Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 16:55, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня и составить содержание логопедической работы по ее формированию с использованием метода рассказывания на НОД по развитию речи.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Подобрать диагностический инструментарий по изучению состояния связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
4. Составить содержание логопедической работы по формированию связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня на НОД по развитию речи с использованием метода рассказывания.
Введение
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ………………………………………… 5
1.1. Характеристика связной монологической речи и ее особенности……………………………………………………………….. 5
1.2. Особенности формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста в норме и при патологии………………… 11
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня… 22
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………… 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ…………………………………………… 27
2.1. Диагностический инструментарий изучения связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня….. 27
2.2. Результаты констатирующего эксперимента…………………... 31
2.3. Содержание логопедической работы по формированию связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня……………………………………………………………………… 37
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………….. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………. 47
- составление рассказа по демонстрируемому действию;
- пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;
- пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок;
- составление рассказа по серии сюжетных картинок;
- пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картинки;
- составление рассказа по одной сюжетной картинке.
Учитывая сказанное, мы опирались
на схемы для составления
Для воспитателей нашей группы мы предложили использовать те виды, которые не требуют контекстной, объемной, самостоятельной речи, а именно:
- чтение и разбор коротких рассказов и сказок;
- рассматривание объектов и предметов;
- беседа по картинке.
При проведении занятий по формированию связной речи мы предлагаем учитывать следующие методические принципы: [Приложение 7]
Перенесение отработки связного рассказывания с детьми из слабой подгруппы на индивидуальные логопедические занятия. ( На групповом занятии такие дети выступают только по достижении ими среднего уровня. Одновременно это является стимулом в обучении).
Занятия, предусмотренные перспективным планом для развития связной речи, были распределены следующим образом:
- Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов - 4 занятия
- Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин - 4 занятия
- Составление рассказа с элементами творчества
- по серии сюжетных картин - 4 занятия
- Составление рассказа с элементами творчества
- по одной сюжетной картине - 2 занятия
- Составление описательных рассказов с использованием схем - 5 занятий
- Творческое рассказывание - 2 занятия
Экспериментальными данными подтверждается, что при описании и сравнении предметов и объектов дети испытывают значительные затруднения, связанные:
– с самостоятельным определением при рассмотрении предмета, его главных признаков и свойств;
– установлением последовательности в изложении выявленных признаков;
– удержанием в памяти ребенка этой последовательности.
Учитывая сказанное, мы разработали
схемы для составления
Анализируя результаты проведённой работы, мы сделали вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчают нашим детям овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными. Эти и аналогичные схемы мы использовали не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.
Важность овладения навыками описания предметов в плане подготовки к школьному обучению, трудности в усвоении этого вида развёрнутых высказываний определили необходимость изыскания наиболее адекватных путей и способов формирования у детей с ОНР навыков связной описательной речи.[22]
Анализ детских рассказов. Обращается внимание на особенности решения творческой задачи: придуманные ребёнком ситуации, введённые в действие персонаж и др. Отмечаются языковые особенности составленных рассказов: соблюдение грамматических норм речи, удачное использование средств образной выразительности и др. После этого детям можно предложить «пофантазировать» и придумать свои варианты развития сюжета рассказа (помимо предложенных педагогом). [Приложение 12]
Особое место в формировании связной речи детей дошкольного возраста занимает обучение творческому рассказыванию.
Сначала мы включали отдельные, доступные детям задания творческого характера в занятиях по развитию связной речи. Эта работа осуществлялась совместно логопедом и воспитателями. [22]
В целях формирования навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества использовали следующие виды работы: составление рассказов по аналогии, придумывание продолжения (окончания) к незавершенному рассказу, составление сюжетного рассказа по набору игрушек, сочинение рассказа по нескольким опорным словам, придумывание рассказа на заданную тему. При этом решались следующие практические задачи:
- Развитие у детей умения
ориентироваться в
- Активизация имеющихся знаний и представлений об окружающем;
- Уточнение и развитие
- Развитие воссоздающего и творческого воображения;
- Формирование навыков
- Специальные занятия по
Здесь уже составление рассказов по аналогии с прослушанным текстом (небольшого объёма) проводилось без предварительного пересказа (с учётом возросших речевых и познавательных возможностей детей). Структура таких занятий включала:
- Двукратное чтение и разбор содержания текста;
- Конкретные указания детям по составлению собственного рассказа
(изменение времени года, места действия и др.);
-Рассказы детей с последующим
коллективным анализом и
Коррекционно-логопедическая работа по формированию разных сторон речи детей на занятиях по картинам включает формирование грамматически правильной речи, развитие фразовой речи, обогащение словаря и проводится с учетом особенностей конкретного картинного материала в соответствии с задачами каждого периода обучения.
Организуя занятия по обучению пересказу, придерживались строгого плана:
Организационная часть (цель – помочь детям сконцентрировать внимание, подготовить их к восприятию текста);
- Чтение текста (без установки на пересказ);
- Разбор текста в вопросно-
- Повторное чтение текста детьми (с установкой на пересказ);
- Пересказ текста детьми (с опорой на наглядный материал);
- Упражнения на закрепление язык
- Анализ детских рассказов.
При проведении занятий ставились следующие задачи:
Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
1.Формирование навыков
2.Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
3.Целенаправленное
4.Коррекционная работа по
На первом (подготовительном) этапе целенаправленно велась работа на обогащение словаря детей выразительными средствами, знакомство детей с фразеологизмами, поговорками, пословицами и загадками. Эта работа дала возможность детям почувствовать красоту и образность родного языка.
На втором (основном) этапе велась работа по обучению умению строить предложения разных типов и работать над структурой высказывания, соответствующей описанию. Так же на этом же этапе происходило и обучение детей составлению рассказов. Задача педагога - вызвать у ребенка эмоциональное отношение к изображению. Эмоциональность ребенка создает предпосылки и возможности для дальнейшего развития сознательных форм выразительности речи. Дети учились подбирать сравнения, образные выражения, закрепляли и автоматизировали грамматические формы.
На третьем (заключительном) этапе, логопедическая работа направлялась на закрепление навыка самостоятельного планирования речевого высказывания; совершенствование умения эмоционально, образно высказывать суждения повествовательного рассказа. Осуществлялось это в процессе дидактических игр, используемых на занятиях и в свободное время. Дидактические игры явились фактором, повышающим интерес детей к своей речи, формирующим умения и навыки анализировать, подыскивать эпитеты и сравнения при высказывании собственных суждений, реализовывать творческие возможности. Для данной методики была разработана система заданий. Результат проведенного исследований позволил выявить уровень развития связной монологической речи дошкольников с ОНР III уровня, уязвимые места при формировании монологической речи.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Как показал опыт нашей работы, введение в занятия по обучению рассказыванию различных заданий творческого характера значительно способствует развитию связной речи и творческих возможностей детей.
В ходе целенаправленного обучения дети в достаточной степени овладели языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. По-прежнему следует уделять формированию соответствующих грамматических обобщений и практическому усвоению (по образцу, наглядной опоре) лексических, грамматических компонентов фразы-высказывания, разных типов синтаксических конструкций. У детей были сформированы представления об основных элементах, лежащих в основе построения сообщения: адекватность содержания, последовательность, отражение причинно-следственной взаимосвязи событий и др. При обучении детей значительное место было отведено работе над пересказом, с постепенным усложнением структуры и языкового материала текста. Дети овладели навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, т.е. тех видов монологических высказываний, которые наряду с пересказом составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе./25/
Результаты эксперимента показали следующее:
1. Чем раньше выявляются
2. Занятия должны быть
3. Должен соблюдаться принцип последовательности и поэтапности.
4. Использование эстетической
5. Систематическая работа по
расширению пассивного и
6. Составление рассказов по
7. Заучивание стихотворений по опорным схемам.
Такая работа помогает не только обеспечить детям полноценное речевое общение, но и, в конечном счете, подготовить их к обучению в общеобразовательной или специальной школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Умение общаться с взрослыми и сверстниками – это непременное условие всестороннего развития ребенка. Целью работы было обследование связной речи детей 6 лет с ОНР III уровня. Результаты исследования показали, что речь детей с ОНР III уровня еще значительно отличается от связной речи детей с нормальным развитием. Поэтому проделанная работа доказывает актуальность данной темы. С детьми нужно продолжать работу над формированием связной речи. Своевременная работа – это важнейшее условие полноценного речевого и общего психического развития.
Методы и методики исследования исходили из психических особенностей детей шестилетнего возраста с ОНР III уровня. Задача современного логопеда состоит в том, чтобы вовремя выявить и работать над формированием связной речи. Поставленная цель достигнута, задачи выполнены.
Практическая значимость эксперимента состоит в том, что полученные данные о недостаточной сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста получили подтверждение. Целенаправленное обучение детей с ОНР рассказыванию позволяет детям овладеть языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. Дети овладевают навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, т.е. тех видов монологических высказываний, которые наряду с пересказом составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе.
Данные исследования и методику проведения эксперимента могут использовать воспитатели, дефектологи и логопеды в решении задач по подготовке шестилетних детей с ОНР III уровня к обучению в школе.
Список используемых источников