Обучение рассказыванию как метод формирования монологической связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня и составить содержание логопедической работы по ее формированию с использованием метода рассказывания на НОД по развитию речи.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Подобрать диагностический инструментарий по изучению состояния связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
4. Составить содержание логопедической работы по формированию связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня на НОД по развитию речи с использованием метода рассказывания.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ………………………………………… 5
1.1. Характеристика связной монологической речи и ее особенности……………………………………………………………….. 5
1.2. Особенности формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста в норме и при патологии………………… 11
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня… 22
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………… 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ…………………………………………… 27
2.1. Диагностический инструментарий изучения связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня….. 27
2.2. Результаты констатирующего эксперимента…………………... 31
2.3. Содержание логопедической работы по формированию связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня……………………………………………………………………… 37
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………….. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………. 47

Вложенные файлы: 1 файл

курсавая по маналогу с онр 3 вида.doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)

Индивидуальный качественный анализ высказываний детей с ОНР III уровня позволил установить несколько уровней, оцениваемых в баллах, выполнения заданий по каждому из видов рассказывания. Схема оценки уровней выполнения заданий прилагается в таблице.

Основными критериями оценки являются: степень самостоятельности при составлении рассказа, адекватность поставленной задачи, полнота, связность и последовательность изложения, соответствие грамматическим нормам.

В целях формирования связной монологической речи старших дошкольников с ОНР рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:

1. Детям предлагается методика: пересказ русской народной сказки «Репка».

Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять пересказ по тексту.

 Составление небольших рассказов-описаний  по сюжетным картинам, в которых  на первый план выступает изображение  места действия, предметов, события, определяющих тематику картин («Ледоход», «Река замерзла» и др. из тематических серий О.И. Соловьевой, В.А. Езикеевой и т.д.).

2. Детям предлагается методика: рассказ по серии картин «Находчивый  котенок».

Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картин.

Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия. Могут быть использованы серии картинок по сюжетам Н.Радлова («Зонтик», «Тигр и зайчики» и др.), В.Г. Сутеева (серия «Находка» и т.д.), картинный материал В.В.Гербовой.

3. Детям предлагается методика: рассказ из личного опыта «Моя любимая игрушка».

Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять рассказ из личного опыта.

Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам) с применением своего личного опыта. С этой целью можно применять картины «Спасаем мяч», «Шар улетел» и т.д.

4. Детям предлагается методика: рассказ на тему и продолжению по данному началу.

Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять рассказ по предложенной теме и данному началу.

Рассказывание по предложенной теме, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия. Могут быть использован картинный материал В.В.Гербовой. На втором году обучения рекомендуется усложнение заданий. (Серии картинок «Умный ежик», «Зайчик и уточки» - по сюжетам Н.Радлова и др.)

Последние два вида занятий проводятся также на втором году обучения.

      Уровень выполнения задания в баллах. 

1. Пересказ 

2. Рассказ по серии сюжетных  картинок

3. Рассказ из личного опыта

4. Рассказ на тему и продолжение  по данному началу

4 балла (хороший). Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствия с текстом произведения. При пересказе соблюдаются грамматические нормы родного языка Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отражающий изображенный сюжет. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей)* Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания. Все его фрагменты представляют связные развернутые высказывания. Применение лексико-грамматических средств соответствует возрасту. Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу), доведен до логического завершения. Дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения. Творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам

3 балла (удовлетворительный) Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизвед., отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений. Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы» указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа, изображенному сюжету). Отмечаются неявно выраженные нарушения связности повествования, единичные ошибки в построении фраз. Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания. Отмечаются отдельные морфолого-синтаксические нарушения (ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм и т.д.). Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задаче, достаточно информативен и завершен. Отмечаются неявно выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования; некоторые языковые трудности в реализации замысла.

2 балла (низкий) Пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие» употребляемых языковых средств. Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа, изображенному сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках. Отсутствуют один или два фрагмента рассказа. Большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий (без детализации); отмечается крайняя бедность содержания; резко нарушена связность повествования; грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющ. восприятие рассказа. Рассказ составлен целиком по наводящим вопросам; крайне беден по содержанию, схематичен и продолжен в соответствии с заданием, но не завершен. Резко нарушена связность повествования; допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушается последовател. изложения. Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа. 

1 балл - Задание не выполнено.

                   

 

              2.2. Результаты констатирующего эксперимента

 

        Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 196» города Кургана. Экспериментальную группу (ЭГ) составили 10 детей с логопедическим заключением - ОНР III уровня старшего дошкольного возраста.

1. Детям предлагается методика: пересказ русской народной сказки  «Репка».

Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять пересказ по тексту.

