче; б) по ситуативной соотнесенности фраз; в) по обусловленности высказывания содержательной и структурной сторонами; г) по опорам, используемым при составлении высказывания.

Основные  типы упражнений обучению письму

- Записывание. Формирует  и совершенствует технику письма, особенно если проводится как  списывание слов, частей фраз  и фраз по памяти. Может сопровождаться  звукобуквенным анализом.   
- Запись на слух. В настоящее время орфографические диктанты не распространены в обучении. Они отнимают достаточно много времени. Опыт специального обучения показал, что запись речевого материала на слух с однократного предъявления, если она проводится с самой первой ступени обучения регулярно, положительно сказывается на развитии качеств речевого умения и даже избавляет от необходимости проводить специальные орфографические диктанты.   
- Свободные и творческие диктанты являются начальными упражнениями в развитии умения писать.   
- Упражнения в собственно письме (написание письма, заметки в стенгазету, описание события и т.д.)   
- Упражнения – игры (кроссворды, загадки, чайнворды и т.д.) 
- Составление планов – рассказов текста как опоры для последующей передачи его содержания.   
- Составление краткой аннотации прочитанного.

Из вышеперечисленного следует, что существует большое количество упражнений обучения письменной речи, что, в свою очередь, облегчает работу учителя при разработке урока  по формированию навыка письменной речи.  

При организации  контроля навыков письма на начальном этапе обучения контроль не обязательно должен быть самостоятельным элементом урока. Выполнение любого из перечисленных ниже упражнений предполагает контроль и коррекцию данного навыка, поскольку все они невозможны без обратной связи, как со стороны учителя, так и со стороны товарищей.

  1. Игра «Отгадай-ка». Узнать буквы, написанные в воздухе указкой. При этом «писать» может не только учитель, но и один из учеников.
  2. Контрольное списывание букв и слов с доски.
  3. Диктант.
    1. Написать под диктовку строчную и прописную буквы.
    2. Написать только строчную или только прописную буквы.
    3. Написать первую букву называемых слов (здесь совсем не важно, знакомые эти слова или незнакомые, последние даже лучше). Суть данного упражнения заключается в умении услышать первый звук, соотнести его с буквой и записать ее. Это упражнение является хорошей подготовкой к формированию навыков орфографии.
    4. Самодиктант. После диктанта или списывания слов ученики самостоятельно проверяют свою работу, а возможно и ставят себе оценку. Можно предложить детям обменяться тетрадями с соседом по парте для проверки. Удивительно, но чужие ошибки замечаются лучше, чем свои собственные.

Если на начальном  этапе обучения контроль навыков письма сводится к контролю графических навыков, то далее учитель контролирует навыки орфографии, записи и впоследствии навыки письменной речи, где могут быть задания написать письмо, отчет, рассказ и т.д. 
Со временем несколько изменилась роль и функция контроля. Контроль выступает не только как оценочный инструмент, но обучающий и воспитывающий. Очевидно, что учитель должен прекрасно владеть типологией заданий, чётко видеть и формулировать место и виды контроля, ясно представлять себе цель, с которой он применяет то или иное задание при планировании контроля. 
При контроле продуктивных коммуникативных навыков, к коим относится и письменная речь, проявляется, хотя и в ограниченных пределах, творчество учащихся, поскольку это коммуникативное умение связано с выражением их собственных мыслей. Здесь невозможно предугадать наверняка ответ учащегося. Поэтому продуктивные коммуникативные умения проверяются либо с помощью тестов со свободно конструируемым ответом и с последующим сравнением этого ответа с эталоном, либо с помощью коммуникативно-ориентированных тестовых заданий (направленных на решение коммуникативных задач). 
Безусловно, письмо как средство и как цель обучения существуют в общем процессе обучения параллельно, позволяя с помощью самых скромных языковых средств осуществлять реальную коммуникацию на всех этапах обучения иностранному языку.

В подходе к контролю обученности учащихся всем видам  речевой деятельности в соответствии с современными требованиями существует своеобразная иерархия: 
Первостепенный (основной) контроль - речевые умения (использование фраз и предложений для решения речевых учебных задач) 
- ведущим объектом контроля являются навыки общения, лишь уровень овладения ими может свидетельствовать об обученности учащихся.  
Второстепенный контроль - языковые умения (использование фраз и предложений для решения речевых учебных задач); знания (знание и узнавание языковых форм) 
- овладение действиями и операциями с языковым материалом представляет собой объект контроля более низкого ранга, поскольку контролируется только подготовка учащегося к речевым умениям, но не свидетельствует об обученности ИЯ.

Говоря о подходах к обучению письменной речи, мы должны выделить (V. Zamel, T. Silva и др.):

- формально-языковой  подход 
- формально-структурный подход 
- коммуникативный или содержательно-смысловой подход. 
На разных этапах обучения доминирует тот или иной, соответственно подходы к контролю тоже различны. Если в формально-языковом подходе цель обучения в основном направлена на достижение языковой корректности написанного, что эффективно на начальном этапе обучения ИЯ, то следует практиковать самостоятельную проверку письменных работ, повышающую самооценку обучающихся.  
Формы проверки различны: 
- подчёркивание ошибок учителем и самостоятельное исправление учащимися; 
- проверка учащимися по ключу; 
- указание учителем только количества ошибок в коротком тексте; 
- взаимопроверка и т.д. 
Конечно, для формирования умений самооценки учитель должен выработать чёткие критерии оценки, познакомить с ними учащихся и научить пользоваться. 
Целью обучения в формально-структурном подходе является продукция текстов через анализ образцовых текстов. В этом подходе основным критерием является решение коммуникативных задач. Так же должна быть разработана чёткая и конкретная шкала оценивания: содержательный пункт, соответствие нормам культуры, организация текста, стилистическое оформление (лексика, грамматика, пунктуация). 
Коммуникативный подход ставит целью своей работы продукцию текста на основе творчества ученика или учебной группы. При организации контроля и оценки творческих письменных работ учитель должен исправлять все ошибки, привлекая к анализу учащихся. Ошибки разного характера в таких работах - сигнал для учителя, над какими темами, моментами следует усилить работу, что повторить и отработать. 
Сбалансированное использование подходов к обучению письменной речи и, соответственно разных видов контроля, позволяет организовать обучение письменной речи на иностранном языке с учётом всех психолингвистических этапов порождения речи, формальной и содержательной составляющей коммуникативной деятельности. 

 

Вывод по 1 главе

Мы рассмотрели  сущность понятия иноязычной письменной речи, возможные трудности, связанные  с обучением письменной речи, цели и содержание, а также пути и средства формирования иноязычной письменной речи.  
Письменная речевая деятельность – это целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках. Письменные умения учащихся нередко значительно отстают от уровня обученности другим видам речевой деятельности. Это связано с трудностями, которые осложняют процесс обучения иноязычному письму и обуславливают ограничение объема письменной речи (как творческой деятельности) в рамках базового курса обучения иностранному языку. Для того чтобы сгладить данные трудности, учителю необходимо подбирать наиболее подходящие пути и средства формирования иноязычной письменной речи. Это играет немаловажную роль при обучении письму, т.к., от того, какие средства и пути изберет преподаватель, будет зависеть мотивация учащихся, их интересы и потребности. Правильно выбранные пути и средства в обучении создадут благоприятную атмосферу для усвоения материала, и кроме этого, организуют работу, так, чтобы действия соответствовали запросам общества и требованиям государственного стандарта.  Данные пути и средства должны быть направлены на достижение основной цели обучения письму, то есть учащиеся должны владеть письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи.  Обучение письму должно проходить последовательно, от стадии записи идей, ключевых предложений, всевозможных трансформаций текстов к написанию собственных речевых произведений, различных по объему и характеру.  Таким образом, следует сделать вывод, что для того, чтобы успешно сформировать навык письменной речи нужно, знать психологические, лингвистические и методологические особенности письма; уметь справляться с трудностями, возникающими во время работы с письменными упражнениями; знать пути и средства формирования иноязычной письменной речи. 

 

 

 

 

Глава 2. Практическая часть.

Обучение французскому языку (как второму иностранному) в 6 классе проводится по учебнику Синяя птица («L’oiseau bleu») 6 класс, авторы Н.А.Селиванова, А.Ю. Шашурина, издательство « Просвещение» 2009. В соответствии с программой и учебным планом МОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов №27 на изучение французского языка в 6 классе отводиться 3 часа в неделю (102 часа в год)

УМК составляют: учебник - Н.А.Селиванова, А.Ю. Шашурина «L’oiseau bleu»: учебник французского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений (Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации)  
Рабочая тетрадь “Cahier d’activites” 
Книга для учителя “Livre du professeur” 
Книга для чтения “Livre de lecture” 
Аудиолприложение– CD MP3 

Информация о работе Обучение письменной речи на среднем этапе