Рис. 1 Оценка результатов уровня самостоятельно составлять перессказ

По данным этой методики можно выявить, что уровень самостоятельно составлять пересказ у детей следующий: 4 балла у трёх детей -  пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения; 3 балла у трёх детей - пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы); 2 балла у двух участников эксперимента - пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения значительно нарушена, отмечаются пропуски частей текста смысловые ошибки, нарушается последовательность изложения, отмечается бедность и однообразие» употребляемых языковых средств  и 1 балл у двух ребят

2. Детям предлагается методика: рассказ по серии картин «Находчивый  котенок».

Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картин.

Рис. 2 Оценка результатов уровня составления пересказа по серии картинок

По данному графику можно выявить как дети выполняют пересказ по серии картинок : 4 балла нет ни у одного человека; 3 балла у четырех ребят - пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы); 2 балла у четырех ребят - пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения значительно нарушена, отмечаются пропуски частей текста смысловые ошибки, нарушается последовательность изложения, отмечается бедность и однообразие» употребляемых языковых средств;  и по единице у двух человек ( не справились с заданием).

3. Детям предлагается методика: рассказ из личного опыта «Моя  любимая игрушка».

Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять рассказ из личного опыта

Рис. 3 Оценка результатов составления рассказа из личного опыта

По данному графику мы видим, что рассказ из личного опыта получается составлять у эксперементуемой группы следующим образом: 4 балла не набрал ни один ребенок; 3 балла – у двух человек, пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы); 2 балла у четырех человек - пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения значительно нарушена, отмечаются пропуски частей текста смысловые ошибки, нарушается последовательность изложения, отмечается бедность и однообразие» употребляемых языковых средств; 1 балл 4 человек ( те кто не смогли справиться с заданием).

4. Детям предлагается методика: рассказ на тему и продолжению  по данному началу.

Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять рассказ по предложенной теме и данному началу.

Рис.4 Оценка результатов составления рассказа на заданную тему

Данное задание было одним из самых сложных, по графику можно, определить как дети смогли составить рассказ на заданную тему: лишь три человека набрали 2 балла - пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения значительно нарушена, отмечаются пропуски частей текста смысловые ошибки, нарушается последовательность изложения, отмечается бедность и однообразие» употребляемых языковых средств; остальные не смогли справиться с заданием

Таблица 1        

Результаты констатирующего эксперимента следующие:

Список детей:

Пересказ

Рассказ по серии сюжетных картинок

Рассказ из личного опыта

Рассказ на тему и продолжение по данному началу

Общая сумма балов

Настя Б

4

3

3

2

12

Борис В

4

3

3

2

12

Света Г

3

2

2

1

8

Миша К

2

3

1

2

8

Сережа А

1

1

1

1

4

Андрей П

4

3

2

2

11

Миша Ф

3

2

2

1

8

Катя Ж

2

2

1

1

6

Денис Ч

3

2

2

1

8

Дима Ф

1

1

1

1

4


Рис.5 Итоговый график уровня развития речи у детей эксперементальной группы

15 – 13 - высокий уровень

12 – 9 - средний уровень

8 - 5 - ниже среднего

4 - 0 - низкий уровень

Результаты показали, что лишь только трое детей имеют средний уровень, пять человек ниже среднего и двое показали низкий уровень. У детей с общим недоразвитием речи часты повторы, паузы, неразвернутые высказывания. Таким образом, анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что по уровню развития связной речи дети дошкольного возраста с ОНР III уровня значительно отстают от своих сверстников с нормальным речевым развитием. Проведя исследование, мы выявили следующие особенности связной монологической речи детей с ОНР III уровня: - нарушение связности и последовательности изложения; - низкая информативность; - бедность и стереотипность лексико-грамматических средств языка; - пропуски смысловых звеньев и ошибки; - повторы слов, паузы по тексту; - незаконченность смыслового выражения мысли; - трудности в языковой реализации замысла; - необходимость в стимулирующей помощи. На основе анализа психолого-педагогической литературы и данных экспериментального исследования нами была разработана методика по развитию связной монологической речи при помощи рассказывания. Были предложены три этапа коррекционной работы, разработаны содержание, формы и методы работы.

 

2.3 Содержание логопедической  работы по формированию связной  монологической речи у старших  дошкольников с ОНР третьего  уровня

 

 

При проведении занятий по развитию связной речи в обучающем эксперименте мы опирались на методику, предложенную Т.А. Ткаченко. Исследования показали, что дети с указанной патологией при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. При подборе таких средств мы основывались на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Одним из таких факторов является наглядность, при которой происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства мы выделили моделирование плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л.С. Выготский. После анализа всех используемых при обучении дошкольников видов самостоятельного рассказывания мы отобрали те из них, в которых в наибольшей степени присутствуют оба означенных фактора, и расположили виды рассказывания в порядке постепенного убывания наглядности, а также «свертывания» смоделированного плана. Получилось следующее:

- пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию;

Информация о работе Обучение рассказыванию как метод формирования монологической связной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня